Просмотр содержимого документа
«Сценарий отчетного мероприятия «Песня русская и светлая и чистая…»»
Сценарий отчетного мероприятия «Песня русская и светлая и чистая…»
(Слайд № 1)Подборка народных мелодий.
Фильм о России и народной традиции -1 мин. 10сек.
Ведущая:
(Слайд№2) Добрый вечер дорогие друзья.
Мы рады видеть Вас в этом уютном зале, на празднике русской народной песни.
Народная песня живет в сердце каждого русского человека. И в преддверии замечательных новогодних праздников каждый из участников этого концерта подарит вам частичку своего понимания ощущения, своего отношения к народной песне.
(Слайд №3)Песня сопровождает человека от рождения до смерти. Человек рождается - звучат родильные и колыбельные песни, растёт – и его сопровождают игровые, таночные и карагодные, обрядовые и лирические…
Русская народная песня – жемчужина русской музыки! Музыки, из которой русский народ, черпал силы в тяжёлое лихолетье. Музыки, которой он доверял свои мысли и чувства, вместе с которой горевал и праздновал.
Тем временем на сцене девушки готовятся к гаданию: расставляют свечи, блюдо с водой и т.д.
(Слайд№4) Исполнение Мартыновой А. лирической песни Курской области «Ой, заря, моя зорюшка»
Девочки (Марина, Вика, Васелина):
Столько снегу намело, что и дороги невидно. Пока шли к Вам по дороге встретили твою сестру, Настасья. Колядуют с подружками. Сюда еще не наведались?
Настя(Лиза): Только не сейчас. Я как полчаса назад уговорила ее на улицу пойти погулять. Даже свои валенки отдала, что маменька на ярмарке мне купила.
(Слайд№5) Исполнение Первиной М. таночной песни Курской области «У ворот, у воротичков»
В зале появляются дети(ряженые) и исполняют колядки.
(Слайд№6)I+II класс «Уж ты бабушка подай»- колядка
Дети идут через весь зал и останавливаются около сцены. Заглядывают в окошко и пытаются помешать взрослым. Стук.
Девушка (Василина): Говорите, коль не шутите и не мешайте нам, у нас много дел.
I класс: Коляда, коляда! Ты подай нам пирога, Или хлеба ломтину, Или денег полтину, Или курочку с хохлом, Петушка с гребешком!
Ксюша: Не мало, ли Вас, не надо ли нас? А вот еще колядка
(Слайд№8) Аторина Кира исполняет «Уж как шла коляда». (Слайд№9)I класс: Коляда, коляда Отворяйте ворота, Доставайте сундучки, Подавайте пятачки. Хоть рубь, Хоть пятак, Не уйдём из дома так! Дайте нам конфетку, А можно и монетку Не жалейте ничего Накануне рождество!
Дев: Вот Вам подарки: конфеты, баранки, бублики, лепешки и грошиков немножко. Марина: У нас в запасе много ватрушек, а вот хватит ли у вас колядок?
Даша: Да этого добра навалом, да только не задаром.
(Слайд№10) Исполняет Рахматулова Дарья «Авсень»
(Слайд№11)Настя: Да, подруженьки, видимо погадать нам не удастся сегодня. Вот непоседа, целый день от тебя покоя нет. А не сходить ли Вам к деду Петру. Баба Клава вкусных пирогов напекла. А пока Вы будете коляду им рассказывать, мы все приберем и устроим посиделки.
Ксюша: А мы там были. Баба Клава нас не только пирогами одарила.
Лиза: Здравствуйте. Здравствуйте, проходите да хвастайте.
Небось, замёрзли?
Скидывайте скорее одежду - то, у нас тепло. Сейчас самоварчик поставим. Гости раздеваются, усаживаются, начинается разговор.
Самовар на столе. Девушки достают лепёшки, ватрушки.
Мартынова :- Кушай, Федосьюшка, кушай, Танюша, чего беречь-то? Едомому товару недолог век.
Еремина:- Спасибо, не потчуй, не трудись. Сказала – и ладно. Один раз дорог, не надо сорок.
(Слайд№12)Исполняет ансамбль «Багряница» «Подружки Паранюшки мои»
Вед. Ох, любят же у нас под Новый год колядовать. Целую ночь , по всем дворам Бога славят, хозяев тешат. Приветишь шалунов, глядь, у тебя заслуга в хозяйстве, все на лад пойдет. Игра с движениями «Как на горке»
Как на горке Дети поднимают руки.
Снег, снег. Встряхивают кистями рук.
И под горкой Опускают руки, слегка наклонившись вперед.
Снег, снег. Встряхивают кистями.
Как на елке Соединяют прямые ладони над головой под острым углом («макушка елки»).
Снег, снег. Встряхивают кистями рук над головой.
И под елкой Плавно водят руками вправо-влево, опустив их.
Снег, снег. Встряхивают кистями.
А под снегом спит медведь. Кладут две ладошки под щеку.
Тише. Тише. Не шуметь. Грозят указательным пальцем.
Дев: Что ты задумалась подруженька?
