Просмотр содержимого документа
«Концерт-лекция, посвящённый 125-летию со дня рождения С.С. Прокофьева»
Концерт-лекция, посвящённый 125-летию со дня рождения С.С. Прокофьева
Здравствуйте, юные любители классической музыки! 23 апреля (11 апреля по старому стилю) 2016 года исполнилось 125 лет со дня рождения великого русского композитора, пианиста и дирижёра Сергея Сергеевича Прокофьева. И наша встреча как раз посвящена этому событию.
Представьте себе такую картину. В кабинете директора Петербургской консерватории шли приёмные экзамены. За столом комиссии восседали Римский-Корсаков (вы, наверное, уже знакомились с творчеством этого композитора на уроках музыки в школе), Глазунов, Лядов и другие профессора. Один за другим экзаменовались поступающие. Здесь были и юноши, и взрослые люди. Но вот открылась дверь и, сгибаясь под грузом двух больших папок, в комнату вошёл тринадцатилетний мальчик. «Это Ваши сочинения?». – «Да», – ответил мальчик. – «Это мне нравится!» – воскликнул Римский-Корсаков. Мальчика звали Серёжа Прокофьев. Он приехал поступать в Петербургскую консерваторию из далёкого украинского села Сонцовки (ныне Красное), где его отец работал агрономом. Талантливость юного Прокофьева была бесспорной, и его зачислили на младшие курсы консерватории. Так начался путь Сергея Сергеевича Прокофьева (1891 – 1953) в большое искусство. Давайте послушаем, как рассказывал Прокофьев о своей жизни (смотрим фрагмент фильма телеканала Культура «Гении. С.С. Прокофьев»).
Прошли годы, и творчество замечательного композитора получило широчайшую известность. В театрах всего мира идут его оперы, балеты, оркестры исполняют его симфонии, пианисты, скрипачи, флейтисты играют его концерты и сонаты.
Соната Ре мажор для флейты и фортепиано. I часть. Исполняют Шарафутдинова Оксана Раситовна, Подлесный Василий Викторович
В музыке Прокофьева мы слышим бодрость, уверенность, силу и смелость, ритмы марша. Такую музыку мог писать только очень жизнерадостный человек. Таким и был Прокофьев. В его музыке всегда царит солнечный свет. А если и появляются тени, то лишь для того, чтобы подчеркнуть яркость и красочность жизни.
«Песня без слов». Исполняет Герасимова Полина, 3 класс. Преподаватель Лукашенко Алла Николаевна
В музыке Прокофьева есть что-то необычное, неожиданное – то своеобразный мелодический оборот, то какая-то новая гармония, то прихотливый ритм. И вместе с тем она красива, мелодична. Но главное – она рассказывает об интересных вещах.
Вы все прекрасно знаете историю о превращении доброй замарашки в сказочную принцессу… Да, это Золушка. Герои этой сказки оживают в балете Прокофьева «Золушка», в котором утверждается великая сила возвышенной любви и победы добра над злом. «Авторам балета хотелось, чтобы зритель в этой сказочной оправе увидел живых, чувствующих и переживающих людей», ‒ писал Прокофьев о «Золушке». А мы послушаем с вами фрагмент из этого балета.
преподаватели Лукашенко Алла Николаевна, Дырина Екатерина Алексеевна.
В июне 1943 года Сергей Сергеевич отправляется в Пермь. Композитор был покорён природой Урала, и эти воспоминания спустя несколько лет воплотились в балете «Сказ о каменном цветке» (литературный первоисточник – «Малахитовая шкатулка» Павла Петровича Бажова). О чём этот балет?
Мастер-камнерез Данила мечтает создать из малахита чашу невиданной красоты, воплотить в камне всю прелесть живого цветка, но замысел не даётся ему. Тщетно Данила ищет цветок, который стал бы образцом для чаши. Перед мастером возникает таинственная Хозяйка Медной горы с цветком небывалой красоты в руках. Данила как зачарованный идёт за цветком. В своих владениях Хозяйка Медной горы показывает Даниле богатства земли. Она подвергает мастера испытаниям и убеждается, что он бескорыстен: не богатство, а красота влечёт его. И Хозяйка показывает ему чудесный Каменный цветок. Катерина (возлюбленная Данилы) вступает в борьбу за Данилу с Хозяйкой. Тронутая верной любовью, Хозяйка освобождает мастера от чар и предлагает остаться здесь, в Медной горе, где все чудеса камней открыты ему. Но верный своей любви, Данила устремляется к Катерине. Хозяйка на прощание одаривает Данилу тайнами творчества.
Гимн русской земле с её несметными сокровищами, красота человека, ценителя этих сокровищ, умельца, сохраняющего и несущего их людям, ‒ таков балет Прокофьева.
«Русский танец». Исполняет Панова Екатерина. 6 класс. Преподаватель Шарафутдинова Лариса Петровна, концертмейстер Подлесный Василий Викторович
Ещё один балет С. Прокофьева – «Ромео и Джульетта» – был написан по трагедии Шекспира. В центре балета-трагедии – «чета, любившая наперекор звёздам» – Ромео и Джульетта. Балет Прокофьева не был бы по-настоящему шекспировским без Меркуцио. Насмешник, выдумщик, он горд и честен.
«Меркуцио». Исполняет Иванова Ксения. 7 класс. Преподаватель Скорик Наталья Викторовна.
«Ромео и Джульетта» стал украшением репертуара многих лучших балетных сцен мира. Публика полюбила этот спектакль именно как балет, и мечтой лучших балерин стало исполнение роли Джульетты, так жизненно и поэтично воплощённой Прокофьевым в его музыке.
О чём ещё рассказывает нам музыка Сергея Прокофьева? Л.Н. Толстой написал роман «Война и мир». О людях, изображённых в этой книге, о борьбе русского народа с Наполеоном повествует опера Прокофьева «Война и мир». О герое Великой Отечественной войны Алексее Маресьеве написана опера «Повесть о настоящем человеке». Александр Невский ‒ одно из тех имён, которое известно каждому в нашем Отечестве. Князь, покрытый воинской славой. А Сергей Прокофьев написал кантату об Александре Невском.
«Песня об Александре Невском» из кантаты «Александр Невский». Исполняет Комарова Екатерина (6 класс), Писаревская Айгуль (4 класс).Преподаватель Хотинец Светлана Викторовна, концертмейстер Марченко Ольга Эдуардовна.
Очень любил Прокофьев писать о детях и для детей. Детям посвящены оратория «На страже мира», сюита «Зимний костёр», симфоническая сказка «Петя и волк» и много других произведений. Маленьким пианистам хорошо знакомы пьесы из сборника «Детская музыка».
«Детская музыка» ‒ это картинки природы и ребячьих забав, это летний день с утра до вечера. Здесь преобладает стихия движения, жеста, пластики. Практически половина из двенадцати пьес – жанровые. «Прогулка», «Тарантелла», «Шествие кузнечиков», «Пятнашки», «Вальс», «Марш» – пьесы, передающие движение, пластику, в каждой – своя прелесть.
«Марш». Исполняет Клочко Павел. 5 класс.
Преподаватель Михайлик Иван Степанович,
Концертмейстер
Самые быстрые пьесы «прокофьевского» дня – «Тарантелла» и «Пятнашки». Нет никаких сведений, почему в цикле появился заморский танец «Тарантелла». В «Автобиографии» композитор упоминает, что свою первую тарантеллу он написал, когда ему было 10 лет. Правда, само сочинение не сохранилось, так что неизвестно, была ли та, первая тарантелла, столь же темпераментна. Запыхавшиеся танцоры способны увлечь любого в свой танец.
А как приятно послушать сказку, когда тебе её рассказывают. Идёт неспешный рассказ, который обязательно приводит к мирному спокойному концу.
«Сказочка». Исполняет Ливатова Екатерина. 2 класс. Преподаватель Скорик Наталья Викторовна.
Контраст к «пьесам движения» составляют пейзажные зарисовки: «Утро», «Дождь и радуга», «Вечер», «Ходит месяц над лугами».
«Ходит месяц над лугами». Исполняет Бубнова Арина. 4 класс.ПреподавательПодлесный Василий Викторович
«Ходит месяц над лугами» – это пьеса, завершающая сборник «Детская музыка». И наша встреча с музыкой Сергея Прокофьева подошла к завершению. До новых встреч в мире искусства!