kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«О некоторых аспектах развития музыкальной одаренности учащихся-домристов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Благоприятным и значимым периодом развития ребенка является – младший школьный возраст. Особенности этого возраста в содержании огромного потенциала для  развития музыкальной одаренности – это эмоциональность, высокая  восприимчивость, преобладание чувственного восприятия, наглядно-образного мышления и одновременно формирование абстрактного, активность ребенка, стремление к самореализации. Одаренный ребенок проявляет выраженную разностороннюю любознательность, охотно и легко учится.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««О некоторых аспектах развития музыкальной одаренности учащихся-домристов» »

Егорова Татьяна Владимировна

Преподаватель по классу домры

Детская музыкальная школа № 1

г. Костанай, Республика Казахстан


«О некоторых аспектах развития музыкальной одаренности

учащихся-домристов» (обобщение опыта практической деятельности)


Благоприятным и значимым периодом развития ребенка является – младший школьный возраст. Особенности этого возраста в содержании огромного потенциала для развития музыкальной одаренности – это эмоциональность, высокая восприимчивость, преобладание чувственного восприятия, наглядно-образного мышления и одновременно формирование абстрактного, активность ребенка, стремление к самореализации. Одаренный ребенок проявляет выраженную разностороннюю любознательность, охотно и легко учится.

От того в какой степени педагог располагает необходимыми на этот счет теоретическими знаниями, практическим опытом, методологическими приемами, тактом и эрудицией зависит в немалой степени успешность обучения ребенка.

Развитие одаренности учащегося проходит успешно, если деятельность преподавателя основывается на:

- создании благоприятной психологической атмосферы для всего творческого процесса, чтобы наиболее полно раскрыть индивидуальность ребенка;

- внимании к индивидуальным психологическим и возрастным особенностям одаренного ребенка;

- подготовке учащегося к концертной деятельности;

- организации самостоятельной творческой работы ученика, который приобретет индивидуальный опыт;

- проведении разъяснительной работы с родителями, с целью создания у них адекватного представления о способностях своего ребенка.

В своей работе с учеником педагог обязан знать и справедливо оценивать как положительные, так и отрицательные стороны его личности. Немаловажное значение в работе с одаренными детьми имеет и воспитательная работа. Она должна быть направлена на формирование такой личности, которая станет «воспитателем» собственных способностей, своего отношения к музыке, своих исполнительских качеств.

Работая с учеником, я диагностирую одаренность по следующим пунктам:

- по степени опережения мышления, действий, принятия решения при равных условиях;

- по склонности к соревнованию; упорству в работе;

- по отношению к выполнению задания.

Надо сказать, что эти задатки проявляются довольно-таки быстро и здесь нужно поблагодарить родителей, которые создали в дошкольный период благоприятные условия для развития своего ребенка. Нейгауз говорил: «Родители важнее педагогов!».

Обнаружив такого ребенка в классе, я выстраиваю индивидуальную траекторию творческого развития каждого ребенка, следуя основным направлениям развития технических и творческих навыков, делаю специальный подбор методов и приемов развития музыкальных способностей для реализации творческого потенциала таковых детей.

Следуя девизу - «от простого - к сложному». Начинаем с самых знакомых всем преподавателям фабул – «упражнений». У меня их огромное разнообразие по назначению: на развитие всех видов техники левой и правой руки, ритмических организаций…

С какой целью мы насыщаем работу упражнениями? Нужно наработать технический «минимум» и «максимум» (по способностям), которым ученик будет пользоваться, изучая художественные произведения. (Иллюстрация – ученица 2-го класса Попович Виолетта покажет, каким образом определенные упражнения стали основой для изучения следующих пьес).

Для учащихся младших классов ритм триолями является довольно-таки сложным как для левой руки, так и для правой: нужно овладеть техникой смен струн в правой руке, мелкой техникой в подвижном темпе, и главное подвижно мыслить. Работая над упражнениями Н. Баклановой, мы освоили этот ритм, закрепили его в работе над «Этюдом» Комаровского, и применили освоенный навык в изучении пьесы « Рондо» - Данкля.

У нас еще много в работе неосвященных звеньев, которые образуют цепь в развитии маленького музыканта – исполнителя.

На следующем этапе обучения задания усложняются. Мы осваиваем упражнения технически сложные, с объемным текстом; решаем не только технические задачи, но и воспитываем физическую и эмоциональную выдержку. Приступаем к развитию крупной техники: пассажной, двойные ноты, крупная фразировка, мышление на расстоянии. Конечно и музыкальный материал более сложный.

В работе используем следующие методы:

  1. Автоматизации: исходя из сложности структуры движения, где низкие уровни выпадают из поля зрения, вытекает необходимость автоматизации – освобождения сознания от обязанности « пальцевой няньки» и направлению мышления ученика на решение музыкальных задач.

  2. Метод монтажа - основополагающий в работе - как над пассажами, так и над произведениями в целом.

Исполняя произведение в быстром темпе, ученика могут постигнуть неудачи. «Осознать причину неудачи – наполовину решить её», - говорил Ф. Бузони. Найдя и отработав это звено, путем многократного повторения (автоматизации), используя различные варианты (упражнения), присоединяя постепенно ноты предыдущие и последующие к этому звену до образования построения – суть методамонтажа.

Иллюстрация – ученица 4го класса Хворостянкина Виоллетта -Лауреат международного конкурса, продемонстрирует свои достижения на сегодня в развитии техники, в умении использовать названные и другие методы рабаты, при изучении музыкальных произведений.

Начнем показ работы ученицы - конечно- же, с упражнений Шрадика 6 часть: цель – развитие беглости пальцев левой руки, техника смены струн в правой руке, работа со звуком – динамикой. Далее работаем над пассажной техникой – играем гаммы и подготавливаемся к работе над произведением В. А. Моцарта «Аллегро».

Применяем в работе все перечисленные методы – монтажа, автоматизации, метра высшего порядка и другие.

Самое сложное в работе, даже с музыкально-одаренными детьми - это развитие и воспитание слухового контроля, но мы уже на это обращаем внимание и делаем первые шаги в этом направлении.

Конечно, перечисленные методы работы в развитии музыкальной одаренности учащегося окажутся безрезультатными, если не будет обоюдного внимания, усердия, желания достичь цели.

Работа педагога музыканта – сложный многоуровневый процесс:

- с одной стороны идет передача педагогом ученику своего отношения к искусству, своих знаний, умений, приемов исполнительской игры;

- с другой стороны – раскрытие, выявление и развитие задатков, способностей, заложенных в ученике.

Поэтому преподавателю для работы с одаренными детьми нужно обладать следующим комплексом качеств:

- личностные (позитивная «Я – концепция», целеустремленность, зрелость, эмоциональность, артистичность, доброжелательность, общительность, тактичность);

- профессиональные (знания и умения, помогающие развить одаренность ученика с учетом индивидуальной психологической характеристики), разработка специальных учебных программ; оценки результатов обучения;

- анализ своего опыта.

- поведенческие (умение создать творческую атмосферу, педагогическая техника, форма поведения педагога).

«Личность ученика развивает только развитая личность педагога».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
«О некоторых аспектах развития музыкальной одаренности учащихся-домристов»

Автор: Егорова Татьяна Владимировна

Дата: 21.01.2015

Номер свидетельства: 159091


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства