kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка инновационного массового мероприятия «Праздник Русской ложки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка адресована педагогическим работникам, которые проводят воспитательные мероприятия соответствующие современным требованиям.

Цель – формирование у обучающихся эмоционально-чувственного базиса  для получения дальнейших знаний в области истории русского народа, его традиций и обрядов.

Задачи:

Предметные:

-познакомить с историей русской ложки;

- активизировать представления  детей о ложке как о столовом приборе и музыкальном инструменте;

- познакомить обучающихся с художественной росписью по дереву, виды узоров и способы нанесения;

Метапредметные:

- способствовать развитию словарного запаса, монологической речи;

- воспитать дружеские коллективные отношения.

Личностные:

- способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, фантазии;

- привить  интерес к традициям, творчеству народных мастеров;

- воспитать эмоционально-положительное, бережное отношение к истории своего народа,

Форма проведения:  воспитательное мероприятие, включающее выступление оркестра русских народных инструментов, ансамбля ложкарей, фольклорного коллектива, элементы игры.

Продолжительность: 60 минут.

Организаторы:

Васильченко Ю.В., Напеденина Д.В.

Участники: учащиеся народного отделения ДШИ

Возраст обучающихся: 6-15 лет

Ожидаемые результаты: в ходе мероприятия обучающиеся  познакомятся с историей ложки, с особенностями её изготовления, правилами пользования. Узнают приметы, связанные с ложкой, познакомятся с гаданием на ложках и пословицами. Получат знания о ложке, как музыкальном инструменте и мотивацию к музицированию в ансамбле ложкарей.

Техническое обеспечение:

-персональный компьютер;

- мультимедийная доска (проектор).

Компьютерная поддержка  – презентация PowerPoint «Праздник Русской ложки».

Материальное обеспечение:

- атрибуты: стол, самовар, скамейки, ложки;

- костюмы, пюпитры, стулья  для выступающих ;

Оформление:

- выставка  «Такая разная ложка»;

- изречения, написанные на «растяжках»;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка инновационного массового мероприятия «Праздник Русской ложки»»


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования Детская школа искусств

городского округа – г. Камышин
















Методическая разработка инновационного массового мероприятия

«Праздник Русской ложки»






Выполнили:

Преподаватель по классу аккордеона

Васильченко Ю.В.

Преподаватель по классу

фольклора Напеденина Д.В











г. Камышин

2016г.

Пояснительная записка


Я держу в ладони ложку,

Я листаю времена.

Разве можно жить без ложки?

В ней история сама.


В последние годы уделяется большое внимание приобщению детей к традициям русской народной культуры. Обращение к народному творчеству имеет глубокий социальный смысл, является средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей. Невозможно воспитать у молодого поколения чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества.

В этой разработке рассматривается тема народных промыслов России – изготовление деревянных ложек. Почему именно народные промыслы? Да потому, что мы все в корне своём вышли из народа и это должно быть нам близко по своей природе.

Родословная деревянной ложки уходит на десять веков вглубь нашей истории. И, казалось, с бурным ростом технологий деревянная ложка, как атрибут архаического уклада, должна бы отмереть. Но она не только прочно остается в бытовом обиходе, обладая массой преимуществ против металлической посуды, но и стала целым направлением в народном прикладном творчестве.

Это разработку мероприятия можно считать инновационной, так как в ходе работы были интегрированы различные формы деятельности.

Методическая разработка адресована педагогическим работникам, которые проводят воспитательные мероприятия соответствующие современным требованиям.

Цель – формирование у обучающихся эмоционально-чувственного базиса для получения дальнейших знаний в области истории русского народа, его традиций и обрядов.

Задачи:

Предметные:

-познакомить с историей русской ложки;

- активизировать представления детей о ложке как о столовом приборе и музыкальном инструменте;

- познакомить обучающихся с художественной росписью по дереву, виды узоров и способы нанесения;

Метапредметные:

- способствовать развитию словарного запаса, монологической речи;

- воспитать дружеские коллективные отношения.

Личностные:

- способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса, фантазии;

- привить интерес к традициям, творчеству народных мастеров;

- воспитать эмоционально-положительное, бережное отношение к истории своего народа,

Форма проведения: воспитательное мероприятие, включающее выступление оркестра русских народных инструментов, ансамбля ложкарей, фольклорного коллектива, элементы игры.

Продолжительность: 60 минут.

Организаторы:

Васильченко Ю.В., Напеденина Д.В.

Участники: учащиеся народного отделения ДШИ

Возраст обучающихся: 6-15 лет

Ожидаемые результаты: в ходе мероприятия обучающиеся познакомятся с историей ложки, с особенностями её изготовления, правилами пользования. Узнают приметы, связанные с ложкой, познакомятся с гаданием на ложках и пословицами. Получат знания о ложке, как музыкальном инструменте и мотивацию к музицированию в ансамбле ложкарей.

Техническое обеспечение:

-персональный компьютер;

- мультимедийная доска (проектор).

Компьютерная поддержка – презентация PowerPoint «Праздник Русской ложки».

Материальное обеспечение:

- атрибуты: стол, самовар, скамейки, ложки;

- костюмы, пюпитры, стулья для выступающих ;



Оформление:

- выставка «Такая разная ложка»;

- изречения, написанные на «растяжках»;













































Ход мероприятия:

Слайд №1

  1. Организационный момент. (Звучит русско-народная музыка )

Ведущий: Добрый вечер, гости дорогие!

Давно мы вас поджидаем

Праздник не начинаем.

И сейчас для вас ребятки

Загадаю я загадку.

Деревянная подружка, без нее мы как без рук,

На досуге – веселушка и накормит всех вокруг.

Кашу прямо носит в рот, и обжечься не даёт!

Правильно, ложка! И мы начинаем праздник русской ложки!

(На сцене орни и ансамбль ложкарей, начинается презентация№1)

1.Ложки разными бывают,
И на них порой играют.


2.Отбивают ритм такой.
Сразу в пляс пойдет любой.

3.Ложки — пусть не фортепиано,
Но у них свое пиано.


4.Есть и форте, даже трели,
Как у струн виолончели.



5.Если виртуоз играет,
Ложки будто бы летают.


6.Их в руках по три, по пять,
Трудно даже сосчитать.

7.На Руси уж так идёт,

Что талантливый народ,

Сам и пахарь, сам и жнец,

И на ложечках игрец!



Концертный номер: 1. «Я на горку шла»

2. «Вальс»



Звучит р н мелодия, выходят 3 мальчика и 3 девочки

Ведущий: А это кто к нам на праздник пришёл?

Дети: 1. Я Митрошка люблю щи хлебать ложкой.

2. А я Антошка умею играть на гармошке.

3.Меня величать Филиппок, умею рот держать на замок.

4.Я Матрёна,

5.А я Алёна,

6.А меня зовут Настёна!

Ведущий: С чем пожаловали, ребятки, розовые пятки, умные головушки, звонкие соловушки?

Дети: 1. Пришли попеть, поплясать,

2.Да потешки рассказать!

Ведущий: Хорошо, уж коли так,

Позабавьте – ка вы нас!

Дети: 2. Митрошка, как твоя новая ложка?

1.Ложка не кошка, рта не поцарапает.

  1. Антошка, а ты чего так вспотел? Видно в поле за сохой пыхтел?

  2. Да нет, щи да кашу ел. Съем – ка ещё немножко, ведь для этого есть ложка!

Матрёна: Филиппок, а вот сладенький медок, съешь – ка ложечку, дружок!

Филиппок: Сладкий мёд конечно съём, а вот ложки я не ем!

Алена: А где, Матрёна?

Настёна: Да она чай с баранками пьёт.

Алена: А где Федот?

Настёна: Да он на дворе баклуши бьёт.

Ведущий: А вы слышали такое выражение «Бить баклуши»? (слайд № ) Процесс производства деревянной ложки, начинался с простейшей топорной заготовки - "баклуши". У опытного мастера он занимал 20 минут. При этом иногда первые этапы - раскалывание чурбана на баклуши, обтёсывание - доверяли детям, а заключительные - скобление ножом, ошкуривание и полировку - женщинам. Отсюда пошло выражение "бить баклуши", которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл - бездельничать, праздно проводить время.

Дети: А мы не любим лениться.

Ведущий: Проверим как вы умеете трудиться!

Кто порядок наведёт и все стульчики к стенке отнесёт?(звучит музыка, а дети относят стулья на задний край сцены) Молодцы! А песню про ложки знаете?

Концертный номер: песня «Тук, да тук»


Ведущий: Вот спасибо, ребятки, проходите в зал, а мы продолжаем наш праздник.

Звучит р н мелодия, выходит Василиса 1

Василиса1: Хорошего подворья да доброго здоровья!

Ведущий: Спасибо, и вам не хворать! Проходите – не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь. Кто вы гостья дорогая, откуда к нам пожаловали?

Василиса 1: Я – Василиса Премудрая, а пожаловала к вам из русских народных сказок. Да не одна я к вам пришла, ребятишек привела. Боюсь, только не тесновато ли нам будет?

Ведущий: Как в русской пословице говорится? В тесноте да не в обиде. В нашей светлице найдётся тёплое местечко, да доброе словечко.

Василиса1: Пришли мы к вам на праздник не с пустыми руками, а с вкусными пирогами.

Ребёнок1: Красной ягодки глазок, золотистый завиток

Ребёнок2: Расписная ложка – тоненькая ножка.

Ребёнок3: И для каши, и для щей нету ложечки нужней

Ребёнок4: И красива, и легка – для любого едока

Ребёнок5: Мы наелись от души, ну и ложки хороши!

Ребёнок6: А теперь пойдём плясать да на ложечках играть!

Концертный номер: песня «Задорные ложкари» и частушки

(Дети проходят в зал, под музыку входят еще 2 Василисы).

Ведущая: Знаем мы из русских сказок, мудрость вашу Василиса. Поделитесь с нами, научите уму разуму.

Слайд

Василиса 1: Вот что о ложке написано в моей книге премудростей. На Руси ложка появилась в 998 году по приказу князя Владимира, который сразу после Крещения велел есть не руками, а ложками.

Любой русский крестьянин мог вырезать ложку, а затем возник ложечный промысел.

Слайд

Самой подходящей древесиной считалась осина, так как она легко резалась. Резали так же из берёзы, клёна, липы.

Слайд

К ложкам в крестьянском доме относились бережно, хранили на специальных полках – ложечниках или в специальных корзинах. Обычно в крестьянских семьях ели из большой, деревянной чашки, но каждый своей ложкой.

Деревянные ложки хороши тем, что во время трапезы вы никогда не сможете обжечься горячей пищей.

А ведь подержишь её, ощутишь тепло дерева — и беда уже не беда, печаль не печаль! Она напоминает часть руки с согнутой ладошкой.

Ведущий: Спасибо тебе Василисушка за твои премудрости, оставайтесь на нашем празднике радовать гостей.

Василиса: Разрешите мне вам песню о русской ложке подарить.

Концертный номер: песня «Русская ложка»

Ведущая: Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительный звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках. Может вы нас научите ребята?



Концертный номер: песня « Школа ложкарей»



Ребёнок1: Наши деды на Руси

У любого ты спроси-

Эту ложку уважали,

Из берёзы вырезали.

Ребёнок2: Каблучком и ложкой бью,

И танцую и пою,

Ложки, ложки, ну дружней,

Зазывайте всех гостей!



Концертный номер: песня «Вышел радостный народ»



Ведущая: А вы знаете, что ложки часто носили при себе в особых футлярах или просто за поясом или голенищем сапога. Поэтому поводу народ создал множество присказок и поговорок, вроде «Со своей ложкой по чужим обедам» или «Запасливый гость без ложки не ходит». А вы, ребятки знакомы с пословицами и поговорками о ложках?

(Дети называют пословицы и выходят в зал, остальные расставляют стульчики для выступления)

1.Красна ложечка с похлебочкой, а не сухая.
2.Дорога ложка к обеду.
3.Ложка дёгтя в бочке мёда.
4.Красна ложка едоком, лошадь ездоком.

5.Коли порядка нет, и за столом с пустой ложкой останешься.

6.Ложки мимо рта не пронесёшь.

7.На незваного гостя не припасена и ложка.

8.Нечего хлебать, дай хоть ложку полизать.

9.Человека узнаешь, когда с ним пуд соли расхлебаешь.



Ребёнок: Эти ложки не для каши,

Эти ложки хороши,

Плясовую «Светит месяц»

Вам сыграем от души!

Концертный номер: инструментальная пьеса «Светит месяц»

Ведущая: Вот спасибо, ребята порадовали! А вы знаете, что к нам на праздник пожалует сама виновница нашего торжества – Русская ложка! Проходите в нашу светлицу, а вы ребятки продолжайте славить нашу хохломскую, деревянную ложку.

Концертный номер: песня «Танец с ложками»

Ведущая: Очень интересны ложечные приметы.

Если уронить ложку – придет женщина, если нож – мужчина.
Две ложки в одном соуснике – к свадьбе.
Ложку на столе после обеда забыть – к гостю.
Нельзя стучать ложками – от этого «лукавый радуется» и скликаются на обед «злыдни»

На ложках также гадали. К примеру, в кадку с водой клали ложки по числу родственников, заметив, которая – чья. Затем взбалтывали воду. Утром смотрели: если все ложки вместе в груде, значит, в течение года все останутся в семье; если чья-нибудь отстала, значит, именно этот член семьи в этот год покинет её (выйдет замуж, женится, переедет и т.д.).

Во время святочных гаданий – замораживали воду в ложке: выпуклость – к долгой жизни; ямка сверху – нет.

На крестинах было принято гадать на ложках, которыми ели крестинную кашу: считалось, что если брошенная за спину ложка упадёт кверху выпуклой стороной, то у роженицы родится ещё мальчик, если вогнутой — то девочка. О крестинной каше говорили: «Кашка на ложке, а молодец на ножки».

Ведущий: Продолжаем мы программу

Для гостей, друзей, для всех.

Начинаем панораму

Удивительных потех!







Сказка о деревянной ложке

Дед: Нынче в город я ходил, всем подарков накупил,

Внучке Настеньке – платочек красненький,

Дочке – расписную плошку,

А бабке своей - ложку!

Баба: Вот так ложка – красота!

Жаль, что белая она,

Её надо расписать…

Дед: Это я не буду мать!

Нет, не стану, не умею,

Кистью, краской не владею.

Баба: Так иди тогда к людям,

А ещё лучше к детям.

Я слыхала, третий класс,

В этом деле прямо асс!

Дед: Делать нечего, пойду.

Хоть покой я свой найду.

Загрызёт меня старуха,

Если краски не найду.

(Дед идёт к детям и показывает ложки)

Дед: Эй, ребята, помогите,

Деду ложку распишите.

Распишите хоть одну,

А то с горя я помру.

Дети: 1. Мягкой кисточкой мазну.

2.Чёрной краской проведу.

3. А теперь цветок я алый нарисую как зарю.

4. И зелёные листочки,

5. И цветные ободочки,

6. Будет ложка хоть куда,

7. Залюбуются друзья,

8. Бабушке на диво,

9. Скажут нам «спасибо».

(Дети передают ложку друг другу по очереди и делают вид, что раскрашивают её)

Дед: Ай да ложка, красота!

Уважили вы старика.

Не могу быть с вами здесь,

Надо бабушке отнесть.

(Дед приносит ложку бабе и показывает)

Баба: Как из русской сказки ложка,

Хочешь щи, а хоть окрошку,

Будем ей мы дед хлебать,

Да детишек вспоминать!

Концертный номер: песня «Ложкари»



Выходят старшие дети

Ребёнок1: Ложка главная пропала!

Ведущая: Ложка главная пропала?

Что же делать? Вот беда!

Ребёнок2: Нам без ложки никуда!

Ребёнок3: Хоть пол света обойдём,

Ложку главную найдём!

Ребёнок4: Ложкарям не привыкать

Как по свету кочевать!

Ведущая: А чтобы скатертью дорожка

Вы достаньте свои ложки.

Ребёнок5: Ложки маленькие, да удаленькие!



Концертный номер: инструментальная пьеса «Попурри на темы рнп «Ах, вы, сени, мои сени» и Семёновна», песня «На Руси и на Урале»



Василиса: Ложкой ели, на ложках гадали, а ещё из ложек делали игрушки для детей. И в наше время ребята фантазируют, мастерят из ложек.(слайд№ ) «Ложкарной столицей» России называют город Семенов, что находится в глубине керженских лесов Нижегородского края. Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков.



Концертный номер: песня «Русские ложки»

Концертный номер: песня «Русский сувенир»



Русская ложка: Здравствуйте, люди добрые!

Вот и пришла я к вам на праздник.

Я – главнейшая из ложек,

Знаю их на пересчёт,

Но в одной из школ, о ужас,

Их огромный недочёт.

Много человек здесь в зале

Преступленье совершали,

Били в ложки столько лет,

Многих ложек уже нет. (достаёт из корзинки сломанные ложки)

Их мешками вывозили,

Печку ложками топили,

Пролила я много слёз,

Поругать хочу всерьёз!

Что же мне для них придумать (смотрит на ложкарей)

Может ложек их лишить?

Вилкой супчик им не скушать,

Сахар в чай не положить.

Но когда они играют,

Кто на сцене здесь сидят,

Даже я всё забываю,

Пусть уж ложками едят.

Ложки кланяются низко,

Что прославили вы нас,

Вот теперь мы инструменты,

Поиграйте вы для нас!

Ведущий: Уважаемая Ложка! Наш ансамбль ложкарей приготовил вам необычный подарок. Традиционно на ложках играют народные наигрыши, песни, пляски. Но наши ребята пошли дальше и замахнулись на классику, на музыку великого И.С. Баха. Эта пьеса называется «Шутка» и мы надеемся , что ты оценишь чувство юмора наших ложкарей.

Концертный номер: инструментальная пьеса «Шутка»

Дети: 1.Эх, ложки расписные-

2.Завиточки крутые,

3.И травы и листочки,

4.Различные цветочки

5.Разбирай, ребята, ложки

6.Поиграем мы немножко.

Концертный номер: инструментальная пьеса «Полька и Матаня»

Русская ложка:

Как здорово, ну просто диво,

Как всё чудно и красиво.

Пора уж расходиться по домам

Спасибо чудо - мастерам!

Василиса:

Время быстро пролетело.

Жаль мне честно говоря.

Не забудьте эту встречу.

И спасибо ложкарям!

Русская ложка:

Славно мы повеселились,

Но всему есть свой черёд,

За игру ваши и песни

Угощенье всех вас ждёт.

Ведущий: Ну и напоследок напутствие от предков: "Живите на красную ложку!" Это когда праздник каждый день. Чего и вам желаю!!!

Заключительная песня «Ложки деревенские»























Литература и интернет-источники


  1. Народные художественные промыслы горьковской области / сост.: Широков Б.П. – Горький: Волго-вятское книжное изд-во, 1986

  2. Рытов В.П «Русская ложка». Санкт-Петербург 2008г.

  3. http://mulka.ru/poznavatelnoe/4468-istoriya-lozhki-spoon-history.html - история ложки

  4. http://dreamreflex.ru/2010/12/13/igranalogkah/#more-95 - Ложки что это и откуда пошло?

  5. http://folkinst.narod.ru/lozki.html - русские инструменты

  6. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/vneklassnoe-meropriyatie-mnogolikaya-lozhka-3-klass - Сценарий внеклассного мероприятия «Многоликая ложка» (для учащихся 3 класса) Порецкая Ольга Николаевна


  1. http://www.luckytoys.ru/index.php/articles/view/29/derevyannye_lozhki__istoriya_141.html - Деревянные ложки. История

  2. http://www.liveinternet.ru/users/3749674/post129092406/ -

    С ложкой через века. Из истории русской ложки

  3. http://f.mylove.ru/wnU9SbFpT3.jpg - деревянная ложка

  4. http://img-3.photosight.ru/0be/3660990_thumb.jpeg - ложка с мёдом

  5. http://photo-dictionary.com/photofiles/list/2977/3990Russian_spoon.jpg - ложка

  6. http://uznayslovo.ru/sarticles.php?id_theme=927 - пословицы о ложке

  7. http://muzico.ru/mp3/ - игра на ложках Е. Железнова

  8. http://smoz.ru/mp3/ - кадриль Ложки

  9. http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/folk/346926.html?all - "Ложки деревенские" музыка, слова и исполнение Елены Соломатиной

  10. http://steps2fortune.ru/wp-content/uploads/2009/08/serebryanayalogka1.jpg - 2 ложки в тарелке

  11. http://eu.cdn4.123rf.com/168nwm/crisp/crisp0911/crisp091100014/5847226-wooden-spoon-with-water.jpg - вода в ложке

  12. http://animo2.ucoz.ru/photo/animacii_malogo_razmera/sklad_animacij/animacija_derevjannaja_lozhka/14-0-5614 - анимация ложка

  13. http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-lozhku.html - стихи про ложку

  14. http://www.razumniki.ru/stihi_pro_posudu.html - стихи про ложку

  15. http://www.forumimage.ru/uploads/20111006/131788988283003364.jpg - ложкарный промысел

  16. http://img-fotki.yandex.ru/get/3811/lady-may2006.d1/0_5c7f4_9b9bbb98_XL - ложкарный базар

  17. http://avega.net.ua/avega/index.php/rukodelie/855-2011-03-29-10-48-42.html - изготовление ложки

  18. http://www.liveinternet.ru/users/3749674/post129092406/ - С ложкой через века. Из истории русской ложки

  19. http://tales-game.net/lozhki.html - стих про ложки – инструмент

  20. http://anufriev.moy.su/forum/35-113-1 - музыкальный инструмент

  21. http://www.masteras.ru/data/lozh_stan.jpg - игра в 2 ложки

  22. http://allforchildren.ru/article/misc7.php - поделки из деревянной ложки

  23. http://www.slav-seti.ru/wp-content/uploads/2011/03/fd.jpg - инструменты для изготовления ложек

  24. http://perunica.ru/uploads/posts/2009-09/1253445396_0_862_cacee611_xl.jpeg - ложки с чашками

  25. http://www.tatianka.ru/clubs/uploads/gallery/224/139/600_20b9f124f4.jpg- ложки вместе

  26. http://supercook.org/images2/soup02.JPG - ложка в тарелке


21



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Напеденина Дарья Валерьевна, Васильченко Юлия Владимировна

Дата: 10.05.2017

Номер свидетельства: 414028


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства