Разработка внеклассного мероприятия " Симфония № 7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича, для учащихся 8 классов.
Разработала учитель музыки МОАНУ СОШ № 17 им.К.В.Навальневой
Милькова Е.Н.
Цель мероприятия
-развитие интереса к музыке композиторов ХХ века и историческим событиям.
Главная задача
- воспитание патриотизма и чувства любови к Родине,глубокого его осознания на примере исторических событий и произведений мирового искусства.
На мероприятии используются мульмедийная установка, презентация, музыкальный центр, ноутбук. Синтез видов искусств: музыка, литература, история.
Оборудование:
Мультимедийная установка
Презентация «Гений ХХ века. Д.Д.Шостакович..»
Ноутбук
Записи фрагментов симфонии № 7.
Учитель:
Наша сегодняшняя встреча посвящена творчеству одного из величайших композиторов ХХ века – Д.Д.Шостаковича. Многие из вас, наверное, слышали выражение «талантлив, как Моцарт». Так говорят, когда хотят сказать о человеке необычайно одарённом и выдающемся. Эти слова неоднократно произносили в адрес Дмитрия Шостаковича. Ещё в юности, когда ему было только 17 лет, в печати его уже общенародно называли гением.
Презентация «Гении ХХ века. Д.Д.Шостакович..»
Сегодня мы поговорим о знаменитой симфонии № 7»Ленинградской» Д.Д.Шостаковича.
В школьных учебниках истории исполнение Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде упоминается вскользь, парой предложений. Понятно, почему: на фоне великих битв Великой Отечественной подвиг измученных голодом музыкантов выглядит как героизм через запятую — яркий, но не самый важный эпизод на полотне самой масштабной и кровавой войны XX столетия.
Дмитрий Шостакович начал писать эту симфонию в Ленинграде в 1941 году. 34-летний профессор Ленинградской консерватории осаждал военкомат и требовал отправить его на фронт, но ему раз за разом отказывали. Как многие ленинградцы, Шостакович вступил в ополчение и дежурил на крышах, обезвреживая зажигательные бомбы. Кстати, когда Седьмая симфония прославила Шостаковича на весь мир, на обложке американского журнала Time он появился именно в образе пожарного — как символ борьбы с пламенем фашизма, охватившим мир.
«Моим оружием была музыка»-говорил Д.Д.Шостакович.
Симфония — сложное музыкальное произведение, требующее от композитора высокой самоотдачи. «Сочиняю я с адской скоростью и не могуостановиться», - пишет Шостакович в те дни своему другу. «Я не мог поступить по-другому и не сочинить ее. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается, в собственной музыке», - скажет он позже.
1 часть. Эпос, воспевающий мощь процветающей Страны Советов, мир и покой большой страны. Но вдруг гармония нарушается барабанной дробью, все более различимой: начинается эпизод нашествия фашизма. «Пляска ученых крыс под дудку крысолова»,- охарактеризовал Алексей Толстой этот момент. Далее музыка передает, как железная махина уничтожения сталкивается с отчаянным сопротивлением. В финале части мы будто слышим плач, крик. Это самая продолжительная часть.
На экране видеофрагмент с исполнением 1 части симфонии.
(после того, как прозвучала 1 часть, дети с педагогом обсуждают характер музыки и их ощущения от прослушанного материала).
2 часть. Мягкое скерцо, затишье после битвы.
(аудиозапись)
3 часть. Величавое адажио. Реквием по погибшим, тема упоения жизнью и преклонения перед природой, «возрождение красоты из праха и пепла».
На экране видеофрагмент с исполнением 3 части симфонии.
(обсуждение с учениками характера музыки, какие средства музыкальной выразительности использовал композитор).
Общая длительность симфонии — около 68 минут.
Симфонию Шостакович дописал, еще раз напомним, в конце 1942-го. До конца войны оставалось еще 2,5 года. Только представьте, какой силой духа надо было обладать, чтобы сочинить в это время симфонию, обличающую и приговаривающую фашизм (не говоря уже о композиторском таланте).
Где ее исполнили впервые
Исторически ленинградская премьера 9 августа 1942 года стала самой важной, символизирующей стойкость советского народа в целом и ленинградцев в частности. Но впервые Седьмая симфония прозвучала в Куйбышеве - 5 марта 1942-го. Ее исполнил находящийся в эвакуации оркестр Большого театра под управлением дирижера Самуила Самосуда. Исполнение транслировалось по радио и мгновенно стало мировым событием - о нем сообщили ведущие западные информационные агентства, а перед началом выступил сам Дмитрий Шостакович. В конце марта оркестр Самосуда исполнил симфонию в Москве.
Как это было на самом деле.
Оркестр Ленинградского радиокомитета Карла Элиасберга оставили в городе, чтобы музыканты поднимали дух горожан. Но это получалось все хуже и хуже. Многие музыканты умерли от города. «Репетиция не состоялась. Срабиан мертв. Петров болен. Боришев мертв. Оркестр не работает», - однажды записал Карл Элиасберг в журнале.
На первую репетицию возрождаемого оркестра удалось собрать 15 человек — при том, что требовалось 80. Через 15 минут ее пришлось прекратить: у музыкантов не было сил. Широко известен случай, как трубач не мог издать ни звука. Гобоистка Ксения Матус рассказывала, как принесла инструмент в починку, а мастер попросил в качестве оплаты принести ему кошечку. Но это было уже невозможно: всех кошек, равно как собак и птиц, в Ленинграде уже давно съели.
Видеофрагмент репортажа о музыкантах, которых собирали в блокадном Ленинграде для исполнения симфонии.
..9 августа 1942 года Большой зал Ленинградской филармонии был переполнен. Здание было ярко освещено. Накануне и в день концерта велась мощная артподготовка, чтобы к Ленинграду не прорвался ни один вражеский бомбардировщик. Исполнение симфонии транслировалось по радио и по громкоговорителям. Изнеможденные ленинградцы слушали героическую музыку, что стало невероятным событием и мощным ударом по боевому духу фашистских войск.
Фашисты знали о готовящемся концерте и намеривались мощным артиллерийским огнем сорвать исполнение, "расстрелять музыку".
Однако за час до концерта наши артиллерийские полки обрушили на позиции гитлеровцев лавину огня. Пушечной прелюдией дирижировал генерал-майор Михаил Михалкин.
В результате ни один фашистский снаряд не упал рядом с Филармонией. В назначенной время Карл Элиасберг взмахнул дирижёрской палочкой, и в зал полилась гениальная музыка Шостаковича.
Много лет спустя турист из ГДР Фриц Херман, попавший в плен в ходе прорыва блокады, прошедший сибирский лагерь и вернувшийся в родной Дрезден, разыскал Карла Элиасберга и в откровенной беседе признался ему:
"Тогда, 9 августа 1942 года, мы, немцы, поняли, что проиграем войну. Мы думали, что Ленинград после наших обстрелов и бомбежек мертв. Но когда зазвучала симфония, мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть"
Исполнение Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде имело огромный международный резонанс. Мировая пресса посветила этому событию сотни публикаций. В период 1942-43 годах она разлетелась по многим странам мира США, Нью-Йорк, Лондон, Латинская Америка...
Гениальная музыка Шостаковича стала символом стойкости жителей и защитников осажденного города на Неве.
4 часть.
Неукротимая борьба и гнев, перемежаемый воспоминанием о павших, предвестие победы.
На экране видеофрагмент с исполнением 4 части.
(обсуждение характера музыки и средств музыкальной выразительности, какие впечатления получили дети от прослушанной музыки, какие выводы сделали)