«О некоторых аспектах развития музыкальной одаренности учащихся-домристов»
«О некоторых аспектах развития музыкальной одаренности учащихся-домристов»
Благоприятным и значимым периодом развития ребенка является – младший школьный возраст. Особенности этого возраста в содержании огромного потенциала для развития музыкальной одаренности – это эмоциональность, высокая восприимчивость, преобладание чувственного восприятия, наглядно-образного мышления и одновременно формирование абстрактного, активность ребенка, стремление к самореализации. Одаренный ребенок проявляет выраженную разностороннюю любознательность, охотно и легко учится.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Благоприятным и значимым периодом развития ребенка является – младший школьный возраст. Особенности этого возраста в содержании огромного потенциала для развития музыкальной одаренности – это эмоциональность, высокая восприимчивость, преобладание чувственного восприятия, наглядно-образного мышления и одновременно формирование абстрактного, активность ребенка, стремление к самореализации. Одаренный ребенок проявляет выраженную разностороннюю любознательность, охотно и легко учится.
От того в какой степени педагог располагает необходимыми на этот счет теоретическими знаниями, практическим опытом, методологическими приемами, тактом и эрудицией зависит в немалой степени успешность обучения ребенка.
Развитие одаренности учащегося проходит успешно, если деятельность преподавателя основывается на:
- создании благоприятной психологической атмосферы для всего творческого процесса, чтобы наиболее полно раскрыть индивидуальность ребенка;
- внимании к индивидуальным психологическим и возрастным особенностям одаренного ребенка;
- подготовке учащегося к концертной деятельности;
- организации самостоятельной творческой работы ученика, который приобретет индивидуальный опыт;
- проведении разъяснительной работы с родителями, с целью создания у них адекватного представления о способностях своего ребенка.
В своей работе с учеником педагог обязан знать и справедливо оценивать как положительные, так и отрицательные стороны его личности. Немаловажное значение в работе с одаренными детьми имеет и воспитательная работа. Она должна быть направлена на формирование такой личности, которая станет «воспитателем» собственных способностей, своего отношения к музыке, своих исполнительских качеств.
Работая с учеником, я диагностирую одаренность по следующим пунктам:
- по степени опережения мышления, действий, принятия решения при равных условиях;
- по склонности к соревнованию; упорству в работе;
- по отношению к выполнению задания.
Надо сказать, что эти задатки проявляются довольно-таки быстро и здесь нужно поблагодарить родителей, которые создали в дошкольный период благоприятные условия для развития своего ребенка. Нейгауз говорил: «Родители важнее педагогов!».
Обнаружив такого ребенка в классе, я выстраиваю индивидуальную траекторию творческого развития каждого ребенка, следуя основным направлениям развития технических и творческих навыков, делаю специальный подбор методов и приемов развития музыкальных способностей для реализации творческого потенциала таковых детей.
Следуя девизу - «от простого - к сложному». Начинаем с самых знакомых всем преподавателям фабул – «упражнений». У меня их огромное разнообразие по назначению: на развитие всех видов техники левой и правой руки, ритмических организаций…
С какой целью мы насыщаем работу упражнениями? Нужно наработать технический «минимум» и «максимум» (по способностям), которым ученик будет пользоваться, изучая художественные произведения. (Иллюстрация – ученица 2-го класса Попович Виолетта покажет, каким образом определенные упражнения стали основой для изучения следующих пьес).
Для учащихся младших классов ритм триолями является довольно-таки сложным как для левой руки, так и для правой: нужно овладеть техникой смен струн в правой руке, мелкой техникой в подвижном темпе, и главное подвижно мыслить. Работая над упражнениями Н. Баклановой, мы освоили этот ритм, закрепили его в работе над «Этюдом» Комаровского, и применили освоенный навык в изучении пьесы « Рондо» - Данкля.
У нас еще много в работе неосвященных звеньев, которые образуют цепь в развитии маленького музыканта – исполнителя.
На следующем этапе обучения задания усложняются. Мы осваиваем упражнения технически сложные, с объемным текстом; решаем не только технические задачи, но и воспитываем физическую и эмоциональную выдержку. Приступаем к развитию крупной техники: пассажной, двойные ноты, крупная фразировка, мышление на расстоянии. Конечно и музыкальный материал более сложный.
В работе используем следующие методы:
Автоматизации: исходя из сложности структуры движения, где низкие уровни выпадают из поля зрения, вытекает необходимость автоматизации – освобождения сознания от обязанности « пальцевой няньки» и направлению мышления ученика на решение музыкальных задач.
Метод монтажа - основополагающий в работе - как над пассажами, так и над произведениями в целом.
Исполняя произведение в быстром темпе, ученика могут постигнуть неудачи. «Осознать причину неудачи – наполовину решить её», - говорил Ф. Бузони. Найдя и отработав это звено, путем многократного повторения (автоматизации), используя различные варианты (упражнения), присоединяя постепенно ноты предыдущие и последующие к этому звену до образования построения – суть методамонтажа.
Иллюстрация – ученица 4го класса Хворостянкина Виоллетта -Лауреат международного конкурса, продемонстрирует свои достижения на сегодня в развитии техники, в умении использовать названные и другие методы рабаты, при изучении музыкальных произведений.
Начнем показ работы ученицы - конечно- же, с упражнений Шрадика 6 часть: цель – развитие беглости пальцев левой руки, техника смены струн в правой руке, работа со звуком – динамикой. Далее работаем над пассажной техникой – играем гаммы и подготавливаемся к работе над произведением В. А. Моцарта «Аллегро».
Применяем в работе все перечисленные методы – монтажа, автоматизации, метра высшего порядка и другие.
Самое сложное в работе, даже с музыкально-одаренными детьми - это развитие и воспитание слухового контроля, но мы уже на это обращаем внимание и делаем первые шаги в этом направлении.
Конечно, перечисленные методы работы в развитии музыкальной одаренности учащегося окажутся безрезультатными, если не будет обоюдного внимания, усердия, желания достичь цели.
Работа педагога музыканта – сложный многоуровневый процесс:
- с одной стороны идет передача педагогом ученику своего отношения к искусству, своих знаний, умений, приемов исполнительской игры;
- с другой стороны – раскрытие, выявление и развитие задатков, способностей, заложенных в ученике.
Поэтому преподавателю для работы с одаренными детьми нужно обладать следующим комплексом качеств:
- профессиональные (знания и умения, помогающие развить одаренность ученика с учетом индивидуальной психологической характеристики), разработка специальных учебных программ; оценки результатов обучения;
- анализ своего опыта.
- поведенческие (умение создать творческую атмосферу, педагогическая техника, форма поведения педагога).
«Личность ученика развивает только развитая личность педагога».