Музыка - один из видов искусства который обращение непосредственно к человеческому чувству. Именно поэтому в душу маленького человека её не следует вводить через сознание, т.е. через пояснение интерпретацию. В музыке есть необъяснимая тайна которая овладевает нашими сердцами, а может быть, музыка с самого рождения живёт в наших душах. Только нужно не загубить это хрупкое волшебство и особенно бережно относится к маленьким детям, ведь они так ранимы и их так легко лишить возможности любить и понимать мир звуков
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Влияние музыки на ребенка»»
20
Доклад
на тему : «Влияние музыки на ребенка».
Подготовила:
музыкальный руководитель
МКОУ ДОУ №5
Гумирова Ольга Васильевна
12.09.2014
Тайшет 2014
Содержание
I. Введение.
II. Влияние музыки на ребенка.
III. Дыхательная гимнастика.
IV. Музыкотерапия.
V. Заключение.
VI.Литература.
I. Введение
Музыка - один из видов искусства который обращение непосредственно к человеческому чувству. Именно поэтому в душу маленького человека её не следует вводить через сознание, т.е. через пояснение интерпретацию. В музыке есть необъяснимая тайна которая овладевает нашими сердцами, а может быть, музыка с самого рождения живёт в наших душах. Только нужно не загубить это хрупкое волшебство и особенно бережно относится к маленьким детям, ведь они так ранимы и их так легко лишить возможности любить и понимать мир звуков. В силу того что звук - одно из интенсивных средств влияния на психику человека, дети, особенно маленькие, очень живо реагируют на разнообразные звуки (шум, голос, музыка). Если речь фоном и не выступает как средство обращения, у малыша пропадает ориентировка на понимание смысла слов и его речевое развитие затормаживается. Только осмысленная, обращенная к ребёнку речь взрослого вызывает у малыша стремление понять смысл слов. Ситуация с музыкой аналогична. Для эмоционального переживания ребёнком музыки недостаточно, чтобы она была фоном. Музыка должна стать ещё одним средством нашего общения с детьми. Дети всегда должны видеть, что для нас музыка несёт содержание, что мы внимательны к ней, что она рождает у нас определённый эмоциональный отклик. Дети должны почувствовать, что состояние, вызванное солнечным или напротив, пасмурным днём, первым снегом или листопадом, может выражено через музыку. Способность чувствовать и переживать необходима человеку. Наша задача – сохранить и развивать в детях эту способность к живому эмоциональному переживанию, беречь её и направлять. Необходимо стремиться к тому, чтобы по мере становления интеллекта детей эмоциональность и способность к образному восприятию окружающего мира не подавлялись логикой, а дополняли и обогащали образ этого мира. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребёнка. Впечатления детства человек проносит всю свою жизнь. Обращение с музыкой, картинами великих художников с литературными произведениями формирует творческую личность, создаёт благоприятные условия для развития эстетических эмоций, по выражению Л.С. Выготского, "умных эмоций". Ведь эмоциональная отзывчивость связана с эмоциями высшего порядка и лежит в основе эстетического сознания личности человека.
Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для дошкольников. Музыка - искусство "интонируемого смысла" (Б. Асафьев), что и определяет богатство эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений. Благодаря музыке в ребёнке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, внимание к другому человеку, природе, интерес к народам своей Родины и других стран. Так формируется полноценная личность, человек, способный чувствовать и сострадать. Приоритетное направление в музыкальном развитии с ними вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей, определяет нормы поведения и взаимоотношений. Известно, что жизнь музыкального произведения можно представить как триаду.
Композитор
Исполнитель Слушатель
Исполнитель, т.е. музыкант-педагог, занимает в этом звене ведущее место. От его вкуса, выразительного исполнения зависит художественность вкуса и предпочтении маленького слушателя. Необходимо развивать у дошкольников потребность в постоянном общении с настоящей музыкой - народной, классической, современной. Музыкальная деятельность весьма значима для дошкольника, необходимо так организовать эту деятельность, чтобы она радовала его и вызывала только положительное отношение к ней. Процесс приобщения к музыке и музыкальной деятельности должен быть на хорошем знании ребёнка: его интересов и предпочтении, музыкального опыта, эмоционального состояния, возрастных психофизических особенностей. Чтобы приобщение ребенка к музыке состоялось, взрослым (педагогам и родителям) необходимо знать:
1. что такое музыкальность и как она проявляется дошкольном детстве;
2. как формировать слушательские способности;
3. как полюбить пение, движение под музыку, музицирование на инструментах.
