3. Воспитание культуры поведения в игровой деятельности.
4. Формирование УУД:
∆ Познавательные: познакомить с понятием «музыкальный слух» как составной части
музыкальных способностей;
проводить сравнение, строить высказывания в устной форме;
уметь применять полученные знания на практике.
□ Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные
действия, оценивать результат.
O Коммуникативные:овладевать диалогической формой коммуникации,
ответственного отношения к своей деятельности, приобретать навыки
коллективного творчества.
Личностные: формировать чувство прекрасного и эстетические чувства
( красота, доброта, отзывчивость, заботливость)
Ожидаемый продукт: усвоить понятие «музыкальный слух»;
уметь выразительно исполнить песню Л.Казачок «Хороший пес».
Оборудование: нотный материал песни «Хороший пес», карточки с названиями нот
и музыкальных ключей, фортепиано, музыкальный центр,
диски СД.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Музыкальное приветствие;
Проверка готовности к занятию;
Ребята, я рада видеть вас на занятии «Звонкая песенка» и очень хочу, чтобы вы сегодня не только узнали много нового для себя, но и с удовольствием провели время. И пусть на
занятии царят радость, доброта, согласие, и ,конечно, музыка и хоровое пение.
Ребята, сейчас мы вместе с вами определим тему нашего занятия. Поможете мне?
I I. Создание проблемной ситуации.
Предлагаю детям похлопать в ладоши, потопать ногами, постучать по спинке стула.
Что вы услышали?( ответы детей: разные звуки)
Верно, это были различные звуки. А если мы их слышим, значит слух –это?(ответы детей: умение слышать звуки)
Правильно, это умение или способность слышать звуки. А сейчас я вам сыграю знакомую песню.
( исполнение песни «Маленькая елочка»)
Узнали песню? (ответы детей: да)
Вы услышали песню и узнали ее. А из чего состоит любая мелодия? (ответы детей: из звуков)
А из каких звуков? ( ответы детей: из музыкальных)
Кто догадался о чем мы сегодня с вами будем говорить?( ответы детей: о звуках, о песне,
о слухе и т.д.)
Молодцы, вы назвали самое главное слово – слух, а поскольку наше занятие «Звонкая
песенка» - музыкальное, то и говорить мы будем о каком слухе? (ответы детей: о
музыкальном )
Вот мы с вами и определили тему занятия «Развитие музыкального слуха».
Посмотрите на доску. Сегодня мы узнаем, что же такое «музыкальный слух», у всех ли он есть и что нужно делать, чтобы его развить.
III. Определение темы занятия. Постановка целей.
□ ∆
Скажите, ребята, так что же такое «музыкальный слух»? (ответы детей: умение слышать
музыку, умение правильно спеть мелодию и т.д.)
Верно, «музыкальный слух» - это умение правильно и точно воспроизводить музыкальные звуки. Некоторым людям это дается от природы. А как вы думаете, можно развить музыкальный слух? (ответы детей: можно, да).
Правильно, музыкальные способности можно развить, но для этого надо много и упорно трудиться. Давайте споем знакомую песню, старайтесь точно спеть мелодию песни.
( исполнение 1 куплета песни «В траве сидел кузнечик»), а теперь прохлопаем ритмический рисунок, а сейчас я вам наиграю несложную мелодию, а вы ее внимательно послушайте, запомните и повторите. Вот мы и определили все музыкальные способности.
1) точно спели мелодию песни и это ( смотрите на доску)…и это - .музыкальный слух;
2) прохлопали ритмический рисунок, это ….. - ритм;
3) услышали мелодию, запомнили ее и спели, это….. - музыкальная память.
Как вы думаете, какие цели мы поставим на нашем занятии? Давайте вместе их прочитаем.(чтение целей занятия на доске). А все цели нам подходят для того, чтобы развивать музыкальный слух? Что надо исключить? (ответы: не слушать музыку).
Правильно, и вот сегодня мы будем развивать музыкальный слух.
IV. Совместное «открытие» знаний.
Часть 1.
∆ O
«Музыкальный слух» - это один из видов музыкальных способностей, без которого нельзя не только научиться играть на музыкальном инструменте, красиво и выразительно петь, но и просто понимать и слушать музыку.
Сегодня к нам в гости пришли НОТЫ. Давайте назовем их, а ребята, у которых есть карточки с названиями нот, выйдут и образуют звукоряд.
Смотрите, какой замечательный у нас получился «живой» звукоряд. Предлагаю вам спеть все ноты (или звуки) сначала вверх, потом вниз, стараясь петь их точно также, как они звучат на фортепиано.
( пение звукоряда, работа по карточкам)
А сейчас споем наш звукоряд так: первую ноту поем, а вторую пропеваем мысленно, третью поем, а следующую – мысленно и т. д. Слушайте себя и старайтесь спеть так, как звучит этот звук на фортепиано.
( исполнение)
А теперь еще усложним наше задание: первые два звука поем, а следующие два – мысленно, очень внимательно слушая себя и других певцов.
( исполнение)
Вот теперь совсем другое дело, молодцы.
Спасибо вам, НОТЫ, вы нам очень помогли. Садитесь.
А мы с вами поиграем в игру, которая называется «Эхо». Я буду петь вам звуки с названиями нот, а вы будете их повторять.
( игра)
У всех получилось правильно пропеть все звуки? (ответы детей: нет, не очень).
Вы очень верно заметили, что не у всех это получилось с первого раза, но если эти
упражнения выполнять каждый день и слушать себя, то у вас обязательно все получится.
Вы научитесь точно воспроизводить музыкальные звуки, а значит сможете развить музыкальный слух.
Ребята, развивать музыкальный слух можно не только исполняя различные упражнения, но и во время …..(ответы: пения).
Верно, во время пения, самого любимого вашего занятия, ведь вы любите петь?( да). Вот мы сейчас и проверим ваш музыкальный слух при исполнении песни Л.Казачок «Хороший пес».
А вы помните, что ее написала наш тольяттинский композитор Лариса Ивановна Казачок. Я вам рассказывала, что ей уже больше 70 лет, но она до сих пор пишет замечательные песни для детей. Мы выучили эту песню и сегодня постараемся ее спеть ярко и выразительно. Как вы думаете, что значит петь выразительно?
(ответы детей: петь весело, петь с настроением, хорошо знать слова песни, правильно дышать во время пения и т.д.)
Да, ребята, дыхание – это основа пения, поэтому мы каждое занятие начинаем с дыхательной гимнастики, включая в нее и оздоровительные дыхательные упражнения по системе А.Н.Стрельниковой. Я попрошу Лолиту Коневу помочь мне провести гимнастику.
( исполнение 5 -7 упражнений)
Вы правильно заметили, чтобы песня прозвучала выразительно, надо хорошо знать слова. Но мне кажется, что их надо не только знать, но и четко и правильно произносить. А, значит, сейчас мы с вами проведем ……артикуляционную гимнастику, а проведет ее вместе со мной Аничкова Саша.
(артикуляционная гимнастика)
Теперь мы готовы к пению? Поем песню «Хороший пес». Во время пения сидите всегда прямо, не горбитесь, следите, чтобы дыхание было свободным, а звук ровным, легким; не кричите, чтобы не допустить перенапряжения голосовых связок, пойте с удовольствием.
(исполнение песни)
Ребята, вам понравилось как прозвучала песня?
(ответы детей: да, не очень)
А мне тоже не очень понравилось исполнение песни. Как вы думаете, что нужно еще сделать, чтобы песня прозвучала выразительно? Как можно разнообразить исполнение?
(ответы детей: петь веселее, радостно, с настроением, с движениями и т.д.)
Все это правильно, а вот я хочу вам предложить спеть ее так: 1 куплет споем все вместе, 2 - пусть исполнят мальчики, а 3 – споют девочки. Ну а последние две строчки опять споем все вместе. Согласны? И, конечно же, чтобы наше пение было ярким и интересным, мы добавим различные движения. Договорились?
( исполнение песни по группам, стоя)
А теперь вам понравилось, как прозвучала песня?
( ответы детей: да, очень).
Я согласна с вами, сейчас вы почувствовали себя настоящими артистами. Но никогда не забывайте, что на сцене надо вести спокойно, красиво, не шуметь.
А еще я увидела, с какой любовью вы пели про свою любимую мягкую игрушку, и я очень надеюсь, что с такой же добротой и заботой вы будете относиться и к домашним животным, которые живут у вас дома.
Часть 2
∆ O
Развивать музыкальный слух можно, как вы уже поняли, через различные виды деятельности, (это – пение, игра на музыкальном инструменте или слушание музыки), а можно в любой игре, где звучит музыка. Давайте поиграем в игру «Передай игрушку».
Программное содержание.
Развивать у детей ловкость, координацию движений; умение работать с предметом; умение начинать и заканчивать движения под музыку.
Описание.
Дети стоят в кругу и под музыку передают друг другу игрушку. Ребенок, у которого с окончанием музыкального сопровождения оказалась в руках игрушка, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется один ребенок. Игру можно повторить
2 -3раза.
V. Рефлексия.
∆ O
Чем мы сегодня занимались на занятии?
Что запомнилось новое или интересное?
Возникли ли трудности? Как вы их преодолели? Потребовалась ли помощь?
Достигли ли мы поставленных целей?
Довольны ли вы полученным результатом?
Занятие окончено. До свидания, ребята.
( Дети под музыку песни А.Островского «Пусть всегда будет солнце» выходят из класса).