kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка проведения фольклорного праздника «Кузьминки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Объяснительная записка

   Ребята, вернувшись к учебе еще не остывшие от летних каникул, разнообразных дел и развлечений, охотно примут участие в праздниках.   Традиционно на Руси осенью проводили: «Осень щедрая», «Кузьминки», «Первый сноб», «Хлеб всему голова», «Капустники», было принято осенью заготавливать капусту впрок, чтобы хватило до лета. Капусту, сочную, белокочанную приносили в дома прямо с грядок. Затем рубили и складывали в бочки, мяли, добавляли приправу и, выждав положенный срок, ставили на сто – полакомиться этим чудным даром матери – земли. Картошка да квашеная капуста – первое блюдо, что у сельчан, что у горожан. Не случайно так торжественно и весело совершался в разных краях России народный праздник «Капустник».

      После дружной совместной работы, рубки кочанов, сопровождавшейся веселыми шутками да прибаутками, красные девицы выходили на улицу и заводили хороводы и пляски. Нередко села расцветали от их нарядов, оглашаясь звуками песен и народных инструментов: гармошек, балалаек, дудок, трещоток… 

     К девицам присоединялись парни, молодки, а также пожилые люди, и труд увенчивался всеобщим праздником.

     Этот замечательный праздник труда и отдыха в русских деревнях проходил так,  расставить в классе столы и приготовить все необходимое для рубки капусты, которую можно принести из дома. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка проведения фольклорного праздника «Кузьминки»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА №4 СОВЕТСКОГО РАЙОНА г. ОРЛА»









Методическая разработка

проведения фольклорного праздника

«Кузьминки»














Автор: Фирсова Ольга Николаевна

педагог дополнительного образования.












Объяснительная записка


Ребята, вернувшись к учебе еще не остывшие от летних каникул, разнообразных дел и развлечений, охотно примут участие в праздниках. Традиционно на Руси осенью проводили: «Осень щедрая», «Кузьминки», «Первый сноб», «Хлеб всему голова», «Капустники», было принято осенью заготавливать капусту впрок, чтобы хватило до лета. Капусту, сочную, белокочанную приносили в дома прямо с грядок. Затем рубили и складывали в бочки, мяли, добавляли приправу и, выждав положенный срок, ставили на сто – полакомиться этим чудным даром матери – земли. Картошка да квашеная капуста – первое блюдо, что у сельчан, что у горожан. Не случайно так торжественно и весело совершался в разных краях России народный праздник «Капустник».

После дружной совместной работы, рубки кочанов, сопровождавшейся веселыми шутками да прибаутками, красные девицы выходили на улицу и заводили хороводы и пляски. Нередко села расцветали от их нарядов, оглашаясь звуками песен и народных инструментов: гармошек, балалаек, дудок, трещоток…

К девицам присоединялись парни, молодки, а также пожилые люди, и труд увенчивался всеобщим праздником.

Этот замечательный праздник труда и отдыха в русских деревнях проходил так, расставить в классе столы и приготовить все необходимое для рубки капусты, которую можно принести из дома.

Методические советы

Чтобы провести такой праздник, надо заранее разучить песни, частушки и хороводы, которые, кстати, водили до самой зорьки. Они так и назывались заревницы. В «именном овине», где помещался первый сноп, собиралась вся помочь, или толока (так называлась общая помощь какому-либо небогатому хозяину или хозяйке), для мирского угощения. Тот, кому оказывалась помощь, выставлял на стол пироги. После угощения молодежь снова выходила на улицы. К ним присоединялись и засидевшиеся за трапезой пожилые. Пели, плясали и стар и мал. Звенели гусли, гудели дудки, тренькали балалайки, взвизгивали гармошки, а по улице «трехшагом» (переменным шагом) двигался хоровод, закручиваясь в круг. В него входила самая бойкая девица, которая не забывала за пляской высматривать себе друга. Выбранный ею парень тоже выходил в середину круга и старался не уступить ей в пляске. Хоровод все это время шел кругом, и звучала песня.

  1. В хороводе были мы (2 р.)

Были мы, были мы, (2 р.)

  1. Сокола мы видели (2 р.)

Видели, видели, (2 р.)

  1. Сокола-молодчика,

Соколицу-девицу,

Девицу, девицу, (2 р.)

  1. Стань, девица, подбодрись,

Двою, трою повернись,

Повернись, повернись, (2 р.)

  1. Двою, тою поклонись, (2 р.)

Поклонись, поклонись, (2 р.)

  1. Раз пятнадцать поцелуй, (2 р.)

Поцелуй, поцелуй, (2 р.)


Вызывая парня к себе, девица запевала:

  1. Выйди, сударь, в городок, (2 р.)

В городок, в городок, (2 р.)

  1. Стань-ка, сударь, подопрись, (2 р.)

Подопрись, подопрись, (2 р.)

  1. Всем девицам поклонись, (2 р.)

Поклонись, поклонись. (2 р.)


Паренек мог выбрать другую девицу, и хоровод начинался снова.

Нередко командовала всем этим весельем «хороводница», или «кума», пожилая женщина, учившая молодежь и песням, и вождению хоровода.

Она заводила песню, например, «Я пойду, пойду во зелен сад гулять» и, став в середину круга, мимикой и жестами изображала ее содержание. На словах «Красным девицам есть волюшка гулять» она выводила в круг какую-нибудь девушку, и та сменяла ее. Хоровод продолжался.

  1. Я пойду, пойду во зелен сад гулять,

Поищу я молодого соловья.

Ой, лели, лели, люли,

Поищу я молодого соловья.

  1. Соловей ты мой, батюшка,

Ты скажи, скажи мне, млад соловей.

Ой, лели, лели, люли,

Ты скажи, скажи мне, млад соловей.

  1. Ты скажи, скажи мне, млад соловей:

Кому воля, кому нет воли гулять?

Ой, лели, лели, люли,

Кому воля, кому нет воли гулять?

  1. Молодушкам нету волюшки,

Красным девушкам есть волюшка гулять.

Ой, лели, лели, люли,

Красным девушкам есть волюшка гулять.



От песни-пляски молодежь переходила к играм «на злобу дня». Играли в «Капусту». Все складывали свои ленты, пояса, платки в кучу посереди хороводного круга и запевали песню.

Я на камушке сижу, мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу, огород свой горожу.

Огород свой горожу, горожу и сторожу,

Чтоб сюда не забегали и капусту не украли

Волк и лисица, бобер и куница,

Заинька усатый, медведь толстопятый.


Хоровод пел, похаживая по кругу, а выбранный заранее «хозяин капусты» садился рядом ее стеречь. Затем хоровод рассыпался, и каждый старался ухватить «кочанок капусты». «Хозяин» не дремал, и тот, кого он успел коснуться рукой, садился с ними рядом и тоже сторожил огород.

Веселье продолжалось долго, и вперемежку с «капустниками» и «семеновскими» (сентябрьскими улочными) хороводами звучали «покровские» (октябрьские), которые по традиции пелись уже в домах, куда перебиралась в наступившие холода молодежь.

Выбрав «заводилу», все девицы вставали в круг и запевали песню «Как взберусь я, девка, на маковку». Каждая из девиц, идя по кругу, держала в правой руке, чуть согнув ее, косынку (платок) за краешек. Левой же рукой она поддерживала за локоток соседку, идущую с левой стороны.

Хороводница похаживала посередке круга и на словах песни «Эй, куна-лиса, вылезай – кось вон!» указывала на одну из девиц: та выходила из хоровода и вставала в сторонке. При повторении песни со слов «Он не взял те дары» хороводница каждый раз после слов «Эй, куна-лиса, вылезай – кось вон!» указывала на новую девицу, и таким образом постепенно круг преобразовывался в вереницу, в которой каждая новая девица вставала в затылок предыдущей. Самая же последняя играла роль жениха. Все остальные, «невесты», подходили к «жениху» по очереди, прикрыв лицо косынкой (платком). «Жених» срывал косынку, комично всматривался девице в лицо, осматривал ее и начинал в шутку браковать «невесту», называя ее то курносой, то длинной или толстой и т.п., пересыпая свою характеристику прибаутками, частушками, нередко придуманными на ходу. То-то было смеху, веселья! Но и этим еще оно не заканчивалось. Отобрав все платки, «жених» смешивал их и бросал на траву (на пол). Все «невесты» бросались за своими платками, отталкивая, оттесняя, друг дружку – получалась куча мала.

  • Как взберусь я, девка, на макову,

  • Ой, ли, ой лели, на маковку.

  • Уроню шелковину серебряну,

  • Ой, ли, ой лели, серебряну.

  • Уж как ехал Семен, чуженин молодой,

  • Ой, ли, ой лели, чуженин молодой.

  • Подобрал шелковину серебряну,

  • Ой, ли, ой лели, серебряну.

  • Мы подарили ему, мы сулили ему,

  • Ой, ли, ой лели, сулили ему.

  • Да три коня борзых, три плетки ремянных,

  • Ой, ли, ой лели, три плетки ремянных.

  • Да три рушных ковра – шелкова мохра,

  • Ой, ли, ой лели, шелкова мохра.

  • Он не взял те дары, просил девицу,

  • Ой, ли, ой лели, просил девицу:

  • Эй, куна-лиса, вылезай – кось вон,

  • Ой, ли, ой лели, вылезай – кось вон!



Вконец развеселившись, молодежь могла затеять особенно забавный и смешной хоровод, певший преимущественно на посиделках в избушках среди других «покровских» (октябрьских) хороводов. Он назывался «Вдова», пели его пожилые вдовы и старушки. Они шли по кругу и изображали содержание песни, в которой пелось о молодках, о любви. Посреди хоровода круга на табуретку взбиралась «кума», самая разбитная молодка, которая представляла с разными смешными телодвижениями и гримасами сцены из бабьей жизни. Иногда к старушкам в хоровод выталкивали подгулявшего старичка: он еще больше смешил и веселил народ, выделывая разные коленца: «дробушки», «веревочки», «ковырялочки» с приседаниями. На словах «Одна девка краше всех», «кума» выводила в круг какую-нибудь старушку.

Смеялись и веселились до упаду все, принимая безобидные шутки за радостную потеху.

Все это пригодится для проведения веселого праздника осени с детьми, праздника труда и отдыха, на котором можно будет попеть традиционные народные песни и поводить хороводы и еще добавить свои знакомые песни, игры и частушки.

Следуя народным традициям, после рубки капусты, которую надо будет сложить в приготовленную тару, можно устроить чаепитие. Приготовить чаепитие могут сами ребята. Можно пригласить гостей. И конечно, надо повеличать хлеб, который всему голова. Можно повесить в классе красочные плакаты с пословицами в честь хлеба и урожая, украсить класс яркими осенними листьями, спеть величальные педагогам и директору, поднести почетным гостям на рушнике пирог или каравай.
















Ход праздника

В празднично украшенной избе (классе) на лавках сидят дети. Все в русских народных костюмах; на столе – угощенье. Под музыку


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Методическая разработка проведения фольклорного праздника «Кузьминки»

Автор: Фирсова Ольга Николаевна

Дата: 30.03.2016

Номер свидетельства: 312354


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства