kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час С. Майкапар "Бирюльки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление детей класса специального фортепиано с циклом пьес С. Майкапара "Бирюльки".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«классный час С. Майкапар "Бирюльки"»

МБУДО «Верхнеднепровская ДШИ»








Классный час

«Бирюльки» С. Майкапар

(Для учащихся младшего школьного возраста)





Подготовила, провела и иллюстрировала:

Преподаватель Дорожкина Р.Н.










Январь 2013 г.

Дорогие ребята, сегодня на нашем классном часе я вас познакомлю с творчеством С. Майкапар, русского композитора. Он создал специально для детей альбом маленьких пьес «Бирюльки».

1я пьеса альбома: «В садике»

Веселая, зажигательная пьеска, дети беззаботно резвятся, играют и прыгают в саду. Во 2ой части вторгаются полосы нарастающей тревоги, словно опасность, подстерегающая шалунов. Играя эту веселую пьесу, дети как бы заряжаются физической выносливостью и энергией. Музыка требует яркого, уверенного звука и энергичного staccato в обоих руках, необходимого для изображения веселых, скачущих детей.

Сиротка.

Очень печальное настроение, пьеса построена на разговорной интонации, учит выразительной фразировке. Само название подсказывает образ и характер исполнения. Очень важно понять настроение печали и одиночества маленькой девочки, потерявшей родителей. Тогда легче понять, каким звуком исполнять эту пьесу.

Пастушок.

Мелодия пьесы – это имитация дудочки пастушка, сделанной из веточки или тростника. Она строится на гаммообразных фразочках, т.к. «дырочки» у дудочки пастушка расположены очень близко к друг другу, поэтому есть необходимость «непрерывного» движения пальцев. Когда появляется аккомпанемент из «половинок» - это пастушок, играя то сядет на траву, то полежит, то перевалится с боку на бок (это legato интервалами).

Вальс.

Танцевальная музыка. Изящная фразировка, аккомпанемент очень мягкий и легкий. Как будто бы танцуют тоненькие девочки – балеринки. В средней части более крупная и статичная фразировка, в III-ей части возвращается изящество и кокетство I-ой части.



Тревожная минутка.

Это самая серьезная из всех пьес цикла. Она очень хорошо передает чувства ребенка, быть может впервые задумавшегося над какими-то важными вопросами. Здесь нет четкого разделения на мелодию и аккомпанемент. Сплошная мелодическая линия, сотканная из мельчайших фразочек на основе полутонов. Впервые этот прием «печали» - м2 интервалы применил В.А. Моцарт в «Лакримозе». С тех пор этот полутон, считается символом «печали».

«Полька» - грациозный, легкий танец, острое пальцевое staccato, различные нюансы, штрихи, акценты. После каждой фразы, следует короткая пауза – дыхание.

Мимолетное видение.

Это скерцино, от слова скерцо, что означает быстрая пьеса, а скерцино – маленькая быстрая пьеса. Она напоминает безудержно-шаловливую беготню. Например, мышек или муравьев, или мимолетный танец балерины, т.к. размер 3/8.

Маленький командир – это пьеса о маленьком, строгом военном, командующем своими солдатиками. Пьеса написана в размере ¾, но при исполнении звучат четкие маршеобразные приказы командира. Между фразами-приказами присутствуют пробежки солдатиков, выполняющих приказ.

Сказочка.

Тихая, нежная, очень певучая мелодия. Это одна из лучших пьес сборника. Бабушка перед сном рассказывает внучке сказку, совсем не страшную, а красивую и печальную. Между фразами сказки бабушка успевает и баюкать девочку (появляются в середине пьесы типичные интервалы колыбельных – ч4, б3). В конце пьесы внучка засыпает и бабушка на цыпочках уходит из комнаты – три последних шага (легкие staccato).



Мотылёк.

В музыке полёт маленькой бабочки. Беглое лёгкое legato в сочетании с лёгкими, грациозными staccato. Мотылёк шелестит крылышками, там где группы из 16тых длительностей, примеривается, где ему сесть на цветик. А там, где он все-таки выбирает цветочек и садится на него попить нектар – в музыке явно слышно как мотылёк складывает крылышки. Эта пьеса учит детей свободно овладевать клавиатурой. Ассоциация с пьесой Р. Шумана «Бабочки».

Музыкальная шкатулка.

Механическая музыка, очень примитивная мелодия, прокручивается в шкатулке несколько раз. Гармонии аккомпанемента очень простые и тоже повторяются с занудливым постоянством, для того чтобы подчеркнуть, что это неэмоциональная, механическая музыка. Штрих один и тот же до конца пьесы – яркое ударное staccato даже на «р».

Колыбельная.

Баюкали куклу в правой руке. Мягкая, нежная, простая мелодия, в левой руке – убаюкивающий аккомпанемент. Аккомпанемент надо играть мягко и вкрадчиво. Дети должны проникнуться настроением ласки и нежности, тогда они находят в музыке нужные приемы звукоизвлечения и правильную фразировку.

Песня моряков.

Это канон, один моряк начинает свою тяжелую заунывную песню – мечту о возвращении на родину. Другой моряк подхватывает ту же мелодию. Композитор применяет 2х дольный размер, тяжелый, подчеркнутый, пунктирный ритм, акценты на 1ю и 2ю доли для имитации качки корабля. Ритм пьесы требует от детей собранности, организует их внимание. Движение голосов канона выдержано в моторном характере, равномерное, чёткое чередование долей в этой пьесе подчеркивает тяжелую долю моряков.



Всадник в лесу.

Баллада – это рассказ-быль о прогулке по лесу, на коне. Местность этого леса очень неровная – холмы, овраги и как лошадка преодолевает все эти препятствия слышно в музыке (особенно в середине). Всадник куда-то спешит, скачет – в конце пьесы даже ускорение мелодии. В этой пьесе необходим крепкий, уверенный звук и энергичное staccato.

























Список литературы:


  1. Майкапар С. «Бирюльки» - Музыка, Ленинград, 1974, с.



























МОУДОД «Верхнеднепровская детская школа искусств»






Открытый урок

по историко-бытовому и современному бальному танцу

в 5 классе

тема «Бальный танец конца XIX века и 60-х и 70-х годов XX века»




Преподаватель-хореограф:

Е.Г. Стародубова

Концертмейстер:

Р.Н. Дорожкина








п. Верхнеднепровский

13 марта 2009 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
классный час С. Майкапар "Бирюльки"

Автор: Дорожкина Римма Николаевна

Дата: 11.10.2016

Номер свидетельства: 348412


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства