kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий "Музыкальная гостиная "Не ручей-море ему имя!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

26   марта   педагогами и учащимися  Семлевской детской музыкальной школы  была подготовлена и проведена музыкальная гостиная «Не ручей, море ему имя!», посвященная 330-летию со дня рождения великого немецкого композитора И.С.Баха.  

Концертный зал, где  собрались родители учащихся, учителя  и учащиеся общеобразовательной школы, был  празднично украшен: портрет композитора И.С. Баха, цветы, свечи.

В этот раз юные музыканты выучили  и исполнили на фортепиано и синтезаторе музыкальные произведения И.С.Баха, а с учащиеся старших классов  интересно рассказали о  жизни и творчестве немецкого композитора, его детских годах  и семье музыканта. В завершении мероприятия преподаватель музыкальной литературы  Е.М. Миникеева провела викторину о жизни и творчестве И.С.Баха.

       «Музыкальные гостиные», ставшие уже традиционными в стенах Семлевской музыкальной школы, дают возможность  юным музыкантам расширить свой кругозор, узнать больше и  глубже о творчестве известных композиторов,  почувствовать себя настоящими артистами, а детей, сидящих в зале, учат любить и ценить  настоящее искусство.

Спасибо педагогам  и учащимся, принявшим участие в подготовке этого мероприятия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий "Музыкальная гостиная "Не ручей-море ему имя!" »

3


Музыкальная гостиная «Не ручей, море ему имя!»

Цель: формирование личности учащихся, их нравственных убеждений, эстетической культуры, духовности на основе знакомства с музыкальным творчеством композитора XVIII века И.С. Баха.

Задачи:

  • формирование музыкальной культуры, целостного представления образного строя музыки Баха;

  • развитие музыкальных способностей (слух, голос, эмоциональная сфера);

  • вооружение учащихся системой опорных знаний, способов деятельности, которые обеспечат базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой и другими искусствами;

  • приобщение к шедеврам западноевропейской классической музыки.

Оборудование:

  • портрет И.С.Баха, фотографии, связанные с его жизнью;

  • свечи, живые цветы;

  • магнитофон, аудиозаписи, рояль, синтезатор.

Звучит «Шутка» из cюиты №2 И.С. Баха в аудиозаписи.

Ведущий:

Дорогие друзья! Мы рады встрече в нашей музыкальной гостиной!

Сегодня наша встреча посвящена великому немецкому композитору XVIII века И.С.Баху. Прошло уже 330 лет со дня рождения Баха, а интерес к его музыке все возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания.

Из прошлого с портрета смотрит Иоганн Себастьян Бах. Парик с буклями. Чёрный кафтан. Белый шейный платок. Смотрит на нас через три века. Упрямый, волевой подбородок поджат. Твёрдо сомкнуты губы. Словно он готов к испытаниям судьбы. Как пришёл в этот мир такой великий композитор? Как сложилась его судьба? Какая тайна хранится в его музыке и почему она безгранична во времени? На эти вопросы мы сегодня и постараемся ответить. Итак, открываем первую страничку нашей гостиной.



1 ученик:

Иоганн Себастьян Бах происходил из семьи профессиональных музыкантов. Предки Баха издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прапрадед композитора, булочник по профессии, играл на цитре. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов каждого музыканта в Германии начали называть Бахом и каждого Баха - музыкантом.

Христофор Бах - дед Иоганна Себастьяна был органистом в Веймаре. Семья регулярно собиралась для совместных занятий музыкой, импровизаций. Достаточно быстро семья приобрела известность, и ее представители охотно приглашались на музыкальные должности в маленьких городках средней Германии - Арнштадте, Мюльхаузене, Веймаре, Кетене.

Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685 годав небольшом немецком городке Эйзенахе.

Отцом Иоганна Себастьяна был Иоганн Амвройский - городской музыкант Эйзенаха. Когда мальчику исполнилось девять лет, он потерял отца, а в десять - мать. Его передали на воспитание старшему брату, органисту в Ордруфе. Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке. В пятнадцать лет Иоганн Себастьян решил начать самостоятельную жизнь. В 1703 году он закончил гимназию и получил право поступить в университет. В течение своей жизни Бах несколько раз переезжал из города в город, меняя место работы.

Но как бы ни была неблагоприятна обстановка, его никогда не покидало стремление к новым знаниям, к совершенствованию. Он постоянно изучал музыку не только немецких, итальянских и французских композиторов.

2 ученик:

Творческое наследие Баха можно разделить на три части.

Первая, вокально-драматическая, связана главным образом с Лейпцигом. В этой области им создано около 300 духовных кантат и 30 светских.

Вторая - органная (веймарский период). В этой области Бах создал хоральную прелюдию - вершину органной музыки.

А какие известные произведения для органа вы знаете?

А что такое токката, фуга?

Послушаем Токкату и фугу ре минор для органа - самое известное, бессмертное произведение Баха.

Это подлинное чудо – построение Баховской фуги. Она воздвигается, как на фунда-менте, на теме – мелодии, которая сначала звучит без сопровождения.

Орган был самым любимым инструментом великого Баха.

В игре на органе Бах глубоко проявил своё «я». Он мог доверить органу высокое духовное начало, строгость и серьёзность помыслов, величие чувств. Орган давал Баху возможность обращаться к людям на том языке, который был ему особенно близок.

