О некоторых аспектах нежелания детей обучаться музыке
О некоторых аспектах нежелания детей обучаться музыке
Давайте вспомним, как мы учились. Нет, не в младших классах – это в памяти сильно стирается – а хотя бы в музыкальном училище (колледже). Как шли на урок к педагогу, как волновались при этом. Иногда, если мне не удавалось заметно продвинуть свою работу над произведениями, чтобы не нарваться на неодобрение, я пропускал урок по специальности. При этом моей фантазии о причинах прогула могли бы позавидовать Жванецкий или Задорнов. Теперь – то я знаю, что лучше бы вытерпеть «взбучку» и продвинуть с педагогом то, что не получилось у меня. Но тогда прогул мне казался выходом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«О некоторых аспектах нежелания детей обучаться музыке »
Заберезников Сергей Александрович
Отличник образования РК
преподаватель по классу балалайки
Детская музыкальная школа № 1
г. Костанай, Республика Казахстан
О некоторых аспектах нежелания детей обучаться музыке.
Давайте вспомним, как мы учились. Нет, не в младших классах – это в памяти сильно стирается – а хотя бы в музыкальном училище (колледже). Как шли на урок к педагогу, как волновались при этом. Иногда, если мне не удавалось заметно продвинуть свою работу над произведениями, чтобы не нарваться на неодобрение, я пропускал урок по специальности. При этом моей фантазии о причинах прогула могли бы позавидовать Жванецкий или Задорнов. Теперь – то я знаю, что лучше бы вытерпеть «взбучку» и продвинуть с педагогом то, что не получилось у меня. Но тогда прогул мне казался выходом.
Так почему же ребенок отлынивает от домашних занятий музыкой? Большинство педагогов и родителей считают причиной этого обычную лень. Но зачастую этот же «ленивый» ребенок часами что-то мастерит, рисует, читает, помогает по дому, а не только играет на компьютере или смотрит телевизор. Выходит, дело не в природной лени, а в чем-то другом?
Безусловно, вопрос, поднимаемый в этом докладе, не касается успешных детей. Но случаев тому немало, а процент этого явления таков, что касается большинства детей, бросающих школу и около трети остальных учеников.
Детские психологи давно заметили, что часто за отказом от домашних занятий скрывается не лень, а стресс. Он бывает настолько сильным, что мешает ребенку сосредоточиться. А нам кажется, что ему на все наплевать – на оценки, на реакцию учителей и даже на папин ремень. На самом же деле ребенок травмирован и причина тому, как правило, – неудачи в школе. Если вовремя не обратить внимания, может получить развитие так называемый «школьный невроз», чреватый нервными срывами и психосоматическими заболеваниями.
Подчеркну обстоятельство, что юные музыканты учатся в ДВУХ ШКОЛАХ. На их психику действуют педагоги обеих школ и различные учебные предметы, с каждым из которых ребенку надо справляться. И к характерам разных учителей надо адаптироваться. Часто ребенок не знает, почему он не любит предмет, но очень хорошо знает, за что он не любит того или иного учителя. В подсознании формируется жесткая параллель: я не люблю предмет, потому, что не понимаю, чего от меня хотят. Так возникает первая причина стресса: непонимание ребенком требований учителя.
Мы привыкли, что если «нечто» понятно и доступно нам, то должно быть понятно и доступно ученику. С опытом у нас, педагогов, нарабатываются стереотипы объяснения, апробированные на многих учащихся и приносящие плоды. Но вот приходит человек, который эту вашу форму объяснения НЕ ВОСПРИНИМАЕТ! А может он флегматик и ему это надо разжевать вторично и более? А может он не готов к восприятию, простите за тавтологию, ВАШЕГО ВОСПРИЯТИЯ?
Во время моей работы в училище культуры ко мне попала девушка – казашка. Привыкнув к тому, что наши казахи прекрасно владеют русским языком, я ей образно и эмоционально рассказываю о предмете «дирижирование». И вижу в ее глазах полное отсутствие интереса. На вопрос «тебе не нравится дирижирование?», получаю ответ: – «Я плохо понимаю по-русски». Т.е. ее словарный запас не позволяет ей воспринять мой эмоционально – образный рассказ. А ну, как бы я, не разобравшись, повысил на нее голос, или упрекнул в невнимательности?..
В своей работе мы постоянно сталкиваемся с недостатком у детей мотивации к учебе. И страдает этим синдромом подавляющее большинство учеников. Недостаток мотивации существовал всегда. Ребенок далеко не всегда представляет, что он будет делать со своими знаниями и навыками. Поэтому ему наплевать на распрекрасные музыкальные произведения. Ради чего выносить «тяготы и лишения» труда музыканта? Ведь положительную оценку можно получить и меньшими трудами – достаточно выучить пьесы на память (характер и драматургия музыки как раз и требуют огромных трудозатрат). Ученик начинает понимать, что по большому счету его потуги никому, кроме учителя (в лучшем случае – родителей) не нужны.
В целях улучшения мотивации я много раз пытался организовать концерты своих учеников в тех школах, где дети учатся. И только раза четыре или пять я добился действительной организации такого концерта. Ведь у классных руководителей общеобразовательных школ есть свой ПЛАН РАБОТЫ, который плохо стыкуется с моим планом работы и никому не хочется проводить лишние мероприятия. К тому же проблемы с транспортом и т.д., но тогда ГДЕ ВЫСТУПАТЬ музыкальным детям? Где найти заинтересованного слушателя?
Если раньше профессия музыканта была достаточно престижной, работали дома и дворцы культуры, много музыкальных школ и студий, училища и консерватории были заполненными до отказа, то сейчас сеть организации культуры еле – еле начинает подниматься с колен, колледжи еле сводят концы с концами, а консерватории гоняются за выпускниками колледжей: кушать хочется всем. В сфере шоу – бизнеса свои заморочки: оказывается, достаточно пройти «фабрику звезд» и ты будешь звездой, миллионером! Так кому нужны все эти музыкальные школы с их программами и плановыми многолетними занятиями?!
Вот тут – то и надо скрупулезно воспитывать … родителей! Им надо втолковать, что занятия музыкой, особенно на национальных инструментах – это воспитание в человеке чувства патриотизма, чувства причастности к своей национальности, восприятие вековой культуры своего народа. На классических инструментах все это вводится через репертуар. Как часто мы воспитываем казаха либо русского через музыку И.С. Баха, В.А. Моцарта и т.д., формируя его отношение к мировым ценностям, но, никак не задевая национальной души? А ведь еще много веков назад люди знали, что религия, язык, литература, искусство (в т.ч. музыка, танец) – есть культура нации. В XIXвеке школьная практика так и воспитывала своих питомцев, добавив сюда простейшую математику. В наше время гуманитарным проблемам отводится слишком мало времени в угоду точным наукам.
Вернусь к тому, с чего начинал, о недостатке мотивации у ребенка. Невнимание к его успехам резко снижает желание учиться. Неудачная, либо недоброжелательная фраза вообще выбивает его из колеи. За примером далеко ходить не надо. Недавно у меня друг за другом оставили учебу братья Решетовы. Казалось бы, это достаточно уравновешенные ребята с неплохими данными. По их словам, кто – то из родственников назвал балалайку в руках Даниила «лопатой» и осмеял его попытки поиграть перед гостями. Всего моего опыта не хватило, чтобы переубедить Даниила и Сашу, что тот человек ошибается… Друг за другом ребята бросили занятия музыкой.
И наконец, о страхе неудачи.
Кандидат пед. наук, психолог Татьяна Шишова приводит в своей статье случай из общеобразовательной практики.
Девятилетний Сеня в классе считал ворон, дома – просиживал перед телевизором. При этом с его лица не сходила улыбка. Он улыбался всегда: и когда его ругали родители, и когда он получал двойки в школе. Казалось, он совершенно не волновался из – за того, что его грозят выгнать из школы. Именно эта застывшая улыбка и была сигналом неблагополучия. Это была маска, под которой он скрывался страх. Выяснилось, что еще в первом классе ему с большим трудом давалось письмо. Но мама, не разобравшись в причинах, сильно ругала ребенка за ошибки и грязь в тетрадке, наказывая его. В результате Сеня впал в ступор, а к третьему классу эта патологическая реакция стала для него привычной.
Аналогичное поведение у одного из моих нынешних учеников. Он пришел ко мне уже с этим синдромом – синдромом страха перед неудачей. У ребенка прекрасный слух. Хорошая память. Но… постоянные срывы во время итоговых исполнений. При всей нашей педагогической лояльности, от этого синдрома уже пятый год я не могу избавить ученика. Более того, я замечаю, что становясь старше, он волнуется больше. При попытках вытащить его через более простую, но достаточную программу, я натыкаюсь на то, что учит он какой угодно аппликатурой, что боится произносить вслух название нот, а выученные произведения умудряется запутать. Я не называю его фамилию т.к. ему еще довольно долго у нас учиться. Просто я теперь знаю причину его болезни и буду стараться его «лечить».
Еще одна распространенная причина отказа ребенка играть – желание привлечь к себе внимание взрослых. Все дети зависимы от родителей, все нуждаются в любви и ласке. Но в силу характера они часто не выражают своих эмоций прямо, а начинают «вредничать». Таким детям не хватает родительского тепла. Они чувствуют себя одинокими и интуитивно понимают, что «двойка» по специальности – едва ли не единственный способ привлечь к себе внимание. Как пишет Татьяна Шишова о таком ребенке:
«– Когда у меня все нормально, у нее слишком много дел», – признался мне 11-летний мальчик. В свою очередь, его мама жаловалась, что сын не садится за уроки, ждет ее прихода с работы, а потом весь вечер тянет с уроками, чтобы она все время находилась рядом с ним».
Угрозы и наказания в данном случае особенно неэффективны. Наоборот, ребенка необходимо окружить теплом и заботой. В подобных случаях детям нужна не столько реальная помощь, сколько, открытое выражение родительских чувств. При этом надо каждый раз проверять домашнее задание, т.к. ребенок и в этом усматривает отношение к своей личности. Когда он почувствует, что в состоянии сам хорошо выполнять домашнее задание, он откажется от помощи. Но контроль, тем не менее, нужен всегда.
В школе ребенок проводит большую часть своей жизни. Поэтому многие детские переживания связаны именно со школой, ведь здесь он получает публичную оценку своей деятельности.
Взрослый человек, кстати, тоже тяжело переживает неприятности на службе. Когда ему становится невмоготу, он либо меняет место работы, либо заболевает. А ведь дети находятся в худшей ситуации – самовольно поменять учителя или школу они не могут. Поэтому при неудачах они тоже заболевают, или начинают отлынивать от занятий – естественная реакция на трудности.
Чтобы ребенок научился преодолевать трудности, у него не должно возникать чувство «беспомощности». Ведь многие дети предпочитают вообще отказаться от чего-то трудновыполнимого, чем вновь и вновь терпеть неудачу.
Поэтому крайне важно создавать у ребенка иллюзию успеха. Если вы будете терпеливо делать это, со временем иллюзия станет реальностью. Ребенок поверит в свои силы – и произойдет прорыв. Если же мы не будем хвалить ребенка за самые мелкие подвижки вперед, дожидаясь зримых успехов, то, скорее всего, их и не будет. Буксуя на месте, дети часто теряют надежду выбраться из «кювета». Чтобы избежать школьного невроза, старайтесь видеть перемены к лучшему и не скупитесь на похвалу. Нет такого человека, в котором нельзя было бы найти что-то хорошее. Как сказал один остроумный человек, каждого из нас за что-то любит мама. Есть и такое наблюдение: каждый человек поворачивается к кому-то своей лучшей стороной. А это возможно лишь при условии – если мы внимательны к людям, умеем понимать и ценить их. Хвалите в человеке то лучшее, что в нем есть – и он будет уверен, что вы его понимаете, как никто другой.
Кто-то скажет: «А разве учебный процесс располагает нас к столь благостному общению?». Возможно, и не располагает. Но не будем забывать о том, что удача, тепло, внимание и любовь приходят к нам не из вакуума, а от других ЛЮДЕЙ.
И еще несколько слов для родителей наших учеников. Дети гораздо быстрее преодолевают психологические трудности, когда их внимание отвлекается чем-то другим, как бы между делом. Посильный домашний труд, безусловно, полезен ребенку и не портит, а наоборот, улучшает успехи в музыке. Занятия физкультурой, танцами, рисованием в небольших количествах делают ребенку необходимую «перемену декораций» во время которой он отдыхает от музыкальной сосредоточенности и получает заряд бодрости. У ученика музыкальной школы НЕТ необходимых 2 – 3 часов отдыха ежедневно, которые могут себе позволить ученики общеобразовательных школ. Поэтому правильное чередование различных видов нагрузки дает необходимый баланс для плодотворной работы без переутомления и, естественно, без лишних стрессов. Потому что трудности, которые испытывает ребенок, часто бывают не ОБЪЕКТИВНЫМИ, а субъективными, психологическими.
Литература
Т. Шишова «Лень или страх неудачи»// «Будь здоров» № 5, 2007 г.
И. Крикунова «О пользе комплиментов»// «Будь здоров» № 4, 2007 г.