Методическая разработка инновационного массового мероприятия «Праздник Русской ложки»
Методическая разработка инновационного массового мероприятия «Праздник Русской ложки»
Методическая разработка адресована педагогическим работникам, которые проводят воспитательные мероприятия соответствующие современным требованиям.
Цель – формирование у обучающихся эмоционально-чувственного базиса для получения дальнейших знаний в области истории русского народа, его традиций и обрядов.
Задачи:
Предметные:
-познакомить с историей русской ложки;
- активизировать представления детей о ложке как о столовом приборе и музыкальном инструменте;
- познакомить обучающихся с художественной росписью по дереву, виды узоров и способы нанесения;
Метапредметные:
- способствовать развитию словарного запаса, монологической речи;
- воспитать дружеские коллективные отношения.
Личностные:
- способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, фантазии;
- привить интерес к традициям, творчеству народных мастеров;
- воспитать эмоционально-положительное, бережное отношение к истории своего народа,
Форма проведения: воспитательное мероприятие, включающее выступление оркестра русских народных инструментов, ансамбля ложкарей, фольклорного коллектива, элементы игры.
Продолжительность: 60 минут.
Организаторы:
Васильченко Ю.В., Напеденина Д.В.
Участники: учащиеся народного отделения ДШИ
Возраст обучающихся: 6-15 лет
Ожидаемые результаты: в ходе мероприятия обучающиеся познакомятся с историей ложки, с особенностями её изготовления, правилами пользования. Узнают приметы, связанные с ложкой, познакомятся с гаданием на ложках и пословицами. Получат знания о ложке, как музыкальном инструменте и мотивацию к музицированию в ансамбле ложкарей.
Техническое обеспечение:
-персональный компьютер;
- мультимедийная доска (проектор).
Компьютерная поддержка – презентация PowerPoint «Праздник Русской ложки».
Материальное обеспечение:
- атрибуты: стол, самовар, скамейки, ложки;
- костюмы, пюпитры, стулья для выступающих ;
Оформление:
- выставка «Такая разная ложка»;
- изречения, написанные на «растяжках»;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка инновационного массового мероприятия «Праздник Русской ложки»»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Детская школа искусств
городского округа – г. Камышин
Методическая разработка инновационного массового мероприятия
«Праздник Русской ложки»
Выполнили:
Преподаватель по классу аккордеона
Васильченко Ю.В.
Преподаватель по классу
фольклора Напеденина Д.В
г. Камышин
2016г.
Пояснительная записка
Я держу в ладони ложку,
Я листаю времена.
Разве можно жить без ложки?
В ней история сама.
В последние годы уделяется большое внимание приобщению детей к традициям русской народной культуры. Обращение к народному творчеству имеет глубокий социальный смысл, является средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей. Невозможно воспитать у молодого поколения чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества.
В этой разработке рассматривается тема народных промыслов России – изготовление деревянных ложек. Почему именно народные промыслы? Да потому, что мы все в корне своём вышли из народа и это должно быть нам близко по своей природе.
Родословная деревянной ложки уходит на десять веков вглубь нашей истории. И, казалось, с бурным ростом технологий деревянная ложка, как атрибут архаического уклада, должна бы отмереть. Но она не только прочно остается в бытовом обиходе, обладая массой преимуществ против металлической посуды, но и стала целым направлением в народном прикладном творчестве.
Это разработку мероприятия можно считать инновационной, так как в ходе работы были интегрированы различные формы деятельности.
Методическая разработка адресована педагогическим работникам, которые проводят воспитательные мероприятия соответствующие современным требованиям.
Цель – формирование у обучающихся эмоционально-чувственного базиса для получения дальнейших знаний в области истории русского народа, его традиций и обрядов.
Задачи:
Предметные:
-познакомить с историей русской ложки;
- активизировать представления детей о ложке как о столовом приборе и музыкальном инструменте;
- познакомить обучающихся с художественной росписью по дереву, виды узоров и способы нанесения;
Метапредметные:
- способствовать развитию словарного запаса, монологической речи;
- воспитать дружеские коллективные отношения.
Личностные:
- способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, фантазии;
- привить интерес к традициям, творчеству народных мастеров;
- воспитать эмоционально-положительное, бережное отношение к истории своего народа,
Форма проведения: воспитательное мероприятие, включающее выступление оркестра русских народных инструментов, ансамбля ложкарей, фольклорного коллектива, элементы игры.
Продолжительность: 60 минут.
Организаторы:
Васильченко Ю.В., Напеденина Д.В.
Участники: учащиеся народного отделения ДШИ
Возраст обучающихся: 6-15 лет
Ожидаемые результаты: в ходе мероприятия обучающиеся познакомятся с историей ложки, с особенностями её изготовления, правилами пользования. Узнают приметы, связанные с ложкой, познакомятся с гаданием на ложках и пословицами. Получат знания о ложке, как музыкальном инструменте и мотивацию к музицированию в ансамбле ложкарей.
Техническое обеспечение:
-персональный компьютер;
- мультимедийная доска (проектор).
Компьютерная поддержка – презентация PowerPoint «Праздник Русской ложки».
Материальное обеспечение:
- атрибуты: стол, самовар, скамейки, ложки;
- костюмы, пюпитры, стулья для выступающих ;
Оформление:
- выставка «Такая разная ложка»;
- изречения, написанные на «растяжках»;
Ход мероприятия:
Слайд №1
Организационный момент. (Звучит русско-народная музыка )
Ведущий: Добрый вечер, гости дорогие!
Давно мы вас поджидаем
Праздник не начинаем.
И сейчас для вас ребятки
Загадаю я загадку.
Деревянная подружка, без нее мы как без рук,
На досуге – веселушка и накормит всех вокруг.
Кашу прямо носит в рот, и обжечься не даёт!
Правильно, ложка! И мы начинаем праздник русской ложки!
(На сцене орни и ансамбль ложкарей, начинается презентация№1)
1.Ложки разными бывают, И на них порой играют.
2.Отбивают ритм такой. Сразу в пляс пойдет любой. 3.Ложки — пусть не фортепиано, Но у них свое пиано.
4.Есть и форте, даже трели, Как у струн виолончели.
5.Если виртуоз играет, Ложки будто бы летают.
6.Их в руках по три, по пять, Трудно даже сосчитать.
7.На Руси уж так идёт,
Что талантливый народ,
Сам и пахарь, сам и жнец,
И на ложечках игрец!
Концертный номер: 1. «Я на горку шла»
2. «Вальс»
Звучит р н мелодия, выходят 3 мальчика и 3 девочки
Ведущий: А это кто к нам на праздник пришёл?
Дети:1. Я Митрошка люблю щи хлебать ложкой.
2. А я Антошка умею играть на гармошке.
3.Меня величать Филиппок, умею рот держать на замок.
4.Я Матрёна,
5.А я Алёна,
6.А меня зовут Настёна!
Ведущий: С чем пожаловали, ребятки, розовые пятки, умные головушки, звонкие соловушки?
Дети:1. Пришли попеть, поплясать,
2.Да потешки рассказать!
Ведущий: Хорошо, уж коли так,
Позабавьте – ка вы нас!
Дети: 2. Митрошка, как твоя новая ложка?
1.Ложка не кошка, рта не поцарапает.
Антошка, а ты чего так вспотел? Видно в поле за сохой пыхтел?
Да нет, щи да кашу ел. Съем – ка ещё немножко, ведь для этого есть ложка!
Матрёна: Филиппок, а вот сладенький медок, съешь – ка ложечку, дружок!
Филиппок: Сладкий мёд конечно съём, а вот ложки я не ем!
Алена: А где, Матрёна?
Настёна: Да она чай с баранками пьёт.
Алена: А где Федот?
Настёна: Да он на дворе баклуши бьёт.
Ведущий: А вы слышали такое выражение «Бить баклуши»? (слайд № ) Процесс производства деревянной ложки, начинался с простейшей топорной заготовки - "баклуши". У опытного мастера он занимал 20 минут. При этом иногда первые этапы - раскалывание чурбана на баклуши, обтёсывание - доверяли детям, а заключительные - скобление ножом, ошкуривание и полировку - женщинам. Отсюда пошло выражение "бить баклуши", которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл - бездельничать, праздно проводить время.
Дети: А мы не любим лениться.
Ведущий: Проверим как вы умеете трудиться!
Кто порядок наведёт и все стульчики к стенке отнесёт?(звучит музыка, а дети относят стулья на задний край сцены) Молодцы! А песню про ложки знаете?
Концертный номер:песня «Тук, да тук»
Ведущий: Вот спасибо, ребятки, проходите в зал, а мы продолжаем наш праздник.
Звучит р н мелодия, выходит Василиса 1
Василиса1: Хорошего подворья да доброго здоровья!
Ведущий: Спасибо, и вам не хворать! Проходите – не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь. Кто вы гостья дорогая, откуда к нам пожаловали?
Василиса 1:Я – Василиса Премудрая, а пожаловала к вам из русских народных сказок. Да не одна я к вам пришла, ребятишек привела. Боюсь, только не тесновато ли нам будет?
Ведущий: Как в русской пословице говорится? В тесноте да не в обиде. В нашей светлице найдётся тёплое местечко, да доброе словечко.
Василиса1: Пришли мы к вам на праздник не с пустыми руками, а с вкусными пирогами.
Ребёнок1: Красной ягодки глазок, золотистый завиток
Ребёнок2: Расписная ложка – тоненькая ножка.
Ребёнок3: И для каши, и для щей нету ложечки нужней
Ребёнок4: И красива, и легка – для любого едока
Ребёнок5: Мы наелись от души, ну и ложки хороши!
Ребёнок6: А теперь пойдём плясать да на ложечках играть!
Концертный номер: песня «Задорные ложкари» и частушки
(Дети проходят в зал, под музыку входят еще 2 Василисы).
Ведущая: Знаем мы из русских сказок, мудрость вашу Василиса. Поделитесь с нами, научите уму разуму.
Слайд
Василиса 1: Вот что о ложке написано в моей книге премудростей. На Руси ложка появилась в 998 году по приказу князя Владимира, который сразу после Крещения велел есть не руками, а ложками.
Любой русский крестьянин мог вырезать ложку, а затем возник ложечный промысел.
Слайд
Самой подходящей древесиной считалась осина, так как она легко резалась. Резали так же из берёзы, клёна, липы.
Слайд
К ложкам в крестьянском доме относились бережно, хранили на специальных полках – ложечниках или в специальных корзинах. Обычно в крестьянских семьях ели из большой, деревянной чашки, но каждый своей ложкой.
Деревянные ложки хороши тем, что во время трапезы вы никогда не сможете обжечься горячей пищей.
А ведь подержишь её, ощутишь тепло дерева — и беда уже не беда, печаль не печаль! Она напоминает часть руки с согнутой ладошкой.
Ведущий: Спасибо тебе Василисушка за твои премудрости, оставайтесь на нашем празднике радовать гостей.
Василиса: Разрешите мне вам песню о русской ложке подарить.
Концертный номер: песня «Русская ложка»
Ведущая: Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительный звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках. Может вы нас научите ребята?
Концертный номер: песня « Школа ложкарей»
Ребёнок1: Наши деды на Руси
У любого ты спроси-
Эту ложку уважали,
Из берёзы вырезали.
Ребёнок2: Каблучком и ложкой бью,
И танцую и пою,
Ложки, ложки, ну дружней,
Зазывайте всех гостей!
Концертный номер: песня «Вышел радостный народ»
Ведущая: А вы знаете, чтоложки часто носили при себе в особых футлярах или просто за поясом или голенищем сапога. Поэтому поводу народ создал множество присказок и поговорок, вроде «Со своей ложкой по чужим обедам» или «Запасливый гость без ложки не ходит». А вы, ребятки знакомы с пословицами и поговорками о ложках?
(Дети называют пословицы и выходят в зал, остальные расставляют стульчики для выступления)
1.Красна ложечка с похлебочкой, а не сухая. 2.Дорога ложка к обеду. 3.Ложка дёгтя в бочке мёда. 4.Красна ложка едоком, лошадь ездоком.
5.Коли порядка нет, и за столом с пустой ложкой останешься.
6.Ложки мимо рта не пронесёшь.
7.На незваного гостя не припасена и ложка.
8.Нечего хлебать, дай хоть ложку полизать.
9.Человека узнаешь, когда с ним пуд соли расхлебаешь.
Ведущая:Вот спасибо, ребята порадовали! А вы знаете, что к нам на праздник пожалует сама виновница нашего торжества – Русская ложка! Проходите в нашу светлицу, а вы ребятки продолжайте славить нашу хохломскую, деревянную ложку.
Концертный номер: песня «Танец с ложками»
Ведущая: Очень интересны ложечные приметы.
Если уронить ложку – придет женщина, если нож – мужчина. Две ложки в одном соуснике – к свадьбе. Ложку на столе после обеда забыть – к гостю. Нельзя стучать ложками – от этого «лукавый радуется» и скликаются на обед «злыдни»
На ложках также гадали. К примеру, в кадку с водой клали ложки по числу родственников, заметив, которая – чья. Затем взбалтывали воду. Утром смотрели: если все ложки вместе в груде, значит, в течение года все останутся в семье; если чья-нибудь отстала, значит, именно этот член семьи в этот год покинет её (выйдет замуж, женится, переедет и т.д.).
Во время святочных гаданий – замораживали воду в ложке: выпуклость – к долгой жизни; ямка сверху – нет.
На крестинах было принято гадать на ложках, которыми ели крестинную кашу: считалось, что если брошенная за спину ложка упадёт кверху выпуклой стороной, то у роженицы родится ещё мальчик, если вогнутой — то девочка. О крестинной каше говорили: «Кашка на ложке, а молодец на ножки».
Ведущий: Продолжаем мы программу
Для гостей, друзей, для всех.
Начинаем панораму
Удивительных потех!
Сказка о деревянной ложке
Дед: Нынче в город я ходил, всем подарков накупил,
Внучке Настеньке – платочек красненький,
Дочке – расписную плошку,
А бабке своей - ложку!
Баба: Вот так ложка – красота!
Жаль, что белая она,
Её надо расписать…
Дед: Это я не буду мать!
Нет, не стану, не умею,
Кистью, краской не владею.
Баба: Так иди тогда к людям,
А ещё лучше к детям.
Я слыхала, третий класс,
В этом деле прямо асс!
Дед: Делать нечего, пойду.
Хоть покой я свой найду.
Загрызёт меня старуха,
Если краски не найду.
(Дед идёт к детям и показывает ложки)
Дед: Эй, ребята, помогите,
Деду ложку распишите.
Распишите хоть одну,
А то с горя я помру.
Дети: 1. Мягкой кисточкой мазну.
2.Чёрной краской проведу.
3. А теперь цветок я алый нарисую как зарю.
4. И зелёные листочки,
5. И цветные ободочки,
6. Будет ложка хоть куда,
7. Залюбуются друзья,
8. Бабушке на диво,
9. Скажут нам «спасибо».
(Дети передают ложку друг другу по очереди и делают вид, что раскрашивают её)
Дед: Ай да ложка, красота!
Уважили вы старика.
Не могу быть с вами здесь,
Надо бабушке отнесть.
(Дед приносит ложку бабе и показывает)
Баба: Как из русской сказки ложка,
Хочешь щи, а хоть окрошку,
Будем ей мы дед хлебать,
Да детишек вспоминать!
Концертный номер: песня «Ложкари»
Выходят старшие дети
Ребёнок1: Ложка главная пропала!
Ведущая: Ложка главная пропала?
Что же делать? Вот беда!
Ребёнок2: Нам без ложки никуда!
Ребёнок3: Хоть пол света обойдём,
Ложку главную найдём!
Ребёнок4: Ложкарям не привыкать
Как по свету кочевать!
Ведущая: А чтобы скатертью дорожка
Вы достаньте свои ложки.
Ребёнок5: Ложки маленькие, да удаленькие!
Концертный номер:инструментальная пьеса «Попурри на темы рнп «Ах, вы, сени, мои сени» и Семёновна», песня «На Руси и на Урале»
Василиса: Ложкой ели, на ложках гадали, а ещё из ложек делали игрушки для детей. И в наше время ребята фантазируют, мастерят из ложек.(слайд№ )«Ложкарной столицей» России называют город Семенов, что находится в глубине керженских лесов Нижегородского края. Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков.
Концертный номер: песня «Русские ложки»
Концертный номер: песня «Русский сувенир»
Русская ложка: Здравствуйте, люди добрые!
Вот и пришла я к вам на праздник.
Я – главнейшая из ложек,
Знаю их на пересчёт,
Но в одной из школ, о ужас,
Их огромный недочёт.
Много человек здесь в зале
Преступленье совершали,
Били в ложки столько лет,
Многих ложек уже нет. (достаёт из корзинки сломанные ложки)
Их мешками вывозили,
Печку ложками топили,
Пролила я много слёз,
Поругать хочу всерьёз!
Что же мне для них придумать (смотрит на ложкарей)
Может ложек их лишить?
Вилкой супчик им не скушать,
Сахар в чай не положить.
Но когда они играют,
Кто на сцене здесь сидят,
Даже я всё забываю,
Пусть уж ложками едят.
Ложки кланяются низко,
Что прославили вы нас,
Вот теперь мы инструменты,
Поиграйте вы для нас!
Ведущий: Уважаемая Ложка! Наш ансамбль ложкарей приготовил вам необычный подарок. Традиционно на ложках играют народные наигрыши, песни, пляски. Но наши ребята пошли дальше и замахнулись на классику, на музыку великого И.С. Баха. Эта пьеса называется «Шутка» и мы надеемся , что ты оценишь чувство юмора наших ложкарей.
Концертный номер: инструментальная пьеса «Шутка»
Дети: 1.Эх, ложки расписные-
2.Завиточки крутые,
3.И травы и листочки,
4.Различные цветочки
5.Разбирай, ребята, ложки
6.Поиграем мы немножко.
Концертный номер: инструментальная пьеса «Полька и Матаня»
Русская ложка:
Как здорово, ну просто диво,
Как всё чудно и красиво.
Пора уж расходиться по домам
Спасибо чудо - мастерам!
Василиса:
Время быстро пролетело.
Жаль мне честно говоря.
Не забудьте эту встречу.
И спасибо ложкарям!
Русская ложка:
Славно мы повеселились,
Но всему есть свой черёд,
За игру ваши и песни
Угощенье всех вас ждёт.
Ведущий: Ну и напоследок напутствие от предков: "Живите на красную ложку!" Это когда праздник каждый день. Чего и вам желаю!!!