Просмотр содержимого документа
«Из опыта проведения открытых академических концертов»
Из опыта проведения открытых академических концертов.
Автор Щелокова Валентина Васильевна преподаватель по классу фортепиано МБУ ДО ДШИ №2 г.Брянск.
На нашем фортепианном отделе существует очень хорошая традиция — в первом полугодии вместо обычных академических концертов проводить открытые публичные, в которых принимают участие все ученики, кроме подготовительного и выпускного классов, независимо от их музыкальных способностей. На таких концертах обязательно присутствие комиссии, которая оценивает выступление учащихся. Положительные моменты таких выступлений — это воспитание сценического поведения (выйти, поприветствовать публику и , исполнив свою программу, поблагодарить за внимание). Это и воспитание в наших учащихся умения вести себя на таких мероприятиях — внимательно слушать исполнителя, не ходить во время исполнения, благодарить выступившего аплодисментами. И, что очень важно, это приобретение сценического опыта, которого так не хватает маленьким артистам. И последнее — всем родителям очень приятно и важно увидеть результат труда своих детей именно на сцене. В таких концертах очень важна роль ведущего. Здесь не подходит сухое объявление программы. Названия концертов всегда дают ведущему возможность для импровизации. Приведу примеры: «Радуга звуков», «Чудо музыки», «Музыки волшебный дар», и т. п. Хочу поделиться своим опытом проведения такого концерта. Обычно на них, кроме выступающих, присутствуют родные и близкие, друзья, одноклассники и, конечно, педагоги.
Первое, что должен сделать ведущий — это поприветствовать собравшихся, рассказать им о значимости таких выступлений. Не секрет, что маленькие артисты очень волнуются. Волнуются и переживают за них их родные и педагоги. Создание теплой, дружелюбной, родственной атмосферы — атмосферы домашнего музицирования, где все радуются творческим успехам детей — первая задача ведущего.
Необходимо установить диалог с детьми. Задавать им вопросы, на которые они с удовольствием отвечают. Это снимает психологическое напряжение и у выступающих, и у публики.
Один из концертов, который мне довелось проводить, назывался «Чудо музыки». В мир музыки, в мир волшебных звуков мы попадаем с самых первых дней жизни. И всю нашу жизнь она сопровождает нас, поддерживая, помогая, воспитывая. В ней есть все, что невозможно выразить словами. Начать можно с того, что музыка состоит из семи нот — дети с удовольствием называют эти ноты. Обратить внимание, как их мало и какой безбрежный океан музыки существует, и рождается все новая и новая. Рассказать, что музыка, как и художники, может рисовать картины природы. Сравнить художественные выразительные средства и музыкальные — в музыке все живет, находится в движении.
Детям интересно будет узнать, что музыкальная грамота, которой мы пользуемся, изобретена древнегреческим ученым и философом Пифагором, что в древности музыку изучали в школах как науку. То есть, обязательно наличие какой-то новой информации, расширяющей кругозор учащихся.
Программа концерта обычно складывается случайно. Концертов в полугодии несколько, и ученики выступают по мере готовности. Задача ведущего объединить все в единое целое, не обойти вниманием ни один номер. Если в концерте звучат танцевальные пьесы — здесь уместен рассказ об их возникновении, особенностях. Название таких пьес, как Прелюдия, Элегия, Ноктюрн, Интермеццо необходимо объяснять. Надо давать небольшую информацию о композиторах, эпохе, в которой они жили, жанрах, стиле. Не лишним будет введение поэтических строк о музыке и музыкантах.
Все эти небольшие рассказы о музыке, исполняемой детьми, общение с ними во время концерта, создают непринужденную и дружелюбную обстановку, в которой ученики чувствуют себя комфортно. Они способствуют более яркому исполнению выученных произведений.
В заключительном слове ведущий должен поблагодарить маленьких музыкантов и педагогов за их труд, поздравить родителей с успехами детей, поддержать тех, кому не все удалось. В таких концертах очень важен эмоциональный настрой самого ведущего, его неравнодушие к маленьким артистам и исполняемой ими музыке. Рассказ о каждой пьесе должен быть не долгим и утомительным, а кратким, емким образным и запоминающимся. Такие концерты развивают кругозор учащихся, дают им сценический опыт, воспитывают интерес и любовь к музыке.