Музыкальная гостиная «Музыкальное искусство Казахстана»
Вед.1: Здравствуйте, уважаемые гости нашего города. Мы рады приветствовать вас в нашей музыкальной гостиной. И сегодняшнюю нашу встречу хотелось бы начать словами композитора и педагога, создателя уникальной концепции музыкального образования детей, получившей название "Шульверк" Карла Орфа: "Удобрения обогащают землю и позволяют зернам прорасти, и точно так же музыка пробуждает в ребенке силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели". Эти слова служат девизом нашей педагогической деятельности.
Вед.2: Сегодня, в преддверии юбилеев, которые мы отмечаем в этом году (550-летие казахского ханства, 20-летие Конституции РК, 20-летие Ассамблеи народов Казахстана) мы хотим обратиться к теме «Музыкальное искусство Казахстана».
Издавна казахский народ славился своей любовью к музыке. Есть у казахов замечательное предание о происхождении музыки. Когда-то в древние времена ни один народ, населяющий нашу землю, не знал, что такое стих или песня. В те времена не было праздников и тоев. И была на свете Птица-Музыка. И полетела однажды она над Землей. Летела она высоко-высоко в небе, а иногда опускалась ниже к земле, и снова поднималась вверх. И там, где Птица-Музыка опускалась ниже, люди становились другими: они начинали петь песни, создавать музыкальные инструменты и играть на них. От музыки люди становились добрее, приветливее, радостней. Они пели, работая и отдыхая, дарили друг другу подарки и песни.
Вед.1: У казахов музыка тесно связана с жизнью, бытом, сопровождавшимся песнями, кюями, терме. Казахский народ долгие годы вел кочевой образ жизни. В кочевом быту были развиты пение, игра на инструментах для себя, друзей и родственников. Не случайно в народе говорят певцы: «Пусть будут пусты мои кошары, но песней я богат». Из песен люди получали сведения об окружающем мире, птицах, животных.
Наше мероприятие мы хотим начать с народной песни «Беу-айдай» в исполнении педагога по классу домбры Нуртаевой А.Д.
№ 1 «Беу-айдай» исп.Нуртаева А.Д.
Вед.2: Казахская песня – неисчерпаемая сокровищница народной мудрости. В ней нашли отражение различные стороны трудовой деятельности, исторические события, душевные тончайшие переживания. С большой полнотой и красочностью песня описывает обрядовые действия и людские пороки. Особенно заметный вклад в песенную культуру внесли такие композиторы-певцы, как Абай Кунанбаев, БиржанКожагулов, Жаяу Муса, КененАзербаев, Ахан-серэ. Народный профессиональный певец должен обладать красивым сильным голосом, владеть музыкальным инструментом. Многие народные песни и песни казахских акынов были переложены и обработаны для различных инструментов.
№ 2 Казахская народная песня «Гайни», исп.Исмагилова П.
Вед.1: Абай писал: «…У песни нет конца. Несется песня, как река, по каменистому руслу правды, неведомо, где началась, неведомо где кончится. Ее истоки среди целомудренных вершин гор, бежит она в скалах и знойных песках. Иногда, кажется иссякла песня-река, заглохла в дикой пустыне, замолкла, обмелела, кажется, заросла она душной, тлеющей травой, и едва-едва бьется, теряясь в песках. Но так только кажется. Сила земли поможет ей, ключи вольются в неё, благодатные ливни наполнят её влагой, не умрет река, не умрет песня и вновь потечет широко, властно и свободно…»
Вед.2: Великий казахский поэт-просветитель Абай Кунанбаев способствовал распространению русской и европейской культуры среди казахов. Он переводил стихи Крылова, Лермонтова, Пушкина, Гёте, Байрона на казахский язык. Абай был также талантливым и оригинальным композитором. Он создал около 2-х десятков мелодий, которые популярны в наши дни. В исполнении ученицы 5 класса Мондыбаевой Айсары прозвучит знаменитое произведение Абая «Көзімнің қарасы».
№ 3 Абай «Көзімнің қарасы», исп.Мондыбаева А.
Вед.1: Рядом с вокальным творчеством казахского народа развивалось и инструментальное искусство. А родилось оно с появлением первого инструмента. Какой же инструмент появился первым? Одни утверждают, что это – кобыз, другие настаивают на домбре, а третьи – отстаивают духовые инструменты. Наверное, еще долго ученые будут спорить об этом. Но нам не столь важно, какой инструмент был первым. Намного интереснее узнать историю каждого инструмента, в настоящее время известно более 50 видов казахских инструментов. Сегодня мы остановимся лишь на некоторых из них
№ 4 Слайды,рассказ о казахских инструментах
Домбра – самый любимый и самый распространенный щипковый казахский музыкальный инструмент, изготовленный из цельного дерева, чаще всего двухструнный. Существуют два приема игры на домбре - путем удара по струнам всеми пальцами рук и пощипыванием струн. В руках опытного исполнителя домбра способна передать все оттенки состояния души и переживаний человека.
КОБЫЗ - древний казахский смычковый, струнный музыкальный инструмент, изготовленный из цельного дерева и имеющего форму ковша. Наши предки верили, что на звуки кобыза, имитирующего голоса зверей и птиц, слетаются аруахи – духи предков. А сотворил кобыз, по преданиям казахов, известный жырау-сказитель, покровитель поэтов и музыкантов, баксы Коркыт-ата.
ШЕРТЕР — древнеказахский и древнетюркский струнный щипковый инструмент. На шертере играли так же, как и на домбре, но при этом шертер был намного меньше домбры — он имел короткий гриф без ладов и отличался более сильным звучанием. Внешне шертер напоминал кобыз, его также изготовляли из цельного куска древесины, придавали ему изогнутую форму, а корпус обтягивали кожей, натягивая две струны из конского волоса.
КЕРНЕЙ - старинный духовой казахский музыкальный инструмент, поддерживающий боевой дух воинов во время сражений.
СЫБЫЗГЫ широко распространенный казахский музыкальный инструмент в народном быту. Изготавливался из камыша, дерева, реже из металла, в виде двух деревянных желобков, скрепляемых нитью полыми сторонами.
САЗ СЫРНАЙ - старинный духовой казахский музыкальный инструмент.В 1971 г. при раскопках сожженного в XIII в. древнего города Отрара был найден "предмет величиной с гусиное яйцо с двумя отверстиями по бокам". Это был саз сырнай. Сегодня его тембр - мягкий и теплый, способный передать радость и печаль, пение птиц и завывание степного ветра, стал одним из символов исконно национального искусства.
УЗКИРИК - духовой казахский музыкальный инструмент типа свирели в форме парящей птицы, родственный саз сырнаю. Изготавливался из глины. Звук узкирика похож на звук ветра, отсюда и его название ("узкирик" значит "свист ветра").
ШАНКОБЫЗ -самозвучащий металлический язычковый казахский музыкальный инструмент, напоминающий маленькую лиру. При игре шанкобыз прикладывают ко рту, который служит резонатором. Различная высота звуков достигается сменой положения языка исполнителя. Звук шанкобыза отличается большим количеством обертонов что придает ему сходство с человеческим голосом, а также дает массу возможностей в звукоподражании.
ДАБЫЛ (ДАУЛПАЗ) — казахский национальный ударный инструмент типа литавры. Представляет собой ободок с рукояткой, обтянутый с двух сторон кожей. Диаметр инструмента — около 30 см.. Дабыл обладает громким звуком и в прошлом использовался для подачи военных сигналов, например, сигнала атаки.
КОНЫРАУ- в прошлом этот музыкальный инструмент использовали пастухи.Они привязывали его к шее овцы для отпугивания волков.Сейчас по этим металлическим пластинкам,настроенным на определённую тональность,музыкант оркестра удараяет маленьким молоточком.
ЖЕТИГЕН - казахский музыкальный инструмент, имеющий вытянутый прямоугольный деревянный корпус с семью струнами из конского волоса. Жетыген напоминает гусли.
Вед.2: Давайте вспомним народную легенду, в которой рассказана печальная история рождения жетыгена.
№ 5 Сценка о рождении жетыгена.
1 ученик: «В глубокой древности в одном ауле жил старик. Было у него семь сыновей. Однажды холодной зимой из-за джута (гололед и массовый падеж скота) люди остались без еды, и в доме старика поселилось горе.
2 ученик: Смерть одного за другим унесла всех сыновей. После смерти старшего сына Кании убитый горем старик выдолбил кусок иссохшего дерева, натянул на него струну и поставив под нее подставку, исполнил кюй “Карагым” (“Родной мой”), после смерти Тореалыма старый отец натягивает вторую струну и импровизирует кюй “Канат сынар” (“Разбитое крыло”), третьему сыну Жайкелды он слагает кюй “Кумарым” (“Любимый мой”); четвертому – Бекену посвящается кюй “От сонер” (“Погасшее пламя”), пятому сыну Хауасу сочиняет “Бакыт кошти” (“Утерянное счастье”), шестому сыну Жулзару – “Кун тутылды” (“Затмившееся солнце”). После утраты последнего младшего сына Кияса старик натягивает седьмую струну и исполняет кюй “Жети баламнан айрылып куса болдым” (“Горе от утраты семи сыновей”). Извлекая из инструмента звуки полные скорби, исполнитель в различных по характеру мелодиях показывает образы своих детей.
3 ученик: Эти импровизированные мелодии получили дальнейшее развитие и дошли до нас в форме инструментальных пьес-кюев под общим названием “Жетыгеннын жетеуы” (“Семь кюев жетыгена”). Название “жетыген”, вероятно, состоит из двух слов: жеты (семь) и аган, которые можно расшифровать как “семь поющих струн” или “семь песен”.
Вед.2: Дверь открыла песня для тебя
Песня провожает в землю прах, скорбя.
Песня вечный спутник радости земли
Так внемли ей чутко и цени, любя.
Вед.1: Но самым распространенным инструментом у казахов является домбра. Она стала любимым инструментом, сопутствовала в нелегкой кочевой жизни. Не было раньше ни одной юрты, в которой не висела бы домбра. Так о ней сказал великий музыкант АхметЖубанов: «О чем только не повествует ее серебряный голос. Её струны хранят музыкальную мудрость столетий. Домбра – это история кочевых племен».
Сакен Сейфуллин – писатель, поэт, живая легенда казахского народа, человек, испытавший трудные, жестокие времена войны и бед. В своих стихах рассказывает о родном крае, традициях казахского народа, и даже о казахских музыкальных инструментах.
№ 6Стихи С.Сейфуллина«Домбра» в исполнении Лукьяновой Д.
Люди в тесный кружок
В юрте сошлись большой,
В беседах речь повели
0 жизни своей былой.
А я бренчал на домбре,
Проходя по ее ладам,
И песню одну за другой
Играл пришедшим гостям.
То радовалась домбра,
То испускала стон,
То был с рыданием схож
Струн ее громких звон.
То было весело ей,
И звонко смеялась она,
То гневалась, то опять
Печалью была полна.
То в ней бушевала страсть,
То никла она от мук,
То вспыхивала, а то,
Томясь, обрывала звук.
А вместе с этой домброй
Рыдала душа моя,
Терзала мне сердце грусть,
И горестно плакал я.
А танец кружился в ней
Все тише, пока не смолк,
И таял он, словно мед,
И нежным он был, как шелк.
А слушатели мои
То радовались со мной,
То становились грустны,
Следя за моей игрой.
Домбра моя! Крик души!
Ты - лучшее, чем я жил,
Ты - грусть, ты - радость моя, -
Источник надежд и сил.
В тебе вся моя душа,
Порыв молодых страстей,
Ты - исповедь нежных чувств,
Ты - буря в груди моей!
Вед.2: Поэты и кюйши, исполнявшие свои песни и кюи, всегда были любимы и почитаемы народом. XIX век считается «золотым веком» казахского песенно-музыкального искусства. Искусство кюя отличается особой манерой исполнения и исполнительскими традициями, а также разнотематичностьюкюев. Самыми знаменитыми кюйши казахского народа были Курмангазы, Даулеткерей, Казангап, Ыкылас, Коркыт, Дайрабай. Они оставили большое наследие кюев для домбры и кобыза. Сейчас в исполнении ТлеутаеваАрнура прозвучит кюй «Дайрабай».
№ 7 Дайрабай «Дайрабай», исп.Тлеутаев А.
Вед.1: Не было такого композитора, который бы так любил казахскую народную музыки как Евгений Брусиловский. Композитор, выпускник Ленинградской консерватории, приехав в Казахстан на 2–3 года, он остался здесь на всю жизнь. Брусиловский является создателем первых казахских опер «Кыз Жібек», «Жалбыр», «Ер Тарын», «Айман-Шолпан», «Амангелды», «Дударай», 9-ти симфоний, балетов «Козы Корпеш - Баян Сулу», множества произведений для фортепиано, хора, песен, романсов. Делом его жизни было собирание и запись казахских народных песен и кюев. Его справедливо называли «аксакалом», так как его судьба и творческая жизнь неотделимы от Казахстана.
№ 8 Е.Брусиловский «Екі жирен», исп.Цибульский А.
Вед.2: Александр Викторович Затаевич – этнограф, собиратель казахского и киргизского фольклора, один из основоположников казахской фортепианной музыки. Автор трудов «1000 песен казахского народа», «500 казахских песен и кюев». Сделал более двух тысяч фортепианных обработок народных песен и кюев, в которые вложил много труда и любви. Был прекрасным пианистом, сам Рахманинов отметил его талант, и посвятил ему «6 музыкальных моментов».
№ 9 А.Затаевич «Ляйлим», исп. Левшин Р.
Вед.1: Музыкальное искусство Казахстана продолжает развиваться. И среди современных казахстанских композиторов есть молодой, талантливый известный композитор. Это Абдинуров Алиби —перспективный, современный национальный композитор рубежа столетий, активно заявивший о себе в камерной, симфонической, хоровой, музыке для оркестра народных инструментов. Его произведения звучат на различных концертах, в исполнении ведущих музыкантов страны и входят в обязательный репертуар Международного фестиваля и конкурса юных пианистов, проводимого ежегодно в Астане. А сейчас представляем вашему вниманию пьесы из фортепианного цикла для детей «Ак жол» и «Дала сазы».
№ 10 А.Абдинуров «Дождик и солнышко», исп. Ильина М.
№ 11 А.Абдинуров «Козленок», исп.Кутявина Н.
Вед.2: Еще один представитель современной композиторской школы Казахстана – самобытный певец и композитор - АйдосСагат. Он хорошо известен в Казахстане как основатель и лидер этно-поп группы «УРКЕР».Эксперт ЮНЕСКО по вопросам музыкального образования, региональный директор Всемирного чемпионата исполнительских искусств в Голливуде. В своем творчестве он обращается к таким жанрам, как рок, фолк, джаз, но более известен, как автор вдохновенных, мелодичных, лиричных обработок казахских народных песен. В исполнении Попченко Светланы прозвучит народная песня «Талшын» в обработке АйдосСагата.
№ 12 А.Сагат «Талшын», исп. Попченко С.
Вед.1: Особенно приятно представитьследующего композитора,нашего земляка – Жаксылыка Надирбекова, который проживает в г.Балхаш. О нем нам расскажет ученица 5 класса Кален Акниет.
№13 Ж.Надирбеков «Балдыз», исп.Кален А.,
концертмейстер Волкова Е.Н.
Вед.2: Сегодня в нашем зале собрались люди близкие по духу, объединенные не простым, но очень важным делом – как воспитание и обучение наших детей. И в заключении мы предлагаем всем вместе исполнить хорошую песню.
№ 14 Песня «Армандастар», исполняют все.
Вед.1: У казахов есть хороший обычай: любое хорошее событие сопровождается «Шашу».
Вед.2: Дорогие гости, сегодня мы перелистали немного страниц богатейшей музыкальной культуры Казахстана. Сколько нас ждет еще открытий и новых встреч с произведениями казахстанских композиторов. Желаем вам счастья, удачи, здоровья. Спасибо за внимание!
КГКП «Школа искусств и спорта»
Музыкальная гостиная
«Музыкальное искусство Казахстана»
для Областногопедагогического
семинара «Оқу шаттығы»
Подготовили и провели:
Литвинова Е.А.,
Ахатаева А.Р.
2014-2015 учебный год
г.Приозерск