Просмотр содержимого документа
«Лекция-концерт «Жизнь и творчество А. М. Иванова-Крамского»»
Лекция-концерт «Жизнь и творчество А. М. Иванова-Крамского».
Звук гитары заставляет плакать грезы в их тиши.
А из уст ее широких, словно птица, вылетает вздох задумчивой души.
Г. Лорка
А. Иванов-Крамской. Песня без слов. Исполняет Б. А. Абишулы.
Звуки гитары. Томные и страстные, искрометные и нежные, суровые и радостные. Кто из нас не мечтал овладеть этим инструментом? Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством видного музыкально-общественного деятеля Александра Михайловича Иванова-Крамского, отдавшего все свои силы пропаганде гитарного искусства. После долгих лет забвения, благодаря выдающемуся исполнителю и педагогу, гитара вновь приобрела статус профессионального концертного инструмента и стала преподаваться в средних и высших музыкальных заведениях страны.
Родился Александр Михайлович в семье технического служащего гимназии в 1912 году. До двадцати лет жил в деревне на Тамбовщине. Начинал обучаться в музыкальной школе (ныне ДМШ им. Игумнова в городе Москве) по классу скрипки, однако под впечатлением от посещения концерта Андреса Сеговии в Большом зале Московской консерватории в 1926 году принял решение посвятить себя гитаре.
А. Иванов-Крамской. Русский напев. Исполняет Нуртай Сайфуллин (3 класс).
С 1931 по 1933 год учится в Московском областном музыкально-педагогическом училище по специальности гитара у Петра Спиридоновича Агафошина, а также дирижированию и композиции. Затем продолжил обучение на музыкальных курсах при Московской консерватории.
Преподаватель П. С. Агафошин вырастил плеяду известных гитаристов. Его «Школа игры» является лучшей отечественной методикой по подготовке гитаристов. Под впечатлением известного гитариста Сеговии, выпустил брошюру, где решительно выступает против семиструнной гитары (русского строя): «прошлое которой весьма скромно, а настоящее - ничтожно и будущее бесперспективно».
В 1935 году Иванов-Крамской оканчивает музыкальные курсы и призывается в армию, где служит дирижером оркестра народных инструментов. После службы в армии много выступает сольно, а также с концертами в сопровождении симфонического оркестра, в ансамбле с певцами Н. А. Обуховой, И. С. Козловским, с исполнителями Л. Б. Коганом, М. Л. Ростроповичем. Сотрудничает с квартетами им. Бетховена, им. Комитаса, Танеева.
Александр Михайлович принимал участие как гитарист в опере Верди «Отелло» в Большом театре, а также в театре Красной Армии.
В 1936 году Иванов-Крамской становится дипломантом конкурса, посвященного 10-му съезда комсомола, а в 1939 году - на Всесоюзном конкурсе исполнителей на народных инструментах.
А. Иванов-Крамской, Вальс. Исполняет Елизавета Каверникова (2 класс).
В 1939 году его назначают дирижером оркестра НКВД, созданного по инициативе Л. Берия, в противовес армейскому ансамблю им. Александрова. С 1947 года является дирижером Русского народного хора и оркестра народных инструментов Всесоюзного радио.
А. Иванов-Крамской. Танец. Исполняет Айбек Кулмамбетов (4 класс).
В собрании Гостелерадиофонда хранится около 160 записей А.М. Иванова- Крамского. В его исполнении звучат произведения И. Гуммеля, К.М. Вебера, А. Диабелли. И. Альбениса, Э. Гранадоса, Э. Вила-Лобоса, Ф. Сора, переложения сочинений А. Скарлатти, И. Баха, И. Брамса, Ф. Мендельсона, А. Лядова, П. Чайковского, В. Шебалина, вариации на темы А. Варламова и Дж. Россини, обработки народных песен. А также цикл И. Альбениса "Испания" (запись 1948 г.), Сонатина для скрипки и гитары си минор Н. Паганини (Л. Коган, запись 1951 г.), "Подмосковные хороводные" А. Аксенова в исполнении оркестра Хора русской песни Всесоюзного радио под управлением А.М. Иванова-Крамского (запись 1948 г.) и собственная Фантазия на темы русских народных песен (запись 1966 г.).
А. Иванов-Крамской. Этюд. Исполняет Александра Курбеева (4 класс).
Диапазон его деятельности широк: он и признанный солист-гитарист, и композитор, автор ряда произведений для гитары, и педагог. Его педагогическая деятельность прошла в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, где по его инициативе в 1960 году был открыт класс шестиструнной гитары, и где с 1960 по 1973 год он возглавлял класс гитары, подготовив немало талантливых музыкантов, среди Которых Николай Комолятов, Феликс Акопов, Валерий Петренко, Андрей Гарин, Евгений Ларичев, Даниал Назарматев, Наталия Иванова- Крамская и другие известные гитаристы. Затем преподавал в Институте культуры.
