kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние музыкального развития на психическое здоровье детей с ОВЗ Новобрянской СКОШИ VIII вида.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт совместной работы педагогов коррекционной школы и преподавателей школы искусств, позволяет сделать вывод о том, что организация систематической целенаправленной работы по развитию музыкальности детей с ОВЗ, способствует улучшению общего их развития.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние музыкального развития на психическое здоровье детей с ОВЗ Новобрянской СКОШИ VIII вида.»

Республиканская научно-практическая конференция «Культура безопасной жизнедеятельности как фактор сохранения здоровья воспитанников интернатных учреждений»

Влияние музыкального развития на психическое здоровье детей с ОВЗ Новобрянской СКОШИ VIII вида.

Автор: Кваша Татьяна Петровна

Сведение об авторе:

Образовательное учреждение: ГКОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

Дата рождения: 14.06.1969 г.р.

Образование: высшее. Восточно - Сибирская Государственная Академия Культуры и Искусства – 2007г.

Специальность: «Дирижер. Хормейстер академического хора. Преподаватель», «Учитель музыки»

Занимаемая должность: учитель музыки

Категория: I категория – 2013г.

Трудовой стаж: 24 года

Пед. стаж: 20 лет

Повышение квалификации:

  • Курсы АОУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики»

  • «Повышение музыкального образования в школе – 2009г.»

  • «Социализация обучающихся с ОВЗ – ключевое направление в воспитательной работе с С(К)ОУ» - 2014г.

  • Профессиональная переподготовка в Государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Бурятский республиканский педагогический колледж»

  • «Коррекционная педагогика в начальном образовании» - 2015г.



Влияние музыкального развития на психическое здоровье детей с ОВЗ Новобрянской СКОШИ VIII вида.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечнососудистой системы. Известно, что занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга…

Современными учеными доказан тот факт, что посредством музыки можно влиять на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека, а также воздействовать на эмоциональное самочувствие человека. Дети с интеллектуальными нарушениями испытывают затруднения в осуществлении контроля за своими эмоциональными проявлениями, их реакции отличаются несдержанностью, непосредственностью. Эта особенность благоприятствует отражению отрицательных эмоций и снижает возможность невротизации личности, с одной стороны, а с другой – подобное неумение контролировать свои эмоциональные проявления затрудняет адаптацию ребенка в социуме.

Я работаю учителем музыки в Новобрянской специальной (коррекционной) школе интернат 8 вида 16 лет, и преподавателем класса фортепиано в Новобрянской детской школе искусств 5 лет. Помимо особенностей аффективно - эмоционального и волевого компонентов, в структуре личности умственно отсталого ребенка отмечается недоразвитие потребностно - мотивационной сферы. Для умственно отсталого ребенка на первый план выступают его личные потребности, причем он не оценивает их социальную значимость. Таким образом, мотивация деятельности носит эгоцентрический, а не общественно значимый характер. По этому каждый день на своих занятиях стараюсь детям дать понять, что музыка требует при своем изучении особой сосредоточенности и душевного настроя, для этого использую следующие виды деятельности: пение, слушание музыки, игру на простейших музыкальных инструментах (ложки, трещотки, треугольники, свирель). Музыкальный материал для работы с детьми с нарушением в развитии отличается:

  • Простотой и выразительностью

  • Доступностью восприятия и исполнения

  • Небольшим объемом

  • Частым повторением заданий

  • Коррекционной направленностью

На уроках музыки и вокальном кружке «Музыкальная капель», который я веду, стала отмечать и выбирать заинтересованных ребят, имеющих творческие задатки. Важно вовремя заметить в ребенке его способности, потенциал…

Работая достаточно долго с детьми в коррекционной школе, мне пришла такая мысль: а почему бы не начать обучать наших ребят в музыкальной школе? Ведь многие из них имеют музыкальные задатки: музыкальный слух и голос.

В сентябре 2012 года пятеро учащихся Новобрянской СКОШИ VIII вида, были приняты на дополнительное обучение в Новобрянскую детскую школу искусств. Совместно с педагогами школы искусств, была разработана и стала реализовываться программа по музыкальному развитию детей с ОВЗ - «Творческое начало».

Педагогическая целесообразность программы:   обучение детей с ОВЗ игре на инструменте дает возможность самореализации и самовыражения творческого потенциала ребенка, вместе с тем развивая его эмоциональную и духовную сферу.

Занятия музыкой тем полезны, что в процессе развития движений пальцев руки не хаотичных, а строго ориентированных во времени (т.е. те движения, которые воспроизводит музыкант) развивается мелкая моторика рук, которая в свою очередь кинестетическими импульсами развивает речевой центр мозга. Кроме того, происходит развитие высших корковых функций мозга – памяти, внимания, мышления, координации.

Обучение игре на инструменте способствует раскрытию индивидуальности и реализации творческого потенциала.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ «ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО»: развитие музыкально-эстетического потенциала ребенка с ОВЗ посредством игре на инструменте, умение ориентироваться в многообразии музыкальных стилей и жанров.

ЗАДАЧИ:

  • учить ребенка грамотно работать с нотным текстом

  • развивать творческий потенциал через исполнительскую деятельность;

  • приобщать обучающихся к основам музыкальной культуры;

  • корригировать отклонения интеллектуального развития;

  • развивать речевую активность;

  • развивать эмоциональную отзывчивость и реагирование на музыку;

Данная программа использует следующие формы обучения: уроки, домашние задания, опросы, тесты, концерты. Участие детей в фестивалях, конкурсах также показывает результат совместной работы педагогов двух школ и учащихся в процессе обучения. Программа рассчитана на детей с ОВЗ 8 – 14 лет, сроком на 4 года.

Основной формой учебной и воспитательной работы в классе является занятие педагога с обучающимся, проводимое в индивидуальной форме 2 часа в неделю.

Спецификой программы является совместное интегрированное обучение детей с недостатками в развитии, со здоровыми сверстниками в системе школы искусств. Ребята обучаются по следующим предметам, входящих в комплексную программу

  1. Обучение игре на музыкальных инструментах (баян, аккордеон, фортепиано). Оно совершенствует музыкальное развитие детей через преодоление трудностей, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения.

  2. Музыкальная литература – знакомит ребят с основными видами искусства, рассказывает о творческой деятельности композиторов в разные времена. Преподаваемый материал развивает фантазию, образное мышление и укрепляет, активизирует эмоционально-волевую сферу ребенка.

  3. Хоровое пение – знакомит с хоровым искусством, учит правильно и выразительно владеть своим певческим дыханием и голосом. Развивать дыхание, что важно для детей, склонных к болезням дыхательной системы; привить хорошую осанку благодаря правильному положению тела во время пения. Кроме того, пропевать определенные звуки, стимулируются определенные органы. Занятия хоровым пением стимулируют интерес ребенка с ОВЗ к собственному «Я», поэтому способствуют формированию гармоничной и психически здоровой личности.

  4. Коллективное музицирование (оркестр) – знакомит детей с различными музыкальными инструментами. На оркестре ребята, учатся ритмично играть на выбранном инструменте, быть организованными и дисциплинированными.

  5. Сольфеджио и теория музыки – развивает логическое и образное мышление, активизирует и улучшает память.

На примере нескольких ребят, которые учатся в Новобрянской детской школе искусств, хочу показать, как игра на инструменте, повлияла на их общее развитие.

К. Слава (03.04.2002г), ученик 5 класса, посещает школу искусств 3 год по классу фортепиано. Наравне с ребятами, которые обучаются в общеобразовательной школе, посещает такие музыкальные предметы как: хор, сольфеджио, слушание музыки. До учебы в музыкальной школе у ребенка была средняя работоспособность, слабо сформирована школьная мотивация, часто не доводил начатое дело до конца. В данное время наблюдается устойчивая мотивация к учебной деятельности, стала развита мелкая моторика рук, которая способствует чистописанию. Слава стал более дисциплинированным, старается планировать свое время, нашел много друзей, перестал быть застенчивым и стеснительным, поверил в свои способности.

С. Дана (28.12.2002г), ученица 5 класса, посещает школу искусств 3 год по классу баян. До посещения музыкальной школы отмечалась слабость мелкой моторики, мало анализировала свою деятельность. В данное время Дана с большим интересом стала делать различные поделки из теста, много и красиво рисовать, улучшилась кратковременная и долговременная память (выступает на общешкольных мероприятиях: участвует в кукольном театре, исполняет песни, стихи), выставляет свои работы на выставках различного уровня: поселкового - «Одежда для домовенка Кузи» (Новая- Брянь 2014г), районного - «Широкая Масленица 2015г» (Заиграево), республиканского - посвящённому Международному Дню Инвалидов (Улан-Удэ. 2015г).

М. Ирина (25.07.2000г), ученица 8 класса, посещает школу искусств 4 год по классу аккордеон. До того, как Ирина начала посещать детскую школу искусств, она отличалась от своих одноклассников особой музыкальностью, и точным интонированием разучиваемых песен. Всегда принимала активное участие в школьных мероприятиях: пела и танцевала. А занятия в школе искусств, дали Ирине новый, более сильный толчок в ее творчестве и музыкальном развитии. В 2014г, она выступала на VII Международном фестивале конкурсе «Шаг навстречу» (г. Санкт-Петербург), в 2015г – приняла участие в межрегиональной конференции и в концерте (г. Томск). В учебной деятельности стала более дисциплинированной, внимательной на уроках. Натянутые отношения с одноклассниками стали наиболее ровными, дружескими.

Занятия в музыкальной школе организовывают ученика. Дети становятся более общительными, у них, по сравнению с другими сверстниками, расширяется кругозор, речь становится более развитой, улучшается мелкая моторика рук. Ребенок при помощи музыки учится общаться с людьми, улавливать настроение собеседника, его эмоциональное состояние. Музыка развивает у ребенка с ОВЗ усидчивость, терпеливость, систематический труд.

Обучение игре на музыкальных инструментах способствуют повышению настроения, жизненного тонуса. Заметила, что ребята стали более бодрыми, практически не болеют, им очень нравится выступать на сцене, чувствовать себя востребованными, активными, позитивными людьми.

При обучении группы детей НБ СКОШИ VIII вида в музыкальной школе, возникают и трудности. Проблемой является то, что ребята не отличаются своей прилежностью в занятиях. Память у них кратковременная. Могут пропустить урок, перепутать расписание, и т.д. У них нет возможности выполнять домашнее задание на инструменте. Некоторые дети и года не выдерживают в музыкальной школе, т.к. нужно учить много непонятных им терминов, разбираться в них, изо дня в день повторять одни и те же мелодии. Мы педагоги – стараемся не ругать ребят. Ведь не все вырастают известными музыкантами, многим музыкальное образование помогает социализации детей в современное общество.

Опыт совместной работы педагогов коррекционной школы и преподавателей школы искусств, позволяет сделать вывод о том, что организация систематической целенаправленной работы по развитию музыкальности в музыкальной школе, способствует улучшению общего развития детей с ОВЗ. Успешно развивается и корригируется речь, формируется и развивается эстетический вкус, психологическая устойчивость, и как следствие легче проходит адаптация подростков к условиям современного и динамичного мира.

Список источников:

1. МУЗЫКА 1-7 классы. Тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека/ авт.сост. Е.Н. Арсенина. Волгоград: Учитель, 2009.

2. ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ (сборник методических материалов)/ сост. Т.В. Васильева

3. МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА/ Варфоломос А, Вып. 2-3, Ленинград, 1996г.

4. ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ/ Зимина Москва. Владос.2000г.

5. ИСТОРИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ. Имханицкий М .И..Москва 2002г.













8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Кваша Татьяна Петровна

Дата: 04.05.2016

Номер свидетельства: 324081


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства