Сценарий музыкальной гостиной «Песенно-поэтический мир Михаила Исаковского»
Сценарий музыкальной гостиной «Песенно-поэтический мир Михаила Исаковского»
Музыкальная гостиная
«Песенный мир Михаила Исаковского». Материал музыкальной гостиной посвящен поэту -песеннику Михаилу Исаковскому, приуроченная к 115-летию со дня рождения поэта. Цели: - познакомиться с творчеством замечательного поэта-песенника
Михаила Васильевича Исаковского, с его песнями, ставшими
народными, любимыми народом;
- помочь увидеть, что творчество поэта связано с родиной, с
событиями в стране, что его произведения отражают жизнь народа,
его чаяния, чувства;
- учиться выражать чувства поэта: выразительно читать
стихотворения, исполнять его песни;
- содействовать воспитанию любви к Отечеству, к родной земле,
к народной песне.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- содействовать воспитанию любви к Отечеству, к родной земле,
к народной песне.
Учитель: В истории русской советской литературы Михаил Васильевич Исаковский стоит в одном ряду с такими поэтами, как В. Маяковский, С. Есенин, Н. Тихонов, А. Асеев, М. Светлов, А. Прокофьев, А. Твардовский… Каждый из них в индивидуально-неповторимых образах и формах выразил жизнь народа и страны. Своеобразие Исаковского, поэта мягкого и нежного голоса, - в тёплом проникновенном и светлом лиризме, в берущей за душу искренности, лёгкости и выразительности его внешне скромных творений.
В 30-ые годы XX века Исаковский стал одним из основоположников массовой лирической песни, а в военные и послевоенные годы достиг в этом жанре новых, невиданных высот.
Ученица (показывая на портрет): Высокий, широкоплечий, с крупными чертами лица и проницательными глазами, глядевшими сквозь толстые стёкла очков, Михаил Исаковский родился 20 января 1900 года в смоленской деревушке. Навсегда поэт приник сердцем к родным краям и не раз воспевал их в стихах и песнях:
Ученик: Есть во Всходском районе деревня такая,
Где оставил я детство своё;
И, куда б я ни шёл, мне звучал, не смолкая,
Тёплый, ласковый голос её.
Ученица: И ещё:
Ученик: Край мой смоленский,
Край мой родимый!
Здесь моя юность
Когда-то бродила…
По перелескам
Костры разводила.
В жите высоком
Венки заплетала.
Встречи нежданной
Здесь ожидала,
В дальние дали
Отсюда стремилась.
Ученица: Родители Исаковского были бедняками из бедняков. Из 13-ти их детей выжило только пятеро. Михаил был предпоследним, 12-ым ребёнком.
Мать Михаила – Дарья Григорьевна – терпеливо сносила бесконечные тяготы и заботы многодетной семьи. Она не умела ни читать, ни писать.
Отец поэта – Василий Назарович – труженик, пахарь, печник, плотник, предприимчивый, хозяйственный человек. Он владел начатками грамоты и со временем устроился работать почтальоном в соседней деревне. Благодаря газетам и журналам, которые привозил с почты отец, Миша самоучкой приобщился быстро к грамоте, самостоятельно научился читать, а затем и писать.
Из окрестных деревень приходили к нему неграмотные крестьяне с просьбой написать для них письма своим родным и близким. Тем самым Миша учился выражать чувства на бумаге, раскрывать душу. Не случайно своеобразный жанр «лирического письма» займёт впоследствии большое место в поэзии Исаковского.
Ученица: Осенью 1910 года Михаил идёт в школу, которая находилась в соседнем селе. Идёт сразу во 2-ой класс, так как умеет и читать, и писать. Однако вскоре школу пришлось оставить. «Ходить в школу, особенно зимой, мне было не в чем, - вспоминает он впоследствии. – Лапти, правда, я умел плести, так что с обувью дело обстояло благополучно, но одеваться мне было не во что. Так и просидел я целую зиму, как говорится, на печке». К тому же была ещё одна тяжёлая причина: с 7-летнего возраста у него развивалась острая хроническая близорукость с воспалением сетчатки и кровоизлияниями в глазном дне. На помощь пришла учительница, Екатерина Сергеевна Горанская. Она прислала мальчику комплект учебников за 2-ой класс, и Михаил стал заниматься дома.
Ученица: Спустя некоторое время он вновь пошёл в школу, и уже тогда у Михаила Исаковского стала обнаруживаться литературная одарённость. А в 1914 году одно из его ученических стихотворений увидело свет. Это была «Просьба солдата», напечатанная в московской газете «Новь». Так, уже подростком, будущий поэт приобрёл первую публикацию.
В 1921 году вышли первые сборники стихов Исаковского, а в 1927 – книга М. Исаковского. Вот они… (На доске или на слайде – названия сборников, ученица показывает их).
Ученица: К середине 30-ых годов Исаковский приобретает широкую известность, его стихи и песни звучат по всей стране.
