Основы вокально-хоровой работы на начальном этапе обучения
Основы вокально-хоровой работы на начальном этапе обучения
Хоровое пение — один из самых доступных для детей видов музыкальной деятельности. Приходя в хор, дети включаются в творческую атмосферу коллективного музицирования. В процессе обучения пению у них развиваются музыкальные способности, воспитывается эмоциональная отзывчивость к искусству, расширяется культурный кругозор, воспитывается высокий художественный вкус, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребёнка.
В основе хорового пения лежит правильная вокально-техническая культура
исполнения. Поэтому именно работа над певческими навыками есть тот стержень, вокруг которого разворачиваются все остальные элементы учебно-хоровой ра
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основы вокально-хоровой работы на начальном этапе обучения »
Основы вокально-хоровой работы на начальном этапе обучения.
О.Н. Лыксова, преподаватель
хорового класса
ДМШ №1 г. Костаная.
Хоровое пение — один из самых доступных для детей видов музыкальной деятельности. Приходя в хор, дети включаются в творческую атмосферу коллективного музицирования. В процессе обучения пению у них развиваются музыкальные способности, воспитывается эмоциональная отзывчивость к искусству, расширяется культурный кругозор, воспитывается высокий художественный вкус, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребёнка.
В основе хорового пения лежит правильная вокально-техническая культура исполнения. Поэтому именно работа над певческими навыками есть тот стержень, вокруг которого разворачиваются все остальные элементы учебно-хоровой работы.
Вокальная работа в детском хоре наиболее сложна, так как она непосредственно связана с развитием такого хрупкого инструмента, каким является детский голос. В период его становления и развития с ним надо обращаться очень умело.
Детский голосовой аппарат находится в состоянии непрерывного роста развития. У детей младшего возраста, до 9—10 лет, голос имеет чисто детское звучание. Звук голоса нежный, легкий, о нем говорят: «головное звучание», «фальцетное звучание».
Руководитель хора всегда должен помнить, что голосовой аппарат детей младшего возраста очень хрупок, очень небольшой по силе звука. Чрезмерное его напряжение может привести к стойкой хрипоте.
Каждый возраст имеет свой певческий диапазон. При определении голоса подборе репертуара необходимо это учитывать. Для детей 6—9 лет практикой установлен наиболее типичный рабочий диапазон: до—ре первой октавы — ре второй октавы.
Методы вокально-хоровой работы целиком опираются на методы профессионального обучения пению, которые в применении к детям приобретают особую специфику.
Чтобы научить детей естественному, красивому пению, необходимо привить им определенные певческие навыки: дыхания, звукообразования, звуковедения, артикуляции, дикции, фразировки. Нужно научить ребят стройному слитному пению, выработать внимательное отношение к певческой установке и руке дирижера.
На первоначальном этапе вокально-хоровые навыки воспитываются в их элементарном виде, в процессе же дальнейшей работы они постепенно углубляются, развиваются, совершенствуются.
Все эти навыки приобретаются и усваиваются в едином комплексе. В работе с младшей группой хора перед руководителем стоит одна из главных задач — зажечь первые искры интереса к хоровому пению, обучить основам хорового пения.
Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки:
Голову держать прямо, свободно. Не опуская вниз и не запрокидывая;
Стоять твёрдо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела;
Сидеть на краешке стула, опираясь на ноги;
Корпус держать прямо, без напряжения;
Руки свободно лежат на коленях.
Ребятам следует разъяснить, что неверная певческая установка ведет к быстрой утомляемости голоса, а это отразится на качестве звучания. «Привычка» правильно держаться во время пения должна укорениться в ребятах с детских лет и хормейстеру необходимо внимательно следить за этим. Для закрепления этого навыка можно использовать песню Л. Абелян «Петь приятно и удобно», упражнение «Вешалка» (встать, ссутулиться, расслабить мышцы спины и плеч. Затем как бы приподнять своё тело и, толкнув его назад и вниз, «надеть» на позвоночник, как пальто на вешалку. Спина становится прямой, а руки, шея и плечи свободными и лёгкими), «Бодрость и усталость» (изобразить позу бодрости и усталости).
Базой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука. Правильное певческое дыхание является основой вокально-хоровой техники. От его постановки во многом зависит формирование других певческих навыков.
Принципы певческого дыхания при работе с детьми в основном те же, что и со взрослыми. Однако необходимо учитывать возрастные особенности детей. Чтобы сделать понятным прием, который поможет детям добиться лучшего результата, целесообразно использовать жизненные образы, которые вызывают аналогичные физические и психофизиологические ощущения и таким образом делают прием понятным.
Например, выработать навык глубокого вдоха помогает такое сравнение: «вдохните глубоко, с удовольствием, как будто нюхаете душистый красивый цветок». Ребенку это понятно.
Каждый участник хора должен прочувствовать и осознать: вдох, задержку и экономное расходование воздуха при выдохе.
Приведу примеры нескольких упражнений на укрепление певческого дыхания, такими упражнениями в течение первого полугодия необходимо начинать буквально каждый урок:
Упражнение 1. «Цветочный магазин» (момент вдоха). Представим себе, что мы в цветочном магазине. Воздух наполнен запахами разных цветов. Захотелось определить, запах какого цветка преобладает. А теперь проследим за дыханием, как бесшумно через расширенные ноздри вливается воздух.
Упражнение 2. «Певческий пояс». Объяснить детям, что посередине живота находится певческий пояс, который в момент вдоха наполняется певческим дыханием. Чтобы дети почувствовали момент наполнения дыхания, следует положить руки на бок в области живота большими пальцами вверх. Руки ощущают, как певческий пояс наполняется дыханием и расширяется в стороны.
Упражнение 3. «Свеча» (ровный, медленный выдох). Глубоко вдохнуть, закрыть дыхание на замочек и затем медленно дуть на воображаемое пламя свечи. Постараться, чтобы пламя легло, и постараться удержать его в таком положении до конца выдоха.
Упражнение 4. Короткий вдох через нос по руке дирижёра и длинный замедленный выдох со счётом: раз, два, три, четыре… При каждом повторении упражнения темпа.
Одновременно навык певческого дыхания отрабатывается на вокальных упражнениях.
Научить детей правильно взять дыхание и протянуть звук, спеть небольшую фразу на одном дыхании — первое требование в обучении пению. Умение петь legato составляет важнейшее качество голоса.
На первых же репетициях нужно познакомить детей с видами дирижерских жестов — внимание, дыхание, вступление, снятие. Дети должны понять значение жеста. Им нужно объяснить, что дирижерские жесты — это знаки, с помощью которых дирижер управляет хором. Чтобы понять язык дирижерских жестов, нужно быть очень внимательными. Глаза всех поющих как бы ниточками привязаны к руке дирижера.
Хормейстер сам должен показать, как надо вступать, дышать, снимать по руке. Дети тренируются на простых упражнениях (можно на одном звуке), следя за рукой дирижера. После того как эти знаки будут освоены, можно предложить детям игру «в дирижера». Для этого выбираем дирижера из хора. Все певцы с большим интересом относятся к показу своих товарищей, так как каждый может оказаться на их месте. Эта игра полезна тем, что она активизирует каждого поющего, приучает следить за каждым движением руки дирижера.
На базе имеющихся навыков певческого дыхания прививаются навыки цепного дыхания.
Использование приёма цепного дыхания требует от певцов особого внимания.
Основные правила цепного дыхания:
Не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом;
Не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а, по возможности внутри длинных нот;
Дыхание брать незаметно и быстро;
Вливаться в общее звучание хора без толчка. С мягкой атакой звука, интонационно точно
Для выработки навыка цепного дыхания прежде всего нужно научиться быстро и незаметно менять дыхание внутри длинных нот. С этой целью можно использовать упражнение, построенное на нисходящей гамме с большими длительностями без пауз и цезур, причем в середине каждого звука хорист обязательно должен возобновить дыхание:
Процесс певческого дыхания нужно довести до сознания ребят и последовательно отрабатывать его механизм, на каждом уроке напоминать хористам принципы певческого дыхания, следить за правильностью его выполнения.
Развивая музыкальные способности, особое внимание необходимо уделять воспитанию музыкального слуха, так как чистое интонирование — фундамент хорового пения. Начинать эту работу нужно с первых же занятий. С самого начала надо приучать детей к умению сосредоточиться на звучании, «слушать тишину» (неумение сосредоточиться на звучании — одна из причин фальшивого пения и даже «гудения»).
Другая причина фальшивого пения и даже «гудения» объясняется следующим: многие неверно поющие дети переносят манеру «разговорного голоса» в пение. Встречаются дети 6—7 лет (чаще мальчики), разговаривающие и поющие очень низкими голосами. Этим детям необходимо ощутить правильную высоту звука. В таких случаях можно использовать пение звуков верхнего регистра — си — ми-бемоль2. Высокие звуки благодаря своим акустическим свойствам легче воспринимаются на слух, чем низкие. Педагог своими пояснениями, путем создания образных ассоциаций, должен помочь детям («надо спеть высоко, как птичка», «нужно еще немного подтянуть гаечку у твоей ноты» и т. д.). Используя в распеваниях, упражнениях звуки верхнего регистра, можно добиться за сравнительно небольшой срок регулярных хоровых занятий (4—6 месяцев) прекрасных результатов.
Особое место в хоровой работе занимает воспитание унисона. Это серьезная, трудная и очень важная задача, потому что хороший унисон в хоре — основа чистого многоголосного пения.
Работу над унисоном целесообразно начинать с пения одного звука на слоги лю, лё; затем ввести несложные попевки и, конечно, продолжать эту работу на материале разучиваемых песен.
Очень полезно использовать в упражнениях на унисон гласный у который ведет к образованию «узкого», четко фиксирующего высоту звука. Этому способствует механизм образования гласного у. активизируется работа голосовых связок и дыхания. Гласный у помогает выработке пения «на зевке», так как при его формировании мягкое нёбо и маленький язычок находят правильное положение. К тому же использование гласного у в упражнениях, распеваниях позволяет вырабатывать в хоре единую манеру пения.
Условиями грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук. Первое требование здесь — воспитание напевного, протяжного звучания голоса. Детям необходимо объяснить, что петь — значит тянуть звук, то есть протяжно исполнять каждый гласный звук. Хормейстер обращает внимание учащихся на особенности звучания гласных звуков в пении: для того чтобы пение было красивым и правильным, необходимо округленно и мягко исполнять все гласные звуки.
При пении на заданной высоте разных гласных следить, чтобы звук тянулся ровно, без толчков.
Важным методом воспитания правильного певческого звукообразования является показ голосом самим руководителем хора, демонстрация правильного звучания и ошибок.
Становление любого вокально-хорового навыка связано с решением многих чисто технических задач, требующих напряжения духовных и физических сил каждого юного певца. И чтобы эта работа не была тяжелой, а наоборот, приносила удовлетворение и радость, следует проводить ее живо и увлекательно. Подвижность и неусидчивость ребят младшего возраста заставляют искать разные формы в работе над вокально-техническими навыками. Метод восприятия через игру, через знакомые, близкие образы и понятия помогает поддерживать у ребят интерес к предлагаемым упражнениям, желание добиться хорошего результата.
Используя игровые приемы на хоровых занятиях, руководитель добивается очень важного момента в коллективной деятельности — атмосферы эмоциональной отзывчивости. В процессе репетиционной работы мы используем «оживлялки». Это упражнения в игровой форме. Например: для ощущения работы регистров мы используем «Песенку про смех», На подвижность нижней челюсти упражнение «Ворона», для укрепления артикуляционного аппарата «Надулись-улыбнулись» ит.д.
В работе с малышами обязательно надо учитывать то обстоятельство, что им трудно долгое время усидеть на месте; они быстро устают и отключаются от учебного процесса. Поэтому необходима частая смена заданий, песен, упражнений.
Вокальная работа в детском хоре — процесс трудный и длительный. Она приносит плоды не сразу. Педагог должен обладать большим терпением и тактом в кропотливой хоровой работе, находить верные слова, сочетать требовательность, серьезность тона с веселой искрометной шуткой, вовремя снимающей напряжение, усталость, поддерживать и ободрять своих певцов, чтобы они чувствовали свою победу над трудностями.
Только творческая атмосфера позволит ребенку по-настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства. Истинная заинтересованность детей, их увлеченность исполнительским процессом активизирует весь ход занятий, открывает путь к скорейшему овладению и закреплению того или иного навыка.
В заключение, хотелось бы напомнить слова выдающегося хормейстера Бончо Боева, создателя болгарского детского хора «Бодра смена»: «Возможности детей безграничны: ограниченными бывают только возможности тех, кто с ними работает».
Список литературы:
Шереметьев В.А. «пение и воспитание детей в хоре» - Челябинск, ТОО «Версия» 1997г.
«Музыкальные занятия с малышами»-Ростов-на-Дону, «Феникс» 2002г.
Стулова Г.Л. «Теория и практика работы с детским хором» - Москва. «Владос» 2002г.