Предлагается материал для проведения классного часа в ДМШ и ДШИ. Цель мероприятия: познакомить обучающихся и их родителей с молодыми пианистами-виртуозами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2.Ознакомление с материалами лекции, прослушивание видео - номеров……………………………...………………………………........29 минут
3.Заключительная часть. .……………………………………………10 минут.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Ведущий приветствует обучающихся и их родителей, объявляет тему, перечисляет цели и задачи мероприятия. Затем присутствующие прослушивают материалы классного часа, просматривают видео. В заключение преподаватель предлагает обсудить понравившиеся выступления, отвечает на вопросы по теме, а затем прощается с присутствующими, желает успехов в обучении ученикам и приглашает всех посетить следующее мероприятие класса.
МАТЕРИАЛЫ КЛАССНОГО ЧАСА
Виртуо́з (итал. virtuoso — от лат. virtus — доблесть, талант) — исполнитель (чаще музыкант), мастерски владеющий техникой искусства; человек, достигший в работе высшей степени мастерства.
В работе «Музыка в западном мире» Пьеро Вайса и Ричарда Тарускина можно найти следующее определение виртуозности: «…виртуозом был, изначально, высокоталантливый музыкант, но в XIX веке термин сузился до обозначения исполнителей, вокальных или инструментальных, чья исполнительная техника была так отточена, что изумляла публику».
Значение слова «виртуоз» берёт своё начало в Италии XVI—XVII вв. Это был почётный термин, предназначенный для человека, отметившегося в любой интеллектуальной или художественной области. Термин со временем развился, одновременно расширившись и сузившись в размахе, в то время как новые интерпретации входили в моду и выходили из неё и разворачивались дебаты. Изначально музыканты удостаивались такой классификации, будучи композиторами, теоретиками или знаменитыми маэстро, что было важнее, чем мастерское исполнение.
В конце XVIII века термин стал использоваться для описания музыканта, инструменталиста или вокалиста, который избрал карьеру солиста.
***
Варвара Андреевна Кутузова родилась 12 июня 2003 года в Архангельске и в 2 года переехала в Москву, где начала заниматься музыкой с 4 лет, в 4,5 года впервые вышла на сцену. Первый сольный концерт маленького виртуоза состоялся в 8 лет в Москве. Сейчас Варя учится в Центральной Музыкальной школе при Московской Государственной консерватории имени П. И. Чайковского в классе специального фортепиано лауреата международных конкурсов Миры Алексеевны Марченко. Она - лауреат многих международных конкурсов и стипендиат фондов Спивакова, «Новые имена», «Фарватер», солистка камерного оркестра «Ренессанс». Молодой музыкант выступает в крупнейших концертных залах, таких как Большой, Рахманиновский, Малый залы МГК им. П. И. Чайковского, в Московском Международном Доме Музыки, в залах Московской филармонии, в Центре Павла Слободкина, Кремлёвском Дворце, Храме Христа Спасителя в Москве и других, а также постоянно гастролирует в России и за рубежом. В качестве солиста девочка выступала с Ростовским Симфоническим оркестром, с Симфоническим оркестром Центра Павла Слободкина, с Симфоническим оркестром Республики Казахстан, с Симфоническим оркестром Республики Татарстан.Варвара принимала участие в международных фестивалях и конгрессах: «Звезды на Байкале» (Иркутск), Annecy — Classic (Франция), Antalya piano festival, фестиваль Дениса Мацуева (г. Тюмень), «Рождественские встречи Дениса Мацуева» (г. Иркутск), Конгресс пианистов 2014, выступала в Сочи с Денисом Мацуевым в резиденции президента России В. В. Путина (февраль 2014).
Достижения и награды Варвары Кутузовой:
2009 г. - Международный конкурс «21st Century Art» (Лауреат 1 премии); 2011 г. - Международный конкурс в Нью-Йорке «Prima artist competition» (Лауреат 1 премии);
2011 г. - Международный конкурс пианистов им. В. Ю. Виллуана ( Лауреат 1 премии);
2012 г. - Международный конкурс пианистов им. А. Г. Скавронского (Лауреат 2 премии);
2012 г. - Международный конкурс пианистов им. А. Д. Артоболевской (Лауреат 2 премии и спецприз за лучшее исполнение классической сонаты);
2013 г. - 1 Международный конкурс пианистов «Astana Piano Passion» (Лауреат 1 премии и спецприз — поездка-участие в фестивале в г. Анси (Франция);
2013 г. - Международный интернет-конкурс пианистов в Мексике (Гран- При — поездка с двумя сольными концертами на юг Мексики).
Из интевью с Варварой Кутузовой журналисткиЕлизаветы Афониной:
– С чего для тебя началась музыка?
– Я ходила с родителями на многие концерты, посещала оперу. Еще мои родители занимались музыкой, а я, бывало, ходила на их уроки. Потом я стала подходить к пианино что-то наигрывать, петь.
Папа понял, что я тянусь к музыке и отвел меня в Центральную музыкальную школу к Мире Алексеевне Марченко, которая стала моей второй мамой…
– Сложно было поступить в ЦМШ?
– Родители очень волновались, и, на самом деле, я тоже. Я думаю, вступительный экзамен в школу стал единственным моим выступлением, на котором я действительно волновалась.
– То есть сейчас перед выступлениями совсем не волнуешься?
– Нет, не волнуюсь. Зачем волноваться, когда ты сейчас выйдешь на сцену?
– А какие у тебя были ощущения, когда во время твоего выступления в первом туре выключили свет?
– В какой-то момент мне стало очень смешно. Я подумала, что, может быть, таким образом проверяют всех участников и такую подсветку сделали специально? Я вообще не нервничала. А сейчас сама вспоминаю и понимаю, как забавно получилось.
– Кто помогаете тебе в твоем становлении как музыканта?
– Мне помогали и очень сильно поддерживали родители, родственники и мой учитель – Мира Алексеевна. Разные люди, например, Денис Мацуев и Владимир Спиваков, приглашали меня на концерты. Я играла на конкурсе Astana Piano Passion и получила I премию. А сразу после Grand Piano Competition, 6-7 мая, я полечу на выступление в Ижевске и Воткинске на фестивале Чайковского с Владимиром Ивановичем Федосеевым.
– Как тебе больше нравится выступать – с оркестром или без?
– Я люблю выступать и соло, и с оркестром. Поскольку это все-таки достаточно разные выступления, я даже не могу сказать, как мне больше нравится.
– Сколько времени в день ты обычно уделяешь музыке?
– Музыке я уделяю практически все свое время. Когда выдаются свободные минуты, всегда обязательно занимаюсь.
– Как обычно проходят твои репетиции?
– Если у тебя короткая репетиция, например, как сейчас – 15 минут, то ты думаешь, какие куски из произведения нужно попробовать и делаешь их. Конечно, педагог советует, что именно нужно сделать, она поправляет, если есть необходимость.
– А что тебя вдохновляет в твоих занятиях музыкой?
– Меня вдохновляет сцена, потому что я обожаю выходить на сцену. Для меня это просто огромное счастье – быть на сцене, выходить на нее.
– Какой ты себя видишь через 10 лет, каких целей хочешь достичь за это время?
– Конечно, я хочу стать настоящей концертирующей пианисткой. Это моя профессия на всю жизнь, я никогда не стану заниматься другой работой. Даже если не получится со сценой, то тогда я, может быть, стану учителем. Но музыку я никогда не брошу – это моя жизнь.
***
В 40-е годы, когда в Америке джаз основательно вошел в двери простых американцев, на музыкальном Олимпе загорелась еще одна маленькая звезда. Маленькая не потому, что небольшая или невзрачная, а потому что ему тогда было всего лишь три года! Речь идет о Фрэнки Робинсоне, получившем сценическое прозвище Шугар Чили (Sugar Chile)
Родился мальчик в 1938 году в Детройте, в негритянской семье. Родители музыкантами не были.
Музыкальная история началась, когда однажды малыш, будучи в гостях у тетки, подошел к пианино и начал играть на нем, и непросто бренчать, а воспроизводить из инструмента популярную на тот момент мелодию «Tuxedo Junction». Уже через год Фрэнки мог на слух исполнять мелодии, услышанные из радиоприемника.
Sugar Chile - прозвище, возникшее в семье еще до начала его музыкальной деятельности. За домашние выступления тетушки подкармливали Френки сахарком.
По началу Фрэнки не мог принять участие в ряде музыкальных конкурсов, так как не проходил по тогдашним стандартам возраста. Зато, в 1946 году мальчик снялся в фильме «No Leave No Love» с композицией «Caldonia». В том же году он участвовал в гала – концерте в честь президента Трумена. Бытует легенда, что во время исполнения Фрэнки выкрикнул: «How I do it, Mr. President?». Говорят, фраза стала крылатой.
Некоторое время маленький виртуоз гастролировал и «делал» Имя музыканта, записывал лейблы, держал даже верхние строчки хит-парадов. В 1947 году был снят музыкальный фильм о нем, а в 1951 г. Френки снялся в музыкальной короткометражке вместе с легендами - Билли Холидей и Каунтом Бейси. Потом была Англия и интервью европейским журналам и даже BBC.
«Нет, у меня был учитель, и я занимался с ним даже во время гастролей, но я хотел ходить в школу, хотел общаться с детьми, хотел обычной жизни. Я был уверен в том, что мне нужно получить аттестат, и хотел его настолько сильно, что закончил школу в 15 лет, а мои одноклассники все были 17-18-летними». Впоследствии, отучившись в Olivet College (Мичиган), он получил степень по психологии и исчез на 50 лет!
Имя его занимает достойное место в антологии «Буги-вуги». Сейчас он живет в Детройте и не прекращает музицировать, периодически участвует в фестивалях, посвященных «Буги», а по воскресеньям играет в одной из местных церквей.
***
5 июня 2015 года завершился XII фестиваль «Москва встречает друзей», организованный Благотворительным Фондом всемирно известного скрипача и дирижера, руководителя коллектива «Виртуозы Москвы» и Российского Национального Симфонического оркестра Владимира Спивакова.
Фестиваль принял за эти дни более 1500 детей из 38 стран мира. Единственным представителем нашей страны на мероприятии был ученик Ашкелонской консерватории Бен Якубов.
Приглашению на фестиваль предшествовал конкурс, проводимый руководителями фонда. Бен Якубов выиграл его и получил приглашение на участие в мероприятии.
Ребята со всего мира демонстрировали свое мастерство на десятках концертных площадок Москвы, собирая полные залы восторженных слушателей - любителей классической музыки. Праздник получился великолепным! Все его участники стали стипендиатами фонда Спивакова.
Бену Якубову 11 лет. Несмотря на юный возраст, послужной список маленького виртуоза весьма внушителен: Лауреат Первой премии Всеизральского конкурса пианистов, Лауреат Международного конкурса имени Альдоны Дварионайте в Литве, стипендиат американо-израильского фонда «Керен Шарет», а теперь еще и стипендиат фонда Спивакова!
Бен родился в 2003 году в Ашкелоне, в семилетнем возрасте начал заниматься музыкой (сначала на фортепиано, затем – на ударных инструментах). В 2012 году он начал учиться в Ашкелонской консерватории у педагога по фортепиано Тамары Юстман, а спустя год выиграл свой первый конкурс – юных пианистов в Эйлате. Бен Якубов дает сольные концерты, неоднократно солировал в концертах с оркестрами, и, параллельно с классической музыкой, активно и серьезно занимается джазом, совмещая фортепьяно и ударные, подобно Чику Кориа и Джеку Деджонету.
***
Дипломант I Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition Владислав Хандогий несмотря на свой юный возраст уже является победителем престижных творческих конкурсов и дает концерты как в России, так и за рубежом.
Из интервью с Владиславом журналистки Вероники Миллиной:
– Какие у тебя впечатления от конкурса?
– В целом очень хорошие, все нравится. Мне кажется, все участники испытывают огромный творческий подъем на этом конкурсе, ведь это конкурс Мацуева!
– Ты приехал из Белоруссии. А Москва нравится?
– Да, я здесь уже не первый раз. Очень красивый город.
– Почему ты решил заниматься музыкой?
– Мой брат очень хорошо играл на фортепиано, мог подбирать на слух. Я хотел уметь также, поэтому в 7 лет родители отдали меня в музыкальную школу. А потом меня заметили. Сейчас я занимаюсь для удовольствия. Мой главный стимул – стать хорошим пианистом.
– Ты планируешь связать свою жизнь с музыкой в будущем?
– Да, именно с музыкой классической.
– А как относишься к классике в современной обработке?
– Ну, на самом деле, не очень хорошо. Мне кажется, лучше сохранить произведение в первоначальном виде, как оно было написано.
– Сколько часов в день ты посвящаешь музыке?
– Если в выходные или когда нет школы, то занимаюсь часов семь. А в будни – около четырех.
– А на какие-то другие занятия остается время?
– Да, в свободное время я читаю. Нравятся «Идиот» и «Преступление и наказание» Достоевского. Поэзию читаю меньше, Лермонтова, в основном. Еще в футбол люблю играть.
– Расскажи про свой концерт, который запомнился тебе больше остальных?
– На самом деле, для меня каждый концерт особый. Конечно, всегда, когда выходишь на сцену – волнуешься, но когда начинаешь играть – вживаешься в образ. Рояль здесь выступает как бы инструментом, с помощью которого надо передать эмоцию автора публике.
– Что тебе больше всего нравится в игре на фортепиано?
– Я люблю разучивать новые произведения, да и просто играть красивые вещи.
– Что важнее для профессионального музыканта: техника или эмоции?
– Самое важное в музыке – это содержание. А техника – это метод и путь к совершенствованию. Если нет техники, то и смысл передать сложнее.
– Кого можешь считать своим любимым исполнителем?
– Мацуева, конечно! Еще мне нравятся Вэн Клайберн, Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Генрих Нейгауз и многие другие. Они играют с душой, с потрясающей техникой, и сами они обладают выдающимися личностными качествами.