Песенность, мелодичность была органически присуща стихам Исаковского уже в 20-ые годы, а одно из них – «Вдоль деревни» - стало своеобразным родником, истоком песенной реки в 30-ые годы. А как она начиналась, он и сам этого не ведал, для него это было полной неожиданностью.
«Однажды (было это в 1934 или 35-ом году), - вспоминал он в автобиографии, - в кино я услышал с экрана песню на мои слова и был очень удивлён. Это была песня Вдоль деревни».
Ученица: Вдоль деревни, от избы и до избы,
Зашагали торопливые столбы;
Загудели, заиграли провода, -
Мы такого не видали никогда;
Нам такого не встречалось и во сне,
Чтобы солнце загоралось на сосне,
Чтобы радость подружилась с мужиком,
Чтоб у каждого – звезда под потолком.
Небо льётся, ветер бьётся всё больней,
А в деревне – частоколы из огней,
А в деревне и веселье и краса,
И завидуют деревне небеса.
Ученица: «Оказалось, - продолжал Исаковский, - что руководители хора имени Пятницкого в какой-то хрестоматии встретили моё стихотворение «Вдоль дороги». В.Т. Захаров написал музыку, и хор начал петь новую песню. Потом я познакомился с руководителями хора, и они попросили меня дать что-либо ещё». Вот так появилась вторая песня на слова Исаковского в исполнении хора – «И кто его знает» (1938)
Лесовская С. Захарова А. исполняют песню «И кто его знает»
Ученица: Со второй половины 30-ых годов Исаковский становится одним из самых популярных и любимых в народе поэтов-песенников.
Ученик: Безмерно трагическим и героическим для нашей страны был период Великой Отечественной войны. Михаилу Исаковскому тяжёлая болезнь глаз не позволила надеть солдатскую шинель.
В Глотовке, в его деревне, был сожжён врагами отчий дом. Смоленщина оказалась под пятой фашистских оккупантов. Поэт всю войну прожил в небольшом городе Чистополе Татарской АССР.
Отцовский дом разгромлен и разрушен,
В огне, в дыму Смоленщина моя.
Кругом война, и, в руки взяв оружие,
Спешат на фронт и братья, и друзья.
И горько мне, что я – больной и хворый,
Что без меня идут они на бой.
На бой за Родину, судьба которой
Навеки стала нашею судьбой.
Ученик: Лирика Исаковского тех грозных лет – настоящая поэтическая летопись войны. В его стихотворениях «До свиданья, города и хаты», «Ой, туманы мои, растуманы…» и другие мы узнаём об отправлении бойцов в поход.
А стихотворение «В прифронтовом лесу» очень точно передаёт состояние воинов перед уходом в бой, их настроение. Словно и сам автор сидел с бойцами у костра перед атакой.
Ученица: Поэтически отображаются не только думы и чувства бойцов-фронтовиков, но и мужество: мужество матери, благословляющего сына-бойца, мужество девушки, провожающей бойца на позиции.
Ученица: Наказ сыну.
Мой сын родной! Прильни к земле скорей,
Услышь
Слезами залитое слово.
Мой сын родной! У матери твоей
Теперь – ни хлеба, ни земли, ни крова.
Пришли они, как чёрная чума,
Пришли
И кровью нашей умывались,
Угнали скот и подожгли дома,
Над старым и над малым надругались.
* * *
Услышь мой сын, и первым будь в бою, -
Круши, карай неистовую силу! –
За всех за нас, за Родину свою,
За эту безответную могилу.
Уничтожай поганое зверьё,
Пали огнём, дави его машиной! –
И в том благословение моё,
Которое навеки нерушимо.
Просмотр видеоклипа на песню «Огонек».
Ученик: Необычную судьбу и всемирную славу, не увядшую поныне, имела песня «Катюша». Созданная в 1938 – 39 –ых годах, в самый канун Второй мировой войны, когда гитлеровцы уже оккупировали Польшу и готовились к нападению на нашу страну, песня звала к чуткости, бережности и чистоте в самом прекрасном из чувств – любви к близкому человеку. Уже тогда, в те мирные, но уже пахнущие порохом времена «Катюша» была самой популярной из всех песен.
Ученица: В послевоенные годы судьба песни пролегла через десятилетия, через страны и континенты. Её знали и пели во многих уголках нашей Земли.
«Катюша» была песней-воительницей, песней-героиней. Недаром, когда в Красной Армии появилось новое грозное оружие – гвардейские реактивные миномёты, бойцы дали ему ласковое прозвище «Катюша». По заказу командовавшего этим родом войск, генерала А.И. Нестеренко, Исаковский написал новое стихотворение – «Песня про «Катюшу». В нём были слова:
И на море, и на суше –
По дорогам фронтовым
Ходит русская «Катюша»,
Ходит шагом боевым.
Подчистую немцев косит,
Подчистую гадов бьёт,
И фамилии не спросит,
И поплакать не даёт.
Ученица: На родине Исаковского, там, где поднимается над Угрой «берег крутой», стоит сегодня оригинальный памятник песне «Катюша»: на прикреплённой к большому камню-валуну медной дощечке высечены слова из этой песни, а рядом – беседка из бревенчатых скамеек под навесом. Это не просто благодарная дань памяти славному земляку. Памятник выполняет жизнесозидающую роль. По традиции ребята из окрестных деревень, призываемые в армию, собираются здесь для прощания с невестами, гуляют, говорят заветные слова.
Все присутствующие исполняют песню «Катюша»
Ученик: Художественным обобщением подвига мирных советских женщин в страшной войне явилась поэма Исаковского «Русской женщине». Это монументальный, поэтический памятник матерям, сёстрам, жёнам и невестам.
Ученик:Русской женщине.
… Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын.
И ты со своею судьбою
Осталась одна на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И всё – без конца и без счёта –
Печали, труды и заботы
Пришлось на тебя на одну.
Одной тебе волей-неволей –
А надо повсюду поспеть:
Одна ты и дома и в поле,
Одной тебе плакать и петь.
* * *
В холодные зимы, в метели,
У той у далёкой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.
* * *
И воин, идущий на битву
И встретить готовый её,
Как клятву шептал, как молитву,
Далёкое имя твоё…
Ученица: Но самым сильным, самым примечательным было написанное к концу войны стихотворение «Враги сожгли родную хату», ставшее впоследствии известнейшей песней.
Звучит песня в записи «Враги сожгли родную хату»
Ученица: Перед нами история солдата-героя, который, пройдя со славой долгий путь войны, возвращается в родные края и ничего не находит, кроме пепелища на месте своей хаты и могильного холмика, укрывшего любимую жену.
Ученица: Как видим, поэзия Исаковского военных лет обладала большой мобилизующей силой. Об этом свидетельствуют и многочисленные письма фронтовиков, хранящиеся в личном архиве поэта.
Стихи и песни Исаковского послевоенной поры передают торжество жизни, что звучит в самих названиях этих произведений: Летят перелётные птицы…», поэма «Песня о Родине», «Славься, Россия!», «Слава народу», «Пробилась зелень полевая…», «Хорошо весною бродится», «Ой, цветёт калина».
Лесовская Светлана исполняет песню«Ой, цветёт калина».
Ученица: Замечательны и другие песни Михаила Исаковского послевоенных лет: «Каким ты был», «Услышь меня, хорошая» и в особенности чудесная песня на музыку Б. Мокроусова «Одинокая гармонь».
Захарова А. исполняет песню«Одинокая гармонь».
Ученик: Михаил Исаковский прожил 73 года. Последние пять лет из-за тяжёлой болезни он писал совсем немного.
Осенью 1967 года Исаковский написал такие проникновенно чистые и очень печальные строчки, которые посвятил своей жене, верному другу и помощнику, Антонине Ивановне.
Ученик: В дни осени.
Не жаркие, не летние
Встают из-за реки –
Осенние, последние
Останные деньки.
Ещё и солнце радует
И синий воздух чист.
Но падает и падает
С деревьев мёртвый лист.
Ещё рябины алые
Всё ждут к себе девчат,
Но гуси запоздалые
«Прости, прощай!» кричат.
* * *
И рощи запустелые
Мне глухо шепчут вслед,
Что скоро мухи белые
Закроют белый свет…
Нет, я не огорчаюся,
Напрасно не скорблю,
Я лишь хожу прощаюся
Со всем, что так люблю!
Хожу, как в годы ранние, -
Хожу, брожу, смотрю.
Но только «до свидания!»
Уже не говорю.
Учитель: 22 июня 1973 года Михаила Васильевича Исаковского не стало. Среди всего случайного, несущественного, что нередко засоряет нашу словесность, эстраду, творения Исаковского воспринимаешь как глоток родниковой воды с её чистотой и свежестью.
В русской поэзии Исаковский остаётся хранителем и продолжателем классических и народно-песенных лирических традиций. Поэзия Исаковского давно уже стала неотъемлемой частью духовной культуры нашего народа. Не «облетает цвет» с тихого и проникновенного творчества этого поэта, который выразил душу народную, простую и мудрую, как жизнь, красивую, как песню, и любовь народа к своему прекрасному поэту «не проходит, нет!».
Все присутствующие поют: « Каким ты был…»
1. Каким ты был, таким остался,
Орёл степной, казак лихой…
Зачем ты снова повстречался,
Зачем нарушил мой покой?
2. Зачем опять в своих утратах
Меня ты хочешь обвинить?
В одном я только виновата,
Что нету сил тебя забыть.
3. Свою судьбу с твоей судьбою
Пуская связать я не могла,
Но я жила одним тобою,
Я всю войну тебя ждала.
4. Ждала, когда наступят сроки,
Когда вернёшься ты домой,
И горьки мне твои упрёки,
Горячий мой, упрямый мой.
5. Но ты взглянуть не догадался,
Умчался вдаль, казак лихой…
Каким ты был, таким ты и остался,
А ты и дорог мне такой.
Всем участникам гостиной спасибо за память к творчеству М.Исаковсого.