Василина : Я вот думаю , мы уже столько красивых песен знаем, а сколько их ещё существует на свете?!
Василина: Я вот о чем подумала , как же появилась песня?
Вед: Очень много легенд, сказок на эту тему. И одну из них сейчас я вам расскажу. (Слайд№ 13)
« Это случилось давным - давно. Люди тогда умели говорить, да не могли договориться. Поэтому каждый жил сам по себе, в грустном одиночестве. И разговаривал только сам с собой. Но прошло время, и человек узнал, что на земле кроме него есть и другие люди. Мужчины и женщины. И вот мужчине захотелось поговорить с женщиной, а женщине с мужчиной, но как – ведь говорить они не умели? Дни шли за днями. Желание говорить крепло, но как это сделать, люди не знали. И каждый, занимаясь своим делом, стал что - то бормотать себе под нос. Вначале шепотом, а потом все громче и громче. Сперва - их разговор был отрывистый и резкий. Отдельные выкрики сотрясали воздух. Но вот речь сделалась плавной, люди заговорили нараспев. А потом запели. Чуть кто услышит песню, тотчас отвечает тем же. В песне были горе и радость, страдание и надежда. Сблизились люди. Стали петь вместе. Вот как на земле и появилась песня».
(Слайд№14)I класс «Комара женить мы будем»
(Слайд№15)Аторина К. «Пойду я в зеленый сад»
(Слайд№16)Шилина К. «Ах вы сени»
(Слайд№17) Дворникова В. «Вот задумал комарик жениться»
Вед: Итак, мы с вами установили, что песня самый древний вид музыкального искусства. С давних времен она стала верной спутницей человека на всем протяжении его жизни. Рождался человек – пели родинные песни, наступала весна – дети пели заклички – закликали весну, (Слайд №18) выходили на пригорки и подбрасывали глиняных птичек вверх, потому что верили, будто Весна где-то рядом – увидит, что птицы уже прилетели и сама поторопится. Приходило время убирать урожай – пели песни жатвенные и покосные. А уж свадьба на Руси – это целый спектакль…. (Слайд№19)Исполняется песня «Отдавали молоду» Михайлова Л.
Ксюша: Мало того, в старину для каждого времени года исполнялись свои песни. Лишь солнышко в окошко заглянет, зажурчат по прогалинам звонкие ручейки, и запоет душа, возрадуется пробуждению Природы…
(Слайд№20)Афанасьева С. «Я на горку шла»
(Слайд№21)Чернышова Д. «Во поле орешина»
(Слайд№22) Рышкова Н. «Й коло нашего двора»
(Слайд№23) Рахматулова Д.«Вода ты водица»
(Слайд№24) Михайлова Л., Рышкова Н. «Старенький дедка»
Настя: (Слайд№25)Заколосятся в полях хлеба, и расцветут поляны алым цветом сладких ягод и душа ввысь просится – песней в небо летит….
Вед: А в народе говорили : «Знать по цвету , что дело идет к лету»
(Слайд№26) Рыкова К. «Сеяли девушки яровой хмель»
(Слайд№27) Носова Д. «По улице мостовой»
(Слайд№28)II + I класс игровая песня «За лесом, лесом»
(Слайд№29)Еремина К. «Уж я молода, да неряха»
Марина: (Слайд№ 30)Так с песней, в трудах и заботах, и лето пролетело. Глядь, а по улице паутина серебряная полетела, да в яркий багрянец сады и леса принарядились. И затосковала душа, с солнцем прощаясь ….
Вед. Правда твоя: «Осенью скот жиреет, а человек добреет»
(Слайд№31) Кулабухова К. «Матаня»
(Слайд№32)Ансамбль II+III«Да ехала баба на козе»
(Слайд№33) Положенкова Л. «Ой вставала я ранешенько»
Вед.: (Слайд№34)А потом, вокруг завьюжит, запоет вокруг метель…
И сядут русские мужики и бабы, по избам, конскую упряжь – хомуты, да оглобли к новому году ладить, полотно ткать, да рушники цветастые. Работают и поют…
(Слайд№35)А еще, в тихие зимние вечера умельцы инструмент музыкальный делали: рожки да ложки, дудки и кугиклы, балалайки трехструнные…
Режут дерево, валяют или чинят обувь и опять поют…
(Слайд№36) Пучкова В. «Валенки»
(Слайд№37) Первина М. «Все бы я по горенке ходила»
(Слайд№ 38) Мартынова А. «Рассыпала Маланья бобы»
Вед: И перебрали мы жемчуга, лалы да рубины – полюбовались на сокровища русской народной песни и сами уяснили и вам донести попытались, что песня – это живой голос народа. Самые сокровенные думы и надежды высказывал он в своих песнях. Но так ли уж часто звучит она сейчас, русская народная песня с экранов телевизоров и по радио? Гораздо реже, чем могла бы. Гораздо меньше, чем всем нам необходимо, чтобы не потеряться и не раствориться в этом мире. Любите же «песню русскую, и светлую и чистую»
(Слайд№39) Исполняет ансамбль «Багряница» «Снежок сеем»