Классный час на отделе вокального искусства к юбилею Галины Вишневской. Тема: « Женский голос как ветер несется …»
Классный час на отделе вокального искусства к юбилею Галины Вишневской. Тема: « Женский голос как ветер несется …»
Женский голос как ветер несется, Черным кажется, влажным, ночным, И чего на лету ни коснется - Все становится сразу иным. Заливает алмазным сияньем, Где-то что-то на миг серебрит И загадочным одеяньем Небывалых шелков шелестит. И такая могучая сила Зачарованный голос влечет, Будто там впереди не могила, А таинственный лестницы взлет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час на отделе вокального искусства к юбилею Галины Вишневской. Тема: « Женский голос как ветер несется …»»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Унечская детская школа искусств»
Классный час на отделевокального искусства к юбилею Галины Вишневской.
Тема:
« Женский голос как ветер несется…»
Подготовила и провела
преподаватель
Яцкова Л. В.
2016г.
(Слайд 1-2)
Конюшенко Елизавета-6 класс
(пр.Чемоданова С.А.)
«Женский голос». Женский голос как ветер несется, Черным кажется, влажным, ночным, И чего на лету ни коснется - Все становится сразу иным. Заливает алмазным сияньем, Где-то что-то на миг серебрит И загадочным одеяньем Небывалых шелков шелестит. И такая могучая сила Зачарованный голос влечет, Будто там впереди не могила, А таинственный лестницы взлет.
(Слайд 3-видеоролик-М.Глинка «Песня»)
Ведущие-Романенко Алина(пр.Яцкова Л.В.)
Волкова Мария (пр.Зубрицкая О.Н.)
(Слайд 4)
Ведущий 1 Галина Вишневская родилась в Ленинграде в 1926 году. Отец, Павел Андреевич Иванов ,женился он, когда ему было лишь двадцать лет, матери – Зинаиде Антоновне – не было еще и восемнадцати. Наполовину цыганка, наполовину полька, она была очень красива. Когда родилась дочь, она посмотрела на нее и отвернулась: «Унесите ее, какая некрасивая!». Шестинедельную девочку взяла на воспитание бабушка по отцовской линии Дарья Александровна и увезла в Кронштадт. Город встретил Галю бедностью и голодом. Бабушка получала мизерную пенсию, подрабатывала – шила и стирала на чужих людей. Но внучку, брошенную родителями, любила и баловала. Наверное, от матери передалась Гале страсть к пению. От природы музыкальная, та имела приятный голос, играла на гитаре, пела цыганские романсы. Галя повторяла за ней «Очи черные», «Бирюзовые колечки». Девочка обладала удивительным, редким даром – естественной постановкой голоса, слухом и блестящей музыкальной памятью.
(Слайд 5)
Ведущий 2Пение стало страстью Галины. Она пела все, что слышала по радио, пела везде: на улице, в школе, в компаниях, дома. С первых же классов она стала участницей всех школьных концертов, и сразу к ней пристало прозвище Галька-артистка. Школьный учитель пения Иван Игнатьевич Игнатов на первом же уроке заметил талантливую девочку и стал заниматься с ней отдельно. В Галином репертуаре появились Моцарт и другие классики. Уже в первом классе она получила свою первую премию за пение – три метра ситца, из которого бабушка сшила ей платье с воланами. Когда Гале исполнилось десять лет, мать, зная, что она увлекается пением, подарила ей на день рождения комплект пластинок оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» и патефон. Галя выучила всю оперу наизусть, знала все партии и хоры.
(Слайд 6)
Ведущий 1Ей было четырнадцать лет, когда началась Великая Отечественная война. 1 сентября 1941 года школы в Кронштадте открылись, но вместо уроков ребят учили перевязывать раненых, гасить зажигательные бомбы, обращаться с оружием. Вскоре бомбежки и обстрелы города стали ежедневным кошмаром. В феврале 1942 года умерла бабушка. Так Галя потеряла единственного близкого человека. Умирающая от голода девочка, не знала, что за белой пеленой Финского залива, в Ленинграде, живет великий человек Дмитрий Дмитриевич Шостакович, что пишет он в эти страшные дни свою Седьмую симфонию и что через четырнадцать лет счастливая судьба одарит её дружбой с ним. Весной 1942 года стали ходить по квартирам – искать тех, кто остался в живых. Нашли и Галину. Непостижимо, но факт: едва ожив, Галина уже пела в джаз-оркестре . Днем, работая как все, таская бревна и ворочая булыжник, она надевала по три пары брезентовых рукавиц, берегла руки – знала, что обязательно станет артисткой. 19 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда. Город стал медленно возвращаться к жизни. В Ленинграде Галина устроилась работать в Выборгский Дом культуры помощником осветителя сцены. По вечерам сидя на рабочем месте, в осветительской будке за сценой, она могла смотреть спектакли и концерты.
(Слайд 7)
Ведущий 2 Вскоре в городе открылась музыкальная школа имени Римского-Корсакова, и Галина поступила в нее. Не имея своего жилья, скиталась по чужим углам. В восемнадцать лет вышла замуж за Георгия Вишневского. Георгий не хотел, чтобы Галина продолжала учиться пению, выходила на сцену. В сентябре 1944 года, когда Галина устроилась в театр оперетты, они развелись. Труппа Ленинградского областного театра оперетты, где стала работать Галина, постоянно разъезжала по воинским частям Ленинградской области. Условия были трудными: артисты давали в промерзших клубах по 20–25 концертов в месяц, возили с собой примитивные декорации, чтобы выступать на любых площадках, ночевали где придется. Но причастность к музыке, вхождение в новый мир казались Галине благом.
(Слайд 8)
Ведущий 1Поначалу Вишневская выходила на сцену в хоре или сидела в кулисах и вскоре запомнила весь репертуар театра. Феноменальная память сослужила ей хорошую службу, когда потребовалось срочно, практически без репетиций заменить заболевшую актрису . Так она стала солисткой. Работа в Ленинградском областном театре оперетты стала для Вишневской серьезной школой. Настоящей певицей она здесь стать не могла, но стала профессиональной актрисой. За четыре года сыграв сотни спектаклей, Вишневская приобрела сценическую свободу, научилась танцевать, овладела пластикой.
(Слайд 9)
Ведущий 2 В 1944 году Галина Вишневская вышла замуж за директора театра, Марка Ильича Рубина, скрипача по профессии. С ним Галина вновь обрела семью и дом. В 1945 году у них родился сын Ильяи он умер двухмесячным от пищевого отравления. Едва похоронив сына Галина Вишневская с мужем снова ехала на гастроли.
В 1948 году Галина Вишневская и Марк Рубин ушли из театра. Вишневская подготовила программу эстрадных песен, чтобы давать сольные концерты. Выезжали обычно месяца на два, двигались по намеченному маршруту, почти каждый день давая концерты. Идеалом эстрадного пения для Вишневской была в те годы Клавдия Шульженко. Галина пела ее песни на своих концертах. Поскольку ноты купить было невозможно , – приходя на ее концерт, Вишневская запоминала музыку и слова, потом показывала аккомпаниатору, который подбирал аккомпанемент и записывал на нотную бумагу. Вокальных возможностей для исполнения песенного репертуара у Галины Вишневской было вполне достаточно. Несмотря на это она продолжала пробовать вернуть себе голос, занимаясь вокалом с разными педагогами. Но ни один из них не мог ей помочь: голос приобрел низкие ноты, но верхний регистр был отрезан. Все изменила встреча с ленинградским педагогом Верой Николаевной Гариной.
(Слайд 10)
Ведущий 1 Вере Николаевне было в то время восемьдесят лет. Она училась пению еще в XIX веке у знаменитой Полины де Лука, в Вене, пела за границей. На первом же прослушивании Вера Николаевна поняла, что у Галины не меццо-сопрано, как уверяли ее все предыдущие педагоги, а настоящее сопрано. Галине повезло: учительница, у которой ни тогда, ни позже не появилось других талантливых певцов профессионалов, смогла не только разобраться в ее голосе, но и ощутить его особенности, физиологию и показать безошибочные приемы, воспринятые Вишневской с легкостью и принесшие ей огромную пользу. Через полгода занятий с Верой Николаевной Вишневская вновь обрела свой полный диапазон – две с половиной октавы, к концу года уже пела на уроках арии из опер Дж. Верди, Дж. Пуччини, П. Чайковского. Занималась я как одержимая. С мыслью о Вере Николаевне засыпала, с мыслью о ней и просыпалась – и шла на урок.
Летом 1951 года внезапно пришла беда: во время гастролей в Крыму не привыкшая себя беречь Вишневская заболела. Диагноз поставили очень быстро – открытая форма туберкулеза. Это означало бы конец певческой карьере. Другого пути к спасению не было, но в последний момент, уже на операционном столе, Вишневская отказалась от операции и уехала из больницы домой, дав подписку, что всю ответственность за последствия своего решения берет на себя – к чему жизнь, если не будет голоса. Вишневская стала лечиться в санатории под Ленинградом. Врачи петь запрещали, а она пела. Это было сильнее страха смерти, и впоследствии она считала, что пением спасла себя. Прошел еще месяц, и Вишневская уже вновь выступала в концертах.
Продолжая петь свой прежний репертуар, на уроках Веры Николаевны Галина Вишневская была уже певицей с хорошей техникой, с большим, раскрытым оперным звуком. К концу второго года занятий для нее не существовало технических трудностей. Она научилась филировать звук, петь piano, и пользуясь всеми вокальными приемами совершенно сознательно, могла реализовать свои природные возможности – драматический дар и музыкальность.
Ведущий 2 Весной 1952 года начался конкурсный отбор в стажерскую труппу Большого театра. Однажды, проходя по Невскому проспекту мимо Дома актера, Галина Вишневская увидела афишу конкурса и решила зайти послушать. Шел третий – последний день конкурса. Выступление Вишневской необычайно профессиональное и яркое, привело членов жюри в изумление, и ее сразу же пригласили на второй тур. На второй тур в Москву прибыло более 100
человек конкурсантов, на третий прошло не больше пятнадцати, и среди них Галина Вишневская.
Она пришла в Большой театр на переломе эпохи, на рубеже смены поколений. В театре тогда было немало певцов высочайшего класса, таких как Александр Пирогов, Максим Михайлов, Софья Панова, Иван Козловский. Все они начинали свою артистическую карьеру в начале 1930-х годов и, в сущности, продолжали традиции русского дореволюционного театра. К молодой талантливой певице отнеслись в театре с симпатией и сразу ввели в труднейшую премьеру: поручили партию Леоноры в предстоящей новой постановке «Фиделио» Л. ван Бетховена. В октябре 1953 года состоялось первое выступление Галины Вишневской в роли Татьяны в «Евгении Онегине» и из стажерской труппы она была переведена в труппу солистов Большого театра. Эта роль принесла ей первый успех на сцене, сопровождала ее на протяжении всей творческой жизни. И именно Татьяну пела Вишневская, прощаясь через 30 лет с оперной сценой в октябре 1982 года в парижской Гранд-опера.
(Слайд 13)
В 1955 году в судьбе Галины Вишневской произошла встреча, внезапно изменившая ее личную жизнь, и во многом определившая дальнейший творческий путь. В Чехословакии на фестивале «Пражская весна» она познакомилась с Мстиславом Ростроповичем. Это были первые заграничные гастроли Галины Вишневской: она пела в «Евгении Онегине» и в нескольких сольных концертах. Очень скоро после возвращения в Москву Галина Вишневская вышла замуж за Мстислава Ростроповича .
В 1955 году Галина Вишневская получила свое первое звание заслуженной артистки РСФСР.
В 1956 году она записала первую пластинку «Евгений Онегин» .
18 марта 1956 года родилась дочь Ольга.
Вторая дочь Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича родилась 22 июня 1958 года. Ее назвали Еленой. Уже в самом начале совместной жизни Вишневская и Ростропович стали выступать с концертами вместе. Сотворчество облегчалось и исходными свойствами таланта Г. Вишневской и М. Ростроповича. Оба обладали абсолютной памятью, невероятной быстротой охвата – выучивали и запоминали музыку сразу, в кратчайшие сроки и прочно. И, кроме того, отличались гибкой восприимчивостью, мгновенной ансамблевой реакцией: это помогало почти без репетиций действовать на эстраде в едином русле и создавало ощущение вдохновенной импровизации.
(Слайд 14)
Ведущий 1 Вместе с Ростроповичем Вишневская вошла в круг друзей Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, стала частым гостем в его доме. В лице Вишневской Шостакович обрел певицу, близкую ему драматическим характером пения, сценичностью, мастерством актерского перевоплощения. Он выделил ее среди солистов Большого театра еще в 1954 году, когда, будучи консультантом этого театра, присутствовал на репетициях и премьере оперы Бетховена «Фиделио». Его восхищала патетическая страстность ее вокализации, пластичность, многообразие оттенков голоса. Освоившая к тому времени огромные пласты оперного репертуара, она, как и Ростропович, тоже стремилась приобщиться к новой музыке, став исполнительницей целого ряда вокальных произведений Шостаковича. В числе первых был цикл «Сатиры» на стихи Саши Черного для сопрано в сопровождении фортепиано, написанный Дмитрием Шостаковичем специально для Галины Вишневской. Угадав в звезде Большого театра ее опереточное прошлое, композитор написал цикл для эстрадной куплетистки с оперным голосом.
(Слайд 15)
Ведущий 2 В 1960-х годах Г. Вишневская много гастролирует за рубежом. В октябре 1964 года, после того, как итальянская Ла Скала побывала в Москве, Г. Вишневская впервые с Большим театром выехала на гастроли в Милан. Она пела в операх «Пиковая дама» П. Чайковского и «Война и мир» С. Прокофьева, и по окончании гастролей осталась по приглашению дирекции Ла Скала спеть на открытии сезона в декабре партию Лиу в опере Дж. Пуччини «Турандот».
Огромную поддержку в этой чуждой, порой отталкивающей атмосфере американской оперы оказывал певице знаменитый в США организатор гастролей иностранных артистов Сол Юрок, ставший ей близким другом. Юрок относился к своим артистам – как к драгоценным инструментам – и любовался ими.
(Слайд 16)
Самой большой потерей стала смерть Д. Шостаковича 9 августа 1975 года. Он оставался для них маяком в мире не только музыки. Шостакович направлял своих молодых друзей к достойному творческому существованию .
(Слайд 17)
Ведущий 1 М. Ростроповича пригласили выступить с Вашингтонским симфоническим оркестром. В марте 1975 года М. Ростропович продирижировал в Вашингтоне Шестой симфонией, симфонической поэмой «Франческа да Римини» и заключительной сценой из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского в исполнении Г. Вишневской, в июле – Классической симфонией и Пятой симфонией Прокофьева, а Г. Вишневская спела четыре арии из опер Дж. Пуччини. Вскоре М. Ростроповичу предложили место художественного руководителя оркестра. В 1977 году М. Ростроповичу и Г. Вишневской удалось осуществить первую в мире запись «Леди Макбет Мценского уезда» в авторской редакции на пластинку (впоследствии на компакт-диск), которая удостоилась самых престижных международных премий и признана записью века. Очень скоро положение М. Ростроповича и Г. Вишневской в зарубежном музыкальном мире не только укрепилось – они были признаны ведущими фигурами. Г. Вишневская удостоилась приза «Лучшей оперной певице мира», получила Гран при за пластинки с записью опер «Тоска», «Пиковая дама», «Война и мир», «Катерина Измайлова» и за запись «Царской невесты», сделанную еще в Советском Союзе, за альбом романсов П. Чайковского, М. Мусоргского и Д. Шостаковича. «Тоска» была спета в Метрополитен-опера и в лондонском театре «Ковент-Гарден», что являлось высшей апробацией. Выступления Г. Вишневской в концертах Вашингтонского оркестра были не частыми. Девять раз за тринадцать лет. Хотя певице минуло пятьдесят лет, голос ее не тускнел, интонационная точность не терялась.
15 марта 1978 года лишили их советского гражданства. За лишением гражданства последовали другие, мелкие уколы. М. Ростроповича исключили из Союза композиторов СССР, Г. Вишневскую изъяли из списка солистов Большого театра. А весь мир продолжал слушать их гениальную музыку
(Слайд 18)
Ведущий 2 В 1982 году Галина Вишневская решила завершить оперную карьеру: ей минуло пятьдесят шесть лет, и почти сорок из них она проработала как профессиональная певица. Прощальным спектаклем стала опера «Евгений Онегин», специально поставленная для нее в парижской Гранд-опера под управлением М. Ростроповича. После этого еще 10 лет Галина Павловна продолжала концертную деятельность. Пела оперы с оркестром в концертном исполнении, делала записи на пластинки, много выступала в камерных программах.
Дочери Г. Вишневской и М. Ростроповича закончили Джульярдскую школу. Ольга стала преподавать виолончельную игру в Манхэттенской школе. Елена – талантливая пианистка с композиторскими задатками .
В начале 1989 года была достигнута договоренность о гастролях в Москве и Ленинграде Вашингтонского оркестра под управлением М. Ростроповича. Приезд Г. Вишневской и М. Ростроповича в Россию вызвал сильнейший отклик. Из аэропорта М. Ростропович и Г. Вишневская отправились на Новодевичье кладбище, на могилу Дмитрия Шостаковича: ему предназначался первый поклон. Два концерта в Москве дополнились двумя концертами в Ленинграде, где Г. Вишневская успела съездить в родной Кронштадт, на могилу бабушки.
(Слайд 19)
Ведущий 1 В марте 1992 года Большой театр исправляет несправедливость по отношению к Галине Вишневской: сорокапятилетию ее творческой деятельности посвящается огромный концерт, ей символически возвращается пропуск в родной театр, ею учреждается фонд для помощи ветеранам сцены. Туда она вносит все деньги, полученные за русский перевод ее книги «Галина», изданной в пятнадцати странах. В Москву съезжается вся семья. В 1992 году М. Ростроповием и Г. Вишневской открыт также детский фонд, главной задачей которого стало укрепление системы охраны здоровья детей в России. Фонд дает средства на детские больницы, на прививки от гепатита, родильный дом. В Санкт-Петербурге артисты оказывают помощь Детской академии. Неиссякающая творческая энергия Галины Павловны Вишневской вновь находит себе приложение на родине. В 1993 году она дебютирует как драматическая актриса в роли Екатерины II в спектакле МХАТ им. А.П. Чехова «За зеркалом». Вместе с дочерью Еленой снимается в роли Кручининой в фильме режиссера А. Белинского «Провинциальный бенефис». Галина Павловна дает в школе мастер-классы. В 1999 году школа-театр «Галина Вишневская» впервые выехала на гастроли за рубеж. В 2006 году в Центре оперного пения Галины Вишневской новая премьера – «Иоланта» П.И. Чайковского. В 2006 году Г. Вишневская снялась в фильме А. Сакурова «Александра». Сценарий, впервые в игровом кино написанный самим Сокуровым.
(Слайд 20)
Ведущий 2Галина Павловна Вишневская – почётный профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, доктор гуманитарных наук Легиона (Франция, 1983), доктор музыки университета Сент-Лоуренс (Кантон, штат Нью-Йорк, США), имеет почетную степень доктора музыки Гамильтонского колледжа, Галина Павловна – президент Всероссийской ярмарки певцов в Екатеринбурге.
Галина Павловна Вишневская народная артистка СССР (1966). Она лауреат многих российских, иностранных и международных премий: премии Правительства РФ в области культуры за 2011 год — за создание школы оперного пения, премии Правительства Санкт-Петербурга за исполнение главной роли в фильме «Александра» (2008), Международной премии Джаккомо Пуччини (2002), национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства (2002), Царскосельской художественной премии (2000).
(Слайд 21)
Ведущий 1 Г.П. Вишневская награждена медалью «За оборону Ленинграда» (1942). Она полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (III степени – 1996, II степени – 2006, IV степени – 2011, I степени – 2012), кавалер ордена Ленина (1973), офицер ордена искусств и литературы (Франция, 1982), командор ордена Почётного легиона (Франция, 1983). Среди ее наград Благодарность Президента Российской Федерации (25 октября 2001), международная награда — орден «За вклад в Победу» (2005), Алмазная медаль города Парижа (1977), орден Петра Великого Академии МВД (2004), общественные награды: орден Святой равноапостольной княгини Ольги Русской Православной Церкви (2004), знак чести «Серебряный крест» (2004, общественная организация «Георгиевский союз»), орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской II степени (2011).
(Слайд 22)
Ведущий 2 Галина Павловна отмечена кинематографическими наградами: лучшая женская роль 2007 года по версии национальной премии Гильдии киноведов и кинокритиков России «Белый слон» и Лучший исполнитель на Тегеранском кинофестивале (англ. Fajr International Film Festival, 2008).
(Слайд 23-видеоролик-«Серенада»)
(Слайд 24)
Г.П. Вишневская доктор гуманитарных наук honoris causa Ривер-колледжа (Нашуа,Нью-Хемпшир, США), доктор музыки университета Сент-Лоуренс (Кантон, штат Нью-Йорк, США), почётный профессор Московской консерватории, почётный профессор МГУ им. Ломоносова, почетный доктор музыки Гамильтонского колледжа.