Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 29 ГОРОДА ЕЙСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН
Мастер-класс «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников»
Автор:
Нетребко Елена Константиновна,
музыкальный руководитель
МБДОУ ДСКВ № 29
г.Ейска МО Ейский район
г. Ейск
Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников.
План:
I часть — теоретическая;
II часть — практическая.
Ход мероприятия:
I. Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на мастер-классе «Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальности дошкольников». Наш мастер-класс направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов путем овладения творческих методов и приёмов в развитии музыкальных способностей у дошкольников.Но, прежде чем мы перейдем к практической части нашего мастер-класса, я хотела бы вас спросить «Как Вы думаете, что такое музыкальные способности?» (ответы педагогов).
Ученые определяют термин способность как особенность человека быстро получать определенные навыки и использовать их. Основным свойством способности является то, что она не может существовать без постоянного развития. Поэтому музыкальное воспитание призвано развивать способности подрастающего поколения, тем самым формируя основы музыкальной культуры будущего.
После многочисленных исследований была доказана необходимость в формировании музыкальных способностей, начиная с раннего возраста. Чем раньше ребенок начинает познавать мир музыки, тем легче ему будет развивать свои музыкальные таланты в будущем.Та как каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни.
Музыкальное движение - это синтез музыки и движения, где первоосновой является музыка. Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки.Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.
Дети дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию в игровой форме. Игры позволяют в легкой форме подогревать интерес детей к музыке, а также обучить их основным понятиям музыкальной грамоты.
Используя музыкально-дидактические игры, можно развить у детей чувство ритма, координацию, способности к творческим начинаниям, а также увеличить уровень раскрепощенности. Игры дают детям возможность применить теоретические навыки в реальной ситуации.
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, которые вы можете использовать в игровых ситуациях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей.
II
Дорогие коллеги! Прошу вашего внимания,
А также активности и понимания.
Дети очень любят эти упражнения,
Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.
Всем участникам предлагается выбрать картонные нотки, различные по цвету: красные, желтые, синие… на каждое задание собирается команда с нотками одинакового цвета.
1.УГАДАЙ-КА!(участники с красными нотками)Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку»
Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом. (Звучит ритмический рисунок популярной песни В. Шаинского «Пусть бегут неуклюже» в исполнении участников с красными нотками на деревянных палочках. Остальным предлагается назвать песню.)
Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника.
2. Ритмическая игра «ЗАЙЧИКИ»(Участники с оранжевыми нотками)
Зазвучали жесты наши,
А ведь так бывает
Координацию движений, ритм
В упражнениях развиваем.
(Звучит полька «Добрый жук». Участники, которым достались оранжевые нотки, на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты: а)хлопок; б)шлепок по коленям; в)притоп; г)два пальчика над головой.)
В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание,умение действовать коллективно, развивается координация движений,
3. Поэтическое музицирование (Участники с желтыми нотками)
1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели (трещетка)
2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!» (кастаньеты)
3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали (колокольчик)
4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок (свистулька)
Совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой),развивается чувство ансамбля, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.Присутствует наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.
4. Поем молча (участвуют зеленые нотки)
Упражнение «Испорченная пластинка»
(Исполняется фрагмент песни «Кузнечик»В.Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками.Четная строка поется вслух, нечетная про себя.)
В траве сидел кузнечик, вслух
В траве сидел кузнечик, про себя
Совсем как огуречик вслух
Зелененький он был. про себя
Представьте себе, представьте себе вслух
Совсем как огуречик. про себя
Представьте себе, представьте себе вслух
Зелененький он был. про себя
Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.
5. Театр пантомимы(задание для участников с голубыми нотками)
Упражнение «Сказочные человечки»
Участники игры двигаются ритмично под музыку изображая:
а) деревянных человечков, как Буратино двигают руками, ногами - на шарнирах;
б) человечков стеклянных - идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;
г) человечков чугунных, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.
Игротренинги - помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного занятия. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, тем более, что некоторые роли (или партии) могут исполнять несколько детей одновременно. Взрослый мягко направляет детей, не подавляя инициативу, поддерживая их поиски.
6. Релакс(упражнение для синих ноток).
Упражнение "Куклы-марионетки"
Представьте, что к каждому их суставчику привязана нить. Сначала все нити натянуты: "куклы" стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я начинаю поочередно "отрезать ножницами" нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда "отрезаю" нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше "отрезаю" ниточки от головы, спины, коленей. Наша "марионетка" совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол).
(Участники – кукловоды взяв в руки воображаемые ножницы отрезают воображаемые нити, держащие конечности участников-марионеток.)
Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению). Да и поваляться на полу во время занятия - большое удовольствие для малыша
7. Танц-терапия(для участников с фиолетовыми нотками)
Звуки мы изображаем с помощью движений.
Исполняем и творим с большим воодушевлением.
Приглашаю участников исполнить ритмическую турецкую детскую песню с движением «Арам – зам - зам».
Арам Зам Зам,
Арам Зам Зам,
Гули, гули, гули, гули, гули,
рам зам зам,
Арам Зам Зам,
Арам Зам Зам,
Гули гулигулигулигули
рам зам зам
Ариба, ариба,
гули гулигулигули
рам зам зам
Арафи
Арафи
гули гулигулигули
гули
рам зам зам
1 хлопок по коленям,
3 хлопка в ладошки,
вращают предплечьями на уровне груди,
движения повторяются,
поднять правую руку потрясти кистью руки, затем кистью левой руки,
вращают предплечьями,
1 шлепок по коленям,
два хлопка
вращают предплечьями,
Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.
Рефлексия. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.Необходимым условием развития воображения, пластической выразительности является умение ребенка владеть своим телом, так называемая мышечная свобода.
Наша память сохраняет:
10% из того, что мы слышим,
50% из того, что мы видим,
90% из того, что мы делаем.
Поэтому просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие.