"Койгунчугаштын бажынынга ойнап-хоглээл!" сценарий новогоднего утренника для детей младшей группы
"Койгунчугаштын бажынынга ойнап-хоглээл!" сценарий новогоднего утренника для детей младшей группы
Детство – самое светлое, радостное время, которое запомнится на всю жизнь. Именно в раннем детстве человек учится слушать звуки окружающего мира.
Об этом очень хорошо сказал В. А. Сухомлинский: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе и шорох снежинок, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
Я твёрдо уверена, что музыка, как доброта и красота помогает человеку быть счастливым, а значит здоровым, любимым, успешным.
Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни.
Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным будет его дальнейшее развитие. Меньше будет проблем с развитием речи, вниманием, памятью, мышлением.
На занятиях я стараюсь знакомить ребят с шедеврами классической музыки, искусства через собственное творчество, музыкальную импровизацию. Это может быть своё движение и своя мелодия или слова и рисунки на прослушанную музыку. В процессе таких экспериментов каждый может придумать нечто своё новое в любом виде деятельности.
Музыка - средство самореализации и самовыражения. Она позволяет выйти за пределы мира детства и построить собственный мир. Глядя на маленьких артистов, забываешь об их возрасте, настолько они убедительны, уверенны в своём творчестве.
Ребёнок - самый честный слушатель, самый требовательный и бескомпромиссный критик. Если ему не интересно, он скучает. А вот если увлёкся, способен выдать такое, чего тебе и в голову не приходило. Один мой четырёхлетний воспитанник, когда ему нравится произведение, говорит: «Давайте ещё раз! ».
И если я слышу эту фразу, значит, получилось от души.
Когда эти глаза смотрят на тебя с интересом, вопросом, радостью и восторгом, тогда понимаешь, что ты нужен, тебя ждут.
Я учу детей слушать и слышать, понимать и сопереживать, восхищаться и восхищать. Учу и учусь, потому что творчество это обязательно совместная деятельность. Очень важно, чтобы в творческом музицировании мои воспитанники "проживали" своё настроение в музыке, а не просто выполняли технические задания.
Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, ребёнок внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.
Сотворчество - это самая большая ценность в музыкальном развитии.
Каждый новый календарный год начинается по- новому. В творчестве я отталкиваюсь от потребностей ребёнка, от его способностей. Дети все разные. Так и у любой группы своё неповторимое личико. Отсюда и вариации с репертуаром и жанрами. И всё, как в первый раз. Я люблю свою работу, за её неповторимость. За возможность совместной деятельности и рождение шедевра. За многогранность детского таланта. За радостные будни и яркие праздники.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Койгунак: Канчап мунгаравас боор. Мен ыяш бажынныг турган мен, а Дилгижек дош бажынныг турган.Час дужерге Дилгинин дош бажыны эрип калган, ол мени бажынынче киирип ап кор деп дилээрге , бажынымче киирип алган мен.Суглааш кээримге Дилгижек мени бажынымче киирбеди, ынчангаш мунгарап ыглап ор мен.
Койгунак: Канчап мунгаравас боор. Мен ыяш бажынныг турган мен, а Дилгижек дош бажынныг турган.Час дужерге Дилгинин дош бажыны эрип калган, ол мени бажынынче киирип ап кор деп дилээрге , бажынымче киирип алган мен. Суглааш кээримге Дилгижек мени бажынымче киирбеди, ынчангаш мунгарап ыглап ор мен.
Адыг: Ыглава Койгунак, мен Дилгини бажынындан ундур ойладыптар мен.
Койгунак: Шыдавас сен адыг ирей, ыт безин ойладып чадап кагды.
Дилги: Уне халааш, шураан соонда канчаар эвес мен сени!
Башкарыкчы: Адыг база -ла Дилгижек ынча дээрге корткаш, халып чоруй барып-тыр оо. «Дагааларым» деп ыры-биле шалгы чуктээн дагаа унуп келир.
Автор: Койгунчугаш бажынынын чанынга ынчаар мунгарап ыглап олурда, чоогундан шалгы чуктеп алган Дагаа эртип бар чорааш, коруп кааш, айтырып-тыр:
Дагаа: Салым торгу сарыг баштыг , эткир уннуг дагаажык мен.
Чуге мунгарап ыглап ор сен Койгунак?
Койгунак: Чуге мунгаравас боор. Мен ыяш бажынныг турган мен, а Дилгижек дош бажынныг турган.Час дужерге Дилгинин дош бажыны эрип калган, ол мени бажынынче киирип ап кор деп дилээрге , бажынымче киирип алган мен.Суглааш кээримге, Дилгижек мени бажынымче киирбеди, ынчангаш мунгарап ыглап ор мен.
Койгунак: Соок-Ирей силернин –биле ойнааш изиргени берген ышкажыл уруглар, ол узун орукка чорааш, шылап калган боор, дыштанып орда шулуктерден чугаалап берээлинер уруглар.
Уругларнын шулуктери.
Дагаажыгаш: Соок-Ирей, Соок-Ирей
Чаштарывыс силерден
Белектерин алырын
Четтикпейн манап туру.
Харжыгаш: Чаа чылдын байырында
Чалаттырып чедип келгеш,
Чаштарынга эккелгенин
Чаагай белээн соннеп корем, кырган-ачай!
«Российский Дед Мороз» деп ыры ырлап турда Соок-Ирей белектерни уругларга улээр.