ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «КАЗАХСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА» В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «КАЗАХСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА» В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Одним из путей реализации программы была разработка учебно-методического комплекта (УМК) по данному предмету для первого обучения. В УМК вошли учебное пособие, рабочая тетрадь, методические рекомендации по организации и проведению уроков казахской музыкальной литературы, контрольно-измерительные материалы, фоно-видеотека. Создание УМК обусловлено отсутствием утверждённых Министерством образования и науки Республики Казахстан, учебников, фонохрестоматий, рабочих тетрадей по данному предмету, адаптирующих содержание курса к новым историческим и социально-культурным условиям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «КАЗАХСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА» В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ »
Нуржанова А.К., Дуганова Р.К.
Детская музыкальная школа №1
отдела образования акимата г. Костаная»
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПО ПРЕДМЕТУ «КАЗАХСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
«…воспитание гражданственности и патриотизма,
любви к своей Родине - Республике Казахстан, уважения к государственным символам,
почитания народных традиций…,
приобщение к достижениям отечественной и
мировой культуры; изучение истории,
обычаев и традиций казахского и
других народов республики…»
Закон Республики Казахстан
«Об образовании» от 27 июля 2007 года N 319.
Казахская музыкальная литература в детской музыкальной школе как учебный предмет запланирован на 3 года обучения (5,6,7 классы).
Сегодня мы совершим небольшое путешествие по страницам образовательной программы по предмету «Казахская музыкальная литература», составителями которой явились Нуржанова А.К., Дуганова Р.К. Рекомендованная к печати методическим советом Республиканского учебно-методического центра дополнительного образования данная программа была утверждена Министерством образования и науки Республики Казахстан приказ №543 от 29 декабря 2011 года.
Цель программы - способствовать формированию основ нравственно-эстетической культуры как части их общей духовной культуры средствами казахской национальной музыки.
Задачи предмета:
дать знания об основных этапах становления и развития традиционной музыкальной культуры и отечественной композиторской школы письменной традиции;
изучить жизнь и творчество ярких представителей народного и народно- профессионального музыкального искусства и профессиональных композиторов XX века и современности;
познакомить детей с содержанием лучших образцов народного и народно-профессионального музыкального искусства;
научить детей характеризовать художественные особенности изучаемых произведений;
стимулировать учащихся к овладению умений, навыков в области музыкально-творческого опыта;
пробудить интерес к историческому прошлому казахского народа, к народным традициям, национальной музыкальной культуре.
Ведущая идея программы – формирование нравственно-эстетической культуры школьников должно осуществляться путём личностно-ориентированного, целенаправленного и систематического освоения казахского музыкального искусства в учебно-воспитательном процессе ДМШ.
Одним из путей реализации программы была разработка учебно-методического комплекта (УМК) по данному предмету для первого обучения. В УМК вошли учебное пособие, рабочая тетрадь, методические рекомендации по организации и проведению уроков казахской музыкальной литературы, контрольно-измерительные материалы, фоно-видеотека. Создание УМК обусловлено отсутствием утверждённых Министерством образования и науки Республики Казахстан, учебников, фонохрестоматий, рабочих тетрадей по данному предмету, адаптирующих содержание курса к новым историческим и социально-культурным условиям.
28 ноября 2014 года на областном экспертном совете работа получила одобрение при Региональном научно-практическом центре «Костанай дарыны», которое дало право использовать и распространять данный материал на территории Костанайской области.
Учебное пособие по казахской музыкальной литературе рассматривает тематический материал первого года обучения. Предметом изучения являются основные этапы формирования, становления и развития казахской музыки, творческие портреты выдающихся композиторов, жанрово-стилевой, образно-ассоциативный анализ созданных ими духовных ценностей. В учебном пособии рассматриваются особенности традиционной музыкальной культуры казахского народа, её носители, основные жанры песенного искусства, жизнь и творчество выдающихся народно-профессиональных композиторов XIX столетия, самоотверженно посвятивших свою жизнь служению любимой Музе.
В содержание данного учебного пособия включены разделы, не затрагиваемые ранее в учебнике, утверждённом решением коллегии Министерства образования республики Казахстан, автора Елемановой С.А. (1993 год). Это темы, посвящённые истории развития государственной символики Республики Казахстан (флаг, герб, гимн), особенностям жизненного уклада, психологии, традиций, обычаев казахского народа, музыкальному материалу календарно-обрядовых и религиозных праздников. Включение данных тем способствует формированию у учащихся способности «увидеть» взаимосвязь, взаимообусловленность особенностей национального музыкального мышления, эволюции музыкально-исторических процессов с космологическими, религиозными представлениями народа.
При создании данного пособия учитывалось, что знакомство учащихся с духовно-нравственными и художественно-эстетическими ценностями казахского народа, с произведениями народного, народно-профессионального музыкального искусства позволит обрести ту духовную опору, которая поможет им (учащимся) не потеряться в мире ложных сиюминутных ценностей. Музыкальный материал фоно-видео хрестоматии, включающий произведения разных музыкально-исторических периодов, стилей, жанров представляет высокую художественно-эстетическую ценность.
Как известно, основной организационной формой занятий по предмету «Казахская музыкальная литература» является групповой урок. Но в ней сочетаются и групповая и индивидуальная работа, теоретико-практическая подача материала, диалоговый стиль обучения, игровые элементы, прослушивание, просмотр и анализ музыкальных произведений в аудио-видеозаписи, использование информационных компьютерных технологий; привлечение профессиональных домбристов, кобызистов, народных музыкантов, артистов филармонии, учащихся к иллюстрации музыкального материала урока. При проигрывании музыкальных произведений должно быть обеспечено высокое художественное качество исполнения музыки.
В процессе занятий, учитывая конкретные условия работы, педагог должен проявлять творческую инициативу в построении урока, используя по своему усмотрению музыкальные произведения, целесообразные для разбора. Перечень музыкальных произведений, предлагаемый в программе, не является исчерпывающим. При этом следует иметь в виду возрастные особенности детей, уровень их общего развития и музыкальной подготовки, но не допускать принципиальных расхождений с установленной в программе последовательностью в прохождении тематического материала.
Преподавание казахской музыкальной литературы должно быть тесно связано со всем комплексом музыкальных дисциплин перечисленных в учебном плане детских музыкальных школ. Преподаватель должен воспитывать в детях умение слышать выразительность отдельных элементов музыкальной речи, практически использовать, закреплять и расширять слуховые навыки и знания учащихся, полученные на уроках сольфеджио; широко использовать навыки, полученные в классе по специальности для самостоятельного знакомства с новыми музыкальными произведениями.
На уроке используются различные методы: объяснительно-иллюстрационный – рассказ, описание и анализ произведения, репродуктивные методы – пересказ прочитанного, работа с книгой, анализ произведений по схеме; частично-поисковые методы - беседа, ведущая к выводу, перенос общих признаков с известного на неизвестное, написание эссе, сочинений на определённые темы, например: «Қурманғазы, каким я его представляю», «Слушая музыку Г. Жубановой,…», «Традиционность и новаторство в творчестве Н. Тлендиева», «Новое прочтение жанра оратории в творчестве Г. Жубановой» и т.п.
В первой четверти первого года обучения казахской музыкальной литературы даются вводные темы, которые ставят своей целью подготовить учащихся к освоению сложных музыкальных произведений, комплексных монографических тем в последующих разделах курса. Обучающиеся должны получить представление об особенностях жизненного уклада казахского народа, о психологии народа, о влиянии кочевой цивилизации на музыкальную культуру, об общественном значении музыкального искусства, о своеобразном отражении в нём явлений действительности, ярких представителей музыкального искусства устной традиции
Основным методом устного изложения нового материала должен быть рассказ о явлениях музыкальной жизни, о жизни и творчестве композиторов и об изучаемых произведениях. При устном изложении преподаватель должен стремиться к тому, чтобы в содержательной, яркой и образной форме рассказать учащимся о социально-исторической обстановке, в которой развивалось музыкальное искусство. При прохождении оперных произведений, необходимо учащихся ознакомить с историей их создания, идеей, содержанием.
В процессе проведения занятий преподаватель должен пробудить в учащихся сознательный интерес к слушанию музыки на основе показа и разбора, различных по содержанию и форме, несложных по выразительным средствам музыкальных произведений; познакомить с различными жанрами – от песни и кюя до оперы и симфонии.
Рассматривая творческие портреты народно-профессиональных композиторов целесообразней вспомнить историческую эпоху, в которой жили композиторы, что побуждало их обращаться к тем или иным музыкальным образам. Попытаться вместе с учащимися обобщить особенности музыкального «почерка» Биржан-сал, Абая, Ахан-сері. Поговорить о влиянии других национальных культур на развитие мелодических интонаций, ладовых окрасок, формы на творчество композитров. Чем больше разнообразных сопоставлений проведёт преподаватель вместе с детьми, тем ближе им станет музыка этих композиторов.
Предлагаем некоторые педагогические приёмы, используемые на уроке при изучении новых тем.
Тема: «Инструментальная музыка казахского народа. Жанры, стили, формы». Новый материал распределяется между малыми группами в виде учебных текстов, карточек-заданий. Каждая из малых группа рассматривает лишь часть проблемы: одна – этимологию и семантику терминов, другая – образную сферу, третьи – строение и особенности исполнительских приёмов и т.д. Далее составляется таблица по этим направлениям. Каждый из представителей малых групп вносит свою информацию, то, что именно он узнал. Благодаря активному участию каждого учащегося вся группа овладевает исчерпывающим материалом по данной теме.
После освоения материала первого года обучения целесообразно дать учащимся возможность самим сделать выводы о том, какая музыка могла бы стать символом казахского музыкального искусства, обобщённой характеристикой кочевника, с его стремлением к независимости, к свободе человеческого духа?
Ценными, несомненно, будут ответы тех учащихся, которые считают, что именно творчество и образный строй кюев Курмангазы «Сары арка», «Адай» могут ярко, выпукло и зримо воссоздать в нашем воображении картины суровых страниц истории казахского народа, красочную панораму степных просторов с благоухающими, дурманящими ароматами полыни и цветов, со стремительным бегом крылатых тулпаров.
При изучении темы: «Казахская массовая песня» мы предлагаем приём сравнительного анализа произведений композиторов разных исторических периодов Биржана–сал, А.Жубанова, К. Кумысбекова. Рассматриваются такие вопросы, как интонационный (формулы – интонации, причины запоминаемости, яркости мелодики), метроритмический, ладогармонический строй, композиционная структура, её особенности (соотношение запева и припева), средства музыкальной выразительности при достижении кульминаций в песнях. После проведённой рефлексии дети самостоятельно выясняют для себя характерные черты казахских массовых песен. Интонационно-образное сопоставление произведений разных стилей позволяет нам, неоднократно, в процессе изучения творчества композиторов, возвращаться к одним и тем же сочинениям, полнее постигая творческую индивидуальность автора. К примеру, песни Биржан-сал и Жаяу Мусы могут использоваться при изучении тем «Народно-профессиональная песня» и при изучении творчества данных композиторов.
В учебное пособие вошли также дополнительные ознакомительные материалы, объединённые в рубрики «Это должно быть интересно!», «Знаете ли Вы, что…?», «Из истории музыкознания…», «Немного из истории…» и т.п. Они обращены к современной детской аудитории и способствуют формированию и развитию нравственно-эстетической культуры учащихся и пробуждению у учащихся интереса и любви к казахской музыке.