kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий музыкальной гостиной «Песенно-поэтический мир Михаила Исаковского»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальная гостиная «Песенный мир Михаила Исаковского». Материал музыкальной гостиной посвящен поэту -песеннику Михаилу Исаковскому, приуроченная к 115-летию со дня рождения поэта. Цели: - познакомиться с творчеством замечательного поэта-песенника Михаила Васильевича Исаковского, с его песнями, ставшими народными, любимыми народом; - помочь увидеть, что творчество поэта связано с родиной, с событиями в стране, что его произведения отражают жизнь народа, его чаяния, чувства; - учиться выражать чувства поэта: выразительно читать стихотворения, исполнять его песни; - содействовать воспитанию любви к Отечеству, к родной земле, к народной песне.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий музыкальной гостиной «Песенно-поэтический мир Михаила Исаковского» »

Музыкальная гостиная

«Песенно-поэтический мир Михаила Исаковского»

Цели: - познакомиться с творчеством замечательного поэта-песенника

Михаила Васильевича Исаковского, с его песнями, ставшими

народными, любимыми народом;

- помочь увидеть, что творчество поэта связано с родиной, с

событиями в стране, что его произведения отражают жизнь народа,

его чаяния, чувства;

- учиться выражать чувства поэта: выразительно читать

стихотворения, исполнять его песни;

- содействовать воспитанию любви к Отечеству, к родной земле,

к народной песне.


Учитель: В истории русской советской литературы Михаил Васильевич Исаковский стоит в одном ряду с такими поэтами, как В. Маяковский, С. Есенин, Н. Тихонов, А. Асеев, М. Светлов, А. Прокофьев, А. Твардовский… Каждый из них в индивидуально-неповторимых образах и формах выразил жизнь народа и страны. Своеобразие Исаковского, поэта мягкого и нежного голоса, - в тёплом проникновенном и светлом лиризме, в берущей за душу искренности, лёгкости и выразительности его внешне скромных творений.

В 30-ые годы XX века Исаковский стал одним из основоположников массовой лирической песни, а в военные и послевоенные годы достиг в этом жанре новых, невиданных высот.

Ученица (показывая на портрет): Высокий, широкоплечий, с крупными чертами лица и проницательными глазами, глядевшими сквозь толстые стёкла очков, Михаил Исаковский родился 20 января 1900 года в смоленской деревушке. Навсегда поэт приник сердцем к родным краям и не раз воспевал их в стихах и песнях:

Ученик: Есть во Всходском районе деревня такая,

Где оставил я детство своё;

И, куда б я ни шёл, мне звучал, не смолкая,

Тёплый, ласковый голос её.

Ученица: И ещё:

Ученик: Край мой смоленский,

Край мой родимый!

Здесь моя юность

Когда-то бродила…

По перелескам

Костры разводила.

В жите высоком

Венки заплетала.

Встречи нежданной

Здесь ожидала,

В дальние дали

Отсюда стремилась.

Ученица: Родители Исаковского были бедняками из бедняков. Из 13-ти их детей выжило только пятеро. Михаил был предпоследним, 12-ым ребёнком.

Мать Михаила – Дарья Григорьевна – терпеливо сносила бесконечные тяготы и заботы многодетной семьи. Она не умела ни читать, ни писать.

Отец поэта – Василий Назарович – труженик, пахарь, печник, плотник, предприимчивый, хозяйственный человек. Он владел начатками грамоты и со временем устроился работать почтальоном в соседней деревне. Благодаря газетам и журналам, которые привозил с почты отец, Миша самоучкой приобщился быстро к грамоте, самостоятельно научился читать, а затем и писать.

Из окрестных деревень приходили к нему неграмотные крестьяне с просьбой написать для них письма своим родным и близким. Тем самым Миша учился выражать чувства на бумаге, раскрывать душу. Не случайно своеобразный жанр «лирического письма» займёт впоследствии большое место в поэзии Исаковского.

