Внеклассное мероприятие, посвященное памяти В.С.Высоцкого
Внеклассное мероприятие, посвященное памяти В.С.Высоцкого
Продолжительность – 30 минут
Предметное направление – музыка, литература
Целевая аудитория – 9 класс
Цель мероприятия
- знакомство обучающихся с биографией и творческим наследием Владимира Высоцкого
- углубить знания учащихся о личности В. С. Высоцкого, показать высокую гражданственность его самобытной оригинальной поэзии, подчеркнуть силу его стихов и песен.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие, посвященное памяти В.С.Высоцкого»
Сценарий внеурочного мероприятия
памяти Высоцкого
Продолжительность – 30минут
Предметное направление – музыка, литература
Целевая аудитория – 9 класс
Цель мероприятия
- знакомство обучающихся с биографией и творческим наследием Владимира Высоцкого
- углубить знания учащихся о личности В. С. Высоцкого, показать высокую гражданственность его самобытной оригинальной поэзии, подчеркнуть силу его стихов и песен.
-на примере творчества В.С.Высоцкого, который «воплотил в себе боль и совесть нашего времени», воспитывать у учащихся стремление занимать активную жизненную позицию, бороться не только за чистоту и искренность человеческих отношений, красоту окружающего мира, но против всего, что оскорбляет и порочит наше общество
- развивать устную речь учащихся, умение свободно владеть словом, чувствовать и передавать в чтении наизусть то, что тревожит, волнует автора, а также свое собственное отношение к поднятой им проблеме, развивать артистические, художественные способности ребят.
Задачи мероприятия
Познакомить обучающихся с основными этапами жизни и творчества поэта Владимира Высоцкого
Развивать творческие способности обучающихся через выразительное чтение стихотворений и исполнение песен
Расширять кругозор обучающихся
Воспитывать патриотические качества личности
Предварительная подготовка – поиск материалов в печатных изданиях и Интернете, отбор и компоновка материалов, подготовка ведущих, чтецов и исполнителей песен. Выставка литературы и периодических изданий «Высоцкий в России больше, чем поэт».
Оборудование мероприятия – экран, проектор, презентация.
Ход мероприятия
(звучит тихая музыка)
Слайд 1
1 ведущий: Сегодня мы вспоминаем большого поэта современности, выдающегося артиста, незабываемо игравшего на подмостках Театра на Таганке, яркого киноактёра, самобытного исполнителя авторских песен, звучащих во всех уголках страны. Это Владимир Высоцкий. 25 января 2014 ему исполнилось бы 76 лет.
Иосиф Бродский сказал о нем: Это был невероятно талантливый человек, совершенно замечательный стихотворец. Рифмы его феноменальны. С одной стороны, его трагедия, с другой – удача, что избрал карьеру барда.
Юрий Любимов говорил: «Для меня Володя – прежде всего поэт. Он был прекрасный актер, потому что он был личностью. Еще – Володя был очень добрый человек. Если он знал, что человеку плохо, он обязательно находил возможность помочь».
(музыка замолкает)
Слайд 2
2 ведущий:Родился Высоцкий в Москве 25 января 1938 года. Жил то с матерью- переводчицей с немецкого языка, то в семье отца-связиста, ставшего профессиональным военным. Вторая жена отца больше других поощряла поэтические пробы мальчика, мать увлекалась театром и с раннего детства приобщала к нему сына. Учась в школе, он уже занимался в драматическом кружке. Раннее детство Владимир провёл в московской коммунальной квартире на 1-ой Мещанской улице: «…На тридцать восемь комнаток всего одна уборная…» — напишет в 1975 году Высоцкий о своём раннем детстве. Затем жил в Большом Каретном переулке, 15. Этот переулок увековечен в его песне — «Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном!».
Слайд 3
По окончании школы, под давлением родителей Высоцкий поступил на механический факультет Московского инженерно- строительного института. В коллектив студентов влился сразу, всегда был в центре внимания, на всё имел своё мнение, но удовлетворения от учёбы не получал- душа рвалась на подмостки театра. И в конце первого семестра он всё-таки бросил институт, чтобы на следующий год, преодолев сложнейшие экзамены, поступить в школу- студию МХАТ. Здесь начало раскрываться его дарование. Он писал различные комедийные вещи, стихотворные тексты многочасовых капустников, в составе агитбригады ездил по сёлам, придумывал и исполнял частушки на местные темы.
По окончании школы- студии Высоцкий некоторое время работал актёром Московского драматического театра им. Пушкина, затем- Театра миниатюр, делал первые пробы в кино.
«Про Одессу» (песня) – гиперссылка со слайда 1,48
Но после того как увидел первый спектакль только что открывшегося Театра на Таганке- понял: вот его театр, в другом он себя уже не представлял.
Слайд 4
1 ведущий:На протяжении16 лет, по день смерти- 25 июля 1980 года, Владимир Высоцкий был ведущим актёром Театра на таганке. В 1971 году в театре был поставлен спектакль по трагедии Шекспира «Гамлет» в переводе Бориса Пастернака. Главную роль в нём сыграл Высоцкий.
«Гамлет» (песня) – гиперссылка со слайда 1,06
«Я сам себя предложил на эту роль,- признавался он.- Давно хотел сыграть её, смотрел почти всех наших Гамлетов. Сыграть не просто по-другому, чем они, а ( так мне самому тогда казалось) как хотел Шекспир. Но, вероятно, об этом думает каждый актёр».
Слайд 5
Роль, о которой мечтает любой актёр, стала, пожалуй, его главной театральной работой. В течение восьми с половиной лет, то есть до самой смерти, Высоцкий выходил на сцену в образе датского принца.
Высоцкий говорил: «Творчество требует от меня полной отдачи и каких-то невероятных сил: физических, эмоциональных…Я играл Галилея, играю до сих пор Гамлета- эти роли требуют от меня нечеловеческого напряжения».
18 июля - в предынфарктном состоянии- сыграл он своего последнего Гамлета.
Слайд 6
2ведущий - Чтец
Когда я отпою и отыграю,
Где я закончу и на чем – не угадать?
Но лишь одно, наверное, я знаю:
Мне будет не хотеться умирать!
Посажен на литую цепь почета,
И звенья славы мне не по зубам…
Эй, кто стучит в дубовые ворота
Костяшками по кованным скобам!...
Ответа нет – но там стоят, я знаю,
Кому не так страшны цепные псы.
Но вот над изгородью замечаю
Знакомый серп отточенной косы…
Я перетру серебряный ошейник
И золотую цепь перегрызу,
Перемахну забор, ворвусь в репейник,
Порву бока – и выбегу в грозу!
Слайд 7
1 ведущий:Официальное признание пришло после смерти. Сейчас поэта печатают, вышли на экран не показанные в своё время кинокартины с его участием, сделано несколько кино- и телепрограмм о жизни и творчестве нашего выдающегося современника, статьи и воспоминания о нём заполнили страницы газет и журналов. За создание образа Жеглова в телевизионном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен Владимиру Высоцкому посмертно присуждена Государственная премия СССР.
Слайд 8
Высоцкий говорил: «Без России я ничто. Без народа, для которого я пишу, меня нет. Без публики, которая меня обожает, я не могу жить. Без любви я задыхаюсь, но без свободы умираю.
2 ведущий
Слайд 9
Термин «авторская» песня впервые введен В. Высоцким. С каждым годом песня всё больше заполняет жизнь Высоцкого. Она требует очень большой работы,- говорил поэт,- эта песня всё время живёт с тобой, не даёт тебе покоя ни днём, ни ночью, записывается она иногда моментально, но работа на неё тратится очень большая. Если на одну чашу весов бросить всё, что я делаю кроме авторской песни- деятельность мою в театре, кино, на радио, телевидении, концерты, а на другую только работу над песней, то мне кажется, что эта чаша перевесит, потому что песня всё время не даёт покоя, скребёт за душу и требует, чтобы ты вылил её на белый свет и, конечно, в музыку».
Слайд 10
1 ведущий
Песни, которые сам автор называл уличными, или городским романсом, а многие до сих пор считают «блатными», сильно повлияли на его судьбу. Страшась обличающего творчества Высоцкого, обыватели желали видеть в нём только автора блатных песен. Это становилось предлогом для отказа в публикации стихов и ограничения концертной деятельности.
Основная же заслуга этих песен, наверное, в том, что поэт, благодаря им, поверил в действенную силу своей сатиры и решился на тяжёлое подвижничество, которому посвятил всего себя, всю свою жизнь,- стал песнями бороться с недостатками нашей жизни.
2 ведущий:Одни любили его, другие- ненавидели. Он признавался:
(видео) 2,04
Диапазон сатиры Высоцкого огромен. От беззубых старух, разносящих слухи; соседа, который завидует всем, потому, что уверен: «у них денег- куры не клюют», до ставших все известными Вань и Зин, товарищей учёных, доцентов с кандидатами, убирающих картошку и других. Сатира Владимира Высоцкого показала, как всё это нелепо.
«Песенка о слухах» - гиперссылка со слайда 2,24
Слайд 11
1 ведущий:Но есть в стихах поэта и другой мир- прекрасный мир романтики.
Здесь «горы спят, вдыхая снежные лавины», «скалы сами подставляют плечи»; здесь страхуют товарища и можно положиться на друга, как на себя самого.
«Песня о друге»– текст песни, гиперссылка со слайда 2,30
Слайд 12
2 ведущий:
Военные песни блистательной россыпью вкраплены в поэтическое наследие Высоцкого. Каждая из них, воспевая боевой подвиг, сама является подвигом творческим, потому и западает в сердца, теребит души., В беседе с корреспондентом поэт объяснял это так: «Почему я так часто обращаюсь к военной теме?.. Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет волновать- это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю… Во-вторых, у меня военная семья…»
1 ведущий:
Чтец
Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог –
Кто считал, кто считал!...
Сообщается в сводках Информбюро
Лишь про то, сколько враг потерял.
Но не думай, что мы обошлись без потерь –
Просто так, просто так…
Видишь – в поле застыл, как подстреленный зверь,
Весь в огне, искалеченный танк!
Где ты, Валя Петров? – что за глупый вопрос:
Ты закрыл своим танком брешь.
Ну а в сводках прочтем: враг потери понес,
Ну а мы – на исходный рубеж.
Видео«Песня о погибшем лётчике» 2,44
Слайд 13
2 ведущийЧтец
Братские могилы
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают, -
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И вечный огонь зажигают.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче – гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы –
Все судьбы в единую слиты.
А в вечном огне – видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейстаг,
Горящее сердце солдата.
У братских могил нет заплаканных вдов –
Сюда ходят люди покрепче,
На братских могилах не ставят крестов…
Но разве от этого легче?!
Слайд 14
1 ведущий
Война только коснулась Владимира Высоцкого, опалив его детство, но, тем не менее, он и знал о ней многое, ведь вырос Володя в семье военного. Пройдут годы, и из сплава детских впечатлений и воспоминаний, рассказов отца и его фронтовых друзей, из всего, что сохранило сердце, отольются песни, как живая память о войне, о солдатах, ковавших победу.
Володя очень любил слушать фронтовые рассказы своего отца и его родного брата Алексея, храброго фронтовика, дошедшего до Берлина. Эти рассказы дали потом свои ростки в военных песнях Владимира Высоцкого.
«Он не вернулся из боя» (песня) – гиперссылка со слайда 3,17
Высоцкий наполнял свои песни настолько достоверными деталями и подробностями, что старые солдаты были убеждены: написать такое мог только человек, прошедший дорогами войны.
Владимиру Высоцкому удалось передать и трагизм сорок первого года, и ликование сорок пятого. Поэту веришь. Словно эти песни созданы сразу после войны, а не четверть века спустя. «Мы дети военных лет,- говорил он,- для нас это вообще никогда не забудется… Мы довоёвываем в своих песнях. У всех нас совесть болит из-за того, что мы не приняли участия в войне. Я вот отдаю дань тому времени своими песнями. Это почётная задача- писать о людях, которые воевали.
«Спасите наши души» (песня) – гиперссылка со слайда 4,34
Слайд 15
2 ведущий:В самом главном поэзия Высоцкого близка есенинской поэзии - она проникнута большой любовью к Родине и пропитана музыкой. Высоцкий всегда был лирик, быть может, в первую очередь- лирик, даже в «уличных» и самых сатирических песнях, но его стихи о любви были почти неизвестны.
Чтец
«Нет рядом никого, как ни дыши»
Нет рядом никого, как ни дыши.
Давай с тобой организуем встречу!
Марина, ты письмо мне напиши –
По телефону я тебе отвечу.
Пусть будет так, как года два назад,
Пусть встретимся надолго иль навечно,
Пусть наши встречи только наугад,
Хотя ведь ты работаешь, конечно.
Не видел я любой другой руки,
Которая бы так меня ласкала, -
Вот по таким тоскуют моряки, -
Сейчас моя душа затосковала.
Я песен петь не буду никому –
Пусть, может быть, ты этому не рада, -
Я для тебя могу пойти в тюрьму –
Пусть это будет за тебя награда.
Не верь тому, что будут говорить,
Не верю я тому, что люди рады,
И как-нибудь мы будем вместе пить
Любовный вздор из трепетного яда.
Песня
«Здесь лапы у елей дрожат на весу» 3,17 (музыка затихает)
1 ведущий: (ч-з 1 минуту) 25 июля 1980 года в возрасте 42-х лет поэта не стало. Похороны Высоцкого вылились в подлинное проявление народной скорби.
Не могло быть и речи о том, что скромное старое здание театра, где шло прощание, пропустит сквозь себя хоть малую толику скорбящих. Но люди стояли.
К началу второго часа ночи стало безоговорочно ясно, что и проблеска надежд нет. И тогда люди стали просить впереди стоящих передать туда, в театр цветы… Река цветов текла над тысячами человеческих голов.
Слайд 16 2ведущий
Марина Влади – жена Владимира Высоцкого, в своей книге «Владимир или прерванный полёт» пишет: «На улице бьёт в глаза яркий свет. Волнуется людское море, растянувшееся на километры. И над толпой поднимается твой голос- сотни людей взяли с собой магнитофоны и включили свои любимые песни…» Вот уже много лет беспрерывный поток людей идет к его могиле. Люди кладут сюда букеты, приносят яблоки, пироги, оставляют свою гитару. Могила поэта Владимира Высоцкого в самом центре Москвы стала местом паломничества миллионов людей.
Слайд 171 ведущий
Все знали, что Высоцкого нельзя было заставить: «Пой в унисон, жми что есть духу»,- ответ у него был прост: «Лучше голову песне своей откручу, но не буду скользить, словно пыль по лучу!»
Многие из его лучших стихотворений были написаны в середине 70-х годов, но и сегодня, больше сорока лет спустя, они звучат современно, продолжая, как говорил поэт «входить не только в уши, но и в души».