Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: «Фортепиано и его предшественники».»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» Балтасинского муниципального района
Методическая разработка на тему:
«Фортепиано и его предшественники».
Выполнила: преподаватель
МБУ ДО «ДШИ» М.Н.Кадырова
Балтаси
ТЕМА: «Фортепиано и его предшественники»
Цель: познакомить учащихся с историей возникновения фортепиано и его предшественниками.
Задачи: развивать любовь к искусству и музыке, формировать способности нравственно - эстетического переживания.
Методы: беседа, наблюдение, сравнение.
Материал: Фрагменты звучания различных инструментов.
Иллюстрации: приложения №1-7.
Каждая вещь обладает собственной историей, не лишено ее и фортепиано. Быть с ней знакомым не только интересно, но и важно для любого образованного человека – это помогает лучше понимать музыкальные стили и содержание тех или иных произведений.
Исторически наиболее ранним предком современного фортепиано считается так называемый полихорд. Принято считать, что монохорды, являющиеся однострунными щипковыми инструментами, были изобретены Пифагором, который использовал их в своих акустических и музыкально-теоретических изысканиях. Это представляло собой даже не музыкальный инструмент, а прибор физико-акустического характера – прямоугольный ящик, где была натянута одна струна.
П ока Пифагор вполне успешно занимался своими опытами, которые, фактически, более относились к математике – он изучал, как на высоту тона влияет деление струны – находчивыми музыкантами создавались схожие приборы, но с наличием множества струн, которые и были названы соответствующим образом полихордами – многострунами. Конструкции полихордов были разными, и играть на них предполагалось тоже разными способами: на каких-то нужно было цеплять пальцами струны, на других ударять по струнам палочками, на третьих цеплять струны специальными пластинками, или медиаторами, как на гитаре или мандолине. Однако один из наиболее кардинальных шагов на пути к появлению современного фортепьяно – это, разумеется, клавишный механизм. Клавиатура была позаимствована мастерами у органа, а механизм, отвечающий за передачу движения с клавиш на струны, был создан с нуля, частично позаимствованный у полихорда. Тихие «многоструны» с пластинами назвали клавикордами, а более звучные инструменты с щипковым способом игры на них, где струну необходимо было щипать зацепкой из жесткой кожи или пером, – клавесинами.
Предшественником фортепиано были: Псалтериум - (греч. paltnrion, от pallo - бряцаю по струнам) - многострунный (10 иболее струн) щипковый музыкальный инструмент с плоским трапециевидным, прямоугольным или треугольным корпусом. Звук извлекался с помощью пальца или плектра. Инструменты типа псалтериум известны с глубокой древности: киннор (еврейский), канун (арабский), сантур (персидский). В Европу псалтериум проник в конце 11-12 вв. Самое раннее известное изображение псалтериум относится к 1184 году. Разновидностью псалтериума являются шлемовидные гусли. В 14 веке возникла новая разновидность псалтериума - струнно-ударная (звук извлекался ударами двух деревянных палочек). Постепенно псалтериум вышел из употребления, однако продолжают бытовать родственные ему инструменты: щипковые - канон (армянский), чанги (грузинский), ударные – цимбалы, из которого в 1511 году сделали клавесин, а также клавикорды.
К лавикорд являлся одним из самых чутких и отзывчивых клавишных инструментов своей эпохи, эпохи барокко. При нажатии на клавишу, маленький медный квадратик под названием «тангент» ударял струну и, упираясь в неё, как бы разделял её на две части — одна из которых являлась звучащей, а другая заглушалась лентой из войлока, протянутой вдоль струн. При отпускании клавиши тангент возвращался в исходное положение, колебания переходили на всю струну и мгновенно заглушались за счет той её части, которая была заглушена войлоком. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу, или по две — такой клавикорд называется «связанный». Будучи весьма тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать крещендо и деминуэндо.
Д ругой клавишный инструмент — клавесин — скорее всего был изобретен в Италии в XV веке. Клавесины бывают с одним или двумя (реже с тремя) мануалами, а звук в них извлекается защипыванием струны плектром из птичьего пера (наподобие медиатора) при нажатии клавиши. Струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звук концертного клавесина — довольно резкий, но слишком слабый для исполнения музыки в больших залах, поэтому в пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Клавесин использовался также для аккомпанемента к светским песням, в камерной музыке и для исполнения партии цифрованного баса в оркестре.
Существуют также музыкальные инструменты, которые являются разновидностью клавесина по сходству с ним в звукоизвлечении, но отличные от него по конструкции: спинет,мюзелар и вёрджинел — это небольшие клавесины с одной клавиатурой (реже с двумя) диапазоном в четыре октавы. Поскольку клавесины предназначались преимущественно для домашнего музицирования, то они, как правило, были искусно декорированы и поэтому могли украшать собой домашнюю обстановку. Когда в начале XVIII века на свет впервые появилось фортепиано, этот момент стал в буквальном смысле поворотным в истории культуры западной цивилизации. Этот музыкальный инструмент полностью поменял характер музыкальной культуры Европы. Клавишные инструменты существовали и до появления фортепиано, еще в Средние Века, но они не являются его непосредственными прародителями.
На закате XVIII века композиторами и музыкантами стала наиболее остро ощущаться потребность в новом клавишном инструменте, чья выразительность не уступала бы скрипке. Более того, инструмент должен был обладать динамическим диапазоном, будучи способным выдавать и нежнейшее пианиссимо, и громовое фортиссимо, и тончайшие динамические переходы. Эти мечты воплотил в реальность итальянец Бартоломео Кристофори, р аботавший с музыкальными инструментами, принадлежащими семейству Медичи, в 1709 году изобретя первое фортепиано. Мастер назвал новый инструмент «gravicembalo col piano e forte», что в переводе значит «клавишный инструмент, который играет нежно и громко». Впоследствии название сократили, и появилось слово «фортепиано». Он решил избавить клавесин и клавикорды от грубого звучания, мало зависящего от силы нажатия на клавиши. Кристофори - итальянский мастер-изготовитель клавесинов, которого принято считать изобретателем фортепиано. Бартоломео Кристофори родился 4 мая 1655 года в Падуе. Получил известность как мастер по изготовлению харпсихордов и спинетов. В 1688 году переехал во Флоренцию и стал работать на Фердинандо Медичи. Активно занимался изобретательством. Серьёзно усовершенствовал клавесин. Фортепиано Кристофори обладало достаточно простым устройством, состоящим из клавиш, войлочного молоточка и специального возвращателя. Такое фортепиано не располагало ни педалями, ни демпферами. От удара по клавище молоток ударял по струне, что вызывало ее вибрацию, совсем не напоминающую вибрацию струн клавикорда или клавесина. Благодаря возвращателю, молоточек уходил назад, а не оставался прижатым к струне, из-за чего вибрация бы заглушалась. Позднее изобрели двойную репетицию, которая позволила молоточку опускаться к струне только наполовину, что весьма благотворно сказывалось на исполнении трелей или быстро повторяющихся нот.
Созданная Кристофори в 1726 году модель фортепиано конструктивно практически не отличается от современных моделей. Чуть позже подобные музыкальные инструменты создали в 1716 году француз Жан Мариус и в 1717 году учитель музыки из Германии Кристофор Готлиб Шретер.
Первое пианино в декабре 1800 года изобрел американец Дж. Хокинс, и независимо от него такую же конструкцию воспроизвел австриец М. Мюллер немногим позже, в январе 1801 года. Главным его отличием от традиционного фортепиано стали его размеры – пианино было существенно меньше, с чем и связано его название (итал. pianino – маленькое фортепиано). Небольшие размеры достигались за счет расположение внутренних частей: механическая часть, струны и дека располагались не горизонтально, а вертикально. Современная форма пианино, отличающаяся чугунной рамой, перекрестными струнами и механикой с верхним и нижним расположением демпферов, появилась только в середине XIX века.
Основное отличие во внешности пианино и фортепиано – их рост. Пианино не может быть выше 140 сантиметров, а фортепиано, как правило, может достигать высоты 180 сантиметров. От роста инструмента зависит длина струн, натянутых на рамы, а чем длиннее струны, тем больше шансов извлечь из инструмента более красивые и насыщенные звуки.
Наиболее сильно отличается и от пианино, и от фортепиано другой музыкальный инструмент – рояль. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что это – всё то же фортепиано, только все механизмы его расположены в горизонтальной проекции, а форма корпуса крылообразно изогнута.
Впрочем, имеется ещё одно отличие рояля от пианино и фортепиано. У каждого рояля есть так называемый "механизм двойной репетиции", который позволяет с большей лёгкостью проигрывать быстро повторяющиеся нажатия клавиш (репетиции). Эту способность, навсегда обособившую рояль от пианино и фортепиано, которые не снабжают механизмом двойной репетиции, подарил роялю Себастьен Эрар в 1821 году, тогда же рояль окончательно обрёл свой привычный нам облик.
Таким образом, пианино, рояль и фортепиано, хоть и представляют собой несколько разные музыкальные инструменты, по сути своей всё равно являются очень близкими родственниками.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
АлексеевА. История фортепианного искусства. — М., 1962.
Зимин П. История фортепиано и его предшественников. — М., 1968.
Дьяконов Н. А. Рояли и пианино. Конструирование и производство. — М., 1966.