Ученица: Осенью 1910 года Михаил идёт в школу, которая находилась в соседнем селе. Идёт сразу во 2-ой класс, так как умеет и читать, и писать. Однако вскоре школу пришлось оставить. «Ходить в школу, особенно зимой, мне было не в чем, - вспоминает он впоследствии. – Лапти, правда, я умел плести, так что с обувью дело обстояло благополучно, но одеваться мне было не во что. Так и просидел я целую зиму, как говорится, на печке». К тому же была ещё одна тяжёлая причина: с 7-летнего возраста у него развивалась острая хроническая близорукость с воспалением сетчатки и кровоизлияниями в глазном дне. На помощь пришла учительница, Екатерина Сергеевна Горанская. Она прислала мальчику комплект учебников за 2-ой класс, и Михаил стал заниматься дома.

Ученица: Спустя некоторое время он вновь пошёл в школу, и уже тогда у Михаила Исаковского стала обнаруживаться литературная одарённость. А в 1914 году одно из его ученических стихотворений увидело свет. Это была «Просьба солдата», напечатанная в московской газете «Новь». Так, уже подростком, будущий поэт приобрёл первую публикацию.

В 1921 году вышли первые сборники стихов Исаковского, а в 1927 – книга М. Исаковского. Вот они… (На доске или на слайде – названия сборников, ученица показывает их).

Ученица: К середине 30-ых годов Исаковский приобретает широкую известность, его стихи и песни звучат по всей стране.

Песенность, мелодичность была органически присуща стихам Исаковского уже в 20-ые годы, а одно из них – «Вдоль деревни» - стало своеобразным родником, истоком песенной реки в 30-ые годы. А как она начиналась, он и сам этого не ведал, для него это было полной неожиданностью.

«Однажды (было это в 1934 или 35-ом году), - вспоминал он в автобиографии, - в кино я услышал с экрана песню на мои слова и был очень удивлён. Это была песня Вдоль деревни».

Ученица: Вдоль деревни, от избы и до избы,

Зашагали торопливые столбы;


Загудели, заиграли провода, -

Мы такого не видали никогда;


Нам такого не встречалось и во сне,

Чтобы солнце загоралось на сосне,


Чтобы радость подружилась с мужиком,

Чтоб у каждого – звезда под потолком.


Небо льётся, ветер бьётся всё больней,

А в деревне – частоколы из огней,


А в деревне и веселье и краса,

И завидуют деревне небеса.

Ученица: «Оказалось, - продолжал Исаковский, - что руководители хора имени Пятницкого в какой-то хрестоматии встретили моё стихотворение «Вдоль дороги». В.Т. Захаров написал музыку, и хор начал петь новую песню. Потом я познакомился с руководителями хора, и они попросили меня дать что-либо ещё». Вот так появилась вторая песня на слова Исаковского в исполнении хора – «И кто его знает» (1938)


Лесовская С. Захарова А. исполняют песню «И кто его знает»


Ученица: Со второй половины 30-ых годов Исаковский становится одним из самых популярных и любимых в народе поэтов-песенников.

Ученик: Безмерно трагическим и героическим для нашей страны был период Великой Отечественной войны. Михаилу Исаковскому тяжёлая болезнь глаз не позволила надеть солдатскую шинель.

В Глотовке, в его деревне, был сожжён врагами отчий дом. Смоленщина оказалась под пятой фашистских оккупантов. Поэт всю войну прожил в небольшом городе Чистополе Татарской АССР.

Отцовский дом разгромлен и разрушен,

В огне, в дыму Смоленщина моя.

Кругом война, и, в руки взяв оружие,

Спешат на фронт и братья, и друзья.

И горько мне, что я – больной и хворый,

Что без меня идут они на бой.

На бой за Родину, судьба которой

Навеки стала нашею судьбой.

Ученик: Лирика Исаковского тех грозных лет – настоящая поэтическая летопись войны. В его стихотворениях «До свиданья, города и хаты», «Ой, туманы мои, растуманы…» и другие мы узнаём об отправлении бойцов в поход.

А стихотворение «В прифронтовом лесу» очень точно передаёт состояние воинов перед уходом в бой, их настроение. Словно и сам автор сидел с бойцами у костра перед атакой.

Ученица: Поэтически отображаются не только думы и чувства бойцов-фронтовиков, но и мужество: мужество матери, благословляющего сына-бойца, мужество девушки, провожающей бойца на позиции.

Ученица: Наказ сыну.

Мой сын родной! Прильни к земле скорей,

Услышь

Слезами залитое слово.

Мой сын родной! У матери твоей

Теперь – ни хлеба, ни земли, ни крова.


Пришли они, как чёрная чума,

Пришли

И кровью нашей умывались,

Угнали скот и подожгли дома,

Над старым и над малым надругались.

* * *

Услышь мой сын, и первым будь в бою, -

Круши, карай неистовую силу! –

За всех за нас, за Родину свою,

За эту безответную могилу.


Уничтожай поганое зверьё,

Пали огнём, дави его машиной! –

И в том благословение моё,

Которое навеки нерушимо.

Просмотр видеоклипа на песню «Огонек».

Ученик: Необычную судьбу и всемирную славу, не увядшую поныне, имела песня «Катюша». Созданная в 1938 – 39 –ых годах, в самый канун Второй мировой войны, когда гитлеровцы уже оккупировали Польшу и готовились к нападению на нашу страну, песня звала к чуткости, бережности и чистоте в самом прекрасном из чувств – любви к близкому человеку. Уже тогда, в те мирные, но уже пахнущие порохом времена «Катюша» была самой популярной из всех песен.

Ученица: В послевоенные годы судьба песни пролегла через десятилетия, через страны и континенты. Её знали и пели во многих уголках нашей Земли.

«Катюша» была песней-воительницей, песней-героиней. Недаром, когда в Красной Армии появилось новое грозное оружие – гвардейские реактивные миномёты, бойцы дали ему ласковое прозвище «Катюша». По заказу командовавшего этим родом войск, генерала А.И. Нестеренко, Исаковский написал новое стихотворение – «Песня про «Катюшу». В нём были слова:

И на море, и на суше –

По дорогам фронтовым

Ходит русская «Катюша»,

Ходит шагом боевым.

Подчистую немцев косит,

Подчистую гадов бьёт,

И фамилии не спросит,

И поплакать не даёт.

Ученица: На родине Исаковского, там, где поднимается над Угрой «берег крутой», стоит сегодня оригинальный памятник песне «Катюша»: на прикреплённой к большому камню-валуну медной дощечке высечены слова из этой песни, а рядом – беседка из бревенчатых скамеек под навесом. Это не просто благодарная дань памяти славному земляку. Памятник выполняет жизнесозидающую роль. По традиции ребята из окрестных деревень, призываемые в армию, собираются здесь для прощания с невестами, гуляют, говорят заветные слова.

Все присутствующие исполняют песню «Катюша»

Ученик: Художественным обобщением подвига мирных советских женщин в страшной войне явилась поэма Исаковского «Русской женщине». Это монументальный, поэтический памятник матерям, сёстрам, жёнам и невестам.

Ученик: Русской женщине.

… Да разве об этом расскажешь –

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..


В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын.

И ты со своею судьбою

Осталась одна на один.


Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И всё – без конца и без счёта –

Печали, труды и заботы

Пришлось на тебя на одну.


Одной тебе волей-неволей –

А надо повсюду поспеть:

Одна ты и дома и в поле,

Одной тебе плакать и петь.

* * *

В холодные зимы, в метели,

У той у далёкой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.

* * *

И воин, идущий на битву

И встретить готовый её,

Как клятву шептал, как молитву,

Далёкое имя твоё…

Ученица: Но самым сильным, самым примечательным было написанное к концу войны стихотворение «Враги сожгли родную хату», ставшее впоследствии известнейшей песней.


