kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ЭОР "Шаг к познанию духовной музыки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательный материал раскрывающий понятие "Духовная музыка"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ЭОР "Шаг к познанию духовной музыки"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Масловопристанская средняя общеобразовательная школа

Шебекинского района Белгородской области








Шаг к познанию духовной музыки

(внеурочное занятие)











Выполнила:

Луткова Татьяна Васильевна

учитель музыки

МБОУ «Масловопристанская СОШ»



















2016 - 2017 учебный год


Тема «Шаг к познанию духовной музыки»

Цель – сформировать представление об особенностях духовной музыки.

Задачи:

-через групповые формы работы обучить умению коллективно размышлять о духовной музыке;

-сформировать наглядно-образное представление о традициях православных богослужений;

-приобщить детей к пониманию значимости православных традиций в жизни каждого человека.

1.Звучит музыка: М.И.Глинка «Херувимская песнь»

Учитель:

Любил я в детстве сумрак в храме

Любил вечернею порой

Его, сияющий огнями

Перед молящейся толпой;

Любил я всенощное бденье,

Когда в напевах и словах

Звучит покорное смиренье

И покаяние в грехах…

И в час, когда хор тихо пел

О «Свете тихом», - в умиленье

Я забывал свои волненья

И сердцем радостно светлел…

Так выразил свои чувства, нахлынувшие от услышанной музыки в храме поэт И.А.Бунин. Хоровое церковное пение и колокольные звоны составляют основу музыкальной традиции православия. На Руси самым совершенным инструментом считался человеческий голос.

-Почему вслушиваясь в звучащую в храме музыку нас не оставляет чувство прикосновения к тайне?

-Что такое церковные песнопения?

-Каково содержание и смысл духовной музыки?

-Какое значение имеет она в жизни человека?

На эти и многие другие вопросы мы вместе попытаемся найти ответы. Ведь неслучайно тема сегодняшнего занятия «Шаг к познанию духовной музыки». А помогут нам в этом впечатления и знания, полученные после проведения интереснейших экскурсий по святым местам родного края с посещением храмов.

Прежде чем продолжить нашу беседу я попрошу вас ответить на один вопрос. Что значит в понимании каждого из вас духовная музыка?

(Дети отвечают, но обычно затрудняются с формулировкой ответа)

Каждый ученик получает листок в форме колокольчика, колокольчики разных цветов, что впоследствии поможет разделиться учащимся на 3 творческие группы. На обратной стороне колокольчика напечатано задание (закончи предложение - Духовная музыка это…) которое учащиеся выполнят в конце урока.

2.А теперь мы разделимся на три творческие группы по цвету ваших колокольчиков: первый стол - синие, второй - жёлтые и третий - красные.

Каждая творческая группа получает файл в котором находится памятка об одной из экскурсий, фотографии и заметка с рубрикой «Знаете ли вы?», а так же вопросы для участников группы. Содержание материала варьируется по усмотрению педагога и уровня продвинутости детей. Один из учащихся знакомит слушателей с имеющейся в заметке информацией (это могут быть заранее приготовленные презентации).



Первый файл: «Знаете ли вы?»

Музыка вместе с иконописью и архитектурой воспринимались, как своеобразный синтез искусств, особое храмовое действо.

Икона сопутствовала православному христианину на протяжении всей его жизни. Как истинную святыню её украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. Мир иконы открывается нам не сразу, от современного зрителя требуются немалые усилия для того, чтобы понять условный язык иконописи. Неотъемлемой частью внутреннего убранства православного храма является иконостас. Иконостас - это сплошная стена, от северной до южной стороны храма, на которой расположены иконы. Он обращён к средней части храма, в которой стоят молящиеся. Таким образом, во время богослужений, собрание верующих, как бы поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса. Кроме того считается, что вовремя богослужений голоса ангельские сливаются с голосами человеческими и воссоздают в песнопениях божественный образ, который оставляет в душах прихожан ощущение окрылённости, освобождения от житейских проблем, чувство прикосновения к чему то возвышенному и божественному.

Вопросы для участников творческой группы.

1.Приходилось ли вам слушать духовную музыку, если да, то где?

2.Какие чувства вы испытываете, входя в православный храм?

3.Способствует ли внутреннее убранство храма более полно воспринимать настроение и содержание духовной музыки?

Участники группы озвучивают свои ответы.

Учитель читает стихотворение Ф.И.Тютчева «В храме»

Сумерки, тени, Лампады мерцанье,

Запах горящих свечей,

Лики святых ласкают сиянье

Их быстрокрылых лучей.

Словно молитвы, церковное пение,

Дым в алтаре голубой.

В сердце смущения, в сердце волнения,

Очи покрыты слезой.

В храме я вижу молитву народную;

Крепнет здесь вера моя

Жизни осмысленной цель благородную

Здесь обретаю вновь я.

Звучит музыкальный фрагмент композитора Р.Щедрина

«Запечатленный ангел»


Второй файл: «Знаете ли вы?»

Современному человеку пребывание в храме даже более необходимо, чем тем, кто жил в прошлые века. Это связано с тем, что вся наша среда обитания сегодня намного больше духовно загрязнена по сравнению с прошлым веком.

Необходимо хотя бы небольшое время бывать в духовно чистой среде, где происходит очищение, снимается накопившееся напряжение и раздражение. Это происходит во время богослужения в любом православном храме. Церковная служба является идеалом гармонии и красоты. Немаловажную роль в ней играет вокальная и хоровая музыка. Всё призвано служить не только эстетическому наслаждению, но и нравственному духовному преображению человека.

Молитва – хлеб наш духовный, помощь в делах и защита в опасности.

Молитва – это разговор человека с богом, который видит и слышит нас.

От понимания содержания молитвы исходит и понимание музыки, гармоничной ей по духу и настроению.

Вопросы для участников творческой группы.

1.Кто из вас знает молитву «Отче наш»?

2.Понятно ли вам содержание этой молитвы?

3.Как вы думаете, какая музыка будет гармонично звучать со словами обращения к богу?

Звучит музыкальный фрагмент церковного песнопения «Отче наш»


Третий файл: «Знаете ли вы?»


Единственным музыкальным инструментом в храме является колокол. История колокола восходит к периоду гонения на христиан, Когда они совершали тайные богослужения в катакомбах. Ни в одной стране мира колокол не был так любим, как на Руси, её бескрайние просторы как нельзя лучше подходили для его свободного чистого звука. Множество интонаций подвластных колокольному звону, от задорных и праздничных до величественных и трагических, – созвучны русской душе. Русский колокольный звон всегда привлекал внимание своей стройностью и ритмичностью. Волна колокольного звона качается так, словно не руками человеческими, а само по себе это чудо творится. Колокола могут поведать и об истории народа, о том, как росла и крепла мощь государства. Большинство уцелевших и сохранившихся до нашего времени колоколов – это великолепные памятники литейного искусства. Издавна на Руси колокольные звоны называли «малиновым звоном», а название это происходит от бельгийского города Мехлин, по французски – Малин, где отливали колокола, особенно ценившиеся в России.

Звучит фрагмент колокольного звона.

Конечно же колокольные звоны не могли не оставить след в творчестве русских композиторов. Они нередко использовали в своих произведениях, как подлинное звучание колоколов, так и оркестровые имитации колокольных звонов. Оперы «Князь Игорь» А.Бородина, «Борис Годунов» М.Мусргского, кантата «Александр Невский» С.Прокофьева. Для всех них колокольный звон не просто иллюстрация, а нечто намного большее. Это неотъемлемая часть жизни русского человека, история народа, особый душевный настрой.

Звучит фрагмент музыки С.Рахманинова «Колокола»


Вопросы для участников творческой группы.

1.Что вы знаете о колокольных звонах?

2.Где вы видели колокол и слышали его звучание?

3.Что вы знаете о значении и разнообразии колокольных звонов?


Наша познавательная встреча приближается к завершению, но тема её остаётся открытой потому, что таит в себе много интересного и неизведанного и если сегодняшняя встреча заинтересовала вас, то мы продолжим расширять наши познания, которые приближают к пониманию духовной музыки и значению православной культуры в жизни каждого из нас. Работа творческих групп была достаточно плодотворной и думаю, что вам будет не трудно продолжить предложение, записанное на обратной стороне ваших колокольчиков. Духовная музыка – это…

-бесценный пласт культуры народа

-целебное лекарство для души

-неиссякаемый источник, питающий душу и сердце

-идеал красоты гармонии





5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
ЭОР "Шаг к познанию духовной музыки"

Автор: Луткова Татьяна Васильевна

Дата: 16.11.2017

Номер свидетельства: 439208


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства