ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КЛАССЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ВОКАЛА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КЛАССЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ВОКАЛА
Статья посвящена вопросам формирования личности ребёнка в условиях занятий сольным академическим пением. Она направлена на расширение контакта преподавателя и родителей, на понимание ими значения занятий детьми профессиональным пением. В статье обозначается важность участия, поддержки родителями первых "шагов" их детей в овладевании азами вокального искусства. Также определяется степень ответственности преподавателя в формировании морально-нравственных аспектов личности обучающихся, таких как - смелость,целеустремлённость, организованность, аккуратность, стремление к самосовершенствованию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КЛАССЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ВОКАЛА »
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В КЛАССЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ВОКАЛА
Колесникова Л.В.
Преподаватель академического вокала
МБОУ ДОД ДШИ №5 им. Д.Д. Шостаковича
(г. Курск)
«Все мы родом из детства»
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Детство – это время, когда у человека формируются основные морально-нравственные, поведенческие, социально значимые стереотипы. Мы часто слышим от взрослых людей: «Меня с детства так приучили», «Я так с детства привык» и т.д. «Только то, в человеке надёжно и прочно, что вошло в него в раннем детстве»1. Поэтому на каждого взрослого возлагается огромная ответственность за воспитание детей, умение заложить в их души зерна добра, нравственности, справедливости, стремления к красоте и т.п. Сегодня у ребёнка есть много возможностей для познания мира. Но как в хаосе информации не заблудиться, не стать «жертвой» псевдоинтересов? Одним из видов «противоядия» от пошлости и разгула «информационного блуда» является занятие искусством. Все виды классического искусства полезны в детском возрасте и принесут большую пользу всем желающим овладеть ими. Но сегодня я говорю о занятиях обучающихся в классе академического вокала.
Голос человека – это его «я». Голос раскрывает «нутро» человека со всеми его положительными и отрицательными качествами, его характер, темперамент, грамотность, культуру, здоровое или больное состояние. Характерные интонации, присущие голосу каждого человека идентифицируют его, не позволяют перепутать его с другими людьми. Ни один музыкальный инструмент не может соперничать с голосом, великим даром Господа. Пение оказывает мощнейшее воздействие на слушателей и на самого поющего. Мать, укачивающая младенца, интонацией своей колыбельной успокаивает его, передаёт ему чувства любви, заботы, доброты. К сожалению, темп сегодняшней жизни, условия научно- технического прогресса несколько отдаляют людей друг от друга. Ребёнка укладывают спать или вовсе без музыки и пения, или под звуки чужих голосов современных электронных устройств. Между родителями и детьми встаёт непреодолимый, наполненный условностями ритм бушующего прогресса. Сегодняшних детей трудно удивить. Интеллект вытесняет чувства. А без чувств пения не бывает. Детям трудно, не привыкнув слушать классическую музыку, пение народных песен, самим чисто и музыкально спеть любимую мелодию. Поэтому, чем раньше родители приведут своего ребёнка на занятия академическим пением, тем лучше. У маленького ребёнка больше веры и доверия. Он естественен, открыт и любознателен. Он хочет учиться. Задача учителя - удовлетворить интерес ребёнка, открыть перед ним интересный и увлекательный мир вокальной музыки, удивить его и влюбить в искусство.
Пение - это не только музыка, это ещё и слово. Слово, которое раскрывается посредством музыки. Вокально - техническая подготовка юного вокалиста происходит параллельно с музыкальным образованием, включающим музыкальную грамоту, теорию музыки, историю развития искусств и музыкальной культуры, овладение музыкальным инструментом, и искусством пения в ансамбле. А так же, преподаватель отрабатывает с обучающимися приёмы певческой артикуляции, фразировки, воплощения сценического образа, грамотной передачи художественного слова, в соответствии с творческим замыслом исполняемых произведений. И чем богаче духовный мир ребёнка, чем тоньше чувствует он окружающий мир, тем больших результатов достигает преподаватель в занятиях с ним. Основной задачей которого, является научить вокалиста голосом выражать определённые музыкально-драматические состояния.
Искусство вокала заставляет работать и ум, и душу обучающегося. Разбирая вокальное произведение, необходимо знать историческую эпоху, в которую было написано данное произведение. Надо знать жанр, стиль произведения, строение и музыкальную форму, какое место в творчестве композитора оно занимает, чем было вызвано создание этого произведения. А душа откликается на поэтическое содержание, нюансы интонаций, смысл слов, пауз, запятых. Конечно, в занятиях необходимо соблюдать основной принцип развития постепенности - от простого к сложному. Нельзя перегружать сознание ребёнка невыполнимыми задачами. Процесс погружения в профессиональное пение должен приносить обучающемуся радость. Иногда радость преодоления собственных пороков: лени, недопонимания, упрямства и т.п. Духовно- нравственное воспитание личности ребёнка происходит постоянно, на каждом этапе работы. Разучивая с юным певцом упражнения или вокализы, преподаватель учит его быть терпеливым, внимательным, сосредоточенным, упорным. Исполнение вокальных произведений требует целеустремлённости, стремления к совершенствованию, смелости, решительности, широкого кругозора. Занятия в одном классе развивают у учеников чувство партнёрства, солидарности, взаимоуважения, вежливости.
За время работы с детьми в детской школе искусств, я наблюдала, как стремительно развиваются обучающиеся, когда преподаватель верит в их способности, вкладывает в каждого частицу себя. Научить ребёнка серьёзно относиться к работе над произведением, выполнять домашние задания, интересоваться выбранным видом искусства вне школы – задача педагога, всё это развивает в учениках морально - нравственные аспекты личности, профессионализм. Чаще всего, придя в класс академического вокала, ребёнок не всегда ясно представляет себе цель занятий. Преподавателю приходится медленно и постепенно расширять его кругозор, ставить ясные цели, намечать планы. Очень важным аспектом в занятиях с детьми является вовлечение родителей в творческий мир развития детей. Только тесное взаимодействие преподавателя с родителями обучающихся приносит положительные результаты в занятиях. Поддержка близких людей, их заинтересованность в результатах занятий помогают детям быстрее адаптироваться в процессе обучения, наполняет занятия особым смыслом и глубиной.
Если развитие юных исполнителей ведётся правильно, то духовный рост ребёнка прослеживается в осмыслении, сопереживании и «передачи» вокального репертуара. Ценно именно то, насколько обучающийся тонко и грамотно может раскрыть образ произведения, что его привлекает, какими средствами воплощения он доносит до зрителей смысл исполняемого произведения. И если в начале своего творческого развития его интересуют простые, часто популярные вокальные произведения, то в скором времени ребёнку становиться интересна другая, «сложная» музыка, способная пробудить мысли и чувства.
Совсем необязательно, чтобы все обучающиеся класса академического вокала становились профессиональными артистами, важно, чтобы они знали и понимали, как сложен труд артиста, как велико значение искусства и были грамотными, духовно восприимчивыми людьми.
1 Энциклопедия православной матери и ребёнка/ Оте6ц Вадим. М.:АСТ; Донецк:Сталкер,2005.С.5