Звучит песня в записи «Враги сожгли родную хату»

Ученица: Перед нами история солдата-героя, который, пройдя со славой долгий путь войны, возвращается в родные края и ничего не находит, кроме пепелища на месте своей хаты и могильного холмика, укрывшего любимую жену.

Ученица: Как видим, поэзия Исаковского военных лет обладала большой мобилизующей силой. Об этом свидетельствуют и многочисленные письма фронтовиков, хранящиеся в личном архиве поэта.

Стихи и песни Исаковского послевоенной поры передают торжество жизни, что звучит в самих названиях этих произведений: Летят перелётные птицы…», поэма «Песня о Родине», «Славься, Россия!», «Слава народу», «Пробилась зелень полевая…», «Хорошо весною бродится», «Ой, цветёт калина».


Лесовская Светлана исполняет песню «Ой, цветёт калина».


Ученица: Замечательны и другие песни Михаила Исаковского послевоенных лет: «Каким ты был», «Услышь меня, хорошая» и в особенности чудесная песня на музыку Б. Мокроусова «Одинокая гармонь».


Захарова А. исполняет песню «Одинокая гармонь».


Ученик: Михаил Исаковский прожил 73 года. Последние пять лет из-за тяжёлой болезни он писал совсем немного.

Осенью 1967 года Исаковский написал такие проникновенно чистые и очень печальные строчки, которые посвятил своей жене, верному другу и помощнику, Антонине Ивановне.

Ученик: В дни осени.

Не жаркие, не летние

Встают из-за реки –

Осенние, последние

Останные деньки.


Ещё и солнце радует

И синий воздух чист.

Но падает и падает

С деревьев мёртвый лист.


Ещё рябины алые

Всё ждут к себе девчат,

Но гуси запоздалые

«Прости, прощай!» кричат.

* * *

И рощи запустелые

Мне глухо шепчут вслед,

Что скоро мухи белые

Закроют белый свет…


Нет, я не огорчаюся,

Напрасно не скорблю,

Я лишь хожу прощаюся

Со всем, что так люблю!


Хожу, как в годы ранние, -

Хожу, брожу, смотрю.

Но только «до свидания!»

Уже не говорю.

Учитель: 22 июня 1973 года Михаила Васильевича Исаковского не стало. Среди всего случайного, несущественного, что нередко засоряет нашу словесность, эстраду, творения Исаковского воспринимаешь как глоток родниковой воды с её чистотой и свежестью.

В русской поэзии Исаковский остаётся хранителем и продолжателем классических и народно-песенных лирических традиций. Поэзия Исаковского давно уже стала неотъемлемой частью духовной культуры нашего народа. Не «облетает цвет» с тихого и проникновенного творчества этого поэта, который выразил душу народную, простую и мудрую, как жизнь, красивую, как песню, и любовь народа к своему прекрасному поэту «не проходит, нет!».


Все присутствующие поют: « Каким ты был…»

1. Каким ты был, таким остался,

Орёл степной, казак лихой…

Зачем ты снова повстречался,

Зачем нарушил мой покой?

2. Зачем опять в своих утратах

Меня ты хочешь обвинить?

В одном я только виновата,

Что нету сил тебя забыть.

3. Свою судьбу с твоей судьбою

Пуская связать я не могла,

Но я жила одним тобою,

Я всю войну тебя ждала.

4. Ждала, когда наступят сроки,

Когда вернёшься ты домой,

И горьки мне твои упрёки,

Горячий мой, упрямый мой.

5. Но ты взглянуть не догадался,

Умчался вдаль, казак лихой…

Каким ты был, таким ты и остался,

А ты и дорог мне такой.



Всем участникам гостиной спасибо за память к творчеству М.Исаковсого.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Сценарий музыкальной гостиной «Песенно-поэтический мир Михаила Исаковского»

Автор: Панькова Татьяна Михайловна

Дата: 03.10.2015

Номер свидетельства: 235907


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства