Методическая разработка мероприятия, посвящённого Году Экологии « Музыка природы спасёт мир…»
Методическая разработка мероприятия, посвящённого Году Экологии « Музыка природы спасёт мир…»
Цель: формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся. Задачи: обобщать знания учащихся о взаимосвязи человека с природой и музыкой; воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка мероприятия, посвящённого Году Экологии « Музыка природы спасёт мир…»»
Методическая разработка мероприятия, посвящённого Году Экологии
« Музыка природы спасёт мир…»
Цель:
формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся.
Задачи:
обобщать знания учащихся о взаимосвязи человека с природой и музыкой;
воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;
развивать эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы.
Сл.1 Ведущий: Здравствуйте, ребята!
Очень часто мы слышим, как люди вокруг нас обсуждают проблемы охраны природы, частью которой они сами являются: вспоминают, что все мы очень зависим от того, какая среда нас окружает. Как нам хочется видеть чистые ручьи, реки и озера, ходить по чистому, никем не замусоренному лесу, видеть животных не только по телевизору и в зоопарке.
Ведущий
Сегодня мы с вами будем говорить о природе, о нашем отношении к ней, об уважении ко всему живому и о способности предвидеть последствия своего поведения в природной среде. Мы поговорим не просто об ЭКОЛОГИИ, но и том как музыка природы может спасти мир.
Ведущий
Сегодня мы собрались поговорить о нашем самом большом общем доме, о самой загадочной и неизведанной, о самой красивой и родной планете – Земля.
Ведущий
Земля нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары,
И требует взамен лишь одного: чтоб люди были к ней всегда добры.
Земля тебе дарует благодать, даёт тебе всё то, что только может дать.
Давайте будем верить в доброту в великую земную красоту!
Ведущий
2017 году - году экологии в России.
Сл.2
Мир, окружающий нас , можно назвать миром звуков . Звучат вокруг нас голоса людей и музыка, шум ветра и щебет птиц, рокот моторов и шелест листвы.
Сл.3 Ведущий
Красота природы, воспетая в музыке, задевает самые тонкие струны души, оставляя в сердце неизгладимый след. Всё это формирует в дальнейшем бережное отношение к окружающему нас миру, способствует формированию экологической культуры. сл.4 Видео
Сл.5 3 Ведущий
В.А. Сухомлинский сказал:
«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи. Услышал и , затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
Сл.6 Ведущий
Слитность природы и человека отражается в сказаниях, в песнях,
в одежде, является частью национального фольклора.
Звучание песни «Ромашка»
Фольклор обладает мощной побудительной силой, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, её голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Мы слушаем, поём, размышляем и задумываемся.
Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие - это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям!
СЛ.7 Ведущий
Экологические песни есть в различных стилях музыки.
Главная цель «зелёных» песен — достучаться до человеческих сердец, научить нас относиться к окружающей среде с заботой и любовью.
СЛ.8 Ведущий
В современном мире тема экологии становится все актуальнее, а поэтому «зелёные» песни всё чаще появляются в массовой музыке. В них есть важный смысл, который должен понять каждый житель планеты.
В них звучит призыв —
«Берегите природу!!! Любите свой дом!!! Заботьтесь об окружающей среде!!!».
Исполнение песни «Ты береги нас»
СЛ.9 Ведущий
Можно ли услышать в картине музыку?
Что значит «звучащая» картина?
Как мы должны рассматривать её, чтобы услышать?
Если в картину внимательно всмотреться и вслушаться, то она «заговорит» с нами и «запоёт».
Ведущий
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
СЛ.10 Ведущий
Нас всюду ожидают чудеса большие и маленькие, забавные и не очень. И эти чудеса нам дарит наша природа. Будьте внимательны, и вы услышите весёлую песенку ручейка, пение птиц, перезвон дождевых капелек, дуновение ветра, танец цветов.
СЛ.11 Ведущий
Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы, фортепианный цикл П.И. Чайковского «Времена года», в котором каждая часть, посвящённая одному из месяцев года.
Слушание пьесы П.И. Чайковского из цикла «Времена года», Ноябрь .«На тройке».
В творчестве М. И. Глинки отметим романс «Жаворонок»;
у Г. Свиридова – «Поёт зима, аукает»;
у М. Мусоргского – «Рассвет на Москва-реке».
СЛ.12 Ведущий
Музыка природы спасёт мир…
Видя ту красоту, которую даёт нам природа, ощущая то беспредельное восхищение простотой и величием её творений, невольно думаешь – вот оно, настоящее искусство, к которому, наверное, стремится любой творец.
Исполнение песни «Живёт повсюду красота».
СЛ.13 Ведущий
Природа – лучший художник, природа – лучший композитор.
Пение птиц, шелест деревьев, стрекотание кузнечика – всё это оборачивается какой-то неповторимой симфонией.
СЛ.14 Ведущий
В 2015 году на Всероссийском экологическом детском фестивале прозвучал гимн.
Слова и музыка Звениславы Юртовой.
Видео-песня.
СЛ.15 Ведущий: Это интересно
Музыка оказывает лечебное воздействие на организм человека и благотворно влияет на живую природу.
И музыка так же, как огонь и вода! Яркая, разная, и непредсказуемая, как стихия!
СЛ.16 Ведущий: Это интересно
Звук является экологическим фактором, влияющим на окружающую среду как положительно, так и отрицательно.
Человек, как любой живой организм на земле, находится в многообразном мире звуков.
Очевидно, что звуки разной частоты оказывают разное влияние на человека. Но наибольший вред на здоровье оказывает тяжёлая музыка!
СЛ.17 Ведущий: Это интересно
Классическая музыка благотворно влияет на растения, увеличивает их всхожесть и рост,
а негативная музыка, такая, как рок-музыка, не очень хорошо влияет на их рост и состояние.
СЛ.18 Ведущий: Это интересно
Влияние музыки на растения.
Растения реагируют на музыку, как настоящие меломаны;
растения думают, размышляют, чувствуют, видят, слышат и помнят;
от мажорных мелодий растения растут быстрее и расцветают на 2 недели раньше;
растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки.
Рок-музыка убивает живую клетку.
СЛ.19 Ведущий: Это интересно
Влияние музыки на животных.
Надои коров увеличиваются от прослушивания музыки Бетховена. Коровы будут давать больше молока, если их водить в консерваторию.
Слушание музыки Бетховена.
Под звуки современной «попсы» коровы ложатся и отказываются есть.
Звуки классической музыки снижают агрессивность у диких животных.
А кошка с собакой даже могут стать друзьями.
СЛ.20 Ведущий: Это интересно
Обезьяны, медведи и некоторые другие животные могут вполне сознательно успокаивать или, наоборот, возбуждать себя с помощью ритмичного стука палкой по какому-нибудь гулкому предмету.
Дельфины с удовольствием слушают классику. Особенно И. Баха.
Слушание музыки Баха.
Давайте посмотрим клип. Влияние слов и музыки на воду.
возбудителей желтухи и вирусы гриппа. Слушание колоколов.
СЛ.24 Ведущий: Знаете ли вы…
Музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета.
В этом большую роль оказывают звуки природных шумов: прибоя, пения птиц, рокота океанских волн, раскатов грома, шума дождя.
СЛ.25 Ведущий:
Исполнение песни «Лесная песенка»
СЛ.26 Чтец.
Давайте, люди, будем жить иначе:
Не разрушать, а строить, умножая,
В ладони бережно свою планету спрячем,
Чтоб расцвела земля моя родная!
СЛ.27 Чтец
Словно крыша над землёю.
Голубые небеса.
А под крышей голубою –
Реки, горы и леса.
Вместе мы с тобой в ответе
За чудесное жильё.
Потому, что на планете
Всё твоё и всё моё.
И пушистые снежинки,
И река, и облака,
И тропинки, и травинки,
И вода из родника.
Ведущий: Ребята, а вы знаете стихи о природе?
Уч-ся читают стихи.
А теперь конкурс загадок о природе:
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три —
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать? Ответ: Радуга
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. Ответ: Береза
Как по небу с севера
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала-сыпала
На поля-озерушки
Белый пух да перышки. Ответ: Туча
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. Ответ: Белка
Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги. Ответ: Болото
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. Ответ: Вода
Осень в сад
К нам пришла,
Красный факел
Зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют. Ответ: Рябина
Подрастала –
Хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла –
Зеленой стала,
Хвост на весла поменяла. Ответ: Лягушка
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь
О берег бьется.
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона. Ответ: Море
Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой. Ответ: Небо
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы? Ответ: Заяц
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. Ответ: Туман
Ведущий
Ребята, вы замечательно справились с загадками.
А знаете ли вы мульт-героев, которые являются защитниками природы?
Правильно-это эколята.
Давайте посмотрим историю, которая произошла с ними.
Сл.28.Мультфильм.
Ведущий: А знаете ли вы? Ответьте на вопросы.
1.Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою? (лиственница)
2. Можно ли вырубить в лесу все дуплистые деревья ? (нет, в них гнездятся птицы и летучие мыши)
3. Почему в сосновом лесу много отмерших сучьев, а у самих сосен зеленеют верхушки (сосна — светолюбивое растение).
4. Почему лесные дороги после дождя дольше не просыхают, чем в поле (нет ветра, поэтому испарение меньше)
5. Какие растения можно использовать в лесу для заварки чая ? (земляника, малина, душица и др.)
6. Какие растения в лесу можно использовать для лечения простуды? (мать-и-мачеха, чабрец, земляника и др.)
7. Древесина какого дерева очень прочна и устойчива против гниения. Постройки из неё сохраняются 300-500 лет? (лиственница)
8. Из древесины какого дерева делают спички ? (осина)
9. Древесина каких деревьев идет на изготовление бумаги и искусственного шелка ? (ель, сосна)
Сл.29 Ведущий
Не зря движения в защиту окружающей среды почти всегда связаны с различными творческими акциями – ведь думая о природе, невольно думаешь об искусстве. За время существования экологического движения сформировались различные жанры эко-искусства.
Не последнее место там заняла и музыка.
Сл.30 Ведущий
«…Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя…».
Е.А. Евтушенко.
Сл.31Ведущий
Наша встреча подошла к концу, и мы предлагаем исполнить песню «Давайте сохраним».