В 1957 году на 6-ом Всемирном фестивале молодежи в Москве, на конкурсе гитаристов квартет, которым руководил Иванов-Крамской, получил Диплом Ш-й степени. В то время, это было определенной вехой в признании отечественной гитаристики. В 1959 году Иванову-Крамскому присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР».
Александром Михайловичем Ивановым-Крамским написана «Школа - игры на шестиструнной гитаре», первое издание которого появилось в 1948 году тиражом в тысячу экземпляров. Необходимо напомнить, что именно в тот год, когда вышло чудовищное Постановление ЦК КПСС, где ставилось на вид, что многие деятели культуры создают произведения, чуждые простому народу, пропагандируют иностранную музыку. Гитару объявляют космополитическим инструментом, а Иванова-Крамского отстраняют от работы и не разрешают выступать на сцене.
А. Иванов-Крамской. Грустный напев. Исполняет Лиана Акопян (4 класс).
Это пособие выдержало много переизданий. Достоинством этой работы являются авторские пьесы для начинающих - небольшие и несложные этюды, прелюдии, танцы. В этом плане никто до него так не обогатил у нас литературу шестиструнной гитары для начинающих гитаристов. Многие его оригинальные пьесы искренние и до сих пор включаются в репертуар отечественных гитаристов-шестиструнников. К тому же он является единственным гитаристом, кто обратился в своих сочинениях к русскому интонационному строю. У Александра Михайловича много обработок русских народных песен и переработки зарубежной классики.
Вариации на тему украинской народной песни «Девка в сенях стояла» в обработке А. Иванова-Крамского. Исполняет Анастасия Макарова (3 класс).
Александр Михайлович Иванов-Крамской был видным музыкально-общественным деятелем, отдавшим все свои силы пропаганде гитарного искусства. После долгих лет забвения, благодаря выдающемуся исполнителю и педагогу, гитара вновь обрела статус профессионального концертного инструмента и стала преподаваться в средних и высших музыкальных заведениях страны.
Умер А.М. Иванов-Крамской 11 апреля 1973 года в Минске во время гастролей. Похоронен в Москве на Введенском кладбище. В память музыканта проводятся ежегодные Московские международные фестивали гитарной музыки имени AM. Иванова-Крамского, его имя носят музыкальное училище и одна из детских музыкальных школ г. Москвы.
Гитара, милая,
Звени, звени!
Сыграй мне что-нибудь такое,
Чтоб я забыл отравленные дни,
Не знавшие ни ласки, ни покоя!
С. Есенин
А. Иванов-Крамской. Прелюд. Исполняет Екатерина Сотникова (3 класс).
Дело отца продолжила дочь Наталья Александрова Иванова-Крамская. После кончины отца она получила много заявок на переиздание «Школы». В новые переиздания вошли произведения А. Иванова-Крамского и других классиков, специально написанные для гитары.
Вариации на тему русской народной песни «Я на камушке сижу». Обр. Н. Ивановой-Крамской. Исполняет ансамбль гитаристов (руководитель Г. В. Борисов).
Воспоминания Н.А. Ивановой-Крамской о своем отце изложены в книге «Жизнь посвятил гитаре. Воспоминания об отце». В книге рассказывается о жизни мастера гитары, о незаурядности его артистических и человеческих качеств и неутомимой борьбе за жизнь инструмента. В конце помещены перечень концертного репертуара А.М. Иванова-Крамского, репродукции рисунков и документальных фотографий.
"...Меня часто спрашивают, как ты занимался. Помню, что работая над произведениями, ты всегда стремился понять замысел автора и огромное внимание уделял звуку. Инструменты и струны долгое время были несовершенными, и ты привык работать с тем, что есть. Микрофоны не любил, поэтому всегда добивался яркого и сочного звучания. В начале трудового дня ты проигрывал, один за другим, этюды Сора, Джулиани, Агуадо. Вила-Лобоса, любил поработать над вариациями на тему Моцарта. Сора, Канцонеттой Мендельсона, часто возвращался к Джулиани, Вивальди, Каруяме. любил подолгу импровизировать, "раскрашивая" тему известной народной песни все новыми и новыми вариациями. Великолепно владея инструментом, часто поражал оркестровкой гитарных произведений, вынашивая новую пьесу, жил ее образами, наслаждаясь процессом создания. Помню, во время работы над программой читал, подолгу копался в библиотеке, а порой целый день рисовал. Это вообще было твоим самым любимым занятием. Оно успокаивало тебя, - видимо музыка звучала вместе с красками".
А. Иванов-Крамской. Вальс. Исполняет Б. Абишулы. Концертмейстер И.О. Тагоева