Просмотр содержимого документа
«Лекция – беседа. « Я помню вальса звук прелестный». »
О. И. Литке
учитель музыки Балтабайской средней школы
Енбекшиказахского района.
Лекция – беседа.
« Я помню вальса звук прелестный».
Цель:
Познакомить учащихся с вальсами разных композиторов и историей возникновения
танца - вальс.
Задачи:
Расширить знания в области танцевального жанра - вальс. Вырабатывать умение слушать, сравнивать и анализировать музыкальные произведения.
Развивать умение высказываться о прослушанном музыкальном произведении, узнавать по звучанию музыкальные инструменты.
Воспитывать интерес, любовь к классической музыке.
1 - ведущий :
Сегодня мы начнем с вами разговор о так называемой «серьезной» и «легкой».
Музыка очень тесно связана со всеми искусствами: литературой, театром и кино, с изобразительными искусствами – живописью, скульптурой, архитектурой. Но все эти искусства существуют и без музыки самостоятельно. А вот есть такая область, где музыки не существует.
Какое же это искусство? (ответы)
Конечно танец, хореография. Это огромная, богатая и очень разнообразная область искусства.
2- ведущий:
Бывают танцы, которые принадлежат какой-нибудь национальности, народу и не выходящие за пределы.
Бывают танцы, которые стали достоянием многих, иногда всех народов мира. Иногда танцы танцевались только простым народом, другие во дворцах и аристократических салонах. А бывают такие, которые пользовались одинаковым успехом у всех. Одни танцы жили короткой жизнью, другие жили долго. Многие, перешагнув за пределы, заданные при рождении проникают во все жанры музыки.
1 - ведущий:
И вот сегодня мне хочется посвятить нашу беседу удивительному танцу. Он был рожден на определенной национальной почве, но постоянно стал танцем почти всех народов мира. Он возник в широкой демократической среде. Сперва он предназначался, чтобы его танцевали, а очень скоро пронизал собой все области музыки. Существует этот танец почти три века и не стареет. Что же это за танец? (ответы учащихся).
Верно! Вальс рожден на стыке трех стран: Германии, Австрии, Чехии.
Сначала его играли, а потом стали и слушать. За свою долгую жизнь вальс менял свой характер. Что-то есть в этом танце необычное. Если бы кто-нибудь историю вальса…… (книга «Вальс о вальсе»).
Музыкальный материал:
Слушание «Вальс цветов» П.И. Чайковского. Дать характеристику вальса.
Вальсы Штрауса, Шопена №10
Спеть романс-вальс «Я помню вальса звук прелестный».
Слушание «Казахский вальс» Л. Хамиди в исполнении певицы Бибигуль Тулегеновой.
«Вальс фантазия» Глинка.
Слушание вальс из оперы «Война и мир» С. Прокофьева. Немного рассказать о нем.
ВОВ и песни-вальсы. «В лесу прифронтовом», музыка Блантера, слова Исаковского.
Вальс А. Хачатуряна из сюиты «Маскарад».
Исполнение «Вальс о войне» Э. Колмановского, Е Евтушенко.