Просмотр содержимого документа
«Михаил Иванович Глинка – певец русской души»
МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА –
ПЕВЕЦ РУССКОЙ ДУШИ
Сценарий концерта-лекции в честь 220-ой годовщины со дня рождения М. И. Глинки
Подготовила:
Исправникова Елена Алексеевна.
Преподаватель хоровых дисциплин.
2025г.
Слайд 1.(Портрет Глинки).Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила».
Слайд 2.Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Под эти ликующие призывные звуки мы начинаем сегодняшний разговор о главном русском композиторе, о «Пушкине русской музыки» - Михаиле Ивановиче Глинке. Почему он главный русский композитор? Почему он «Пушкин русской музыки»? В этом нам и предстоит сегодня разобраться.
Глинка – таково название сорта земли, которую повсеместно можно обнаружить в России. Из неё издавна делали простую посуду, а самые искусные мастера создавали из глины благородный фарфор. Так и про жизнь Михаила Ивановича Глинки можно сказать – из глины звуков, звучавших вокруг него с момента его рождения, он хотел сделать благородный фарфор музыки.
1.«Вальс-фантазия» ( видео)
Музыкальный фон.
Слайд 3.Ведущая: Михаил Иванович Глинка родился ранним утром 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. Согласно семейному преданию в момент его рождения за окном защебетал соловей.
Михаил Иванович очень любил птиц. В доме даже была оборудована «птичья комната». Окна и дверь в ней были затянуты сеткой, а внутри помещены певчие птицы: ольшанки, малиновки и, конечно же, соловьи. Сам композитор признавался: «Я устроил это для того, чтобы птички наводили меня на новые сочинения; мне довольно одного чириканья какой-нибудь птички, чтобы создать из этого целую музыкальную фантазию».
2. «Ты, соловушка, умолкни».
Выступает хор с солистом.
Слай4.Ведущая: Юному Глинке повезло повстречать на своём жизненном пути выдающихся учителей. Однако стоит оценить талант и трудолюбие самого ученика. Один из музыкантов-учителей Шарль Майер однажды скажет: «Вы слишком талантливы, чтобы брать у меня уроки».
3.«Чувство» играет Патоска Е.В аккомпанирует Ширяева О.В.
Музыкальный фон.
Слайд 5.Ведущая: Взрослеющему Михаилу очень нравилось читать разные истории о путешественниках, об их приключениях. Он мечтал, что когда-нибудь тоже поедет и увидит далекие прекрасные страны. Действительно, так и случилось. В ходе путешествий композитор изучал музыку разных народов и писал на этой основе свои музыкальные произведения. Давайте попутешествуем по следам глинкинских произведений!
Итак, перенесёмся в Солнечную Италию; знойный Милан; и послушаем тарантеллу – народный итальянский танец с многовековой историей. В старину верили, что этот танец – единственное верное средство против укуса тарантула.
4.«Тарантелла» ( видео)
Слайд 6.Ведущая: Ещё одна музыкальная жемчужина передаёт южную весеннюю ночь в прекрасном городе, стоящем на воде – Венеции.
5.«Венецианская ночь» хор поёт.
Музыкальный фон.
Слайд 7.Ведущая: Варшава – польская столица, которой верный сын своего отечества композитор-романтик Фридерик Шопен, завещал своё сердце. Михаил Иванович отдал дань своему польскому коллеге, восхитившись его мазурками и создав свои собственные.
Мазурка – народный польский танец. На одной из своих мазурок Михаил Иванович даже хотел сделать надпись «Посвящение Шопену», но удержался от слишком частого злоупотребления подобных «посвящений».
6. «Мазурка до минор» Ширяева О.В
Музыкальный фон.
Слайд 8.Ведущая: Во время путешествия по Европе тоска по отчизне навела Михаила Ивановича на мысль – писать по-русски, писать не итальянскую, а русскую музыку. В итальянской музыке не может быть русской души. Михаил Иванович вложил в свою музыку русскую душу, став первым русским композитором-классиком; исполнив в музыке роль, которую исполнил Пушкин в литературе.
7. «Не пой красавица при мне» романс трио.
Музыкальный фон.
Слайд 9.Ведущая: Один известный персонаж сказал: «Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь». Мы с вами сейчас отправимся на бал, ведь бал – это одно из важнейших мероприятий в жизни дворян XIX века.
Вспомним, как Александр Сергеевич в «Евгении Онегине» писал о самом главном танце каждого бала - о вальсе:
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.
8.«Мелодический вальс». играет дуэт Брусова Настя и Патоска Е.В 9.«Прощальный вальс». Ширяева О.В.
Слайд 10.Ведущая: Потанцуем ещё немного и послушаем польку.
10. «Полька» (видео)
Слайд 11.Ведущая: К жанру романса Глинка обращался на протяжении всей своей жизни. Этот жанр стал своеобразным лирическим дневником, в который композитор записывал не только свои многообразные чувства, но и очень широкий круг жизненных явлений. Среди его романсов есть «русские песни», элегии, серенады, бытовые танцевальные романсы, баллады, фантазии. Есть среди них ряд романсов, в которых сочетаются черты разных жанров. С этим же связано и разнообразие форм. Романсы Глинки удивительно певучие. В них проявилось тонкое знание возможностей голоса и полное владение им. Из воспоминаний современников мы знаем, что Глинка сам был замечательным вокалистом и прекрасным вокальным педагогом. Поэтому не случайно то, что именно Глинка стал основоположником русской вокальной школы.
11. Романс « Признание»-исполняет ученик 7 класса Долгополов Алексей.
Ведущая:
12. Романс «Зацветёт черёмуха» романс. Поёт ученица 5 класса хорового отделения Клюева Маргарита
Слайд 12.Ведущая: Опера «Иван Сусанин» - первая русская историко-героическая опера, прославляющая обычного крестьянина, который ценой своей жизни спас Отечество.
13.Хор «Славься»(видео)
Слайд 13.Ведущая: «Руслан и Людмила» - вторая опера Михаила Ивановича на сюжет поэмы Александра Сергеевича Пушкина. Каждому русскому человеку известны знаменитые строки из Посвящения к поэме:
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Этот текст пропитан образами и символами, знакомыми нам из народных сказок. Что может быть ближе? Что может быть роднее? Разве только музыка нашего Глинки!..
В те дни, когда уже, казалось, тмила Родную музу муза чуждых стран, Любимую по-русски звал Руслан И откликалась русская Людмила.
Послушаем марш Черномора. Музыка передаёт решимость злобного волшебника, и в то же время комичность карлика, которого вовсе не стоит бояться.
14.«Марш Черномора» (видео)
Слайд 14.Ведущая: Из владений колдуна Черномора перенесёмся к замку волшебницы Наины и послушаем хор восточных красавиц.
15.«Персидский хор» (видео)
Музыкальный фон.
Слайд 15.Ведущая: Для чего Глинка писал музыку? Принадлежав к дворянскому роду, владея имением в Новоспасском, получив чин коллежского секретаря, Глинка мог осуществить карьеру чиновника и обеспечить тем самым себе безбедную жизнь. Но Глинка избрал другое поприще. «Музыка – душа моя!» - однажды воскликнул композитор.
Мы же благодарим судьбу за то, что Глинка избрал то, к чему призывала его душа. Ведь своими музыкальными творениями он открыл новую веху в истории русской музыки и проложил дорогу будущим русским музыкантам.
Лейся песенка моя
Песнь надежды сладкой
Кто-то вспомнит про меня
И вздохнет украдкой.
Именно эти строки из романса «Жаворонок» содержаться на мемориальной табличке на месте, где Михаил Иванович нашёл своё последнее пристанище.
16.«Жаворонок» Бикбова Алина.
Слайд16.Ведущая: Михаил Иванович в 1839 году, временно отойдя от работы над оперой «Руслан и Людмила», написал ряд фортепианных, вокальных и оркестровых произведений, в том числе ноктюрн «Разлука».
Ноктюрн «Разлука» М.И. Глинка посвятил своей сестре Елизавете Ивановне Глинка (в замужестве Флёри Проникнутый элегическими настроениями, ноктюрн с его напевной мелодией во многом близок созданным Глинкой романсам. В оригинале ноктюрн «Разлука» написан для фортепиано в тональности фа минор. Помимо оригинального фортепианного произведения, существуют многочисленные переложения ноктюрна «Разлука» для разных инструментов.
Ноктюрн «Разлука» - одно из первых в русской музыке произведений в жанре ноктюрна, получившее широкую известность. А. Д. Алексеев называет его «первым классическим образцом русского ноктюрна
17.В завершение нашего концерта прозвучит ноктюрн «Разлука»
Играет Ширяева О.В.
Слайд 17.Ведущая: Умер Михаил Иванович в Берлине 2 февраля 1857 год. Сестра перевозила его прах на родину. А чтобы обращались с сим скорбным грузом осторожно, на картоне, покрывавшем гроб, написали - «фарфор». Так сбылось предсказание: «Глинка уж не глинка, а фарфор».