Музыка благоприятна для организма в целом, она является одним из средств физического воздействия на организм человека, (в дошкольном учреждении на физическое развитие ребенка.)
II. Влияние музыки на ребенка
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию всего окружающего, к активному мышлению.
Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Я учу прислушиваться к звучанию, сравнивать сходные и различные звуки, знакомлю с их выразительным значением, отмечать характерные смысловые особенности художественных образцов, учу разбираться в структуре произведения. Дидактическая игра на звуковысотный слух: "Птицы и птенчики".
Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание. Занятие ритмикой, основание на взаимосвязи музыки и движения, улучшает осанку ребенка, координацию, вырабатывает четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют изменять скорость в движениях, а также регулировать степень напряжения, амплитуду и направление.
Одним из ведущих видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие.
1. Слушание музыки предваряет разучивание песни, пляски, партитуры для детского оркестра.
2. Другим видом музыкальной деятельности является детское исполнительство.
Стараюсь проявить это у детей в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Побуждаю ребёнка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и своё собственное отношение.
Например: "Дождик". "Кап-кап".
3. Следующий вид музыкальной деятельности - детское музыкальное творчество. В дошкольном возрасте я побуждаю детей к созданию простейших песенных импровизаций; например пропеть своё имя: "Катя", "Ка-тень-ка", комбинировать знакомые танцевальные движения, создавать новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах.
4. Ещё один вид музыкальной деятельности музыкально-образовательная, которая предполагает, усвоение детьми элементарных сведений о музыке, её выразительных особенностях, а также приобретение определённого запаса навыков и умений в различных видах исполнительства.
Музыкальные занятия - основная форма организации воспитания, обучения, развития детей - базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Занятия проводятся в соответствии с программой, планомерно по всем видам музыкальной деятельности. Материал распределяется на несколько занятий, организовывается каждое из них так, чтобы оно являлось и самостоятельным, и как бы отрезком целостного педагогического процесса. Стараться заинтересовать детей последующими занятиями, познакомить
детей с дальнейшими перспективами работы над музыкальным материалом. На занятиях происходит различная смена деятельности: дети поют, танцуют, играют, слушают музыку. Дети учатся сопереживать, определять характер, слушать музыку, знакомятся с выразительными средствами, формой произведения (характер контрастных частей, фраз), а также рассуждают о музыке. Ребята запоминают некоторые понятия, например: "Музыкальное вступление", "запев и припев", "музыкальная фраза" и т.д. Дети не просто говорят о музыке "весело - грустно", но и "нежно", "приятно" и "ласково", "печально", "скучно", "сурово". Они легко справляются с заданием, если понимают его смысл. Например, спокойную колыбельную песню следует пень напевно, не спеша, негромко, чтобы добиться выразительного исполнения.
Главная задача музыкального руководителя - научить детей любить песню, дать простейшие певческие навыки. Расширять репертуар в первую очередь за счет народных песен, так как народная песня обладает художественно-воспитательной ценностью, не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой, например: "На горе-то, калина" - хоровод, "А я по лугу гуляла", "А мы Масленицу дожидались", "Вдоль по улице метелица метет" и т.д. Пение народных песен знакомит с национальными традициями народа, с его песенным прошлым. Систематическое их исполнение способствует эстетическому воспитанию, развивает у детей художественный вкус, пробуждает чувство любви к Родине, родной природе. Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи, например:
«Сорока-сорока» Русская народная прибаутка.
Игре на детских музыкальных инструментах уделяется особое внимание, так как именно у дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. Работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах проводится организованно и последовательно. Знакомство детей с инструментами как на музыкальных занятиях, так и во время работы кружка и индивидуальной работы с детьми. Применяются разнообразные методические приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, фланелеграфа, слушание музыки в грамзаписи. В процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах ипользование попевок из "Музыкального букваря" Н.А.Ветлугиной. Попевки помогают развивать у детей мелодический слух, чувство ритма, голос, способность сравнивать и различать звуки по высоте и тембру. Развлечения с использованием музыки (концерты, детские оперы, музыкальные игры-драматизации, кукольные спектакли, веселые соревнования, викторины и т.д.) является важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования музыкального восприятия. Вдумчивое использование развлечений расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности. Насыщенность развлечений эмоциональными и занимательными моментами повышает заинтересованность, а следовательно, и активность детей ко всему, что предлагает им в ходе развлечений. Содержание развлечений складывается из специально подобранного художественного материала различного характера, в зависимости от поставленных целей. Часто на этих развлечениях дети инсценируют песни, разученные на музыкальных занятиях, с большим желанием и интересом играют в музыкально-дидактические игры. Игры помогают нам не только сделать этот день неповторимым, веселым, но и закрепить знания и навыки ребят, приобретённые на музыкальных занятиях и в процессе индивидуальной работы.
Музыкальные игры и игры - забавы являются интересной формой развлечения и проводятся с детьми всех возрастов. Сюжетность и образность этих развлечений органически сочетается с музыкой, например: "Колядки", "Масленица". Как форма организации детской музыкальной деятельности, праздники и развлечения сочетаются с другими видами театрально-игровой, художественно-словесной, изобразительной и помогают решать важные нравственно-эстетические задачи воспитания.
Музыкально-ритмические движения и ритмика относятся к музыкальному воспитанию, которые рассматриваются, как один из видов музыкальной деятельности в котором, содержание музыки, её характер и образы передаются в движениях.
Ритм - основа музыки и он взаимосвязан со всеми остальными средствами музыкальной выразительности. Воспринимая выразительность музыкального ритма, ребёнок в своей слуходвигательной реакции передает эмоциональный характер музыкального произведения со всеми её выразительными средствами. Все это воспитывает слуходвигательный аппарат в целом, что и лежит в основе воспитания музыкально-ритмического чувства, которое является способностью активно переживать и отображать в движении музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного кода музыкального движения.
Музыкально-ритмические движения - полифункциональное средство в воспитании и развитии здорового ребенка, как физически, так и духовно.
Музыка, является мощным средством эстетического и этического воспитания, имеет и оздоровительный эффект, оказывая влияние на жизненные функции организма.
Музыка и движения органически взаимосвязаны. Адекватно подобранные музыкальному образу движения способствуют более полному отражению музыки; с другой стороны - музыка развивает чувство ритма, темпа, выразительность и эмоциональность движений.
Большое разнообразие движений под музыку я рассматриваю как средство двигательной активности, несущее функции физического развития и оздоровления детей. Не менее важная функция движений связана с эстетическим воспитанием - формирование культуры движений. Важным показателем культуры движений является красивая осанка. Кроме этого состояние осанки является одним из показателей здоровья детей. Поэтому моя задача формировать правильную осанку у детей на музыкальных занятиях и физкультуре под музыку. Музыка и движения представляют собой мощное средство для развития музыкально-двигательного творчества детей. Разностороннее воздействие на человека движений и музыки, тесная взаимосвязь музыки и движений выполняют образовательно-воспитывающую функцию.
В качестве основных методов обучения музыкальным движениям наиболее эффективны наглядный, словесный, практический. Сюжетно-игровой метод, как разновидность практического, является одним из ведущих. Применяется как в процессе обучения отдельным упражнениям, так и в построении всего занятия. В связи с этим большинство музыкально-двигательных упражнений имеют понятное детям содержание, которое усиливает, уточняет, углубляет воздействие музыки. Сюжетный метод дает широкие возможности, не нарушая природного развития детей, учит правильно и красиво двигаться, танцевать, слушать и понимать музыку. Содержание сюжета выражается в названии темы. Как основные сюжетные линии использую темы природы и русский народный фольклор.
Повышение эффективности организации здорового образа жизни детей, обеспечивается реализацией принципов природного оздоровления, т. к. жизнь и здоровье человека находятся в природе и зависят от неё.
Чтобы движения под музыку способствовали организации здорового образа жизни дошкольников, учитываются следующие условия:
1. опора на психофизиологические основы здорового образа жизни детей;
2. исследование педагогических основ организации здорового образа жизни ребёнка, возрастные психологические особенности дошкольников;
3. определяется место, содержание, функции движений под музыку, методы воспитания и обучения этим движениям в общей системе здорового образа жизни дошкольников;
Оздоровительные функции музыки дают основание утверждать, что движения под музыку и методы обучения им дошкольников способствуют укреплению здоровья. Физическому и духовному развитию ребёнка.
Для успешного решения вопроса организации здорового образа жизни научно обосновано содержание движений под музыку, их формы и функции для детей дошкольного возраста. Из всего многообразия движений, включенных в программу музыкальных движений, наибольшее предпочтение отдается хореографии, музыкальным играм и ритмической гимнастике, в которых в наибольшей степени проявляется взаимосвязь музыки и движений. Эти музыкальные движения развивают у ребенка двигательные навыки, двигательные качества - ловкость и координацию движений, быстроту слуходвигательной реакции, общую выносливость, способствующие улучшению состояния здоровья и физического развития старших дошкольников. Упражнения способствуют укреплению мышц спины, живота, плечевого пояса и ног, что приводит к формированию правильной осанки. Кроме оздоравливающей и развивающей функций музыкальные движения имеют и воспитывающую функцию, проявляющуюся в формировании культуры движений, приобщающей детей к музыкальному и народному творчеству. Культура движений включает такие компоненты, как красота, пластичность, легкость, ритмичность, точность движений, выразительность исполнения и эмоциональную отзывчивость на музыкальное восприятие.
Сюжетно-игровой, наглядный и образный методы являются ведущими в решении педагогических задач. Эти методы способствуют быстрому усвоению движений, развитию памяти, мышления, музыкально-двигательному творчеству. На основе этих методов дети на музыкальных занятиях от меня получают различную информацию, связанную со здоровым образом жизни, музыкой, танцами, народными праздниками и обычаями. Такая информация способствует формированию мотивов и развитию интереса и потребностей к укреплению здоровья, активному участию в занятиях музыкальными движениями.
Методы и методические приёмы воспитания и обучения должны быть направлены также и на создание положительно-эмоционального фона не только на занятиях музыкальными движениями, но и в других видах деятельности детей, связанных с организацией здорового образа жизни. В результате ребёнок получает радость, эмоциональное благополучие, ему уверенность в своих силах, что способствует укреплению здоровья, физическому и духовному развитию детей.
III. Дыхательная гимнастика
«Дыхательная система ребенка устроена природой чрезвычайно сложно и мудро. Главная задача родителей и нас педагогов – сохранить ее здоровой»
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).
Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.
Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.
Занимаясь дыхательной гимнастикой на занятиях, я слежу, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).
На своих занятиях я превращаю лечение в игру.
Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.
Упражнения для детей с нарушением носового дыхания под музыку:
1. Исходное положение стоя. Рот закрыт. Одну половину носа плотно закрыть пальцем, дыхание производить поочередно (по 4—5 раз) через каждую половину носа.
2. Дышать только через нос. Встать, ноги на ширине плеч. Руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь — вдох, опустить руки вниз — выдох. Выполнять медленно до 5 раз.
3. Стоя, вдыхать через одну половину носа, а выдыхать через другую до 5—6 раз через каждую половину носа.
4. Стоя ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10 (рот закрыт), затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос (5—6 раз).
5. Вдох через нос, рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить звук «м-м-м» (медленно до 8 раз).
6. При ходьбе дышать только через нос. Постепенно удлинять фазу выдоха: на 2 счета — вдох, на 3—4—5—6 — выдох; на 2 счета — вдох, на 3—4—5—6—7 — выдох (2—3 мин).
Весёлые упражнения для малышей
Бегемотик
ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос.
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Жук
«жу-у-у - сказал крылатый жук,
посижу и пожужжу».
Паровозик.
Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.
Некоторые мелодии обладают высоким терапевтическим эффектом, по возможности используются на занятиях.
От неврозов и раздражительности избавляет бодрящая музыка
1 концерта П.И.Чайковского
Помогает снять стресс, сконцентрироваться, идеально подходит для уединенных занятий романтическая музыка: "Романс" Ф.Шуберта
"Маленькая серенада" В.Моцарта.
Для профилактики утомляемости
"Утро" Э.Грига
Поднимают настроение, избавляют от депрессий, стимулируют творческий импульс:
"Болеро" Равеля
"Танец с саблями" А.Хачатуряна.
Полное расслабление можно получить от:
"Вальса" Д.Шостаковича,
"Романса" Г.Свиридова.
Развитию умственных способностей у детей помогает музыка В.Моцарта.
Головную боль снимает - "Полонез" Огинского.
Дыхательная гимнастика дает возможность не терять бодрости и жизнерадостности, сохраняет высокую работоспособность, нормализует развитие голоса и служит охране голоса от заболеваний.
IV. Музыкотерапия
Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии как в психолого-педагогической коррекции, так и в лечебно-профилактической медицине достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы. Проведенные учеными наблюдения над людьми с различной музыкальной подготовкой показали, что сильное физиологическое воздействие на организм производят только хорошо известные классические и народные мелодии. Воспринимая музыкальное произведение, слушатель создает в своем воображении свои ассоциации. Известно, что музыкальные ритмы 3/4 - вальс действует успокаивающе, а ритмы 2/4, 4/4 оказывает бодрящее воздействие.
Среди музыкальных инструментов можно выделить лидеров по воздействию на состояние ребенка. Наибольшее влияние оказывает органная музыка. Деревянные духовые инструменты, фагот или гобой, благотворно действуют на печень, а вот сердечно - сосудистая система предпочитает струнные - скрипка, виолончель, гитара.
Музыкальная терапия существует едва ли не столько же, сколько и человек разумный. Русский психолог Рубинштейн объяснял возникновение музыки тем, что в природе все подчинено определенным внутренним ритмам, и только психика человека неритмична.
Человек придумал музыку, чтобы строить и жить помогала, в самом прямом смысле, чтобы придать ритм и гармонию своей психической жизни. Самое древнее упоминание о волшебной силе музыки встречается в Ветхом Завете, в рассказе о том, как Давид излечил Саула от нервной депрессии, играя на гуслях.
Древние китайцы применяли; музыку наряду с другими средствами традиционной медицины. Европейцы в отличии от китайцев, полагавших, что музыкой можно воздействовать непосредственно на больное место, применяли музыку как дополнительное психотерапевтическое средство. Так, в одной мюнхенской клинике пациентам с заболеванием желудочно-кишечного тракта давали слушать Моцарта и Бетховена.
Представители классической, отечественной школы музыкотерапии, сходятся, во мнении, что лучшая музыка для лечения и расслабления - классическая, представленная известными композиторами, а также музыка, основанная на традиционных народных мотивах.
По своему назначению классические произведения делятся на детские, релаксационные, активизирующие и смешанные. Музыкальные, этюды, действуют на определенные нервные клетки и вызывают соответствующий эффект: расслабляют, успокаивают и т.д. Поэтому если надо пообщаться на, музыкальном уровне с ребенком, как еще не рожденным, так и на первых годах жизни, то используются следующие мотивы:
Колыбельные:
«Спи, моя радость, усни» (Моцарт)
«Сон, приходит на порог» (Дунаевский)
«За печкою поет сверчок» (Островский)
«Колыбельная Светланы»
«Спи, дитя мое».
Родителям совсем необязательно иметь хороший музыкальный слух и певческий голос, главное - петь песни с нежностью. Необходимо чтобы ребенок слышал материнский голос, привыкал к нему. После рождения малыша следует продолжать слушать музыку после кормления и перед сном. Напевайте ребенку колыбельные - он будет намного спокойнее, радостнее и эмоциональнее. Даже самые активные шалунишки, слушая музыку, успокаиваются и расслабляются, потому что слышат давно знакомое и привычное. Включайте музыку, когда ваш малыш уже лег в кровать.
Мамы тоже должны научиться слушать музыку. Релаксационную, расслабляющую и успокаивающую можно слушать, как днем, так и вечером, перед сном, в удобной, приятной обстановке. При этом в комнате должен быть приглушенный, спокойный свет, нужно удобно сесть или лечь и не забывать правильно дышать. Как правило, при музыкальных сеансах профессионалы советуют дышать не грудью, как мы привыкли, а животом и на счет десять выдыхать. Благодаря такому дыханию воздух проникает в клетки организма и помогает лучше расслабиться.
В классическую релаксационную программу входят следующие произведения: Бах И.С. «Ария из сюиты №3» или медленные части из Бранденбургских концертов: Шуберт Ф. «Аве-Мария» или 2-я часть 8-й симфонии, Беллини В. «Каватина Нормы», Вивальди А. «Зима». Бетховен Л. вторые части фортепианных сонат (8, 14, 23), Чайковский П.И. анданте кантабиле из 5-й симфонии «Июнь» и «Октябрь» из цикла «Времена года».
Помимо этого, ученые советуют слушать классическую музыку, активизирующую мозговую деятельность, помогающую вернуть утраченную и израсходованную энергию. К активизирующим музыкальным произведениям относятся творения В.Моцарта - первые и третьи части из фортепианных сонат и концертов. «Рондо» из «Маленькой ночной серенады», отрывки из оперы «Волшебная флейта».
П.И.Чайковского - вальсы из балетов, «На тройке» из «Времен года», отрывок из финала 4-й симфонии, а также отрывок С.Прокофьева из 1-й части 1-й симфонии, М. Глинки «Романсы». А. Вивальди «Весна» и т. д. Самое главное - помнить, что музыку надо пропустить через себя. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют нервную систему. Под музыку выстраивается ритмика организма, при которой физиологические реакции протекают наиболее эффективно. При умело подобранной мелодии снижается утомление, улучшается самочувствие.
Лечебное воздействие музыки люди заметили еще в глубокой древности. Шаманы и жрецы изгоняли болезни при помощи специальных песен-заклинаний, ритмических композиций, исполняемых на бубнах и других инструментах. Благотворное влияние мелодичной музыки на больного отмечали и древние греки, и египтяне. Современная наука использует музыку для профилактики и лечения самых разных заболеваний.
IV. Заключение
Таким образом, организация здорового образа жизни как педагогического процесса предполагает учёт физиологических и психических особенностей развития дошкольников, что обуславливает включение их в процесс формирования здорового образа жизни без насилия и давления, через развитие интереса к творческой деятельности, который необходимо постоянно поддерживать и углублять.
Проблема воспитания и развития здорового человека, являющаяся важнейшей составной частью целостного процесса всестороннего формирования личности, может быть успешно решена при осуществлении преемственности в работе детского сада и семьи.
Литература
Георгиев Ю. Музыка здоровья / С. Шушарджан // О музыкальной терапии. - СПб. : Лань, 2002 г.
Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология. - М. : ВЛАДОС, 2010г.
Картушина, М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: метод. пособие. - М. : Сфера, 2004.
Картушина, М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. - М. : Сфера, 2208.
Медведева И.Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры. - М. : ВЛАДОС, 2012г.
Пензулаева, Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста ( 3-7 лет). - М. : ВЛАДОС, 2002.
Петрушин, В.И. Музыкальная психология. - М. : ВЛАДОС, 2002г.
Рунова, М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. - М. : Мозаика – Синтез, 2002.
Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. - СПб. : Лань, 2001г.
Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. - М. : ВЛАДОС, 1985г.