kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Праздник "Родной обычай старины - Святки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационная карта и сценарий внеклассного мероприятия "Родной обычай старины - Святки". Цель мероприятия: пробудить интерес у детей к народным традициям; способствовать становлению культурной идентичности, укреплению национального чувства; побуждать детей к участию  в традиционных святочных праздниках

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Праздник "Родной обычай старины - Святки"»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ.


Учителя:

Учитель музыки Киселева Е.Г. - высшая квалификационная категория;

Учитель музыки Гладких А.С. - первая квалификационная категория;

Учитель технологии Хасанова О.Д. -первая квалификационная категория;

Учитель технологии Свистунова Н.А.-первая квалификационная категория;

Учитель ИЗО Прижелудская Е.Н.-высшая квалификационная категория;

Дата проведения: 18.12.2015

Место проведения: кабинет музыки

Тема мероприятия: «Родной обычай старины – Святки».

Тип мероприятия: закрепление полученных знаний, интегрированное занятие.

Цель мероприятия: пробудить интерес у детей к народным традициям; способствовать становлению культурной идентичности, укреплению национального чувства; побуждать детей к участию в традиционных святочных праздниках.

Задачи мероприятия

1. Ознакомить учащихся с историей, традициями и обрядами народного праздника «Святки».

2. Развивать познавательную и творческую активность детей, интерес к рукотворчеству.

3.Формировать представление о красоте труда, многообразии проявления декоративного искусства.

3.Воспитывать уважительное отношение к отечественным традициям, ценностям своего народа через осознание своей этнической и национальной принадлежности, содействовать сближению поколений.


Структура мероприятия

1.Встреча гостей;

2.Вступительная беседа о русском народном празднике «Святки»;

3.Исполнение учащимися русских народных песен, хороводов;

4.Выставка декоративно - прикладного творчества, рисунков на тему «Народный праздник – веселье, гадание, игры, забавы»;

5.Импровизированное гадание на воде с участием детей;

6.Чаепитие у самовара;

7.Подведение итогов, обсуждение, рекомендации.


Методы обучения: игровой, метод беседы и диалога, метод моделирования художественного творческого процесса.


Образовательные технологии- информационно-коммуникативная технология.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • готовность и способность обучающихся к восприятию русской культуры, сформированность мотивации к дальнейшему ее изучению, ценностно-смысловые установки и индивидуально-личностные позиции;

  • осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;

  • повышение мотивации к учебно –творческому процессу.


Предметные результаты:

• знать и понимать роль народной музыки в жизни человека, формы построения русских

народных песен и наигрышей , виды декоративно – прикладного искусства и

практическое применение их в повседневной жизни;

• уметь передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности;

• формировать эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска

средств ее осуществления;

• освоение способов решения проблем творческого характера;

Познавательные:

• формирование знаний о русском народном творчестве ;

• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

• формирование умения находить прекрасное в народном творчестве.


Коммуникативные:

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе музыкально-

творческой деятельности.


Материально – техническая база: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальные инструменты.








Тематический праздник «Родной обычай старины – Святки».


Музыкальный репертуар, используемый на празднике:

  1. Русская народная песня «Вдоль по улице метелица метет»;

  2. Русская народная песня «По улице мостовой»;

  3. Русская народная песня «Та –ра –ра»;

  4. Песня «Гадание на Святки»;

  5. Подблюдочные песни;

  6. Русская народная песня «Валенки»;

  7. Русская народная песня «Коробейники».


Подготовка к празднику:

  1. Оформление кабинета в стиле русской избы: на окнах снежинки, макет печки, рисунки детей на тему «Зимний праздник –святки».

  2. Искусственные свечи, фонари, мелконарезанная бумага (снег).

  3. Стол, накрытый скатертью, с русской посудой и самоваром.



  1. Вступление.

Зимой празднуется один из самых интересных народных праздников – Святки. Они длятся 12 дней. В это время исполняются самые заветные желания. Святки сопровождаются интересными обычаями и обрядами –святочные гулянья, колядования, гадания. Святки всегда являлись временем отдыха, игр, развлечений, гуляний. Испокон веков наши предки в зимние вечера – под Новый Год, под Рождество пытали судьбу. Самый популярный способ – девичьи гадания. Особенно славились подблюдные песни. На стол ставилось блюдо с водой. В воду опускали колечки, накрывали блюдо полотенцем. Начинали петь подблюдные песни и под песни вынимали колечки. При этом рассказывалось, кого какая судьба ждет.


