Просмотр содержимого документа
«Работа с музыкально-одаренными детьми на начальных этапах обучения.»
Герасименко О.А. Работа с музыкально-одаренными детьми на начальных этапах обучения.
В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если
тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.
В.А.Сухомлинский.
Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Б.М. Теплов отмечает, «что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, и вполне отвечает потребностям и возможностям ребенка». При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. «Способности, считает Б. М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться». В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии под ней понимают системное качество личности, которые выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Проблема работы с одаренными детьми является очень актуальной в современном мире, интересует многих педагогов и психологов.
В наше время очень важно научить ребенка нестандартно, творчески мыслить. Детей, имеющих высокие показатели в развитии – умственном, физическом, художественном, - обычно ставят в пример другим детям и индивидуально не развивают у них способности, поэтому со временем развитие таких детей затормаживается.
К. Роджерс, специалист в области развития творчества, отмечает, «Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с разнообразным материалом, строят домики из песка, разбирают игрушки; для них не существует правильной или неправильной работы с красками и рисунком, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя».
На развитие творческих способностей ребенка оказывают влияние наследственность, специально – организованное обучение, собственная активность ребенка, его удовольствие и радость от умственной деятельности, окружающий социум (родители, педагоги, дети). Способности к музыке у ребенка начинают проявляться рано. К двум – трем годам «музыкальные» дети различают все мелодии, которые слышат и точно их интонируют. Некоторые начинают петь раньше, чем говорить.
Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей:
Эмоциональный отклик на музыку – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения.
Способность к переживанию в форме музыкальных образов.
Способность к творческому восприятию музыки.
Музыкальный слух – способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности.
Способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.
Чувство ритма – способность активно-двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.
Подражание – это уже ступенька к творчеству. Дельнейшее развитие приведет к первым попыткам (в пять – шесть лет) придумать что-то свое. Возможно это будет простенькая песенка, но появление первых произведений означает переход на более высокий уровень развития одаренности ребенка.
Исполнительские и творческие способности могут проявляться у детей по-разному, в зависимости от наличия природных задатков, развития основных музыкальных способностей. Способность может проявляться или к творческому восприятию музыки, или к одному из видов исполнительства или продуктивного творчества.
Основной целью и задачей для работы с одаренными детьми является создание условий для развития, поддержания и реализации музыкальных и творческих способностей ребенка с учетом его возрастных и индивидуально-психологических особенностей.
В основу программы положены следующие принципы:
Системность занятий.
Развитие и учет индивидуальных особенностей психики ребенка.
Разнообразие музыкального репертуара и представление материала в игровой форме (слушание музыки, движение под музыку).
Предоставление ребенку условий для творчества и импровизации (рисование на бумаге образов, сюжетов от прослушанной музыки).
Креативность и эмоциональность педагога.
Наглядность (концерты, картины, костюмы, видеоматериалы и т.д.)
Связь с семьей.
Развитие музыкально-интонационного слуха и мышления ребенка.
В структуру индивидуального занятия включены такие виды деятельности, которые развивают продуктивность мышления, помогают ребенку максимально проявить свое воображение, музыкальные способности, а затем стабилизировать свое эмоциональное состояние. Одним из условий осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему как педагога, так и родителей. Система работы предусматривает тесную связь с семьей, так как очень важно продлить положительный эмоциональный настрой ребенка, полученный им на занятиях, дома. В процессе занятий ребенок становится более активным и раскрепощенным в своих суждениях о музыке (и других видах искусства). Он всегда рад встрече с музыкой, любит придумывать истории, связанные с музыкой. В музыкально-ритмических импровизациях старается передать характер и движение мелодии, придумать новые движения. С удовольствием выступает на концертах, фестивалях, праздниках, где проявляются эмоциональные и актерские способности ребенка. Система индивидуальных занятий позволяет поднять уровень музыкального развития ребенка на высокий уровень, формирует у него творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности, укрепляет его уверенность в своих способностях. Также способствуют развитию гибкости ума, оригинальности, систематичности и последовательности мышления, формированию речевых умений, образной креативности, развитию познавательных интересов ученика.
В. А. Сухомлинский говорил: «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми», а это значит, что человек живет, опираясь на различные эмоции, и значит развивать способности нужно, тоже опираясь на них, чтобы это были лишь положительные эмоции.