К концу ХХ столетия отечественная баянная школа достигла больших успехов. Широко известны имена талантливых исполнителей: И. Паницкий, В. Бесфамильнов, В. Семенов, Ф. Липс, А. Скляров, Ю. Шишкин, В. Зубицкий, Д. Султанов, А. и Г. Ефременко, А. Гайсин, постоянно выступающих в крупнейших концертных залах страны и мира. Их искусство широко представлено в аудиозаписях, фондах радио и телевидения, сборниках концертного репертуара, публикуемых различными издательствами. Значительные результаты достигнуты и в области баянной педагогики, по праву признанной одной из ведущих в мире. Почти каждый год приносит новые имена лауреатов международных конкурсов баянистов и аккордеонистов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ГККП «Детская музыкальная школа №1 отдела образования акимата г.Костаная»
Республика Казахстан
ВИВАТ, БАЯН!
К концу ХХ столетия отечественная баянная школа достигла больших успехов. Широко известны имена талантливых исполнителей: И. Паницкий, В. Бесфамильнов, В. Семенов, Ф. Липс, А. Скляров, Ю. Шишкин, В. Зубицкий, Д. Султанов, А. и Г. Ефременко, А. Гайсин, постоянно выступающих в крупнейших концертных залах страны и мира. Их искусство широко представлено в аудиозаписях, фондах радио и телевидения, сборниках концертного репертуара, публикуемых различными издательствами. Значительные результаты достигнуты и в области баянной педагогики, по праву признанной одной из ведущих в мире. Почти каждый год приносит новые имена лауреатов международных конкурсов баянистов и аккордеонистов.
Однако осмысление этих несомненных достижений пока еще существенно отстает от практики. Вплоть до настоящего времени опубликовано очень мало развернутых статей об исполнителях-баянистах, а появляющиеся время от времени в периодической печати разрозненные заметки о том или ином из них чаще всего носят лишь информативный характер. Между тем многочисленные почитатели баяна, да и не только, а музыки в целом, ученики музыкальных школ, студенты колледжей и культурно-просветительных учебных заведений не имеют достаточного представления о творческом пути, особенностях исполнительства наших лучших мастеров, процессе их становления как музыкантов.
Совсем недавно нам посчастливилось побывать в городе Челябинске на мастер-классе прославленного исполнителя Юрия Шишкина. О нем не зря говорят, что это музыкант не то что XXI, а даже XXII века! Заслуженный артист России Юрий Шишкин – ярчайшее явление в современном баянном исполнительском искусстве. Его дарование отличают высокое техническое мастерство, создание масштабной образной партитуры произведения, владение музыкальной живописью и блестящая техника. Творческий портрет музыканта дополняет его постоянный поиск средств выразительности, раздвигающих границы возможного на баяне, темперамент и артистизм. Наиболее точно об исполнительском искусстве Юрия Шишкина сказал известный баянист-виртуоз Вальдемар Гуди: «Это синтез страсти, беспредельного технического совершенства, эмоционального магнетизма и искренности! Замыслы своих интерпретаций он черпает из той высоты вдохновения, где возможно покоится музыка, и где рождается и откуда приходит сама красота». На первый взгляд простой человек, но когда берет в руки баян, невольно задерживаешь дыхание и весь обращаешься в слух. Картины как живые встают перед глазами: то бурная пляска болгар в вечернем блеске огня, то печально – трогательная Севдана (что в переводе значит любимая), рассказ о потере возлюбленной, то великий безбрежный Дон. Все картинки, как мозаику можно сложить в великие произведения «Болгарская сюита», «Донская рапсодия», или неповторимая в своем трагизме «Калина красная» В.Шукшина.
Сейчас Юрий Васильевич и сам преподает. Он и как рассказчик оказался не менее великолепным! Много нового мы, живущие и работающие в провинции педагоги, почерпнули для себя. Маэстро поделился секретами мастерства, знание и применение, которых позволяет выйти за грани возможного на баяне. Работая на мастер–классах с ребятами разных возрастных категорий и ступеней обучения, Шишкин показал инновационный подход в методике игры на инструменте. Для себя мы подчерпнули абсолютно новое в работе над исполнительскими штрихами. Удивительным оказалось то, что он не использует штрих Legato, а заменил его на non legato, объясняя это тем, что данный штрих не дает ясного и четкого представления о художественном образе произведения, утяжеляет его восприятие на слух. На примере продемонстрировав, как разительно меняется характер и тот самый образ. Практически везде Шишкин играет пальцевой удар staccato, советуя с самого начала обучения детей учить именно такому прием, чтобы музыкальная ткань звучала филигранно и легко.
Не менее интересна его интерпретация динамических оттенков. «Если вы хотите сыграть пиано, начните играть с форте!» Мастер строит работу на принципе контраста. Его бережное отношение к звуку просто восхищает, как аккуратно и точно он использует человеческие эмоции, которые передает в звуке. Большое внимание маэстро уделяет выбору репертуара. Так как правильно подобранная программа это уже 50% успеха и большой интерес учеников к выбранному инструменту. Юрий Васильевич и сам занимается подборкой пьес для сборников музыкальных школ, один из которых нам удалось приобрести на мастер–классе.
Шишкин начал встречу с рассказа о себе. Когда пришло время выбирать свой жизненный путь, отец спросил его: «Сынок, мы с мамой собираемся купить тебе серьезный баян. Ты будешь играть?». Он ответил: «Папа, музыку я ненавижу, но жить без неё уже не могу». Необходимым, считает Шишкин научить ребенка правильно воспринимать конструктивную критику, не ранив его и не оказав давление на психологический настрой. Представляешь, я ругаю Шишкина, ругаю, а у него глаза блестят и он ИГРАЕТ!»- говорил его преподаватель. Поэтому баянист считает, что к каждому ученику нужен свой особый подход. Но расслаблять учащихся нельзя, везде должна присутствовать систематическая самоподготовка, а также отношение как к взрослому полноценному музыканту. Во время занятий мы имели возможность видеть, как, объясняя тот или иной момент, маэстро передает все эмоции мимикой, руками, ногами, высоким звонким голосом, что невольно завораживает и заставляет слушать как нас, преподавателей так и маленьких музыкантов.
С фирмой "Юпитер" Юрий Шишкин сотрудничает более 20 лет. По его словам баян "Юпитер" является одним из символов высокого искусства русских мастеров. Этот инструмент обладает огромным спектром динамических и тембровых красок, позволяет создать масштабную образную партитуру произведения, заниматься музыкальной живописью. "Юпитер" отвечает самому тончайшему пианиссимо и одновременно его мощи хватает, чтобы конкурировать с симфоническим оркестром. Огромное внимание маэстро, конечно, обратил на инструментальное оснащение школ. «Отсутствие хорошего инструмента пагубно влияет как на слух, так и на исполнительскую динамику музыканта, а также выезды на конкурсы. Делает их подготовку невозможными, так как качество и уровень будут слабыми.
Подытоживая 4-х часовые встречи, промелькнувшие как 4 минуты, Шишкин подчеркнул важность тяжелого труда преподавателя музыкальной школы, так как именно благодаря нему закладывается тот фундамент и база, так необходимые для блестящей игры на инструменте. «Я не преподаватель, я больше исполнитель!» - говорит Юлий Васильевич, но преподавательскую деятельность ведет, открывая дорогу в большое искусство таким исполнителям как Александр Поелуев, так же достойно занявшему место среди мировых исполнителей. Много нового и интересного мы подчерпнули за эти 2 дня для себя, эти знания мы конечно будем применять на своих занятиях.
В завершении встречи Юрий Шишкин исполнил «Голубую рапсодию» Джорджа Гершвина. По выражению самого исполнителя, он попытался сыграть и за весь оркестр, и сольную партию. Мелодия держала зал в напряжении несколько минут, после чего благодарный зритель разразился аплодисментами. На прощание музыкант пообещал, что будет продолжать учиться музыке и с нетерпением ждет дальнейшей встречи, потому что в Челябинске это был его 2 мастер-класс. Мы так же будем ждать встречи с великим исполнителем, чтобы опять узнать, что то новое, и, несомненно, интересное!!!