Просмотр содержимого документа
«Познавательно-творческий проект «Светлая Пасха»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №24 «Золотая рыбка» г. Ессентуки
Познавательно-творческий проект
«Светлая Пасха»
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
на музыкальных занятиях
средствами ознакомления с христианскими традициями и русским фольклором.
Автор: музыкальный руководитель Ивлева Н. И.
«Светлая Пасха»
Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитанники ДОУ (средняя группа), воспитатели, родители.
Тип проекта: познавательно-творческий
Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
Направление развития: художественно-эстетическое, образовательная область «Музыка».
Области интеграции: художественное творчество, коммуникация, социализация, здоровье, труд, познание, чтение художественной литературы.
Актуальность: Мы живем в веке огромного технологического прогресса и в погоне за новыми возможностями, теряем самое главное, мы забываем свои обычаи и традиции , свое прошлое. А как сказал Михаил Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
Мы обучаем наших детей практически с пеленок пользоваться всевозможными гаджетами, и вместо совместных прогулок и бесед просто даём в руки малышу планшет, телефон или сажаем перед телевизором. И так изо дня в день, из года в год. И вот ребенок уже вырос и, естественно, ему уже совсем неинтересны совместные с родителями праздники и вообще что-либо совместное. Его вообще уже ничего не интересует, кроме виртуальных игр и виртуального общения. Это страшно, но всё еще можно исправить. Мы можем учить своих детей чему угодно, но они впитают в себя наш пример, наше поведение и культуру. И пока мы, родители (мамы и папы, бабушки и дедушки) уважаем, чтим и соблюдаем наши обычаи и традиции, историю своей Родины, наши дети будут следовать за нами и с нами.
Одним из самых радостных и почитаемых праздников, как и раньше на Руси, так и сейчас в России, является «Пасха». Это особенное время, сама природа всегда в этот день будто ликует вместе с людьми. Все вокруг оживает и цветет. Становится светло и радостно как на улице, так и в душе каждого христианина. Это, в первую очередь, семейный праздник. Но много ли наши дети знают об этом празднике? И как его отмечают в своей семье? Этим вопросом я и задалась и решила подробнее познакомить детей с православным праздником «Светлое Христово Воскресение» и его обычаями и традициями.
Проблема: Что мы знаем о православном празднике Пасха?
Цель проекта: Возрождение традиций народной культуры. Задачи: - познакомить детей с обычаями, традициями празднования Пасхи; - развивать интерес к русской национальной культуре; - воспитывать патриотические чувства к православным традициями русского народа, к народному творчеству. Участие родителей в реализации проекта: беседы, совместное с детьми разучивание стихотворений о пасхе.
У детей сформируется интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздника Пасхи.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Содержание работы
с детьми
Содержание сотрудничества с педагогами
Содержание работы с родителями
Организация работы
1 этап подготовителый
1.Выявление первоначальных знаний детей через беседы на соответствующую тему, а родителей через анкетирование. 2.Формулировка основополагающего и проблемного вопросов.
1.Подбор иллюстративного, музыкального материала, художественной и методической литературы для ознакомления детей с традициями празднования Пасхи. 2.Подбор видеоматериалов.
3.Консультация «Роль фольклора в развитии детей».
1.Информирование родителей о предстоящей деятельности (домашнее задание в виде консультации). 2.Консультация:
«Организация духовно-нравственного воспитания в семье в современных условиях»
1.Д. А. Рытов «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» (изучение).
2.Подбор художественной литературы (сказки, стихи о пасхе)
2 этап основной
1.Проведение интегрированных НОД с организацией сюжетно-ролевых, подвижных и дидактических и хороводных игр, индивидуальной и групповой работы.
2.Игра-драматизация «Курочка –Ряба»..
1.Чтение худ-ой литературы: рус.нар.
сказка «Курочка Ряба», «Красная шапочка на пасхальный лад», загадок, пословиц и поговорок о празднике Светлой Пасхи.
2.Рисование: раскрашивание пасхального яйца
3.Аппликация «Верба»
4.Предметное окружение Рассматривание альбома:
«Пасхальные яйца»
5.Формирование знаний и представлений детей о Пасхе, а также о физических законах (плотность предметов) через проведение исследований и экспериментов.
Консультация «Музыкальный фольклор – как средство всестороннего развития ребенка»
(папка-передвижка).
Помощь в проведении досуга
Конспекты
занятий-лекций.
Консультация (папка-передвижка),
музыкальный стенд презентация проекта.
Создание картотек: «Заклички», «Игры на Пасху»
3 этап заключительный
Проведение досуга «Пасху радостно встречаем!»
Презентация проекта на педагогическом совете.
Организация выставки творческих работ детей совместно с родителями
Подготовка презентации.
Достигнутые результаты
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
1.Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности и предпосылок развития музыкальных способностей:
- отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами народныхигр, закличек, хороводов, русским народным костюмом, обычаями.
- возросла речевая активность детей на музыкальных занятиях по слушанию музыки и в певческой деятельности;
2.Отмечается активное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта:
- родители создают условия в семье для экспериментирования со звучащими игрушками и свободного музицирования;
- с удовольствием приняли участие в подборе попевок, стихов и загадок по теме;
Русский фольклор – это кладезь народной мудрости, своеобразная энциклопедия духовной жизни русского народа, животворительный родник, способный исцелить и очистить человека от бездуховности, от внутренней пустоты. Поэтому необходимо как можно быстрее вернуть детей к утраченным истокам, научить их с глубоким уважением относиться к народному искусству. Ведь если с самого раннего возраста ребенку сделана прививка на красоту, на творчество, это останется уже на всю жизнь.
Пусть в ваших душах всегда царит любовь и милосердие. Христос Воскрес! (Воистину Воскрес!)
Использованная литература:
Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
100 занимательных экспериментов Дж. Андруз и К.Найтон
3. Салищева М. Н. «Пасха» издательство «Карапуз» 2009 г. Наталья Рыжова «Лаборатория в детском саду и дома» Учебно-методический комплект, Москва, Линка-Пресс
Развивающие занятия с детьми 4-5 лет под редакцией Л.А. Парамоновой