kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыкально-творческая деятельность учителя и учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из эффективных и альтернативных способов изучения способов добывания новых знаний является музыкально-творческая деятельность учащихся, т. е. приобретение знаний о самом себе. Французские ученые первые выдвинули теорию, что от природы все талантливы. но нужно только приоткрыть занавес этой тайны. именно на уроках музыки и происходит саморазвитие личности, которая даже и не подозревает о своих способностях. Ведь слушая музыку от классики до модерна, впитывая тексты от народных песен до авторских, человек становится всесторонне развитой личностью. когда ребенок занимается с увлечение, то он открывает в себе способности к рисованию, вышиванию и т. д. На уроках учитель-это мастер, который очень осторожно должен завлечь ребенка, а затем заставить его "копнуть глубже" по каждой теме урока. Оргументируя домашние задания тем, что жизнь многогранна и всесторонне разная, т. ч. все может пригодиться. Духовное развитие через творчество-это задача учителя в 21 веке, т. к. жизнь требует от выпускника гибкого, коммуникабельного сотрудника, который готов учиться всему.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыкально-творческая деятельность учителя и учащихся»

Музыкально – творческая деятельность учителя и учащихся

Машенина Элеонора Юрьевна

МБОУ СОШ № 4 г. Южно-Сахалинска



«Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умного;

знание того, каковы вещи на самом деле, характеризует человека опытного;

знание же того, как их изменить к лучшему, характеризует человека гениального».

(Дидро Д.)

Никогда не следует говорить: «Вы меня не поняли».

Лучше сказать: «Я плохо выразил свою мысль».

(Робер)

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то и в жизни он будет только подражать, копировать»

(Л.Н. Толстой)

Человек живёт в мире людей. Его желания и интересы не могут быть осуществлены без помощи тех, кто его окружает, тех, кто находится рядом. Для самореализации он должен принимать участие в беседах, дискуссиях, работать с документами, решать проблемные задания, делать выводы, работать в группе, выступать публично, учиться выражать своё отношение к обществу людей и задуматься над той ролью, которую исполняет он сам в сообществе. Ведь умение добывать, обрабатывать информацию и пользоваться ею на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.

Основываясь на этом определении, можем сделать вполне логический вывод, что задача учителя на современном этапе развития педагогики – формирование коммуникативных навыков общения обучающихся, т. е. умение слушать собеседника и высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позиции, адекватно реагировать на справедливую и несправедливую критику, взаимодействовать друг с другом, с учителем и с миром в целом.

Поэтому задача школы заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить воспитанников добывать эти знания и осваивать их самостоятельно.

Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний является технология творческих мастерских, а главной задачей этой технологии является приобретение знаний о самом себе.

В процессе такого развития личную значимость и привлекательность приобретают прежде всего те действия и те проявления личности, которые, став доступными, ещё не стали повседневными.

Не секрет, что данная система обучения была разработана французскими педагогами и психологами, а в России об этой технологии узнали в 1990 году на семинаре Андре Дюни в Санкт-Петербурге.

Основная идея этого метода – ВСЕ СПОСОБНЫ, все могут достигнуть высокого результата, но только за разный промежуток времени, обращение к личности ребенка, ее саморазвитие через осознание своего места в мире и отношение к другим людям. Такая работа формирует доверие к человеку, веру в его силы и возможности, потому что каждый способен творить.

В процессе работы в мастерской дети обнаруживают у себя способности: рисовать, лепить, писать стихи и прозу, вышивать, составляют аннотации и пишут эссе и т. д.


При проведении мастерских необходимо помнить, что информация, пропущенная через эмоционально – чувственную сферу ребёнка, осваивается и усваивается лучше.



С.И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка» даёт лексические значения словам:

- технология - «Совокупность производственных методов и процессов в определённой отрасли»;

- творчество - «Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей»;

- мастерская - «Небольшое производственное или ремонтное предприятие».

Следовательно, своё название данная технология получила из-за того, что учитель на уроке перестаёт быть учителем, он становится МАСТЕРОМ, который создаёт условия, придумывает различные ситуации и задачи без вопросов. Он – консультант, советник, помогающий организовать учебную деятельность. Он ведёт обучающегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью.

Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (2 – 15человек) при участии учителя – мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности.

Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Это живой опыт принятия любого партнёра, развития толерантности и взаимопомощи.

А цель мастерской – подтолкнуть обучающегося к творческому поиску, избавить от чувства страха, раскрепостить и побудить к общению. Новые знания «выращиваются», познание происходит через творчество.

Ведь мастер не призывает: «Делай как я», он говорит: «Делай по – своему», поэтому его задачасоздать такие условия, чтобы каждый обучающийся чувствовал себя свободным в выборе, свободным от определённых рамок и требований.

В творческой мастерской существует 6 основных этапов проведения:

  1. Индукция – у В.В. Одинцова в «Школьном словаре иностранных слов» это слово переводится, как «(выведение, побуждение), способ рассуждения, при котором из частных факторов выводятся общие».

Следовательно, начало этапа должно быть неожиданным, важно побудить интерес к предстоящей работе. Это может быть слово, текст, звук, предмет, задание – всё, что способно вызвать ассоциации.

  1. Основной – здесь происходит накопление знаний, их деконструкция (разрушение, хаос), неспособность выполнить задание имеющимися средствами. На этом этапе происходит формирование информационного поля. Ставится проблема и отделяется известное от неизвестного.

  2. Реконструкция - создаём из хаоса своего проекта пути решения поставленной проблемы. Выдвигаем гипотезы, способы решения, создаём творческие работы: рассказы, рисунки и т. д.

  3. Социализация, афиширование – соотнесение своей деятельности с деятельностью других, защита творческого проекта.

  4. Разрыв – это кульминационный момент в творческом процессе: выделение нового для себя и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему (инсайт – «ОЗАРЕНИЕ»).

  5. Рефлексия – у С.И. Ожегова в «Толковом словаре русского языка» это слово означает «Размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ». На этом этапе происходит осознание себя в собственной деятельности, анализ осуществлённой деятельности, обобщение чувств, в момент выполнения работы, отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

Принципы и правила ведения мастерской:

1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера–руководителя.

2. Право каждого участника на ошибку.

3. Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.

4. Предоставление свободы в рамках принятых правил, что даёт ощущение внутренней свободы.

5. Большой элемент неопределённости (даже загадочности), что стимулирует творческий процесс.

6. Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

7. Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.

8. Ограничение участия, практической деятельности учителя как руководителя и авторитета на всех этапах мастерской.

Методические приёмы:

  1. Ребята самостоятельно формулируют цель (конечный результат) урока, а учитель вызывает интерес, побуждает мотивы.

  2. Учитель подбирает материал в соответствии с поставленной целью.

  3. На уроке учитель ставит вопросы, предлагает их осмыслить, укрепляет позитивную самооценку.

  4. Организация поиска, обучающиеся размышляют, обсуждают предложенные задания в группе, делают выводы.

  5. Развитие навыков конструктивного общения, знакомство с результатами деятельности других групп.

Способы обучения в технологии творческих мастерских:

- индивидуальные;

- парные;

- групповые.

Следовательно, целью педагогической технологии мастерских является не прямая передача информации, а совместный поиск знаний.

Концептуальные соображения:

- отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства обучающихся;

- мастерская предоставляет каждому возможность продвигаться к истине своим путём;

- материал существует не в логической последовательности, а в свободной стихии контрастов и противоречий;

- процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;

- в отличие от урока знания на мастерских не даются, а выстраиваются;

- обучающиеся имеют право на ошибку: ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками;

- творческая деятельность – это безоценочная деятельность;

- мастер – для ученика, а не ученик для мастера;

- совместное сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Таким образом, технология творческих мастерских как педагогическая технология нацелена на раскрытие индивидуальности человека, реализацию его права на развитие всех способностей. А коммуникативные навыки помогают людям строить отношения с окружающими.

Поэтому коммуникативное развитие должно рассматриваться в общем контексте социализации подростка в плане учета особенностей общения со сверстниками, т. к. они часто испытывают трудности в межличностных отношениях, которые вызваны отсутствием у них коммуникативных навыков, которые помогают людям строить отношения друг с другом и с окружающими.

Это обуславливает основные направления социально-педагогической деятельности с подростками по формированию коммуникативных навыков.

Тот, кто знает, как правильно устанавливать контакт с другими людьми, быстрее и эффективнее добивается своих жизненных целей и чувствует себя увереннее.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: 2010. – с. 369, 647, 805, 832.

  2. Одинцов В. В. Школьный словарь иностранных слов. М.: 2011. - с. 97.

  3. Уроки для взрослых: Пособие для тех, кто работает в системе образования

взрослых / Под ред. О.В.Агаповой, С.Г. Вершловского. - СПб.: Тускарора, 2003.

с. 78


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Музыкально-творческая деятельность учителя и учащихся

Автор: Машенина Элеонора Юрьевна

Дата: 10.02.2016

Номер свидетельства: 291117


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства