Сценарий концерта Детской филармонии "Путешествие в царство музыки"
Сценарий концерта Детской филармонии "Путешествие в царство музыки"
Разрвботка представляет из себя сценарий мероприятия для обучающихся 4-х классов. Цель разработки -расширение знаний обучающихся о музыкальных инструментах
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий концерта Детской филармонии "Путешествие в царство музыки"»
Сценарий концерта Детской филармонии для учащихся 1 – 4 классов, в рамках реализации муниципального инициативного проекта «Развитие певческо – хорового искусства как условие самосовершенствования личности»
«Путешествие в царство музыки»
15 апреля 2016 год
(Звучит Боккерини Менуэт)
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим чудесное путешествие в царство музыки.
Она звучит через века
Она нам души звуком лечит.
Закружит вальсом нас слегка,
Покой, блаженство обеспечит.
Семь нот в мелодию слились
Живут, и греют, и спасают.
На небесах звездой зажглись,
Горят в веках не угасая!
(показ слайда Тарантелла)
Давайте вместе зайдем во дворец музыкальных инструментов и познакомимся с ними. Я думаю, вы знаете много разных инструментов, а вот какой из них самый древний?
Давно это было. Радость и счастье царили на Земле. Люди жили как братья. И вся их жизнь была Музыкой. Музыкальных инструментов тогда не было. Но звучания прекрасные наполняли Землю. Люди пели. Голоса у всех были благозвучны, речь полна гармонии.
Голос– это самый древний музыкальный инструмент, созданный самой природой. Он всегда с нами. Голос может солировать. Голоса сливаются в ансамбле, звучат в хоре. Можно петь без сопровождения, такое пение называется a capello. А можно под аккомпанемент (сопровождение) инструмента или целого оркестра.
Давайте послушаем Голос.
1. Луиджи Денца. На качелях. (вокал)
В песне, которую вы услышали, слышны ритмы зажигательного итальянского танца – тарантеллы. Это танец в быстром темпе, живой и страстный по характеру.Быстро, быстрее, еще быстрее – это главный принцип исполнения тарантеллы.
А какие еще танцы вы знаете? (ответы из зала)
(слайд Полька)
Полька – это веселый, зажигательный танец, появившийся в чешской провинции Богемия в середине 19 века. Бодрую, радостную пляску по достоинству оценили, и, вскоре, ни одно празднество не проходило без полюбившегося танца. Полька покорила всю Европу. Послушаем польку
2.П.И.Чайковский. Полька из Детского альбома для фортепиано.
А сейчас отгадайте загадку:
У него рубашка в складку, любит он плясать в присядку.
Он и пляшет, и поёт – если в руки попадёт.
Много пуговиц на нём с перламутровым огнём.
Весельчак, а не буян. Голосистый мой …(баян)
(Слайд полька №2)
Баян. Этот инструмент называют «душой русского народа». Свое название инструмент получил по имени легендарного древнерусского певца сказителя Бояна. Ребята, инструменты очень похожи на людей. Они обладают различными голосами и даже могут «дышать»! Вы никогда не слышали как «дышит» баян? Растянем меха, не нажимая кнопок, и вы услышите, что баян дышит, как человек.
3. Иванов. « Полька». (баян)
У баяна есть родственник. Кто догадается о каком инструменте я говорю?
В руки ты его берёшь, то растянешь, то сожмёшь,
Если это повторять, начинает он играть.
Сбоку клавиши ряды, чтобы петь на все лады.
Не рояль и не тромбон. Это что? (аккордеон)
Молодцы! Правильно. А в исполнении аккордеона мы услышим еще один танец, и вы сами догадаетесь какой, отгадав загадку.
Новогодний бал в разгаре,
Я кружусь по залу в паре
Этот танец нас пленил,
Его Штраус сочинил. (вальс)
(слайд Вальс)
Вальс – танец, который знают все. Родина – Австрия. Его танцуют на выпускных вечерах и свадьбах, на знаменитых Венских балах и в сельских клубах.Вальс - один из самых романтичных и любимых танцев. Само слово «вальс» произошло от немецкого «walzen», означающее «вращаться» или «кружится». Поэтом музыку вальса всегда можно отличить ощущением легкого кружения, быстрого или медленного.
Итак, вальс на аккордеоне
4. Евгений Дога. Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». (аккордеон)
Мы продолжаем знакомиться с жителями, населяющими дворец музыкальных инструментов. Время еше одной загадки.
Веселая птичка в орешнике пела,
Лесного ручья где–то струйка звенела,
А, может, в траве колокольчик звенел?
А, может, не птичка, а ветер свистел?
Веселую, звонкую песенку лета
Пропела волшебная дудочка…(флейта)
(Слайд флейта и птички)
Флейта — один из древнейших музыкальных инструментов, официальные источники датируют ее появление 35 — 40 тысяч лет до нашей эры. Название инструмента происходит от латинского слова «флатус» – «дуновение», «ветер». Звук у флейты извлекается с помощью дыхания. Это любимый инструмент пастушков.
Современные флейты подразделяются на несколько основных видов. Это продольная – блок–флейта, и поперечная флейта. Несмотря на то, что флейта относится к деревянным духовым инструментам, иногда ее делают из металла. А вот 200 лет назад этот инструмент для королей и вельмож изготавливали из слоновой кости, хрусталя, фарфора и даже золота!
Мы представим вам две блок – флейты. В их исполнении прозвучит
5. Французская народная песня « Птички». (флейты и фортепиано)
Давайте познакомимся с еще одной жительницей волшебного дворца музыкальных инструментов.
Звенит струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем... (гитарой)
Правильно, гитара. Гитара – это струнный музыкальный инструмент, внешне чем то напоминающий…что?.... правильно скрипку. Только звук извлекается не с помощью смычка, а непосредственно пальцами. На гитаре можно аккомпанировать, играть джаз, участвовать в ансамбле и даже оркестре. А также исполнять на ней соло. Для того чтобы стать профессионалом, нужно прежде всего освоить классическую гитару, а потом уже выбирать тот вид, который ближе. Например, электронную, акустическую и т.д.
Сегодня мы послушали уже несколько танцевальных мелодий. Давайте узнаем еще один танец в исполнении гитары. (слайд Бурре)
Бурре — старинный французский оживленный танец, который возник в 17 веке. Бурре был популярен у известных инструментальных композиторов. Бах, Гендель, Моцарт специально сочиняли бурре.
6. В.А.Моцарт. Бурре. (гитара)
Есть такой инструмент, который раньше называли «тихогром». А как называют его сейчас? Правильно, фортепиано. Потому что форте – это громко, а пиано это тихо. Давайте немного поиграем. (Игра с залом)
Фортепиано называют королем музыкальных инструментов. Оно удостоилось этого звания по множеству причин. Например, за его диапазон (он охватывает весь спектр звучания инструментов в оркестре, от самой низкой ноты басового фагота до верхней ноты флейты-пикколо), за способность одновременно исполнять и мелодию, и аккомпанемент (попробуйте-ка сделать это, к примеру, на флейте), и за его широчайший динамический диапазон. Кроме того, это самый крупный музыкальный инструмент (исключая орган), самый гибкий, многоплановый и интересный в отношении исполнительских приемов и звучания. Родина фортепиано – Италия. Изобретение этого инструмента связывают с именем Бартоломео Кристофори.
7. Роули. Волшебное озеро (фортепиано0
(Слайд пейзаж)
Что такое картина? Это произведение живописи, которое создается различной палитрой красок. А вы знаете, что существуют музыкальные картины? В которых композиторы, используя музыкальные средства выразительности, создают различные музыкальные образы – таинственные, сказочные, драматичные и т.д.
Музыка как волшебная машина времени, позволяет нам перенестись в любое время, в любую музыкальную эпоху, в любую страну. Давайте попробуем попасть в далекий 18 век.
(Слайд портрет Шуберта)
31 января 1797 года, в Вене, в семье школьного учителя родилсяФранц Шуберт. Исключительные музыкальные способности Шуберта проявились в раннем детстве. С семилетнего возраста он обучался игре на нескольких инструментах и пению. Талант юного Франца заметил Антонио Сальери, и начал с ним заниматься композиторским делом. К семнадцати годам Шуберт уже был автором многих фортепианных пьес, вокальных миниатюр, струнных квартетов и симфонии.
(Слайд Шубертиады)
Шуберт имел большой круг друзей, которые любили собираться и вместе музицировать. Такие вечера получили название "шубертиад". Игра в Ансамбле (что в переводе с итальянского означает «вместе») всегда доставляет много удовольствия. А в зависимости от количества музыкантов имеет и разные названия. Если музыкантов двое, то это Дуэт. Если трое то? А если четверо? Правильно, квартет. Предлагаем вам послушать квартет из 3 скрипок и фортепиано.
Скрипка – самый нежный и красивый из струнных смычковых инструментов. Звук скрипки подобен человеческому голосу. О нем говорят – «поет». Первые скрипки появились в Европе в начале 16 века. Их изготовляли замечательные итальянские мастера – Амати, Гварнери, Страдивари! Мастера сделали скрипку похожей на человека. Даже детали у скрипки имеют похожие названия: «головка», «шейка», «талия».
10. Франц Шуберт. Вальс. (скрипки и фортепиано) (Слайд Вальс №2)
Послушаем еще одну пьесу этого замечательного композитора, которая также исполняется ансамблем. Дуэт флейты и фортепиано.
11.Франц Шуберт. Музыкальный момент (Последний слайд)
А сейчас на нашей волшебной, музыкальной машине времени вернемся в наши дни. И поможет нам в этом вокальный ансамбль девочек. Вновь звучит самый древний музыкальный инструмент – голос.
12. Хайтович. Музыкальные картинки.
(звучит Дебюсси. Лунный свет).
Дарите музыку друг другу! Пусть каждый день и каждый час Подобно радостному чуду, Она звучит в сердцах у нас. Весь мир прекрасный и зовущий Вмещает музыка в себя, В ней рокот волн, о берег бьющих, И трепет листьев сентября. Волнует музыка, тревожит, Вновь пробуждая красоту, И никогда никто не сможет Сравниться с ней по волшебству.
Вот и закончилось наше путешествие в необъятный мир музыки.
(Звучит Боккерини Менуэт)
А помогали нам в путешествии учащиеся гимназии №18 имени В.Г.Соколова:
Головкина Зобина – голос
Женихова София – фортепиано
Бубнов Олег – баян
Кузьмин Александр – аккордеон
Пузачева Алиса – флейта
Снигирева Ангелина – флейта
Бабкина Екатерина – флейта
Кузьмичева Кристина – гитара
Кузнецова Вероника – фортепиано
Прокофьев Глеб – фортепиано
Горголь Полина – скрипка
Иванова Елизавета – скрипка
Петрова Виктория – скрипка
Румянцева Мария – фортепиано
Торицына Мария флейта
Лебедева Татьяна – фортепиано
Вокальный ансамбль девочек 5–х классов и их концертмейстер Смирнова Наталья Вадимовна.