  1. Сценарий проведения праздника.

Класс наряжен в виде русской избы с печью. В одном углу сидят маленькие девочки со старшей рукодельницей, вышивают.

На другой стороне стол со скатертью, на столе самовар, угощенье. Хозяйка избы сидит за пряжей в стороне. Взрослые девушки за дверью.

Хозяйка оставляет пряжу, подходит к окну.


Хозяйка: Есть ли в году время лучше, чем наша красавица – зима? Пусть она снежная да холодная, зато посмотрите, как она лес разукрасила. Каждая веточка снегом осыпана, каждая шишка будто в серебре.


1 девочка: Пусть река льдом скована, зато по ней теперь можно на коньках кататься.


2девочка: А как с горки полетишь – аж дух захватывает. Только бы не перевернуться!


Хозяйка возвращается на свое место.

Хозяйка: А еще зимой хороши долгие вечера. Кажется, будто кругом все волшебным сном заворожено – запорошено. Только звездочки ясные мерцают в небе, да клубится пар от дыхания.


(За дверью шум, смех, топот. Вбегают, смеясь, взрослые девушки, отряхивают с себя снег. Подбегают к печке, греют руки, садятся вокруг Хозяйки)


1девушка: Зимой нет лучшего занятия, чем прижаться к теплой

печке да слушать сказки про волшебные края да жар – птицу, а ты знай да прислушивайся, как трещат дрова в печи.


2девушка: Но самое веселое время зимой – это праздники. С самого дня зимнего солнцестояния водят ребята хороводы, катаются на разукрашенных лошадиных повозках, дарят друг другу гостинцы.


3девушка: А давайте, и мы споем песню про красавицу – зимушку, да снежную метелицу, которая замела все дорожки. Да не просто споем, а хоровод заведем.


Исполняется песня «Вдоль по улице метелица метет».

Поют старшие девушки. Садятся на места.

Снова работают, вышивают.


Хозяйка дома:

А загадать ли вам, красны девицы, загадки мудреные?


1 девица: Ой, загадай, добрая хозяюшка!


1заг. Шла девица из Питера,

Несла кувшин бисера.

Она его рассыпала.

Никто его не соберет,

Ни царь, не царица,

Ни красная девица. (Небо и звезды).


2заг. Летит орлица

По синему небу.

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча).


3заг. Морщинистый Тит всю деревню веселит. (Гармонь).


4заг. В лесу выросло, из лесу вынесли,

В руках плачет, а кто слушает – скачет. (Дудка).

1девочка: И мы засиделись, тоже хотим поплясать, ручки –ножки поразмять.


Хозяйка: А работу выполнили? Ниточка за иголочкой тянется, вот вышивание и получается. Чему вас наша рукодельница Наталья свет Алексеевна выучила?


Пояснительная беседа рукодельницы, показ работ.


Хозяйка: И вправду говорят: делу время –потехе час. Запевайте песню веселую, будем святки прославлять, гостей зазывать.

Поет младшая группа девочек.

Русская народная песня «По улице мостовой».


1девочка: Ой, ребята, та –ра –ра!

На горе стоит гора.

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.


Выходит девочка в русском костюме, исполняет песню «Та –ра-ра».

Садятся на места.

1девушка: Слушайте, подруженьки, а ведь скоро святки –пора таинственных гаданий.


2девушка: Вот мы тогда погадаем, какая кому судьба достанется.


3девушка: Бродит сумрак у окна,

Гаданьям святочным пора.

Мы сейчас судьбу узнаем…..


Все: Погадаем?


4девушка: погадаем!

Общий свет выключить. Зажигаются фонари. Все участники садятся вокруг стола.

Хозяйка: По гаданьям да по всяким там народным приметам у нас большой знаток бабушка Лукерья. Вам бы ее к нам зазвать. Да и повыспросить про гадания.


Одна из девочек подходит к окну, смотрит вдаль.

- А чего ее звать? Вот она сама в гости к нам идет!


Входит бабушка Лукерья, стряхивает с себя снег.


Девочки хором: Здравствуй, бабушка Лукерья!


Лукерья: Здравствуйте, здравствуйте, милые девицы –красавицы!

1девушка: Бабушка, а у нас к тебе дело есть.


Лукерья: Какое дело?


2девушка: Говорят, ты мастерица сказки сказывать да судьбу угадывать.


Лукерья: Люди зря говорить не станут. Правда, умею и сказки сказывать и судьбу отгадывать. Пойдемте–ка ближе к печке. Там и говорить теплее и гадать веселее.


Садятся вокруг маленького стола. Взрослые девушки ближе, младшие – чуть дальше.

Хозяйка: К нам приехали святые вечера

На конях, на соболях,

На лисицах, горностаях!


Лукерья: Уж вы девоньки, подруженьки мои!

Вы тихонько посидите у меня.

Пособите мне отгадывать,

Судьбу вашу да запрашивать.

Много гаданий есть на свете. Вы какие хотели бы узнать?


3девушка: Я слыхала, что можно гадать по песенкам. Есть такие песни, которые тоже могут судьбу предсказать. А ну, девушки, запевайте.

Песня «Гадание» - исполняют старшие девочки.


Лукерья: Как славно вы поете. А теперь погадаем. Найдется у вас подходящее блюдо?


Девушки: Найдется, найдется! (несут на стол блюдо).


Лукерья: Наливаем туда водицы. (наливает).

А теперь каждая из вас опускает туда свое колечко. Под песни будем колечки вынимать, судьбу узнавать.

Накрывает блюдо платком.

Все начинают петь 1 –ю подблюдную песню.

Лукерья: (вынимает кольцо).

- Чье кольцо?

1девушка: Мое!

Лукерья: Будешь жить в новом доме!

Поют 2 –ю песню.


Лукерья: (вынимает кольцо).

- Чье кольцо?

2девушка: Мое!


Лукерья: Жди на праздник много гостей!


Поют 3 –ю песню.

Лукерья: Чье кольцо?

3девушка: мое!

Лукерья: Будешь жить в богатстве да радости!


Говорит младшая девочка:

А я слышала про смешное гадание. Нужно подойти к чужому дому да бросить в ворота валенком. (смеется).


Лукерья: Есть такое гадание. Если хозяева засмеются, будешь жить весело, а если заругаются, будет у тебя много забот.


Девочка: А я сейчас попробую.

Берет валенок, подбегает к двери, кидает через плечо за дверь. Раздается громкий крик «Ой!». Входит мальчик с валенком в руках, прикрывает рукой синяк под глазом.


Ваня: Чего это вы, девчонки, надумали валенками кидаться? Чуть до смерти не убили!

Девочка: Ваня, не сердись, я не в тебя целилась. Просто гадание такое.

Хозяйка: Не обижайся, Ванюша. Девочки тебе и песенки споют и хоровод заведут.


Песня «Валенки» - исполняет ученица 3 «А» класса.

Ваня: Хорошо поете, спасибо вам за песню. А можно я к вам ребят позову? Они совсем замерзли, а постучать стесняются!


Хозяйка: Конечно, зови!

Ваня идет к двери, зовет товарищей.

Заходят гурьбой мальчики, один из них исполняет на баяне народный наигрыш.

Хозяйка: Милости просим, гости дорогие! А ну, девчата, гостей встречайте, пляску затевайте.


Общая пляска –р.н.песня «Коробейники».

Хозяйка: А теперь прошу к столу. Угощайтесь, не стесняйтесь. Светлый праздник в дом пришел, всем сегодня хорошо.

Это добрый праздник

Волшебства и света.

Пусть большая радость

В каждый дом придет.

В белые одежды вся земля одета.

Гадания на Святки, на святое Рождество.

Под народные наигрыши дети идут к столу, угощаются пирогами и чаем.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Праздник "Родной обычай старины - Святки"

Автор: Гладких Анастасия Сергеевна

Дата: 18.09.2016

Номер свидетельства: 344362

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Презентация к классному часу "Михаил Юрьевич Лермонтов " "
    ["seo_title"] => string(63) "priezientatsiia-k-klassnomu-chasu-mikhail-iur-ievich-liermontov"
    ["file_id"] => string(6) "140910"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418038250"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства