kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гармонисты Бардымского района

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наше время гармоника* является самым популярным и любимым музыкальным инструментом у народов Поволжья и Урала. Она входит в группу традиционных инструментов башкир и татар проживающих в Оренбургской, Пермской, Саратовской и в других областях Российской Федерации.

Необычайную популярность в России с середины XIX века получила и диатоническая гармоника – «тальянка», строй которой отличается от традиционной гармоники «русского строя». Первые образцы тальянок стали выпускаться в Вятской губернии. Простота конструкций, компактность объема, однотональный строй способствовали быстрому распространению «тальянки» и среди народов Поволжья. Сейчас «тальянка» является национальным инструментом башкир и татар, чувашей и марийцев, русских и других национальностей.

На территории Бардымского района Пермского края сохранились гармоники разных систем, отличающихся конструкцией, размерами, клавиатурой, диапазоном и тембром звучания, техническими возможностями игры. Это инструменты хромка, саратовская гармоника, тульская двухрядка, минорка и др. Их информаторами и хранителями являются, в основном, коренные жители района пожилого возраста и разных профессий: Абдулов Ф.Х., Адилов К.Р., Акбаев Н.М., Габдулхаков А.Н., Камакаев А.Б., Закиров И.И., Маматов Р.Х., Мусин С.З., Нуриханов Ш.Ш., Хисматуллин И.И. и др.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гармонисты Бардымского района»


Серебристая трель Бардымской гармони


ПЛАН



I.Введение…………………………………………………………...3


II.Бардымские народные музыканты – гармонисты

  • Адилов К.Р…………………………………………………………4

  • Маматов Р.Х………………………………………………………..6

  • Закиров И.И………………………………………………………...8


III.Заключение………………………………………………..........10



I. Введение



…Играет гармонь - душа поёт, и перед глазами встают зеленые луга, соловьиные рощи. В пору сказать: руки у гармониста - золотые, и серебристой трелью заливается гармонь.




В наше время гармоника* является самым популярным и любимым музыкальным инструментом у народов Поволжья и Урала. Она входит в группу традиционных инструментов башкир и татар проживающих в Оренбургской, Пермской, Саратовской и в других областях Российской Федерации.

Известно, что ранние образцы гармоник появились в России в первой четверти XIX века, а затем необычайно быстро распространились по разным регионам. Среди первых мастеров производства гармоник были оружейники села Чулково Тульской губернии И. Сизов, Т. Воронцов. Другим русским мастером Л.А. Чулковым был предложен тип устройства, смягчающий резкий тембр звука инструмента. Гармоники русских мастеров первоначально имели от 5 до 10 клавишей на правой и 2 клапана с басом и мажорным аккордом на левой стороне. Впоследствии, стремление мастеров как можно более приблизить инструмент к ладовым особенностям русских народных песен и мелодий способствовало усовершенствованию конструкций и возникновению разновидностей гармоник (тульская, саратовская, вятская, белобородовская, ливенка и другие).

России принадлежит приоритет создания гармоники с хроматическим строем. Инструмент «хромка» был сконструирован во II половине ХIХ века в Туле, талантливым русским музыкантом-самородком Н.И. Белобородовым. Он же был первым организатором в России оркестра, состоящего из хроматических гармоник.

Необычайную популярность в России с середины XIX века получила и диатоническая гармоника – «тальянка», строй которой отличается от традиционной гармоники «русского строя». Первые образцы тальянок стали выпускаться в Вятской губернии. Простота конструкций, компактность объема, однотональный строй способствовали быстрому распространению «тальянки» и среди народов Поволжья. Сейчас «тальянка» является национальным инструментом башкир и татар, чувашей и марийцев, русских и других национальностей.

На территории Бардымского района Пермского края сохранились гармоники разных систем, отличающихся конструкцией, размерами, клавиатурой, диапазоном и тембром звучания, техническими возможностями игры. Это инструменты хромка, саратовская гармоника, тульская двухрядка, минорка и др. Их информаторами и хранителями являются, в основном, коренные жители района пожилого возраста и разных профессий: Абдулов Ф.Х., Адилов К.Р., Акбаев Н.М., Габдулхаков А.Н., Камакаев А.Б., Закиров И.И., Маматов Р.Х., Мусин С.З., Нуриханов Ш.Ш., Хисматуллин И.И. и др.

___________________________

*Гармоника - это общее название музыкальных инструментов различной конструкции: губная гармоника, стеклянная гармоника, аккордеон и баян.

Гармоника-баян - инструмент группы самозвучащих аэрофонов с набором проскакивающих язычков.


II. Бардымские народные музыканты-гармонисты


  • Адилов Карим Рахимович






Родился в 1918 году в селе Сараши Бардымского района Пермской области. В семье был пятым ребенком. Научился играть на гармони ещё в детстве от матери Шафии-апы. И не расставался с гармошкой всю жизнь. Сам он говорил об этом: «С малых лет любил учиться и любил музыку. Гармонь, купленная мне братьями, осталась другом на всю жизнь. Чуть выпадало затишье на фронте, брал в руки тальянку и затягивал «Катюшу» на радость друзьям».


В 1940 году призвали в армию, начал служить на острове Сахалин. Позже 6 месяцев учился в полковой школе в городе Хабаровск и получил звание сержанта.

Шла Великая Отечественная война, и Карим Рахимович попал в пулеметную роту. Участвовал в освобождении Польши, трижды был ранен.

После войны К.Р.Адилов поступил учиться в лесной техникум. Окончив его, вплоть до выхода на пенсию, работал лесоводом.

В свободное от работы время Карим Рахимович играл на тальянке, писал стихи.

Тальянка К.Р.Адилова имеет 2 клавиатуры, на правой находится 12 клавишей, а в левой - две: бас и аккорд тонической и доминантовой функций. При разжиме меха возникает – Т, а при сжиме – Д. Двум клавишам, находящимся на левой стороне, отводится роль аккомпанемента. Звукоряд мелодических язычков на правой клавиатуре имеет мажорный диатонический строй.

Карим-ага исполнял на тальянке: «Бэлэбэй кое» (Балабаевский наигрыш), «Тан атканда» (На заре), «Барда-зиен койлэре» (Наигрыши Барда-зиена), «Барыня», «Кэмэ» (Лодка).

Лодка (Кэмэ)








Балабаевский наигрыш (Бэлэбэй кое)



Рашит Хабибович Маматов




Рашит Хабибович Маматов родился в 1943 году в деревне Тюндюки Бардымского района Пермской области.

Трудовой путь начал на родных полях помощником комбайнера. После армии Рашит Хабибович стал киномехаником. Его в районе знают как хорошего гармониста, баяниста, певца и мастера художественного слова. Играть на гармони научился в семь лет от отца Хабиба абый.

Р.Х. Маматов принимает участие не только в сельских, но и во многих районных мероприятиях, праздниках. А в августе 2003 года он вернулся вдохновленным с областного фестиваля «Играй, гармонь!» памяти Г.Заволокина.

Больше всего он любит играть на тальянке. Инструмент имеет 2 клавиатуры, на правой находится 10 клавишей, а в левой две, бас и аккорд тонической и субдоминантовой функции. При разжиме меха возникает - Т, а при сжиме S. Двум клавишам находящимся на левой стороне при игре отводится роль аккомпанемента. Звукоряд мелодических язычков на правой клавиатуре имеет мажорный диатонический строй.

Рашит Хабибович исполняет на тальянке: «Агыйделдэ ак пароход» (Плывет пароход по Белой реке), «Шахта кое» (Шахтерский наигрыш), «Арча» (Арск), «Бию койлэре» (Плясовая), «Урам кое» (Уличная), «Зэнгэр кулмэк» (Голубое платье).


Плывет пароход по Белой реке (Агыйделдэ ак пароход)







Арск (Арча)






  • Закиров Ильшат Идеалович






Ильшат Идеалович Закиров, 1966 года рождения, уроженец деревни Константиновка Бардымского района Пермского края.

И.Закиров окончил Осинское педагогическое училище, а потом в в педагогическом институте города Казань музыкальный факультет по классу баяна.

Ильшат Идеалович в данное время работает в Бардымском Доме детского творчества педагогом дополнительного образования, является руководителем кружков курая (башкирского и татарского) и гитары. На гармони-«хромке» научился играть самостоятельно.


Инструмент-«хромка» И.И.Закирова имеет 25 мелодических и 25 басовых клавишей. Басовые клавиши разделены на две группы, одна из которых состоит из тонико-доминантовых аккордов. Подобно баяну хроматическая гармоника при растяжении и сжатии меха издает одинаковой высоты звуки. Хотя инструмент называется «хромка», мелодическая клавиатура - диатоническая.

В августе 2003 года И.И.Закиров вместе с сыном Ниязом, учащимся отделения народных нструментов нашей школы, участвовал на областном фестивале-конкурсе «Играй, гармонь Прикамская!», где получил Диплом в номинации «Наследники».

Из штрихов часто употребляет: legato, staссato. Игра на гармонике громкая, активная.

На хроматической гармонике И.И.Закировым исполняются вариации на татарскую народную песню «Авыл кое» (Деревенский наигрыш), вариации на «Бию кое» (Плясовая) т.д.


Плясовая (Бию кое)














Деревенский наигрыш (Авыл кое)





III. Заключение



Бардымский край – это родина народов многих национальностей: башкир, татар, русских и они хранят свою богатую своеобразную культуру. На фольклорных праздниках можно услышать звучание разных инструментов: тальянка, хромка, кубыз, курай.

Ежегодно на территории Бардымского района, в целях дальнейшего развития народного музыкального творчества, выявления талантливых народных гармонистов, повышения их исполнительского мастерства проводится фестиваль «Играй, гармонь!». Участниками фестиваля являются любители, профессионалы, ансамбли, учащиеся и семейные коллективы.

Ни одно мероприятие в селе не проходит без участия гармониста. Их приглашают на юбилейные вечера, свадьбы.

Репертуар гармонистов включает деревенские (Авыл кое), уличные (Урам кое), плясовые наигрыши и представляют национальный музыкальный быт башкир и татар Бардымского района Пермского края со своим своеобразием и местным колоритом.

Искусство овладения игрой на гармонике в основном передается по наследству, и хотелось бы, чтобы «серебристая трель» гармони звучала всегда, и молодое поколение бережно хранило историю национального музыкального исполнительского фольклора башкир и татар Бардымского района Пермского края.

10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Гармонисты Бардымского района

Автор: Газизова Лилия Рафиковна

Дата: 15.12.2016

Номер свидетельства: 370033


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства