МБОУ «Комякская ООШ»
Сценарий мероприятия для учащихся объединения дополнительного образования.
«На зеленом лугу, у околицы»
Выполнила: учитель музыки 1 категории
Мишина Анастасия Николаевна
2018 год, д. Комяк
Направление деятельности: художественное
Название дополнительной общеобразовательной программы: «ВИШЕНКИ»
Срок реализации – 4 года, возраст детей – 11-12 лет.
ВВЕДЕНИЕ.
В последние годы особо возрастает ценность художественно-эстетического образования школьников Российской Федерации. Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями.
Идеи комплексного освоения искусства, восходящие к традициям древности, в настоящее время приобретают особую актуальность.
Изучая народное творчество учащиеся становится сопричастным к быту, семейным обычаям и традициям, праздникам, историческим событиям, которые происходили не где-то далеко, а на той земле, где они живут.
Данные материалы предназначены для руководителей кружков, классных руководителей, учителей музыки, краеведов. Приобщение к народному творчеству оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, т.е. формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Мероприятие можно представить в качестве итогового урока-концерта для родителей и других учащихся, особенность сценария в том, что дети становятся и артистами и участниками данного мероприятия, т.е. оно для учащихся, но с их непосредственным участием, такова особенность фольклора.
Цель: формировать интерес у детей к русскому народному творчеству, приобщая к истокам русской национальной культуры.
Задачи:
1.Развивать любовь к фольклору, к его малым формам;
2.Углублять познавательный интерес к истории и традициям своего народа; 3. Закреплять навыки правильной, выразительной речи, четкой артикуляции звуков, выразительного исполнения песен.
Предполагаемый результат: Проведение данного мероприятия предполагает приобщить обучающихся к изучению родного края и развить интерес к народным традициям, фольклорным произведениям.
Разнообразие различных фольклорных произведений позволяет детям устанавливать различные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, народными промыслами. Все это способствует развитию ассоциативного мышления, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» детей.
Данное мероприятие предполагают расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к фольклорному искусству как части окружающей его жизни.
Оборудование: Зал оформлен в стиле березовой рощи, посреди сцены на заднем плане стоят лавочки, до начала праздника звучат русские народные песни. Русские народные костюмы для кружковцев, маска медведя, деревянная кадка, шумовые инструменты (ложки, трещетки, бубен) – можно использовать в качестве украшений на припевах песен.
Ход сценария.
Девочки, участницы кружка выходят парами из разных кулис с песней «За горою у колодца» (Приложение 1) - проходят 1-2 круга по сцене, встречаются на середине сцены, делают поклон и встают в один ряд, допевают 2 куплет песни.
1 д. Добрый день вам и поклон,
Гости дорогие!
Собрались со всех сторон
Наши все, родные. (делают поклон)
2 д. Жива традиция, жива-
От поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.
3 д. На завалинке, в светелке,
Иль на бревнышках каких,
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
2.вед. Отдых - это не безделки,
Время игр и новостей.
Начинаем посиделки
Для друзей и для гостей!
Ведущая: Вот и девицы - ягодиночки
А нарядные, как картиночки.
(девочки рассаживаются на лавочки)
1д. Ой, девочки, а я что вчера видела!
Все. Чего?
1д. Да не знаю уж, сказывать ли вам?
2д. Как это не знаешь?
3д. Коли заикнулась, так сказывай давай!
1д. Сижу я вчера вечером у окошка, луна светит ярко, на улице хорошо видать, идут мимо дома нашего Варенька с Серёжкой. Достаёт он платочек да на плечи ей накидывает так бережно, бережно. И в глаза ей всё заглядывает.
4д. Никак, свадьба скоро будет. (воодушевленно рассказывать)
1 д. А мне маменька рассказывала, . что на старинных русских свадьбах совершался обряд, сегодня совершенно забытый. В самый разгар свадебного
пиршества невеста бросала в круг незамужних девушек подушку. И первая, севшая на неё, была следующей невестой. Так же поступал и жених. Вот поди было весело то было…..(ха-ха-ха, все смеются)
Исполняется народная свадебная песня «У голубя у сизого»(Приложение № 2)
3д. Послушайте, что со мной сегодня произошло. Иду я к вам сюда, вдруг мне дорогу перебегает чёрная – пречёрная кошка. Что делать? Не идти – нельзя, вы меня ждёте, а пойти так все переругаемся…
2д. Ой – ой – ой? Что же ты сделала?
3д. Ну, я не растерялась – три раза через левое плечо плюнула…(символически переплевывает)
2 дев. Бедный пушистый зверёк! Ох и хлебнул же он горя из –за своей окраски! А почему же именно чёрная, а не рыжая, полосатая или ещё какая – то кошка стала символом ссоры, неприятностей?
1 дев. Мне бабуля сказывала, то произошло, потому что с чёрным цветом наши предки связывали многие неприятности в своей жизни. Тёмная ночь… Тёмный лес… чёрный провал пещеры – они таили в себе опасность. С тех пор и повелось, что чёрный цвет стал символом зла, коварства, недобрых мыслей. И безобидную чёрную кошку крестьяне выкидывали из избы во время грозы – а вдруг притянет к себе молнию.
2 дев. А если провезти такого кота на лошади – всё, считай, конь пропал, а уж если чёрный кот чихнёт – не миновать хозяину зубной боли.
3 дев. А вот что говорил народ о суевериях.
1.Муравьи в доме – к счастью; кони ржут – к добру.
2. Сова близ дома кричит – к новорождённому.
3.Заяц по селу бежит – к пожару.
1 дев. Ага, вот-вот…
4.Мыло за пазухой спасает от порчи.
5.Не играй ножом – ссора будет.
6.Ключи на столе – к ссоре.
2 дев. Что вы все о грустном!
1д. Полно, девицы нам скучать, танцы время танцевать.
Исполняется русский народный танец «Девичий перепляс»
Неожиданно появляется мальчик в народном костюме, но с головой медведя, с кадкой воды и брызгает девочек.
Девочки в страхе отбегают назад. Кто-то садится, укрывает голову ладошками, кто- то кричит: «Помогите! Спасите! Оборотень!» Мальчик изображает рычание медведя, тем самым еще больше пугает девочек.
И тут самая смелая девочка, узнав мальчика, говорит.
Девочка: Девицы, да чего ж это мы испугались-то, да это ж Федька!
Все: Точно, Федька!!! Ух, мы тебя! Шутить изволил! (Девочки бегут за мальчиком, запугивая. Федька пятится назад )
Федька: Молодки-лебедки, полно вам, полно! Ей Богу пошутил, простите вы меня дурачка!!!
Девочка: А вот и нет! Надо тебе отвешать за такие забавы, да как надо!!!
Федька: Девоньки, да вы погодите ругать, давайте лучше играть!
Ведущая: Не только пели и плясали наши прадеды да прабабушки, они еще и играли в различные игры. Сейчас мы сыграем в одну из таких игр.
Проводится игра «Золотые ворота» (Приложение № 3)
Девочка: Говорят частушки, вроде, в наши дни уже не в моде?
Девочка: Только, разве, дело в моде, если любят их в народе?
Федька: Эй, девчата – хохотушки
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтобы стало веселей.
Исполнение частушек.(Приложение 4)
Ведущая: Ребята, а Федьки на затворках, поселились Тараторки. Начинают тараторить с самого утра, тра-та-та, небылицы, пословицы, поговорки.
Дети соревнуются в рассказывании небылиц, дразнилок.
Ведущая: На посиделках загадки служили подспорьем хорошему настроению. Старались загадывать неизвестную загадку, чтобы интереснее было отгадывать. Как ни трудна была загадка, а всегда находились самые сообразительные. А сейчас и мы на наших посиделках позагадываем друг другу загадки, да посмотрим на самого умного да смекалистого.
(Ведущий загадывает загадки)
1.Кривой конь лезет в огонь (кочерга).
2. Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
3. Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть)
4. Гибкий лес на плечи залез (коромысло).
5. Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку водят (дверь).
6. В избе - изба, на избе - труба, зашумело в избе, загудело в трубе, Видит пламя народ, а тушить не идет (печь).
7. У двух матерей по пяти сыновей. Одно имя всем. (Пальцы).
8. Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. (Веретено).
9. Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой).
10. Что из угла в угол в русской избе не переставишь? (Печка).
Ведущая: Молодцы, ребята!
Дружбу верную свою
С гармонистом покажу,
Под весёлую гармонь
Песню нашу пропоём.
Исполняется песня «Ягода», 1 куплет запевает солистка, на припев можно использовать трещетки. (Приложение 5)
Девочка. Что может быть лучше России?
Черёмухи белой в цвету.
И реки, что лентою синей
Лежит на зелёном лугу.
Спросите у рощи весенней,
Где ночью поёт соловей,
Что может быть лучше России -
Единственной песни моей?
Росиночка- Россия (из репертуара гр. Саманта)
Федька:
Заглянули в старину мы,
Будто дождь омыл сердца,
Только не допели струны
Нашу песню до конца.
Ведущая:
Всем спасибо за вниманье,
За задор, веселье, смех,
Говорим мы: "До свиданья!"
До счастливых новых встреч!