kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

«Сила народного духа в кюях Курмангазы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого мероприятия о творчестве великого казахского композитора – Кюйши 19 века Курмангазы рекомендуется для учащихся старших классов. В Западном Казахстане в 18-19 веках родилась самая мощная школа домбристов из которой самый яркий конечно же Курмангазы. Не зря писал журналист 19 века Н.Савичев: «Курмангазы редкая музыкальная душа, а, получи он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездой первой величины.» Тип мероприятия Спектакль – лекция в жанре театрально – музыкальной композиции, что способствует эмоционально – личностного переживания и навыка слушания кюев.

Цель мероприятия: формирование ключевых компетенций учащихся через синкретичность художественно эстетического подхода в изучении жанра казахского кюя.

     Кюй Курмангазы наиболее ярко отражают мировоззрение казахского народа, что отражает название мероприятия: «Сила народного духа в кюях Курмангаза».

Просмотр содержимого документа
««Сила народного духа в кюях Курмангазы» »

«Сила народного духа в кюях Курмангазы»

Методическая разработка открытого мероприятия художественно-эстетического направления для

10-11 классов

Идея:

У каждого гражданина республики должны быть соответствующие знания о традиционном искусстве казахского народа. Кюи Курмангазы наиболее ярко отражают мировоззрение казахского народа.

Цель:

Формирование ключевых компетенций учащихся через синкретичность художественно-эстетического подхода в изучении жанра казахского кюя.

Задачи:

1. Воспитание духовно-нравственной культуры, чувства уважения и любви к традиционной музыке казахского народа;


2. Формирование понимания философского содержания кюев Курмангазы;


3. Развитие эмоционально-личностного переживания и навыка слушания кюев.

Методы:

1. Перцептивные: словесный, наглядный, практический ;


2. Гностические: концентрический (усвоение на новом витке), логический;


3. Управленческие: художественной драматургии, сюжетно-ролевой игры;


4. Контролирующие: использование информационно-компьютерных технологий актёрской игры, прослушивание музыки.

Тип мероприятия:

Спектакль – лекция.

Жанр мероприятия:

Театрально-музыкальная композиция.

Оборудование:

Интерьер казахской юрты, национальные костюмы.

ТСО:

Интерактивная доска, компьютер, музыкальный центр.

Музыкальный материал:

Кюи Курмангазы:


1. «Ақсақ киік» – «Хромая сайга»;


2. «Ақсақ құлан» – «Хромой саврасый»;


3. «Кішкентай» – «Меньшой»;


4. «Сары-арқа» – «Золотая степь» .

Художественный материал:

Слайды с видами природы Западного Казахстана. Портреты Курмангазы, Дины Нурпеисовой.

Действующие лица и участники:

1. Ведущий – преподаватель искусства;


2. Персонажи – Курмангазы, отец и мать Дины Нурпеисовой, гости и родственники, сидящие за дастарханом.


Ход мероприятия

В записи звучит кюй «Сары-арқа» Курмангазы. На фоне музыки ведущий читает стихи:

- Играй свой кюй, домбра, играй,

Напев чудесный расшивай,

Журчи, как горный ручьи,

На сердце радость навевай.

Чтоб весь туман в горах исчез,

Чтоб тучи все заслушались тебя,

Твои напевы полюблю,

Еще сильней, домбра, играй!

Три колышка да две струны,

Да девять пальцев, что вольны

Любые вызывать ветра.

Скачите, пальцы, словно конь,

В прекраснейшей из всех погонь,

Играй еще сильней домбра!

(Музыка постепенно затихает).

Ведущий:

- Я предлагаю всем присутствующим совершить путешествие во времени. Побывать в 19 веке и встретиться с великим музыкантом, композитором-кюйши Курмангазы. Его музыка не потеряла своей актуальности и в наши дни. ЕЕ исполняют, слушают, ею восхищаются. В 19 веке у казахов чаще всего слушание музыки происходило в юрте. Поводом для сбора гостей было не только слушание музыки. Юрта, прежде всего – дом казаха, и все собравшиеся были, в первую очередь, гостями, приглашенными хозяином на «Қонақ асы».

Қонақ асы – ритуализировання форма приема гостей. Ей свойственна определенная заданность поведения участников. С одной стороны, содержанием Қонақ асы является удовлетворение материально-бытовых потребностей: вкусно поесть, повеселиться, узнать последние новости, встретиться с нужными людьми, с родственниками, решить повседневные дела. Но, с другой, в нем строгособлюдается сложная система отношений между гостями и хозяевами, старшими и младшими, мужчинами и женщинами, отдельными родственными группами, что превращает его в серьезный родовой обряд.

Предлагаю Вам заглянуть на такую встречу, которая произошла в 1870 году, когда опытный и уже знаменитый кюйши Курмангазы посетил аул, где жили родители будущей знаменитой домбристки, его ученицы Дины Нурпеисовой. Эта встреча могла выглядеть так:

На сцене за накрытым дастарханом сидят родители Дины, 10-летняя Дина, гости, родственники. Отец Дины представляет присутствующим почетного гостя – Курмангазы:

  • Уважаемые гости, сегодня нас посетил почтенейший гость – сам великий Курмангазы-аға. Я прошу отведать самых лучших блюд с нашего достархана, а затем мы хотели бы послушать нашего почетного гостя. Что повидал он на этой земле, ведь мы знаем его великие кюи, а каждый кюй имеет свою историю создания.

Курмангазы:

- Я хочу рассказать Вам историю, которая произошла со мной во время охоты, в которой принимало участие много джигитов. Я стрелял в стадо сайгаков – животных, славящихся удивительно быстрым бегом, а потому – очень редко становящихся добычей охотников. Я ранил одно животное в ногу. Хромая сайга, несмотря на боль в ноге, прилагая неимоверные усилия, бежала вслед за стадом. Вид грациозного, страдающего существа заставил меня опустить ружье: ибо в этой картине я увидел внутренним взором другое: «Разве в жизни ранена только она? Разве беспомощность и беззащитность – удел только животных? Разве мало раненых и искалеченных среди народа моего?». И я сочинил кюй «Ақсақ киік» – «Хромая сайга», посвящая его всем раненым, искалеченным и беззащитным.

(Звучит кюй «Ақсақ киік» в записи. На интерактивной доске слайды с изображениями природы Западного Казахстана, сцен охоты).

После окончания музыки Курмангазы продолжает:

- В мире много страдания – это горькая истина. Хочу рассказать Вам еще одну легенду: В старину, в тяжелые для народа времена один человек увез на остров, расположенный в море, пару лошадей, рассчитывая, что там они будут недоступны ни людям, ни волкам. Через несколько лет на острове пасся целый табун. О нем прослышали воры и решили его украсть. Вожак, саврасый, не подпускал воров к табуну, поэтому они решили пристрелить вожака. Раненый в ногу саврасый – Ақсақ құлан – ринулся на воров, и табун, увлекаемый им, растоптал их. «Людей с дурными намерениями ждет возмездие, так как справедливость всегда побеждает темные силы. Об этом мой кюй «Ақсақ құлан» – «Хромой саврасый».

(Звучит кюй).

После окончания музыки отец Дины:

- Добро должно побеждать зло, ведь это истина, что «добро сильнее зла». В мире так много страданий. Мы знаем, что однажды уважаемый Курмангазы своей замечательный игрой на домбре остановил урядника, который хотел посадить в тюрьму мирных путников, случайно задевших во время переправы жену урядника. Что вы играли, уважаемый Курмангазы?

Курмангазы:

- Хоть я не генерал, но моя домбра сказала уряднику: «Не кричи, не шуми!». Много кюев создал я, сидя в тюрьме, мечтая о побеге. Я бежал из тюрьмы в ночной темноте с кандалами на ногах. Когда я сочинил кюй «Түрмеден қашқан» – «Бегство из тюрьмы», я мечтал о свободе, о днях, когда я буду среди Вас. Другой свой кюй «Кісен ашқан» – «Освобождение от оков» я сочинил, чтобы рассказать народу, что воля человека к свободе сильнее всех цепей на свете. Кюй «Қызыл қайың» – «Красная береза» о березе, укрывшей меня от погони, о родной степи, о славных джигитах моего народа, раскрывших мне свои объятия и спасших меня от черной смерти. В молодости, когда мои друзья, старшие братья Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов уходили воевать, я посвятил им кюй «Кішкентай» – «Меньшой». От младшего брата – старшему брату, народному герою.

Курмангазы обращается к Дине:

- Доченька, когда ты вырастишь, то сама увидишь, что в мире много жестокостей и зла. Меня жестоким сделала сама жизнь. Я ведь и сейчас похож на одинокую, гонимую сайгу, но стремлюсь не отстать от стада, не отбиться от народа.

(Звучит кюй «Кішкентай»).

На фоне музыки заключительное слово ведущего:

- Вся жизнь великого кюйши отразилась в его музыке, в его кюях. Музыка Курмангазы динамичная, стремительная, заставляет вспомнить мощь и стихийную силу богатырского эпоса; он передал в своих кюях трагические социальные коллизии своей эпохи, силу народного духа, его несгибаемость и жизнелюбие. Принято считать казахский кюй – это философия на двух струнах.

В завершении нашего мероприятия давайте прослушаем один из самых гениальных кюев великого Курмангазы «Сары-Арқа» – «Золотая степь». Здесь композитором нарисован образ стремительной богатырской скачки в бескрайних просторах степи. Лавинообразный звуковой поток, как бы сметающий все на своем пути, передает красоту и мощь стихийных жизненных сил нашего Независимого Казахстана!

(Звучит кюй Курмангазы «Сары-Арқа» – «Золотая степь»).



Нажмите, чтобы подать заявку на олимпиады проекта Компэду


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Сила народного духа в кюях Курмангазы»

Автор: Кузьменко Татьяна Константиновна

Дата: 20.02.2015

Номер свидетельства: 176399

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Казахская музыкальная культура "
    ["seo_title"] => string(33) "kazakhskaia-muzykal-naia-kul-tura"
    ["file_id"] => string(6) "215799"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432799380"
  }
}

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя




ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей




Нажмите, чтобы узнать подробности


Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства