Просмотр содержимого документа
««Некоторые особенности произношения согласных в связи с часто возникающими ошибками»»
Доклад:
«Некоторые особенности произношения согласных в связи
с часто возникающими ошибками»
подготовила преподаватель сольного пения вокального – хорового отделения
Курьянова Ирина Владимировна
Некоторые особенности произношения согласных в связи
с часто возникающими ошибками
1. Звонкие согласные (одиночные и парные) в конце слова произносятся как соответствующие им глухие. Перед глухими согласными звонкие также оглушаются. Например: «У берёз(с) поникли…»
2. Зубные согласные д, з, с, т перед мягкими согласными смягчаются: д(ь)венадцать, ка(зь)нь, пе(сь)ня и т.д.
3. Звук и перед мягкими согласными произносятся мягко: стра(нь)ник.
4. Звуки ж, ш перед мягкими согласными произносятся твёрдо: прежний, вешний.
5. Возвратные частицы «ся» и «сь» на конце слова произносятся твёрдо, как «са» и «с».
6. В ряде слов сочетания «чн», «чт», «шт»: (ш)то, коне(ш)но, ску(ш)но.
7. В сочетании «стн», «здн» согласные т, д не произносятся: гру(сн)о, по(зн)о.
8. Сочетания «сш» и «зш» в середине слова и на стыке слова с предлогом произносятся как твёрдое долгое ш: бе(шш)умно, а на стыке двух слов – как написано: произнёс шёпотом.
9. Сочетания «сч» и «ач» уподобляются долгому щ: (щщ)астье, изво(щщ)ик.
10. Сонорный р в большинстве случаев произносится утрированно.
В процессе занятий, можно использовать разные формы работы над дикцией:
а). работа над произношением слов непосредственно разучиваемого произведения;
б). специальные занятия по дикции;
в). исполнение небольших упражнений перед началом пения, включаемых в распевание.
Условием ясности дикции вокалиста является безупречный ритм.
Работа над осмыслённостью произношения текста
Первая техническая задача в работе над дикцией – выработка правильного, отчётливого произношения слов. Однако достижение механической чёткости каждой фонемы приведёт лишь к бессмысленному скандированию текста. Таким путём нельзя раскрыть его содержание, исполнение не будет художественным.
Работа над осмысленностью передачи текста начинается с расстановки логических ударений во фразах. При этом необходимо соблюдать правило: в простом предложении может быть только одно главное ударение, все остальные ударения в смысловых группах слов находятся в подчинении к главному.
Преподаватель и вокалист до репетиции должны поработать над текстом:
- определить границы музыкальных фраз;
- обозначить места возобновления дыхания или расставить по тексту смысловые цезуры;
- определить и отметить кульминации;
- проанализировать соотношение логических вершин текста с музыкальными кульминациями.
Каждая фраза имеет своё главное слово, свою вершину – кульминацию, которая должна быть выделена или большей силой звучания, или большей продолжительностью слога, падающего на вершину в мелодии.
Как правило, логические ударения в стихотворной фразе должны совпадать с сильными долями в музыке. Не зря существуют затактовые вступления.
Приведу в качестве примера хор гребцов из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»
Какое-либо соотношение сильных и слабых долей с ритмом стиха исказило бы смысл слов.
Поскольку первый звук берётся с атакой, у неопытных исполнителей появляется тенденция акцентировать первый слог. Задача преподавателя – не допускать утяжеления затакта, а также смещения ударений в словах.
Однако не всегда ударения в словах совпадают с сильными долями в музыки. Особенно часто это встречается в народных песнях.
Например, в русской народной песне «Земелюшка - чернозём»
Исполнительская задача в подобных случаях состоит в том, чтобы смягчить ударный слог.
Нередки случаи смещения сильной доли в такте с первой на вторую или третью в соответствии с распределением ударных слогов в словах. Например, в латышской народной песне «Вей, вей, ветерок».
Правильная расстановка цезур, или пауз, подобно знаку препинания, имеет смысловое значение. Например, по-разному понимается сообщение с различным членением на смысловые группы слов:
Гости, новые танцы затеяли……
Гости новые, танцы затеяли……
К.С. Станиславский в своей книге «Работа актёра над собой», написал о том, что расстановка речевых тактов и чтение по ним необходимы, так как они заставляют анализировать фразы и вникать в их сущность. Не вникнув в неё, не скажешь правильно фразы.
Поэтому работу над партией следует начинать с выявления логических вершин текста в сопоставлении со структурой мелодии, с расстановки цезур, которые обычно совпадают с моментами возобновления дыхания. Всё это сразу необходимо отметить в партии, чтобы даже первое её целостное исполнение на фортепиано было осмысленным и верно прочитанным.
Таким образом, смысловой разбор текста помогает раскрытию содержания вокального сочинения, правильной передачи замысла авторов, его логически обоснованной эмоциональной трактовке.
Произношение в пении
Русский язык очень благозвучен и по количеству гласных является одним из наиболее «певучих». В то же время он сложен для произношения, так как его слова произносятся часто не так, как они пишутся.
Особенностью нашего языка следует считать неточное произношение гласных. Мы пишем – голова, а произносим – галава. Пишем – окно, а произносим – акно. Такое изменение гласных в речи обусловлено историческим развитием языка и вошло в норму. Однако эти изменения, допускаемые в речи, далеко не всегда могут быть допущены в пении, так как речевая гласная звучит коротко, а вокальная гласная продлено. Так, например, прозвучит не только антихудожественно, но и нарушит эстетическую норму русского языка фраза – «Прекрасная пальма растёт», если она поётся с применением речевого произношения: - «Прикрасная пальма растёт» .
Ещё более необходимо следить за чистотой гласных, если их изменение «на речевой манер» носит не только художественный ущерб исполняемому произведению, но и влечёт за собой изменение значения слова (вместо «всё летала, распевала» поют «всё литала, распивала» и т.п.).
Наиболее часто встречающиеся изменения произношения в пении: глагольные окончания «ся» выговариваются как «са» - удивилса, рассердилса, обернулса и т.д.
В неопределённой форме окончания «ться» выговаривается как «цца»: распевацца, расставацца, возмущацца и т.п.
Окончание «сь» выговаривается как «с» - раскрылас, потерялас.
Сочетание гласных «чн» и «чт» произносится как «шн», «шт»: скушно, што, но слово «ничто» произносится так, как оно пишется.
В окончаниях прилагательных на «ый», «ий» гласный «ы» обычно произносится как нечто среднее между гласным «ы» и «а».
В родительном падеже прилагательных и местоимений окончание «ого», «его» выговаривается как «ева» «ево» - крайнево, роднова, ево.
В словах, происшедших от иностранных слов, не изменяются ни гласные, ни ударения. Так, например, нельзя произносить: вместо поэт – паэт, вместо аромат и октава – арамат и актава.
Преподаватель обязан следить за правильностью речи русского языка и запрещать в нём делать неправильные ударения.
Согласные необходимо произносить очень чётко в начале и в конце слова. Согласный звук, с которого начинается слово, имеет весьма важное «ключевое» значение, что обязывает произносить его очень чётко. Так, например, если в слове «слушай» мы опустим звук «с» и скажем «лушай», слово потеряет своё значение.
Не менее важно, чтобы чётко произносился финальный согласный звук, так как при его отсутствии слово также теряет своё значение, как, например, при пении: «поё, поё кукушечка», вместо «поёт, поёт кукушечка».
Закончу общим правилом произношение согласных в пении: если слово или слог заканчивается согласной, а за ним следует другое слово, то последняя согласная предыдущего слога присоединяется к последующему слогу. Так, необходимо петь: Ме-жду не-бо-ми зе-млёй
Пе-сня ра-зда-ё-тся….
а не
Меж-ду не-бом и зем-лёй
Пес-ня раз-да-ёт-ся…..
Выполнение этого правила способствует обеспечению непрерывности звучания голоса в пении, т.е. кантилене.
Список используемой литературы:
В. Багадуров. Вокальное воспитание детей, изд. АПН РСФСР, 1953г.
В. Садовников. Орфоэпия в пении, Музгиз, М.-Л., 1958г.
Е. Малинина. Вокальное воспитание детей, изд. Музыка Ленинград 1967г.
Г. Стулова. Теория и практика работы с детским хором, ВЛАДОС 2002г.