Послушаем «Маленькую фугу» Баха в исполнении на синтезаторе Першенковой М.

Но великий Бах прославился не только органными произведениями.

В Кётене были написаны двух- и трёхголосные инвенции, первая часть «Хорошо темперированного клавира».

Бах эти произведения называл так: «для пользы и упражнения жаждущей учиться музыкальной молодёжи». Эти произведения являются настольной книгой каждого мыслящего музыканта, необходимое – на всю жизнь! – учебное пособие и вместе с тем неиссякаемый источник самого чистого наслаждения.

Великий Бах на протяжении всей своей жизни совершенствовал полифонию во всех музыкальных жанрах. И до сих пор только он является непревзойдённым мастером полифонии.

В 1723 году Иоганн Себастьян переехал в Лейпцинг, куда был приглашен кантором церковного хора при школе Св. Фомы.

Здесь он создал ряд монументальных произведений ораториального характера (всего Бахом написано около 250 кантат), "Страсти по Матфею", "Страсти по Иоанну", "Величальная оратория", "Высокая месса" и др.

Церковное начальство было не довольно музыкой Баха. Как и в прежние годы, ее находили слишком яркой, красочной, человечной. И действительно, музыка Баха противоречила строгой церковной обстановке, настроению отрешенности от всего земного.

Но основная работа Баха - руководителя школы певчих - приносила ему одни огорчения и неприятности. Средства, отпускавшиеся церковью на школу, были ничтожны, и певчие мальчики голодали, были плохо одеты. Невысок был и уровень их музыкальных способностей. Певчих нередко набирали, не считаясь с мнением Баха. Оркестр школы был более чем скромен: четыре трубы и четыре скрипки!

Единственной отрадой были по-прежнему творчество, семья. Подросшие сыновья - Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн Христиан - оказались талантливыми музыкантами. Еще при жизни отца они стали известными композиторами. Большой музыкальностью отличалась Анна Магдалена Бах, вторая жена композитора. Она обладала прекрасным слухом и красивым, сильным сопрано. Хорошо пела и старшая дочь Баха. Для своей семьи Бах сочинял вокальные и инструментальные ансамбли.

Послушайте песню И.С.Баха «За рекою старый дом».

Клавирное наследие И. С. Баха – широко известный сборник под названием «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». Маленькие шедевры представляют собой в основном небольшие танцевальные пьесы - полонезы, менуэты и марши, отличающиеся необыкновенным богатством мелодий, ритмов, настроений.

Послушаем «Волынку» И.С. Баха из «Нотной тетради» в исполнении Барышевой Даши.

Две «Нотные тетради Анны Магдалены Бах» - это своеобразные домашние музыкальные альбомы семьи И. С. Баха. Сюда вошли инструментальные и вокальные пьесы самого различного характера. Эти пьесы, как собственные, так и чужие, написаны в тетради рукой самого И. С. Баха, иногда - его жены Анны Магдалены Бах, встречаются также страницы, написанные детским почерком кого-либо из сыновей Баха.

Полонез соль минор в исп. Чумаковой К.

Вокальные сочинения - арии и хоралы, входящие в сборник, - предназначались для исполнения в домашнем кругу баховской семьи.

В сборник «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» включены девять Менуэтов.

Во время И. С. Баха «Менуэт» был распространенным, живым, всем известным танцем. Его танцевали и в домашней обстановке, и на веселых вечеринках и во время торжественных дворцовых церемоний. В дальнейшем менуэт стал модным аристократическим танцем, которым увлекались чопорные придворные в белых напудренных париках с буклями.

Послушаем Менуэт ре минор в исполнении Соколовой С.


Танцевали менуэт с
большой торжественностью. Музыка его отражала в своих мелодических оборотах плавность и важность поклонов, низких церемонных приседаний и реверансов.


Менуэт Соль мажор в исп. Терещенковой В.





Ведущий:

Всю жизнь Иоганн Себастьян занимал скромное положение придворного или церковного музыканта. Только часть его произведений была опубликована при жизни, и потому музыка его была малоизвестна за пределами тех городов, Вот почему музыкальные сочинения короля органистов были забыты. И только спустя 100 лет композиторы-романтики возродили поистине бессмертную музыку Баха, от которой и в XXI веке сжимается сердце.

Музыка Баха является фундаментом, на котором вырастает всё музыкальное творчество разных эпох. Жизнь каждого музыканта начинается с Баха.

Д.Б. Кабалевский сказал: «Любить музыку, не любя Баха, невозможно!»

Итак, наша встреча подошла к концу. Надеюсь, что она затронула ваши души. Хочется верить, что музыка великого Иоганна Себастьяна Баха зазвучала для вас по-новому, а для кого-то стала открытием.

До новых встреч в нашей музыкальной гостиной!


Интернет-ресурсы:

1.http://hippusha.narod.ru/musik/bach.htm

2.https://ru.wikipedia.org/wiki

3. www.classicmusicon.narod.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий "Музыкальная гостиная "Не ручей-море ему имя!"

Автор: Миникеева Елена Мидхатовна

Дата: 05.04.2015

Номер свидетельства: 197195


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства