Просмотр содержимого документа
««Музыка приносит человеку утешение и опору» ( Методическая разработка)»
«Музыка приносит человеку утешение и опору»
( Методическая разработка)
Цель: помочь учащимся осознать, что только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась из глубины взволнованной вдохновением души» (П. И. Чайковский).
Задачи: 1.Познакомить детей с Симфонией №6, П. И. Чайковского.
2.Расширить понятие «симфония».
3.Вызвать интерес к классической музыке.
4.Побуждать детей к адекватной самооценке своей деятельности на уроке.
Оборудование: компьютер, звукозапись музыки, портрет П. И. Чайковского, фортепиано.
Музыкальный материал: «Симфония №6, П. И. Чайковский» (фрагменты).
Ход занятия
Здравствуйте ребята. Мы с вами уже говорили о величайшей силе искусства – способности музыки воздействовать на сердце человека, наполнить его разными чувствами, радостью, нежностью, смелостью, гордостью, состраданием. Великий учёный мыслитель Пифагор считал, что музыка – это та же математика. И сочинял научно обоснованные мелодии, которые лечили бы, «очищали» человеческие действия и восстанавливали первоначальную гармонию.
- Какую музыку вы услышите сегодня?
Я приведу некоторые факты об этом произведении. Эта симфония является завершающей композицией в творчестве Петра Ильича Чайковского. Сочинение входит в число лучших произведений эпохи романтизма и не теряет собственной актуальности и в наше время.
Или другой факт: люди старшего и среднего поколения с чувством гордости и восторга смотрели документальный фильм о достижениях России. Авторы фильма показали, как претворяются в жизнь самые значительные, самые смелые, мечты нашего народа, вплоть до запуска космических кораблей. И сопровождался этот фильм музыкой этого произведения. Именно она, дополняя события кинохроники оптимистическим музыкальным настроением, вызывала у зрителей воодушевление, творческий подъем.
Что такое симфония? (ответы).
Слово симфония - греческого происхождения и в точном своем смысле значит
"созвучие". Этим словом называется музыкальное произведение, написанное для
оркестра.
Слушание первой части Симфонии №6 П.И. Чайковского.
- Вы прослушали фрагмент Шестой симфонии. Какие картины рисует музыка. Какими интонациями она наполнена? Что пробудила эта музыка в вас? (ответы)
- Как вы думаете, можно ли на примере этой симфонии утверждать, что музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь)? (ответы учащихся)
Как вы думаете, кто из композиторов мог написать такую музыку? Русский или зарубежный композитор сочинил симфонию? (ответы учащихся)
- Конечно, русский композитор Петр Ильич Чайковский.
- Что хотел сказать композитор своей музыкой? Петр Ильич не скрывал, что в основе симфонии есть определенная программа, но какая – он никому так и не сказал. Мы можем только догадываться. Скорее всего – человек, его духовная сущность, его поиски, смысл и грани его жизни.
- Как начинается вступление? (ответы)
- Медленно. Звучит скорбная музыка в низком регистре
-Какие чувства охватывали вас, когда вы слушали вступление? (ответы)
-Тревогу, волнение, страх.
- Что происходило в первой части? (ответы)
- Сначала увеличился темп, появились контрасты, затем музыка перешла в более нежную, но интонации тревоги остались.
Потом снова мы слышим страшную тревогу и борьбу. Мелодия то наступает, то убегает.
Итог.
- Можем ли мы сказать, что в этой спокойной музыке отразились мечты героя? (ответы).
- Какое впечатление у вас осталось от данного музыкального произведения?(ответы).
- Вам захотелось чем-то помочь этому врачу? (ответы).
- Какой вывод вы сделали? (ответы).
Закончить нашу встречу хочется словами: Толькотамузыкаможеттронуть, потрястиизадеть, которая вылилась из глубины взволнованной вдохновением души. (Пётр Ильич Чайковский). Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору. (Пётр Ильич Чайковский).