Просмотр содержимого документа
«Классный час "Карл Черни. 230 лет со дня рождения"»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа №5 имени В. П. Дубровского»
Классный час на тему:
«Карл Черни. 230 лет со дня рождения»
Автор-составитель -
Воронежская Светлана Анатольевна
г. Смоленск
май 2021 года
Тема классного часа: «Карл Черни. 230 лет со дня рождения»».
Место проведения: МБУДО «ДМШ №5 им. В. П. Дубровского» города Смоленска.
Продолжительность: 40 минут.
Ведущий: преподаватель класса фортепиано – Воронежская С. А.
Целевая аудитория: учащиеся музыкально-исполнительских отделений ДШИ, преподаватели ДШИ, родители учащихся.
Оборудование: фортепиано, стулья, стол, ноутбук, материалы классного часа, презентация.
Цель: познакомить слушателей с информацией по теме.
Задачи:
а) повышение уровня знаний учащихся;
б) расширение багажа музыкальных впечатлений;
в) формирование интереса к данному виду внеклассной работы у обучающихся.
Методика проведения классного часа: лекция с демонстрацией фото-видео-материалов.
Подготовительный этап:
Классный руководитель заранее подготавливает материалы по теме (текст, фото - материалы и видео - материалы). Некоторые отрывки из текста озвучивают учащиеся класса.
Ведущий всех приветствует, объявляет тему, перечисляет цели и задачи мероприятия. Зрители прослушивают материалы лекции, знакомятся с презентацией, просматривают видео – материалы. В заключение организатор классного часа прощается с обучающимися, желает им творческих успехов.
МАТЕРИАЛЫ КЛАССНОГО ЧАСА
(презентация – слайд №1, слайд №2)
Карл Черни родился 21 февраля 1791 года в Вене в семье пианиста и педагога Вацлава Черни. Дед Карла был скрипачом. Отец играл на гобое, на органе, а также был настройщиком фортепиано. Семья переехала в Вену из Чехии и Карл не говорил по-немецки до десяти лет.
Черни начал играть на фортепиано в возрасте трех лет, а сочинять с семи лет. Его первым педагогом на фортепиано был отец. Основой для обучения были произведения Баха, Клементи и Моцарта. В 9-летнем возрасте Карл начал давать концерты.
(презентация – слайд №3)
Его дарование было настолько незаурядно и ярко, что Бетховен, услышав его выступление, сам предложил заниматься с мальчиком 1 раз в неделю. Он очень высоко отзывался о таланте и успехах ученика, а впоследствии именно ему доверил обучение своего племянника.
В рекомендательном письме, данном Бетховеным Карлу в 1805 году композитор утверждает, что «для своего четырнадцатилетнего возраста он достиг в игре на фортепиано совершенно исключительных, превосходящих ожидания успехов и что как в этом отношении, так и принимая во внимание его поразительную память, он достоин всевозможной поддержки…».
Черни оставался под опекой Людвига ван Бетховена до 1804 года. Музыкальная память позволяла Черни играть наизусть все сочинения Бетховена без исключения. В течение двух лет он исполнял произведения великого композитора во дворце князя Лихновского.
(презентация – слайд №4)
В этот же период Карл учился у И. Гуммеля и М. Клементи, хотя отношения с Бетховеном поддерживал на протяжении всей своей жизни.
В 1805 году Черни предпринял первую концертную поездку по странам Европы. В. Мэйер так охарактеризовал исполнительский почерк концертанта: "Редко можно было услышать такую чистоту, элегантность и изящество в исполнении. Интерпретация Черни сонат Моцарта отличалась самобытностью и новизной трактовки, эти произведения, давно знакомые музыкантам, прочтены своеобразно и оригинально". После недолгих гастролей из-за политических событий в Европе Черни возвращается в Вену.
Первое публичное выступление Черни состоялось в 1800 году. Уже тогда он играл на фортепиано концерт Моцарта № 24 до минор. Для первого исполнения нескольких своих фортепианных концертов Бетховен выбрал именно Черни. Тем не менее, Карл никогда не был уверен в своих способностях в качестве исполнителя и решил отказаться от публичных выступлений. С 1815 года, в возрасте 15 лет, Черни прекратил фортепианное исполнительство и сосредоточился на педагогике и композиции.
В Вене жили и творили гении, здесь искали признания все виртуозы мира. Надо было обладать незаурядными данными, чтобы завоевать уважение музыкантов в городе. Но Карл стал педагогом, учиться у которого считали за честь пианисты разных национальностей.
Как педагог Черни не имел себе равных! Опираясь на метод преподавания Бетховена и Клементи, он давал до двенадцати уроков в день в домах венской знати. Среди знаменитых виртуозов первой половины 19 века трудно найти пианиста, который не прошел бы школу Черни.
(презентация – слайд №5)
Самым известным учеником Черни был Ференц Лист, который начал заниматься с ним в возрасте девяти лет. Черни был его единственным учителем. В изданной прижизненной биографии Листа, значение Черни как его наставника принижается. Однако в личном экземпляре этой книги великий композитор красным карандашом делал на полях пометки, отмечающие его положительное влияние. Лист посвятил своему учителю «Двадцать четыре этюда для фортепиано» и «Этюды высшего исполнительского мастерства» с указанием «в знак благодарности, уважения и дружбы».
(презентация – слайд №6)
И. Ф. Стравинский в интервью 1926 года говорил, что Черни «… обладал колоссальным темпераментом и, возможно, сделал больше для обучения пианистов, чем любой педагог не только его времени, но и по сей день». «Я всегда ценил в Черни не только замечательного педагога, но и подлинного музыканта», - писал Стравинский в своей книге.
(презентация – слайды №7,№8)
Творческое наследие Карла Черни насчитывает больше 1000 опусов произведений различных жанров, среди которых мессы, симфонии, сонаты, трио, квартеты, рондо, сочинения в четыре и шесть рук.
Помимо собственных сочинений, Карл создал собственные редакции сонат Скарлатти и «Хорошо темперированного клавира» Баха, переложил для фортепиано симфонии Бетховена, сочинил фортепианный вариант его оперы «Леонора». Также Черни создал множество литературно-методических книг, посвящённых проблемам преподавания игры на фортепиано. Он написал учебник композиции "Полное теоретико-практическое учение о композиции", а также "Очерк истории музыки", эссе о технике исполнения фортепианных сонат Бетховена, автобиографический очерк "Воспоминания из моей жизни" и мемуары.
(презентация – слайд №9)
Черни написал очень большое количество музыкальных произведений, но немногие из них исполняются сегодня. Основной и самой востребованной частью репертуара композитора является большое количество дидактических фортепианных пьес – этюдов.
Этюд (в переводе с французского «изучение») – это инструментальная пьеса, как правило, небольшого объема, основанная на частом применении какого-нибудь трудного приема исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя на инструменте. Жанр этюда известен с XVIII века.
Этюды охватывают практически все серьезные проблемы техники и интерпретации, с которыми сталкиваются пианисты на всех уровнях.
(исполнение этюдов К. Черни ученицей класса)
(презентация – слайд №10)
Сложно найти в мире пианиста, который в своей жизни не сыграл хотя бы одного его произведения. Музыканты любят исполнять его этюды из-за очевидной пользы, а также мелодичности и художественности большинства сочинений. Сборники этюдов, построенные на фундаментальном педагогическом принципе «от простого – к сложному», находят применение в репертуаре многих современных музыкантов, от первых лет обучения на инструменте до уровня зрелых исполнителей.
(видео – исполнение этюдов №33 и №38 оп. 299 К. Черни)
(презентация – слайд №11)
Карл Черни внес большой вклад в искусство фортепианной игры не только как педагог, но и как автор большого количества методических трудов. Самая значительная в этой области его работа «Полная теоретико-практическая фортепианная школа от первоначальных шагов до высшего совершенствования…», в которой композитор систематизировал достижения различных школ и рассмотрел все в прогрессивном, современном аспекте. Он изложил основные положения, соблюдая которые, музыкант сможет достичь вершин фортепианной игры. Исследователи считают, что именно Черни заложил основы современного пианизма.
В жизни Карл был человеком скорее рассудительным и уравновешенным, нежели порывистым и эмоциональным. Он не жаждал ни славы, ни денег. Добротность сделанного - вот, что, прежде всего, подкупало в его творчестве. Последние два десятилетия своей деятельности Черни посвятил исключительно композиции, аранжировке и занятиям с талантливыми учениками.
(презентация – слайд №12)
Музыка была единственной радостью Черни, делом всей его жизни. Всё свое время и все интересы, можно сказать, всю жизнь Карл посвятил музыке. Он не был женат, выезжал за границу лишь три раза, работал до конца жизни. Умер великий музыкант 15 июля 1857 года в возрасте 66 лет. Беспрецедентная работоспособность принесла ему материальный достаток. Незадолго до смерти он завещал большую часть своего состояния различным благотворительным учреждениям Вены.
(презентация - слайд №13)
Одной из важнейших тенденций передовой музыкальной педагогики является стремление достичь целостного формирования личности музыканта-исполнителя, гармоничного развития всех его качеств в комплексе знаний и исполнительских умений.
Творчество Черни продолжает оставаться непочатой кладовой пианистических навыков, является поистине незаменимой ступенью на пути к овладению фортепианным мастерством.