Просмотр содержимого документа
«классный час С. Майкапар "Бирюльки"»
МБУДО «Верхнеднепровская ДШИ»
Классный час
«Бирюльки» С. Майкапар
(Для учащихся младшего школьного возраста)
Подготовила, провела и иллюстрировала:
Преподаватель Дорожкина Р.Н.
Январь 2013 г.
Дорогие ребята, сегодня на нашем классном часе я вас познакомлю с творчеством С. Майкапар, русского композитора. Он создал специально для детей альбом маленьких пьес «Бирюльки».
1я пьеса альбома: «В садике»
Веселая, зажигательная пьеска, дети беззаботно резвятся, играют и прыгают в саду. Во 2ой части вторгаются полосы нарастающей тревоги, словно опасность, подстерегающая шалунов. Играя эту веселую пьесу, дети как бы заряжаются физической выносливостью и энергией. Музыка требует яркого, уверенного звука и энергичного staccato в обоих руках, необходимого для изображения веселых, скачущих детей.
Сиротка.
Очень печальное настроение, пьеса построена на разговорной интонации, учит выразительной фразировке. Само название подсказывает образ и характер исполнения. Очень важно понять настроение печали и одиночества маленькой девочки, потерявшей родителей. Тогда легче понять, каким звуком исполнять эту пьесу.
Пастушок.
Мелодия пьесы – это имитация дудочки пастушка, сделанной из веточки или тростника. Она строится на гаммообразных фразочках, т.к. «дырочки» у дудочки пастушка расположены очень близко к друг другу, поэтому есть необходимость «непрерывного» движения пальцев. Когда появляется аккомпанемент из «половинок» - это пастушок, играя то сядет на траву, то полежит, то перевалится с боку на бок (это legato интервалами).
Вальс.
Танцевальная музыка. Изящная фразировка, аккомпанемент очень мягкий и легкий. Как будто бы танцуют тоненькие девочки – балеринки. В средней части более крупная и статичная фразировка, в III-ей части возвращается изящество и кокетство I-ой части.
Тревожная минутка.
Это самая серьезная из всех пьес цикла. Она очень хорошо передает чувства ребенка, быть может впервые задумавшегося над какими-то важными вопросами. Здесь нет четкого разделения на мелодию и аккомпанемент. Сплошная мелодическая линия, сотканная из мельчайших фразочек на основе полутонов. Впервые этот прием «печали» - м2 интервалы применил В.А. Моцарт в «Лакримозе». С тех пор этот полутон, считается символом «печали».
«Полька» - грациозный, легкий танец, острое пальцевое staccato, различные нюансы, штрихи, акценты. После каждой фразы, следует короткая пауза – дыхание.
Мимолетное видение.
Это скерцино, от слова скерцо, что означает быстрая пьеса, а скерцино – маленькая быстрая пьеса. Она напоминает безудержно-шаловливую беготню. Например, мышек или муравьев, или мимолетный танец балерины, т.к. размер 3/8.
Маленький командир – это пьеса о маленьком, строгом военном, командующем своими солдатиками. Пьеса написана в размере ¾, но при исполнении звучат четкие маршеобразные приказы командира. Между фразами-приказами присутствуют пробежки солдатиков, выполняющих приказ.
Сказочка.
Тихая, нежная, очень певучая мелодия. Это одна из лучших пьес сборника. Бабушка перед сном рассказывает внучке сказку, совсем не страшную, а красивую и печальную. Между фразами сказки бабушка успевает и баюкать девочку (появляются в середине пьесы типичные интервалы колыбельных – ч4, б3). В конце пьесы внучка засыпает и бабушка на цыпочках уходит из комнаты – три последних шага (легкие staccato).
Мотылёк.
В музыке полёт маленькой бабочки. Беглое лёгкое legato в сочетании с лёгкими, грациозными staccato. Мотылёк шелестит крылышками, там где группы из 16тых длительностей, примеривается, где ему сесть на цветик. А там, где он все-таки выбирает цветочек и садится на него попить нектар – в музыке явно слышно как мотылёк складывает крылышки. Эта пьеса учит детей свободно овладевать клавиатурой. Ассоциация с пьесой Р. Шумана «Бабочки».
Музыкальная шкатулка.
Механическая музыка, очень примитивная мелодия, прокручивается в шкатулке несколько раз. Гармонии аккомпанемента очень простые и тоже повторяются с занудливым постоянством, для того чтобы подчеркнуть, что это неэмоциональная, механическая музыка. Штрих один и тот же до конца пьесы – яркое ударное staccato даже на «р».
Колыбельная.
Баюкали куклу в правой руке. Мягкая, нежная, простая мелодия, в левой руке – убаюкивающий аккомпанемент. Аккомпанемент надо играть мягко и вкрадчиво. Дети должны проникнуться настроением ласки и нежности, тогда они находят в музыке нужные приемы звукоизвлечения и правильную фразировку.
Песня моряков.
Это канон, один моряк начинает свою тяжелую заунывную песню – мечту о возвращении на родину. Другой моряк подхватывает ту же мелодию. Композитор применяет 2х дольный размер, тяжелый, подчеркнутый, пунктирный ритм, акценты на 1ю и 2ю доли для имитации качки корабля. Ритм пьесы требует от детей собранности, организует их внимание. Движение голосов канона выдержано в моторном характере, равномерное, чёткое чередование долей в этой пьесе подчеркивает тяжелую долю моряков.
Всадник в лесу.
Баллада – это рассказ-быль о прогулке по лесу, на коне. Местность этого леса очень неровная – холмы, овраги и как лошадка преодолевает все эти препятствия слышно в музыке (особенно в середине). Всадник куда-то спешит, скачет – в конце пьесы даже ускорение мелодии. В этой пьесе необходим крепкий, уверенный звук и энергичное staccato.
Список литературы:
Майкапар С. «Бирюльки» - Музыка, Ленинград, 1974, с.
МОУДОД «Верхнеднепровская детская школа искусств»
Открытый урок
по историко-бытовому и современному бальному танцу
в 5 классе
тема «Бальный танец конца XIX века и 60-х и 70-х годов XX века»