Просмотр содержимого документа
«Матвей Блантер Внеклассное мероприятие о творчестве и памяти композитора. Заслуги и признание»
Матвей Блантер
Внеклассное мероприятие о творчестве и памяти композитора.
Заслуги и признание
Учитель Бакина Л.Н.
«Музыка-недуг, который поражает на всю жизнь. Разлюбить её невозможно..
В чём секрет популярности песни – не знаю». (М. Блантер)
Ведущий: В когорте советских композиторов-песенников имя Матвея Блантера по праву занимает одно из самых почетных мест. С его творчеством неразрывно связан весь большой и славный путь нашей песни — от ее истоков до завоевания мирового признания и всенародной любви. Начав свою творческую деятельность в 20-х годах как автор легкой танцевальной музыки, Блантер вскоре выдвинулся в число ведущих мастеров советской песни, творчество которых определяло пути ее развития.
Мода не властна над его мелодиями, хотя песни композитора по-особому прочно связаны со временем. Рожденные тем или иным чуть ли не конкретным обстоятельством песни Блантера начинают жить самостоятельной жизнью, превращаются в своего рода символ времени.
1. Матвей Блантер родился 28 января (10 февраля) 1903 года в Почепе и был одним из четырёх детей в еврейской семье купца Исаака Борисовича Блантера (ум. 1924) и актрисы Татьяны Евгеньевны Вовси, родственницы С. М. Михоэлса и М. С. Вовси. Отец имел на станции Унеча стружечный завод и керосиновые склады, занимался зерноторговлей.
Ведущий: Можно сказать, что с музыкой я познакомился совершенно случайно. Мне было лет семь. Мама послала меня за чем-то к соседке, и там я увидел открытый рояль. Нажал клавишу старого, разбитого инструмента. И погиб. С этой минуты я был покорен музыкой. Со слезами упросил отца откупить у соседки этот старый рояль.
Ещё до Первой мировой войны семья переселилась в Курск, где Матвей обучался в реальном училище, пел в хоре, участвовал в оркестре драматического театра.
Ведущий: Мама покровительствовала моей увлеченности музыкой, пригласила для меня учительницу. Когда в начале войны четырнадцатого года в Курск эвакуировалось из Риги музыкальное училище, я был принят туда на фортепианное отделение. Занимался успешно, но понял вскоре, что пианиста из меня не получится. К тому времени у меня оказались достаточно широкие представления о музыке. В Курске часто гастролировали известные музыкан¬ты, я не пропускал ни одного концерта, а вместо платы за билеты переворачивал ноты аккомпаниаторам
2. В 1915—1917 годах учился в Курском музыкальном училище по классам фортепиано у А. Даугуля и скрипки у А. Егудкина. Весной 1917 года уехал в Москву, где в 1917—1919 годах учился в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (ныне Российский университет театрального искусства — ГИТИС) по классу скрипки А. Я. Могилевского, по теории музыки у Н. С. Потоловского и Н. Р. Кочетова. Занимался композицией у Г. Э. Конюса (1920—1921).
В 1920—1921 годах — заведующий музыкальной частью, театральный композитор эстрадно-артистической студии «Мастерская H. M. Форрегера» («Мастфор») в Москве, в 1926—1927 — заведующий музыкальной частью Ленинградского театра Сатиры (ныне Санкт-Петербургский академический театр комедии им. Н. П. Акимова), в 1928—1929 — Театра обозрений Дома печати (Москва), в 1930—1931 — агитбригады в Магнитогорске (ныне Магнитогорский драматический театр им. А. С. Пушкина), в 1932 — Передвижного театра журнала «Крокодил», в 1932—1933 — Горьковского театра миниатюр. С 1936 году — художественный руководитель Государственного джаз-оркестра СССР.
3. Первые его произведения написаны в стиле легкой танцевальной музыки (в том числе знаменитый фокстрот «Джон Грей», сочинённый в 1923 году). Его шлягеры инсценировались в кабаре «Балаганчик» в Петрограде (1922) с участием Рины Зелёной («Домик в Батавии»), в «Павлиньем хвосте» в Москве (1923) иронический «жестокий» романс «Кожаный ремень» («Он был апаш, она апашка») исполняли в будущем известные драматические артисты В. Топорков и Л. Колумбова.
