Умение следить за точностью интонирования, соблюдение строя , и равномерно менять дыхание при правильном определении фразировки;
Умение держать взятый темп, точно выполняя ритмический рисунок, опираясь на сознательное , четкое дирижирование;
Пение мелодий с хроматизмом и модуляциями.
Перечисленные цель и задачи , как практические навыки , должны быть в равной степени методически обоснованны, осознанны учащимися натренированны или, иначе, применяя профессиональный термин, поставлены.
Цель сольфеджирования не может ограничиться только одной технической стороной. Эти занятия должны иметь более широкое воспитательное значение.
Привлекаемые художественные образцы и произведения в качестве материала для сольфеджирования и пения с текстом, содействуют общему развитию учащихся, а также приобретению ими хорошего музыкального вкуса.
И благодаря этим занятиям , у учащихся должна повыситься способность осознать и внутренне слышать зрительно прочитанный материал ( без пения)-(сольмизировать-сольмизация).
Собственно в этом и заключается высшая цель занятий по сольфеджио- развитие внутреннего слуха учащихся.
В связи с этим, необходимо обратить внимание на несколько общих замечаний.
При пении в классе поодиночке , будь то выученный материал или чтение с листа, очень важно, чтобы учащиеся не занимались посторонними делами , а следили по нотам , слушая исполнение отвечающего.
Если учащийся внимательно следит по нотам во время пения, то это равносильно активному участию , т.к. в данный момент работает внутренний слух и самое главное –связки, интуитивно сокращаясь перестраиваются и вибрируют- то есть происходит тот же процесс, что и у поющего вслух.
Французский физиолог Р.Юссон установил, что, даже, когда человек не поет, а только слушает музыку или мысленно представляет себе её мелодию,- его голосовые связки все равно колеблются , при чем с той же частотой , как при настоящем пении.
Иногда полезно применять в классе специальные упражнения для развития внутреннего слуха, Они общеизвестны.
Это пение мелодий по фразам, с соблюдением ровности движения и точности интонирования.
Подобное упражнение в самой элементарной форме может иметь место уже тогда, когда учащиеся только начинают петь по нотам.
Кроме того, проводиться пение мелодий как всем классом , так и индивидуально, с пропуском отдельных фраз, которые «исполняются» мысленно , после чего вновь продолжается пение вслух.
Отдельные элементы сольфеджирования.
Определение лада и тональности .
Существующий метод определения тональности, широко, применяемый в обиходе музыкальных занятий – по ключевому обозначению и заключительному звуку или аккорду- носит несколько формальный характер и не во всех случаях может быть пригоден.
Целесообразнее обращать внимание учащихся , после определения ключевого обозначения, на начало мелодии, для того чтобы установить тонику и другие контуры лада и тональности.
Определение размера и ритмического строения мелодии.
Казалось бы, что может быть проще для учащихся, чем чем определение размера.
Посмотри на обозначение , поставленное возле ключа, и все станет ясным.
Но вопрос заключается не только в этом. Учащийся должен глубже сосредоточить свое внимание на данном размере: чувствовать метр, его пульсацию(чередование сильных и слабых долей) ,уметь бегло охватывать ритмическое соотношение длительностей (особенности группировки) и рисунок мелодического развития.
Настройка в тональности.
В понятие настройка тональности при сольфеджировании входит не только задание тона учащимся, не только задание устойчивых звуков, но и осознание им данной высоты в ладу.
Необходимо обращать внимание на отдельные повторяющиеся опорные ступени в мелодии, которые при условии запоминания их высоты, помогают удерживать строй на протяжении определенного построения. Например , очевидно, что в сольфеджировании мелодии А.Тома «Вечерняя песня» главенствующие значение для удержания строя имеет V ступень-звук «до» ( в До мажоре)- тоническая квинта:
Точность интонирования. Соблюдение строя. Равномерность смены дыхания и правильная дозировка.
Навык точного интонирования тесно увязывается свыше перечисленными приемами.
Однако надо сказать особо об умении пользоваться при сольфеджировании ощущением функциональной связи отдельных ступеней и навыком исполнения интервалов как таковых.
Важно чтобы учащиеся осознали следующие: воспитание способности быстро ориентироваться в мелодии развивается параллельно с навыком пения по нотам.
Учащиеся должны научиться применять при сольфеджировании комбинированный прием, который заключается в том, чтобы определять соотношение звуков в мелодии, с одной стороны, на основании функциональной связи ступеней, с другой – на основе акустического свойства интервалов.
Умение держать строй будет определяться тем, насколько учащийся освоил навыки выявления ладовых связей отдельных ступеней , интервалов и аккордов, и координирования их в процессе пения.
Смена дыхания при сольфеджировании должна неразрывно сочетаться с фразировкой и общей выразительностью исполнения.
Предназначенный для разучивания пример надо подвергнуть разбору с тем, чтобы смену дыхания связать со структурой данной мелодии. Преподаватель должен обращать внимание учащихся на важность точного установления моментов смены дыхания.
Постепенно, от задания к заданию, учащиеся втянуться в необходимость фиксировать свое внимание на этом.
И в дальнейшем, при сольфеджировании , вопросы дыхания не будут вызывать у них затруднения , если работа в этом направлении велась систематически.
Задавая учащимся мелодии для анализа и разучивания, следует спрашивать с них самостоятельную расстановку цезур , в соответствии с содержанием музыки.
На занятиях по сольфеджио преподаватель не должен упускать из виду художественную сторону исполнения.
Естественно, что в ДШИ требовать от учащихся многого в этом отношении мы не можем.
Но самые элементарные динамические оттенки, особенно в выученных мелодиях, учащиеся должны выполнять.
Вопросы темпа всегда будут зависеть от технической стороны исполнения.
Поэтому целесообразнее не жертвовать ровностью и чистотой интонирования для точного соблюдения указанных темпов в подвижных мелодиях.
Обозначения темпов во многих случаях до известной степени условны, и не будут большим нарушением, если мы ради качества пения допустим здесь некоторые отклонения.
Исполнение песен и других вокальных примеров со словами содействуют восприятию учащихся музыкального образа(содержания) и облегчает им запоминание музыкального текста.
Кроме того, на таких образцах учащемуся легче понять чтение музыкальной речи (мотив, фраза, предложение, период и т.д.)
Вопросы формы тесно связываются с фразировкой, дыханием и динамикой в пении, поэтому уже в младших классах в объеме программных требований следует сопоставлять указанные элементы в практических занятиях.
Соблюдение взятого темпа и ритмическая четкость.
Поет ли учащийся выученную мелодию или читает с листа – он в том и в другом случае должен вполне сознательно представить себе темп, в котором сможет спеть данную мелодию.
Этому содействует предварительное дирижирование одного – двух тактов без пения в установленном темпе.
Такая подготовка очень благотворно влияет на мобилизацию внимания учащихся , плавно вводит его в равномерное движение и настраивает на характер предстоящего исполнения.
Добившись равномерности движения , мы тем самым в значительной степени гарантируем и более четкую ритмичность.
Однако, надо помнить, что без постоянной фиксации сознания учащихся на дослушивании отдельных длительностей в середине построения и в его конце, на точном выполнении пауз в середине мелодического отрезка и в цезурах нельзя достигнуть желаемого результата.
А.Островский рекомендует для развития ритмического чувства записывать ритмы знакомой песни по слогам, а затем, сверх слогов длительности с соблюдением вокальной группировки.
В заключении можно сказать несколько слов о сольфеджировании мелодий с хроматизмом и модуляциями. Предлагается , что сольфеджированию мелодий с хроматизмом и модуляциями предшествует теоретическое знакомство учащихся с этими темами.
А именно: учащиеся должны иметь представление о хроматизме и модуляции.
Только в этом случае сольфеджирование может быть сознательным и контролируемым с точки зрения строя. Например: