Развитие образно-пластического творчества как средства совершенствования двигательных навыков дошкольников с нарушением зрения
Развитие образно-пластического творчества как средства совершенствования двигательных навыков дошкольников с нарушением зрения
Игровые приемы способствуют снятию двигательной скованности детей с нарушением зрения и в ходе игры закрепляются навыки движения, которые становятся более точными и координированными. В процессе игры развиваются все элементы зрительного восприятия, способность видеть вблизи и вдали, наблюдать за движущимися предметами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие образно-пластического творчества как средства совершенствования двигательных навыков дошкольников с нарушением зрения»
Практикум
«Развитие образно-пластического творчества как средства совершенствования двигательных навыков дошкольников с нарушением зрения»
1 часть - теоретическая
Творчество, его формирование и развитие – одна из интересных и актуальных проблем, привлекающая внимание в работе педагогов. Музыкальное движение – это один из наиболее продуктивных методов художественной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и качеств личности. Музыкально-ритмические движения, ритмопластика являются средством эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма. Они способствуют умственному, эстетическому и физическому развитию ребенка. Движения передаются по-разному и являются полезным материалом для развития воображения и творческих способностей.
Дефекты органов зрения наносят огромный ущерб не только зрительным функциям, но обусловливают нарушения психических процессов и двигательной сферы ребёнка. Дети с нарушением зрения не могут воспринимать окружающий мир во всем его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов. При нарушении зрительных функций у дошкольников возникает ряд отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления), происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, их точности, темпа, мелкой моторики, ограничивается овладение социальным опытом.
В работе с детьми дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. А в коррекционной работе с детьми слабовидящими и с амблеопией организованная игровая деятельность оказывает неоценимую помощь в целенаправленной коррекционной работе, пробуждая у детей желания проявить себя, свои творческие наклонности, свои умения. Игра является отображением тех знаний и представлений об окружающем мире, которые сложились у ребенка с нарушенным зрением. Различные игры (коммуникативные, игровые массажи, творческие), помогают детям проявить свои творческие способности и реализовать себя.
Игровые приемы способствуют снятию двигательной скованности детей с нарушением зрения и в ходе игры закрепляются навыки движения, которые становятся более точными и координированными. В процессе игры развиваются все элементы зрительного восприятия, способность видеть вблизи и вдали, наблюдать за движущимися предметами.
Музыкально ритмические игры, направленные на повышение уровня развития двигательных функций и двигательной сферы детей с нарушением зрения, может представлять интерес для практических работников: тифлопедагогов, дефектологов, воспитателей, работающих с детьми, имеющими нарушения зрения, а также для родителей этих детей.
Образно пластические игры и творческие задания помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке, укрепляют основные виды движений, способствуют усвоению элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными предметами. Ребенок получает комплекс навыков, необходимых для нормальной жизнедеятельности (развитие ловкости рук, быстроты реакции, внимания).
2 часть - практическая
Игра "Ключик" - дети стоят парами по кругу, лицом друг к другу.
Цель: Установление контакта между детьми, создание раскрепощенной атмосферы, развитие пространственной ориентировки.
Поют:
Ключик в сердце повернись,
(имитируют движение - поворот ключика у сердца)
Дверца в сердце отворись,
(открывают дверцу в сердце)
Спой волшебные слова:
(Пружинка)
"Я, мой друг, люблю тебя"
(Показывают руками на себя, на партнера)
В конце попевки дети обнимаются и большой круг переходит к следующиму партнеру вправо.
Пальчиковая игра- песенка "Ворона и червячок"-
Цель: Развитие мелкой моторики, развитие внимательности, формирование добрых взаимоотношений.
Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять
(ручки лежат на столе, ладошками вниз, сгибаем и разгибаем пальчики) Вдруг, ворона выбегает,
(пальчики "бегут" по столу)
Головой она кивает
(соединяются все пальцы одной руки в точку, имитируют ворону) Каркает:"Вот и обед" (указательный и большой пальчики "каркают") . Глядь
(разводим ручками), А червячков уж нет
(сжимаем пальчики в кулачки).
2 вариант
Дети играют в паре: ворона - червячки. в конце игры ребенок- ворона пытается пальчиками поймать червячков, а ребенок- червячок прячет руки за спину.
1. Игра- массаж Ладошка
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук через игровые моменты и массаж рук, творческие способности, психические процессы: внимание, память, мышление, воображение
Твоя ладошка – это пруд,
По ней кораблики плывут.
(медленно водить ребром ладони по ладошке малыша, изображая движение кораблика)
Твоя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок.
(дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки ребенка)
Твоя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать
(указательным пальцем «нарисовать» кружек и др.)
Твоя ладошка, как окно,
Его помыть пора давно.
(потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак или раскрытой ладошкой)
Твоя ладошка, как дорожка,
А по дорожке ходят кошки.
(осторожно переступать пальчиком или пальцами по ладошке ребенка)