Блантер многие годы работает в драматических театрах разных городов страны, много разъезжает. Это приносит ему необходимый опыт, а вместе с тем учит наблюдать жизнь, обогащает яркими впечатлениями. И вот в 1931 году на Урале в одном из городов, который возник по воле советского народа, рождается песня Блантера, названная именем этого города — «Песня о Магнитогорске». Так происходит в жизни композитора встреча с жанром, который можно отнести к соцреализму становится основным, определяющим в его творчестве. Мелодии таких песен, как «Партизан Железняк», «Песня о Щорсе», «Молодость», «В путь-дорожку дальнюю», «С нами поет вся страна», звучат повсюду. Песни сразу же вошли в репертуар Л. Утёсова, Л. Руслановой. Русланова одна из первых спела шедевр Блантера, знаменитую «Катюшу» (1938, сл. М. Исаковского).
В дальнейшем он с успехом обращается и к театру.
Им написаны три оперетты, из которых лучшая — «На берегу Амура» — обошла многие сцены страны. Музыка Блантера и по сей день украшает немало репертуарных пьес лучших драматургов. Но все же — песня... Ей отдал Блантер весь жар своей души.
Уже к концу 30-х годов Блантер становится одним из ведущих мастеров советской песни. Его произведения быстро завоевывают поистине всенародную известность
4. Вместе с первыми залпами Великой Отечественной войны над страной разнеслись слова новых блантеровских песен. Первой из них была «До свиданья, города и хаты». А за ней десятки других, посвященных советским воинам,— «В лесу прифронтовом», «Сады-садочки», «У колодца», «Полюбила я парнишку», «Под звездами балканскими».
В эти же грозные годы огромной популярностью стали пользоваться две песни Блантера, созданные им незадолго до войны,— «Моя любимая» и особенно поистине легендарная «Катюша». Немного найдется песен с такой необычной и красивой судьбой, как эта. Ее распевали на фронтах и в тылу, то и дело ее текст обогащался новыми куплетами, которые слагал народ. Бойцы итальянского сопротивления сделали ее своим гимном, французские патриоты пели ее, как родную. Именем этой песни было названо оружие, наводившее панический страх на гитлеровцев,— известные гвардейские минометы. Эта песня и сейчас в строю. Новые доказательства ее притягательности, ее способности объединять людей во имя высоких идеалов принес недавно Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве.
Послевоенное творчество.
5. Да, военные годы стали проверкой жизнеспособности блантеровских песен. Они с честью выдержали это испытание. Почему так случилось? Ответ несложен: каждый, кто слышал их, без труда найдет его. Сила песен композитора в их задушевной лиричности и простоте. «По моему глубокому убеждению,— говорит сам Блантер,— лирика — один из важнейших жанров песенного искусства. Через лирику можно раскрыть большую тему общественно-политического значения, в лирической песне можно воспеть высокие гражданские идеи, затронуть самые тонкие струны души человека». И эта черта несомненно роднит творчество Блантера с традицией русской народной песни: в ней всегда заключен четкий мелодический и зрительный образ.
Эти особенности характеризуют творчество композитора и в послевоенные годы. Оно остается таким же лиричным, таким же светлым и молодым по духу, таким же современным, как многие годы назад. Блантер пишет о труде и дружбе, о любви и счастье в своих популярных песнях «Летят перелетные птицы», «Под нашими знаменами», «Мы идем от заводов и пашен», «Пшеница золотая», «Лучше нету того цвету», «Дальний путь, полет орлиный». В 1952 году Блантер создает «Песню о Ленине».
