Данная работа - это небольшая лекция о творчестве норвежского композитора Эдварда Грига. Особое внимание было уделено одной из самых известных его работ - музыке к произведению «Пер Гюнт» писателя Генрика Ибсена. Знакомство с творчеством композиторов помогает развить у детей вкус, расширить кругозор, понимать и ценить истинное искусство.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыкальная гостиная "Великий сказочник Норвегии"»
Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вновь видеть вас в зале нашей музыкальной школы! И сегодня я расскажу вам о творчестве замечательного норвежского композитора – Эдварда Грига.
Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский говорил о нем: «В его музыке, отражающей красоту норвежской природы, то величественно широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой…есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик».
Эдвард Григ родился в крупном торговом городе Норвегии Бергене 15 июня 1843 года.
Мальчик рос очень любознательным. В семье композитора царило горячее увлечение музыкой и это способствовало пробуждению у мальчика интереса к ней. Свои первые музыкальные занятия Эдвард начал под руководством своей мамы, очень талантливой пианистки. Ей он обязан начальными навыками фортепианной игры. От мамы Григ унаследовал любовь к Моцарту: творчество Моцарта всегда было для Грига источником радости и вдохновения. К детским годам относятся первые опыты сочинения музыки. В возрасте двенадцати лет Григ написал свое первое сочинение – «В гостях у кобольдов». Он отнес в школу тетрадь со своим первым сочинением. Учитель, невзлюбивший мальчика за его невнимательное отношение к учебе, осмеял эти записи. Больше свои сочинения Григ не приносил в школу, но сочинять не перестал.
И вот однажды летним утром 1858 года к даче консула Грига прискакал всадник на арабском коне. Это был Уле Булль – скрипач с мировым именем, приехавший в гости к старому другу. Узнав, что сын Грига очень любит музыку и даже пробует сочинять, скрипач немедленно усадил мальчика за рояль. И когда Эдвард закончил играть, Уле Булль подошёл к нему, ласково потрепал по щеке и сказал: «Ты должен ехать в Лейпциг и стать музыкантом». И мальчик отправился в Лейпциг. В то время там работали прекрасные музыканты, которые и стали преподавателями будущего композитора. Григ работал день и ночь, едва находя время для еды.
В 1862 году он окончил консерваторию. На выпускном экзамене он играл свои миниатюры. Его пьесы понравились и публике, и профессорам консерватории. Хвалили также и чуткое, тонкое исполнение Грига. В возрасте 20 лет он отправляется в Копенгагент – центр музыкальной жизни тогдашней Скандинавии, где начинает, занимался композицией под руководством Нильса Гаде.
Годы, проведённые здесь, были наполнены важными для творческой жизни Грига событиями. Именно здесь он близко соприкоснулся со скандинавской литературой и искусством, познакомился со сказочником Гансом Христианом Андерсом, музыкантом Рихардом Нуркосом. Знакомство с ним имело огромное значение для Эдварда Грига. Он считал, что нужно заботиться о развитии самобытных национальных черт музыки своего народа, а не подражать другим композиторам.
Григ много работает. К этому времени относятся первые его опыты в области композиции. О чём бы композитор ни писал, к какому бы жанру не обращался, все его сочинения овеяны лиризмом, любовью к природе и своей Родине. Недаром П.И. Чайковский писал: «Слушая Грига, мы инстинктивно сознаём, что музыку писал человек, движимый неотразимым влечением посредством звуков излить наплыв ощущений и настроений глубоко поэтической натуры». Он очень любил инструмент фортепиано и много писал именно для него. Один из его шедевров для этого инструмента - Концерта для фортепиано с оркестром. Его музыка – задушевно-лирическая, взволнованная, восторженная и порывистая.
Послушаем фрагмент первой части этого Концерта
Композитор много путешествует, часто бывает в Италии. В Риме он познакомится с композитором Ференцом Листом, с которым подружился и много беседовал о музыке. Многочисленные поездки Грига привели к тому, что он знакомится с музыкантами других стран. Его хорошо знали русские музыканты. В Лейпциге он подружился с П.И. Чайковским. Сам он много дирижирует симфоническим оркестром, организует первый музыкальный фестиваль, сыгравший большую роль в жизни Норвегии. Началась самая замечательная пора в жизни композитора – расцвет его таланта. Наступление творческой зрелости. В 1874 году за заслуги перед Норвегией правительство страны выписало Григу пожизненную стипендию.
1880 году Григ занял место главного дирижёра общества «Гармония» в Бергене. В это время музыка композитора триумфально шествовала по Европе. Эдвард Григ был великим мастером лирических песен. В его сочинениях мы находим и картины народной жизни, родной природы, образы народной фантастики, и жизнь человека со всей его полнотой.
Немало произведений Грига связано со сказкой. По - волшебному называлось даже место в Норвегии, где он прожил долгие годы – Тролльхауген (в переводе - «холм троллей»). В пьесах Грига мы встречаемся с гномами и эльфами. Их музыкальные портреты очень похожи на те описания, которые можно встретить в сказках. Но все-таки музыка «рисует» их по-своему. Ведь у музыки свой язык – язык звуков, а не слов.
И сейчас мы с вами послушаем сказочную пьесу Эдварда Грига «Шествие гномов». Благодаря музыке мы можем представить себе танец-шествие странных таинственных, сказочных существ. В музыке слышны внезапные, неожиданные акценты, прыжки, ужимки, будто гномы пританцовывают.
Э. Григ «Шествие гномов» – мультфильм.
Одной из самых известных работ композитора стала музыка к произведению «Пер Гюнт» писателя Генриха Ибсена. Музыкальная работа стала результатом совместной работы Ибсена и Грига, и вызвала огромный успех и отличные отзывы критиков.
Герой драмы, Пер Гюнт – крестьянский парень из норвежской деревушки покидает родную землю и отправляется в дальние странствия. Он переживает удивительные приключения.
Два человека дороги Перу – его мама Озе и девушка Сольвейг. Пер – фантазёр и мечтатель. Он придумывает сказки о своих воображаемых приключениях. Но юноша очень эгоистичен, он стремится к богатству. В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигает своей мечты – сказочного богатства. Но приобретая его обманом, он каждый раз теряет его. Через сорок лет усталый, измученный Пер возвращается на родину. Но лишь любовь Сольвейг вновь возвращает его к жизни.
Пьеса Грига «Утро» одна из наиболее поэтичных музыкальных пейзажей. Её музыка передаёт краски рассвета, душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. Музыка рисует картину постепенного пробуждения природы – солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника. В пьесе «Утро» выражены и чувства человека – восторг в душе, его восхищение красотой природы.
Очень любил это произведение Алексей Максимович Горький. «Слушая Грига, - говорил он, - видишь чудесные картины северной природы: туманное утро, солнечные лужайки, фьорды и скалы, мирные пастбища, тихий ручеёк».
Послушаем «Утро» Эдварда Грига.
Путешествуя по жаркой Аравийской пустыни, Пер Гюнт попадает к вождю племени бедуинов. Дочь вождя – Анитра – пытается очаровать Пера своей красотой.Она исполняет танец – лёгкий, изящный и грациозный. Кокетливую, игривую мелодию исполняют скрипки, их звучание украшено тембром треугольника. Музыка танца очень изменчива, словно насмешливый и непостоянный нрав самой Анитры.
Послушаем «Танец Анитры» Эдварда Грига.
Пер Гюнт, попадает в пещеру – во дворец короля гор. В тронном зале собираются придворные горного короля – кобольды, тролли, гномы, чтобы праздновать свадьбу своей принцессы с Пером. Музыка Грига образно и ярко рисует фантастическое шествие, в характере марша. Она настороженная, таинственная, звучит сначала в нижнем регистре, потом вы услышите, как мелодия переносится всё выше и выше, звучность усиливается. Усиливается темп, а к концу он становится ещё быстрее. И, кажется, будто сказочные обитатели пещеры, точно подгоняемые неведомой силой, завертелись в стремительном вихре. И вдруг повелительные жесты пещерного владыки прекращают шествие, мираж сказочной картины мгновенно исчезает.
Послушаем «В пещере горного короля» Эдварда Грига.
Заканчивает сюита «Песней Сольвейг» - невестой Пер Гюнта, которая долгих сорок лет ждала его возвращения. И он вернулся к ней! Песней Сольвейг звучала в спектакле несколько раз. Она стала символом любви и верности. Григ писал: «Пожалуй, это, наверное, единственная из моих песен, где можно обнаружить прямое подражание народной мелодии». Это вокальный номер для меццо-сопрано – низкого женского голоса. В печальной и нежной мелодия песни слышится щемящая грусть, покорность судьбе и просветлённость чувства, а главное – вера. В припеве Сольвейг вспоминает о первой встрече с Пером. Музыка звучит изящно и легко, в характере оживлённого танца. «Песней Сольвейг» - одно из самых вдохновенных творений Эдварда Грига.
Звучит «Песня Сольвейг» Эдварда Грига (фрагмент)
Нашу встречу сегодня мне хочется закончить словами самого композитора: «Поиски, неустанные поиски, в надежде открыть когда-либо ту крошечную частицу нового, которая означает высшую радость художника», - эти слова Эдварда Грига выражали главную идею его жизни.