6. Композитора неизменно волнует тема мира между народами. Еще в 1947 году его «Песня единства» была удостоена премии на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Праге. Впоследствии, бывая в различных странах, Блантер создает песни о дружбе людей разных наций. Так, после посещения Японии возникает песня «Токио — Москва», из поездки по Чехословакии композитор привозит песню «Красавица Прага»... Но, конечно, главное в его музыке связано с Родиной, с тем, что волнует его соотечественников. Недаром среди поэтов, с которыми сотрудничает композитор,— талантливейшие представители современной советской литературы. Его постоянный соавтор — М. Исаковский. Он пишет на стихи М. Голодного, В. Гусева, В. Лебедева-Кумача, М. Светлова, К. Симонова, Я. Смелякова, А. Суркова, И. Сельвинского, Б. Окуджавы.
Сам композитор заметил однажды: «Успех моих песен я наполовину отношу за счет соавторов-поэтов. Легче писать музыку, когда располагаешь высококачественным литературным материалом». Добавим к этому — тексты блантеровских песен свидетельствуют также о высоком художественном чутье и безупречном вкусе композитора, широте его кругозора.
Ведущий: Я считаю Исаковского поэтом замечательным, в смысле музыкальности стиха, какой-то особенной песенности. Ведь песенные стихи, прежде всего, это не просто тексты будущих песен, как иногда считается. Это — стихи, которые таят в себе музыку. Не случайно так много произведений написано на стихи Пушкина и Лермонтова. Поднялся я к Исаковскому, и он мне прочитал... «Враги сожгли родную хату, сгубили всю его семью. Куда ж теперь идти солдату, кому нести печаль свою...» и т. д. А потом как бы даже извинился: «Очевидно, Саша ничего в этом деле не понимает. Здесь слов — целая простыня. В какую же песню все это влезет?». Однако через час, уже у меня дома Исаковский слушал нашу песню «Враги сожгли родную хату».
Довольно долго песню эту не исполняли. Я сам снял ее сразу же после того как она впервые прозвучала по радио в специальной рубрике — в двенадцать часов ночи, вслед за последними известиями. Спел ее Владимир Нечаев, спел под баян, очень просто и хорошо. И вдруг начались телефонные звонки. Друзья тревожились, что песней я словно сыплю соль на открытые раны: война только-только окончилась, все еще так горько, так свежо в памяти. Убедили меня. Много лет прошло прежде чем «Враги сожгли родную хату» вновь появилась в программах радио, в концертах. Отлично пел ее Ефрем Флакс. Все-таки у певца должен быть голос...
И это естественно. Матвей Блантер не замыкается в рамках только своего искусства. Его можно встретить на интересном симфоническом концерте, он тонкий ценитель и знаток шахматного искусства, темпераментный болельщик футбола. И вся эта кипучая одаренность человека находит свое отражение в его жизнеутверждающем творчестве... Вот, быть может, секрет, благодаря которому композитор смог как бы перешагнуть рамки избранного им жанра: не случайно же к его песням так охотно обращались крупнейшие мастера оперной сцены — Надежда Обухова, Александр Пирогов, Сергей Лемешев, Марк Рейзен, Иван Козловский, Елена Образцова, обращаются и нынешние звезды эстрады.
7. Матвей Блантер не замыкается в рамках только своего искусства, он тонкий ценитель и знаток шахматного искусства, темпераментный болельщик футбола.
«Футбольный марш»
«Под нашими спортивными знамёнами»
«Спортивная честь»
«Армейская спортивная» (с нами поёт вся страна)
«Во славу жизни» (марш спартакиады)
Ведущий: В России 8 июля 2009 года футбольная премьер-лига на своем заседании приняла решение отказаться от использования знаменитого «Футбольного марша» Матвея Блантера из-за конфликта по поводу авторских прав между РФПЛ и Российским авторским обществом. Ситуацию спасла правообладатель — Татьяна Владимировна Бродская, внучка Блантера, разрешившая исполнять «Футбольный марш»
8. Детские песни с удовольствием распевают ребята. Это т «Весёлое звено» ( слова С.Михалкова)
«Сороконожка» (слова В.Инбер), «Морские волки» (слова М. Лебедева-Кумача)
«Светлячок» (слова А.Галича)
«Про быка» (слова С. Михалкова)
«Колыбельная» (слова М.Исаковского
9. Матвей Исаакович Блантер является автором:
более 200 песен,
сюиты для голоса с оркестром,
3-х оперетт («Сорок палок» - 1924 г., «Нос президента» - 1926г., «На берегу Амура»- 1939г.),
музыки к спектаклям,
кинофильмам,
радиопостановкам.
Для всех его песен характерны импульсивность, открытость, чувство юмора, оптимизм. Мелодии композитора яркие, очень индивидуальные, легко запоминающиеся. В своём
мелодическом творчестве наследует традиции
М.И. Глинки, П. И. Чайковского.
Ведущий: В 1983 году, когда Матвей Блантер отмечал свое 80-летие, ему было присуждено высшее почетное звание в нашей стране — звание Героя Социалистического Труда. В этом награждении — не только признание высоких заслуг одного из основоположников советской песни, но и напоминание о том, что подлинно ценным, имеющим право на долгую жизнь всегда остается только по-настоящему гражданственное, содержательное искусство.
Награды и звания
Герой Социалистического Труда (1983)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947)[11]
Народный артист РСФСР (1965)[12]
Народный артист СССР (1975)
Сталинская премия второй степени (1946) — за песни «Под звёздами балканскими», «В путь-дорожку дальнюю», «Моя любимая», «В лесу прифронтовом»
Два ордена Ленина (1973, 1983)
Орден «Знак Почёта» (1967)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
Песни
«Сильнее смерти» (танго) (1922)
«Фудзияма» (песня-фокстрот) (1922)
«Джон Грей» (песня-фокстрот) (1923)
«Багдад» (песня-фокстрот)
«Утро и вечер» (песня-фокстрот)
«Песня о Магнитогорске» (1931)
«Мальчишку шлёпнули в Иркутске» (1931)
«Партизан Железняк» (1932)
«Песня о Щорсе» (1935)[13]
«Молодость» (1937)
«Сталин — наша слава боевая» (1937)
«В путь-дорожку дальнюю» (1937)
«С нами поёт вся страна» (1937)
«На просторах родины чудесной» (1938)
«Футбольный марш» (1938)
«Катюша» (1938)
«Казаки-казаченьки» (1939)
«До свиданья, города и хаты» (1941)
«Моя любимая» (1942)
"Штурвальный с «Марата» (1942)
«Жди меня» (1942)
«В лесу прифронтовом» (1943)
«Песня военных корреспондентов» (1943)
«Огонёк» (1943)
«Сады-садочки» (1943)
«Полюбила я парнишку» (1944)
«Как служил солдат» (1944)
«Под звёздами балканскими» (1944)
«Враги сожгли родную хату» (1945)
«Лучше нету того цвету» (1946)
«В городском саду» (1947)
«Песня единства» (1947)
«Пшеница золотая» (1947)
«Солнце скрылось за горою» (1948)
«Урожайная» (1948)
«Летят перелётные птицы» (1949)
«Песня о Ленине» (1954)
«Нам хорошо живётся» (1956)
«Мы идём от заводов и пашен» (1958)
«Песня о Хиросиме» (1959)
«Москва — Венера, далее везде» (1961)
«Присядем, друзья, перед дальней дорогой» (1962)
«Горская песня о Ленине» (1962)
«Пушки молчат дальнобойные» (1963)
«Не скажу» (1964)
«Черноглазая казачка» (1966)
«Кони-звери» (1966)
Цыганские песни (5) (1966)
«Держит молодёжь равнение» (1967)
Цикл песен (5) на слова Б. Окуджавы (1967)
«Надежды маленький оркестрик» (1967)
«Летняя песенка»
«Улица Горького»
«Песня о Праге»
«Токио — Москва»
«Подари мне на прощанье»
«Кружатся пары»
«У колодца»
«Дальний путь, полёт орлиный»
«Ранним утром в 45-м завершив Победой трудную войну» (впоследствии — Гимн ГСВГ)[14]
Детские песни на слова С. Маршака, С. Михалкова, В. Лебедева-Кумача
Песни Блантера написаны на слова М. С. Голодного, В. И. Лебедева-Кумача, А. А. Коваленкова, Е. А. Долматовского, К. М. Симонова, А. А. Суркова, И. Л. Сельвинского, М. А. Светлова, А. И. Фатьянова, С. Г. Острового, В. А. Луговского, М. Л. Матусовского, Р. Г. Гамзатова, Е. А. Евтушенко, А. В. Софронова, В. А. Лифшица и других поэтов. Более 20 песен созданы в содружестве с М. В. Исаковским. Многие из стихов написаны сперва как самостоятельные произведения, но славу им принесла именно одноимённая песня[15].
Оперетты
Sorok palok.jpg
«Сорок палок» (1924)
«Нос президента» (1926)
«На берегу Амура» (1938, поставлена в 1939, Московская оперетта)
Музыка к спектаклям
«Город» в постановке К. Я. Голейзовского (Москва, 1924)
«Времена года» (песенки к спектаклю, Ленинградский театр миниатюр, 1956)
«Москва — Венера, далее везде» (Московский мюзик-холл, 1961)
1975 — Любовь останется (фильм-спектакль) — музыка песен
1982 — Любимые песни (короткометражный) — музыка песен
1983 — А также цирк (документальный) — музыка песен
1997 — Дневная обязанность (фильм-спектакль) — музыка песен
Работая в Магнитогорском театре, он пишет «Песню о Магнитогорске» и «Мальчишку шлепнули в Иркутске», появились суровая баллада «Партизан Железняк» и «Песня о Щорсе
Матве́й Исаа́кович Бла́нтер (10 февраля 1903, Почеп — 27 сентября 1990, Москва) — советский композитор. Народный артист СССР (1975). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946). Герой Социалистического Труда (1983).
Биография
Матвей Блантер родился 28 января (10 февраля) 1903 года в Почепе и был одним из четырёх детей в еврейской семье купца Исаака Борисовича Блантера (ум. 1924) и актрисы Татьяны Евгеньевны Вовси, родственницы С. М. Михоэлса и М. С. Вовси[3][4]. Отец имел на станции Унеча стружечный завод и керосиновые склады, занимался зерноторговлей[5].
Ещё до Первой мировой войны семья переселилась в Курск, где Матвей обучался в реальном училище, пел в хоре, участвовал в оркестре драматического театра[6][7].
В 1915—1917 годах учился в Курском музыкальном училище по классам фортепиано у А. Даугуля и скрипки у А. Егудкина. Весной 1917 года уехал в Москву, где в 1917—1919 годах учился в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (ныне Российский университет театрального искусства — ГИТИС) по классу скрипки А. Я. Могилевского, по теории музыки у Н. С. Потоловского и Н. Р. Кочетова. Занимался композицией у Г. Э. Конюса (1920—1921).
В 1920—1921 годах — заведующий музыкальной частью, театральный композитор эстрадно-артистической студии «Мастерская H. M. Форрегера» («Мастфор») в Москве, в 1926—1927 — заведующий музыкальной частью Ленинградского театра Сатиры (ныне Санкт-Петербургский академический театр комедии им. Н. П. Акимова), в 1928—1929 — Театра обозрений Дома печати (Москва), в 1930—1931 — агитбригады в Магнитогорске (ныне Магнитогорский драматический театр им. А. С. Пушкина), в 1932 — Передвижного театра журнала «Крокодил», в 1932—1933 — Горьковского театра миниатюр. С 1936 году — художественный руководитель Государственного джаз-оркестра СССР.
Первые его произведения написаны в стиле легкой танцевальной музыки (в том числе знаменитый фокстрот «Джон Грей», сочинённый в 1923 году). Его шлягеры инсценировались в кабаре «Балаганчик» в Петрограде (1922) с участием Рины Зелёной («Домик в Батавии»), в «Павлиньем хвосте» в Москве (1923) иронический «жестокий» романс «Кожаный ремень» («Он был апаш, она апашка») исполняли в будущем известные драматические артисты В. Топорков и Л. Колумбова. В 1930-х годах его стиль меняется, музыку можно отнести к соцреализму. Работая в Магнитогорском театре, он пишет «Песню о Магнитогорске» и «Мальчишку шлепнули в Иркутске», появились суровая баллада «Партизан Железняк» и «Песня о Щорсе». Песни сразу же вошли в репертуар Л. Утёсова, Л. Руслановой. Русланова одна из первых спела шедевр Блантера, знаменитую «Катюшу» (1938, сл. М. Исаковского)[8].
Органическое взаимопроникновение героики и лирики получает развитие в песнях военных лет. Одна из первых «До свиданья, города и хаты» (ст. М. Исаковского) написана 23 июня 1941, с ней уходили на фронт новобранцы. На фронте и в тылу, наряду с довоенной «Катюшей», звучали песни Блантера: «Моя любимая» (ст. Е. Долматовского, 1942), «Огонек», «В лесу прифронтовом» (обе на ст. М. Исаковского,1943), «Как служил солдат», «Песня военных корреспондентов» (обе на ст. К. Симонова,1944), «Под звездами балканскими» (ст. М. Исаковского, 1944) и многие другие (всего около 50 песен в годы Великой Отечественной войны). В 1945 написана «Враги сожгли родную хату» (ст. М. Исаковского), исполненная на эстраде через 15 лет Марком Бернесом (1960). «Лучше нету того цвету» (1946), «Летят перелетные птицы» (1949) (обе на ст. М. Исаковского), «В городском саду» (1947) (ст. А. Фатьянова), «Присядем, друзья, перед дальней дорогой» (1962) (ст. В. Дыховичного и М. Слободского, стала любимой песней космонавтов), «Черноглазая казачка» (1966) (ст. И. Сельвинского), цикл песен-размышлений на стихи Б. Окуджавы (1967) и многие другие получили известность в послевоенные годы[8].
Продолжал сотрудничать с эстрадными театрами: для театра миниатюр под упр. А. И. Райкина написал песенки к спектаклю «Времена года» (1956); для Московского мюзик-холла - музыку к спектаклям «Москва — Венера, далее везде» (1961), «Тик-так, тик- так...» (1963)[8].
Активно занимался творчеством до 1975 года.
Матвей Блантер — крупнейший советский композитор-песенник. Всего был автором более чем 200 песен, сюиты для голоса с оркестром, оперетт, музыки к спектаклям, кинофильмам, радиопостановкам. Для всех его песен характерны импульсивность, открытость, чувство юмора, оптимизм. Мелодии композитора яркие, очень индивидуальные, легко запоминающиеся. В своём мелодическом творчестве наследует традиции М. И. Глинки, П. И. Чайковского.
Член Союза композиторов СССР.
Член Антисионистского комитета советской общественности.
Умер 27 сентября 1990 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Могила Матвея Блантера на Новодевичьем кладбище
Память
Музыка Блантера вошла в золотой фонд советской культуры. Его песни исполняли Леонид Утёсов, Владимир Бунчиков, Владимир Нечаев, Георгий Виноградов, Сергей Лемешев, Иосиф Кобзон, Юрий Богатиков, Лидия Русланова, Марк Бернес, Леонид Харитонов, Булат Окуджава, Ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова.
Лирическая песня «Катюша», написанная на стихи М. В. Исаковского в 1938 году, стала поистине народной и одним из символов Великой Отечественной войны. В последующем мелодия «Катюши» стала вообще одним из символов России, мелодия и сама песня исполняется повсеместно, как в России, так и во многих зарубежных странах.
Другая известнейшая песня «Летят перелётные птицы» (в соавторстве с М. В. Исаковским) — сильнейшей патриотической направленности. А «Футбольный марш» до сих пор исполняется перед каждым футбольным матчем в России и ряде бывших республик СССР.
Семья
Первая жена — Нина Эрнестовна Шван, балерина.
Сын — Владимир Матвеевич Блантер, журналист (писал под псевдонимами Владимир Полынин и Владимир Долинин), ответственный секретарь журнала «Природа», автор научно-популярных книг «Пророк в своём отечестве» (о Н. К. Кольцове) и «Мама, Папа и Я». Ему посвящены песни Матвея Блантера на стихи М. В. Исаковского «Под звёздами балканскими»[9] и «Колыбельная».
Младший брат — Яков Исаакович Блантер, погиб на фронте в первые дни войны.
Дядя — Евсей Борисович Блантер (1882—1938), был арестован и расстрелян 4 июля 1938 года[10]
Двоюродный брат — Михаил Евсеевич Блантер, доктор технических наук (1949), металловед, заведующий кафедрой МТ-4 Всесоюзного заочного машиностроительного института (1951—1986), автор учебников «Теория термической обработки», «Металловедение и термическая обработка», монографий «Фазовые превращения при термической обработке стали», «Методика исследования металлов и обработки опытных данных».
Двоюродный брат — Соломон Григорьевич Блантер, профессор Московского института нефтехимической и газовой промышленности, автор учебников «Электрооборудование нефтяной и газовой промышленности», «Радиотехника и электроника», «Промышленная электроника» и «Преобразователи тока тяговых подстанций».
Дом, в Почепе, в котором родился Матвей Блантер
Награды и звания
Герой Социалистического Труда (1983)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947)[11]
Народный артист РСФСР (1965)[12]
Народный артист СССР (1975)
Сталинская премия второй степени (1946) — за песни «Под звёздами балканскими», «В путь-дорожку дальнюю», «Моя любимая», «В лесу прифронтовом»
Два ордена Ленина (1973, 1983)
Орден «Знак Почёта» (1967)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
Известные произведения
Песни
«Сильнее смерти» (танго) (1922)
«Фудзияма» (песня-фокстрот) (1922)
«Джон Грей» (песня-фокстрот) (1923)
«Багдад» (песня-фокстрот)
«Утро и вечер» (песня-фокстрот)
«Песня о Магнитогорске» (1931)
«Мальчишку шлёпнули в Иркутске» (1931)
«Партизан Железняк» (1932)
«Песня о Щорсе» (1935)[13]
«Молодость» (1937)
«Сталин — наша слава боевая» (1937)
«В путь-дорожку дальнюю» (1937)
«С нами поёт вся страна» (1937)
«На просторах родины чудесной» (1938)
«Футбольный марш» (1938)
«Катюша» (1938)
«Казаки-казаченьки» (1939)
«До свиданья, города и хаты» (1941)
«Моя любимая» (1942)
"Штурвальный с «Марата» (1942)
«Жди меня» (1942)
«В лесу прифронтовом» (1943)
«Песня военных корреспондентов» (1943)
«Огонёк» (1943)
«Сады-садочки» (1943)
«Полюбила я парнишку» (1944)
«Как служил солдат» (1944)
«Под звёздами балканскими» (1944)
«Враги сожгли родную хату» (1945)
«Лучше нету того цвету» (1946)
«В городском саду» (1947)
«Песня единства» (1947)
«Пшеница золотая» (1947)
«Солнце скрылось за горою» (1948)
«Урожайная» (1948)
«Летят перелётные птицы» (1949)
«Песня о Ленине» (1954)
«Нам хорошо живётся» (1956)
«Мы идём от заводов и пашен» (1958)
«Песня о Хиросиме» (1959)
«Москва — Венера, далее везде» (1961)
«Присядем, друзья, перед дальней дорогой» (1962)
«Горская песня о Ленине» (1962)
«Пушки молчат дальнобойные» (1963)
«Не скажу» (1964)
«Черноглазая казачка» (1966)
«Кони-звери» (1966)
Цыганские песни (5) (1966)
«Держит молодёжь равнение» (1967)
Цикл песен (5) на слова Б. Окуджавы (1967)
«Надежды маленький оркестрик» (1967)
«Летняя песенка»
«Улица Горького»
«Песня о Праге»
«Токио — Москва»
«Подари мне на прощанье»
«Кружатся пары»
«У колодца»
«Дальний путь, полёт орлиный»
«Ранним утром в 45-м завершив Победой трудную войну» (впоследствии — Гимн ГСВГ)[14]
Детские песни на слова С. Маршака, С. Михалкова, В. Лебедева-Кумача
Песни Блантера написаны на слова М. С. Голодного, В. И. Лебедева-Кумача, А. А. Коваленкова, Е. А. Долматовского, К. М. Симонова, А. А. Суркова, И. Л. Сельвинского, М. А. Светлова, А. И. Фатьянова, С. Г. Острового, В. А. Луговского, М. Л. Матусовского, Р. Г. Гамзатова, Е. А. Евтушенко, А. В. Софронова, В. А. Лифшица и других поэтов. Более 20 песен созданы в содружестве с М. В. Исаковским. Многие из стихов написаны сперва как самостоятельные произведения, но славу им принесла именно одноимённая песня[15].
Оперетты
Sorok palok.jpg
«Сорок палок» (1924)
«Нос президента» (1926)
«На берегу Амура» (1938, поставлена в 1939, Московская оперетта)
Музыка к спектаклям
«Город» в постановке К. Я. Голейзовского (Москва, 1924)
«Времена года» (песенки к спектаклю, Ленинградский театр миниатюр, 1956)
«Москва — Венера, далее везде» (Московский мюзик-холл, 1961)
1975 — Любовь останется (фильм-спектакль) — музыка песен
1982 — Любимые песни (короткометражный) — музыка песен
1983 — А также цирк (документальный) — музыка песен
1997 — Дневная обязанность (фильм-спектакль) — музыка песен
Интересные факты
В России 8 июля 2009 года футбольная премьер-лига на своем заседании приняла решение отказаться от использования знаменитого «Футбольного марша» Матвея Блантера из-за конфликта по поводу авторских прав между РФПЛ и Российским авторским обществом[16]. Ситуацию спасла правообладатель — Татьяна Владимировна Бродская, внучка Блантера, разрешившая исполнять «Футбольный марш» бесплатно[17].
Блантер, который был послан Сталиным в Берлин для написания праздничной симфонии в честь победы СССР, был на месте конференции между Василием Чуйковым и Гансом Кребсом, которая состоялась 1 мая 1945 года. Перед тем как началась, однако, он был быстро засунут в шкаф, потому что он был одет в гражданский костюм. Но в шкафу ему стало трудно дышать, и перед тем как кончилась конференция, он выпал из него, напугав при этом фашистов[18].
Примечания
data.bnf.fr: платформа открытых данных — 2011.
Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #1034396412 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
Воспоминания И. Красильщоковой
Автор народных песен жил на Никитском бульваре
Почеп — родина Матвея Блантера (недоступная ссылка)
Ф. М. Ворович о родословном древе семьи Блантер (недоступная ссылка)
Уварова Е. Д. Эстрада в России. XX век. Энциклопедия. — Олма-Пресс, 2004. — ISBN 5-224-04462-6.
Под звёздами балканскими
Списки жертв
Блантер Матвей Исаакович
Блантер Матвей Исаакович — статья из Большой советской энциклопедии.
Блантер М. И. / Зак В. И. // А — Гонг. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1973. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 1).
SovMusic.ru — Марш Группы Советских Bойск в Германии
Мемориальный сайт
У болельщиков отобрали футбольный марш. Известия, 9 июля 2009 г.
Вражина А. Звуки денег. Борьба за авторские права оказалась весёлым и прибыльным занятием // Лента. Ру. — 2009. — 11 июля.
Muz4in.Net. 7 примеров, когда реальные исторические факты похожи на фарс (рус.). muz4in.net. Проверено 25 августа 2018.
Литература
Страницы истории Почепского района. К 510-й годовщине со времени первого упоминания г. Почепа в Краткой Волынской летописи (1500—2010). Публикации из периодических изданий, краеведческая информация из книг, записки краеведов, очевидцев и участников событий, происходящих в Почепском районе. Составитель С. М. Маслёнко. — Клинцы, 2010. — Стр. 472.