kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Детский музыкальный фольклор – как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, создание социокультурной среды

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание единого социокультурного пространства в Школе и семье средствами детского музыкального фольклора.

Задачи:

1.Создать условия для самореализации ребенка с ОВЗ в группе сверстников средствами музыкального фольклора;

2.Развивать опыт активного взаимодействия с взрослыми и сверстниками в процессе  фольклорных праздников, игр и т.д.;

3. Внедрить технологии  социокультурной адаптации детей с ОВЗ средствами народной культуры;

4. Сформировать у них представление о традиционной народной культуре.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Детский музыкальный фольклор – как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, создание социокультурной среды»

24



УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

ОТДЕЛ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

_________«ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 8_____

620920 г. Екатеринбург, пос. Северка, ул. Строителей, 22, ИНН 6659072047, лицензия: серия 66ЛО1 № 0004495, регистрационный № 18094, тел/факс: (343) 211-78-02




Проект

«Игра. Радость. Творчество»

Детский музыкальный фольклор –

как средство социализации детей с ограниченными

возможностями здоровья,

создание социокультурной среды.








Ответственный исполнитель:

БМУК ДО «ЕДШИ № 8»

Преподаватель

М.Н.Никифорова





г. Екатеринбург

2020 г.

Введение

Природа щедро наградила человека, она дала ему все для того, чтобы видеть, слышать, ощущать. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуков. Оказывая сильное эмоциональное воздействие, музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка с ОВЗ, способствует развитию эстетических чувств, эмоционального восприятия, делает человека человеком.

Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приёмов для усиления их воздействия.

  В музыкально-коррекционной деятельности, основные задачи направлены на решение значимых для жизни ребенка проблем:

- развитие познавательных процессов, моторики, эмоционально-волевой и личностной сфер, стимулирование речевой деятельности.

Важную роль в коррекции речевой патологии помогают сыграть все виды художественной деятельности, расширяющие возможности коммуникации, повышающие самооценку ребёнка, развитию у него творческих способностей, воображения, речи. Особенно хочется обратить внимание на музыкальную деятельность. Музыка и движения занимают особое место в развитии и коррекции отклонений у детей с различными проблемами.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности.

Это проявляется в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности   и целеустремленности,  что приводит к значительному ослаблению «силы личности». Немаловажную роль в становлении ребенка играет и сознание своего места в обществе. Научиться этому вне социума невозможно.

Знаменитые  психологи П.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин  в качестве доминирующей стороны в развитии  личности называют социальный опыт, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего, прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей [10:6].

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения социально-педагогической реабилитации и подготовки детей, родителей, педагогов к принятию детей с особенностями в развитии.

  В педагогической сфере подчеркивается важнейшая роль  педагога, его место, функции в обществе и повышаются предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания.

Обучение, воспитание и развитие детей с ОВЗ - сложная социально-педагогическая проблема. Основной целью специальной педагогики является раннее выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.

Прежде всего, должна быть создана моральная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого ребенка; которую возможно обеспечить только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплоченном командном взаимодействии всех участников образовательного процесса. Здесь должны работать люди, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только «особого», но и самого обычного.

Известно, что музыка оказывает большое воздействие на организм. В. М. Бехтерев, И. М. Догель, И. Р. Тарханов выявили благотворное влияние музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение. И. В. Темкин исследовал вегетативные реакции организма в зависимости от характера музыки. И. Р. Тарханов изучил мелодии, приносящие радость и выявил, что после исполнения такой мелодии у человека замедляется пульс, увеличивается сила сердечных сокращений, нормализуется артериальное давление [2:9].

Актуальность обращения именно к традиционной народной культуре очевидна, так как веками проверенные средства этнопедагогики весьма эффективны в воспитании современных детей.

Музыкальный фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков – осознается как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам.

Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребенка, позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления.

В работе с детьми ОВЗ большое внимание надо уделять играм, потешкам, считалкам, загадкам, разучиванию театрализованных песен. Однако система знаний и умений может быть сформирована только в условиях системного обучения, учитывающего психофизиологические особенности обучаемых: интенсивность формирования и развития организма, чрезмерная подвижность, быстрое истощение запасов энергии в нервных тканях, наглядность и образность мыслительной деятельности, впечатлительность, эмоциональная отзывчивость на все яркое, масштабное, красочное…

Подвижные игры – незаменимое средство воспитания. Ведь она не представляет собой чего-то случайного и присутствует у всех народов и на всех стадиях культурного развития, а также у детенышей животных, что говорит о ее естественной биологической природе. В игре формируются, созревают и тренируются душевные и физические силы ребенка. Ловкость, пластика и грация движений, сила. Выносливость, умение перемещать себя в пространстве и ориентироваться в нем, мышечное чувство и координация – эти качества, характерные уровню физического развития, ребенок вырабатывает в игре. Есть игры, которые хорошо тренируют вестибулярный аппарат, развивают чувство равновесия, способствуют полноценному развитию мозжечка. Например, игра “Метелица”[1:18].Играющие встают парами в круг. Игроки в каждой паре, сцепившись руками (под локоть), стоят друг к другу боком. Пары кружатся вокруг под песню:

Метелица, метелица,
Снег по полю стелется!
Кто кружится, вертится –
Тот заметелится!

Повороты в воздухе (“переверты”) – хорошее упражнение для развития координации и укрепления мышц спины. Кроме того, одновременные прыжки под хоровой счет дают ребенку чувство единения со всеми участниками игры, чувство принадлежности к группе.

В игре “Веселая ткачиха” ребенок, пробегая между надвигающимися на него стенками, испытывает “веселый ужас”, тренируя в игре нейрогормональные системы, которые отвечают за поведение в экстремальных ситуациях. По считалке выбирает два “челночка”. Остальные делятся на две стенки – это ткацкий станок. Взявшись под руки, стенки ходят навстречу друг другу одновременно, т. е. ритмично сходятся и расходятся со словами:

Я веселая ткачиха - обе стенки идут навстречу друг другу

Хорошо умею ткать - стенки расходятся, шагая назад

Пинч – понч, клепу, клепу- стенки сходятся

Хорошо умею ткать - стенки расходятся.

Челночки стоят на противоположных концах стенок и пробегают между стенками навстречу друг другу, меняясь местами, когда образуется просвет, т. е., когда стенки расходятся. Темп постепенно убыстряется и челночкам остается все меньше времени, чтобы успеть пробежать, и, наконец, они оказываются “затканными” в станке, т. е. зажатыми между стенками. Следует обращать внимание на то, чтобы стенки шагали ритмично и держали прямую линию, т. к. часто в азарте игроки, нарушая ритм, выдаются вперед, пытаясь поскорее заткать челночка.

Движение и связанное с ним мышечное чувство являются для ребенка первичной школой мышления, а ситуация игры требует смекалки, сообразительности, быстрой спонтанной реакции, находчивости, следовательно, развивает его интеллектуально.

Игры с элементами логоритмики (когда рифмованная речь сопровождается ритмическим движениями: хлопками, притопами, прыжками и т. д.) активизируют центр речи, положительно влияя на развитие способности к чтению и письму.

Игра всегда эмоциональна, она будит у играющих сильные и яркие чувства, но она же и учит не слепо следовать эмоциям, а согласовывать их с правилами и конечной целью игры. Таким образом, игра воспитывает самоконтроль и является лучшей формой организации эмоционального поведения. Подчиняя импульсивные желания правила игры, ребенок совершает волевое усилие, тренируя тем самым волю.

В театрализованных играх хорошо развивается пластика движений, музыкальный слух и чувство ритма, развивается внимание, сложная телесная координация. Импровизированные диалоги способствуют развитию чувства юмора, речи, находчивости и свободе общения, учатся проигрывать без потери личностного потенциала и самоуважения.

На Масленице и Святках большой популярностью пользуются игры “У Маланьи”, “У дедушки Трифона”. Эти игры раскрепощают, дают ощущение внутренней свободы, развивают творчески (находчивость, быстрота реакции, воображение и тренируют у водящего самообладание).

А считалки позволяют соблюдать справедливость при выборе водящего и защищает робких детей от произвола лидеров – в этом заключается ее этическая функция. Эстетическое воздействие считалки на ребенка очевидно – достаточно вслушаться в ритм, в художественно отточенную лаконичную фразу, чтобы понять, почему этот жанр один из наиболее любимых и распространенных в детском фольклоре.

Исследователи указывают на то, что наибольшее воздействие оказывает считалка, когда ее скандируют хором, подчеркнуто ритмично и достаточно громко. Во-первых, ритмичная и рифмованная речь активизирует речевой центр в коре головного мозга, а, во-вторых, громкое хоровое скандирование стихов (как и хоровое пение) дает ощущение полноты жизни, которое не исчерпывается данным моментом, но закрепляется в душевном строе ребенка, обеспечивая ему душевные силы не только в детстве, но и взрослому.

Суп, суп, супанэ,

Абуль, фабуль, думанэ,

Рики, тики, грамматики,

А блин – прыг один!

Отсутствие или недоразвитие социальных навыков и умений ведет к нарушению межличностных взаимоотношений, в первую очередь со сверстниками, в результате чего возникают беспокойство, страх, обиды, неуверенность в себе, скованность и нерешительность в общении, неумение постоять за себя, неспособность контролировать свои чувства. Эти переживания и дискомфорт при общении являются основной и непосредственной причиной неврозов, пограничных психических состояний и отклонений в поведении детей. Непереносимый для юной души дискомфорт дети, подростки глушат асоциальным поведением, алкоголем, табакокурением, наркотиками, в том числе музыкальными [9:45].

Народные песни…неповторимой красоты. Вечно живые. Это чистые и светлые родники. Простота построения народных мелодий, яркая образность, юмор вызывают желание петь самых застенчивых и малоактивных детей. Народная песня обогащает и делает выразительней речь детей. Главная часть репертуара – фольклорные попевки, прибаутки, напевы. С них надо начинать, так как они легки интонационно, невелики по объему, легко запоминаются, удобны орфоэпически. Ведь народные песни создавались в процессе пения, именно в исполнительной практике находились наиболее удобные и выразительные интонации, шлифовался текст: ведь распеваются обычно самые удобные гласные, да и самих обилие в русской песне, преобладание распевов, свидетельствуют о специфически русской национальной кантилене. А ведь известно, что звуки лечат. А. Боникман в книге “Даосские целительные звуки» написал, что звуки “и, е” благотворно влияют на головной мозг, “э” - глотку, гортань, щитовидную железу, “а” - верхние доли легких, “о, у” - сердце, печень, нижние доли легких, желудок, “о” - средняя часть груди, диафрагма, желудок, “о, и” – сердце [11:3].

Отмечу, что “гудошники”, дети, которые поют неточно из-за нарушения координации между слухом и воспроизведением, обычно очень скоро начинают правильно интонировать простейшие попевки. Пение – это движение мышц, действие, отсюда вытекает необходимость прибегать к помощи других нервных анализаторов, поэтому на первых порах обучения помогает метод “свободного” дирижирования. В индивидуальной работе показан сдвиг в певческих упражнениях на слогах “ку” и “гу”, подражание крику птиц, животных.

Фонопедические упражнения В. Емельянова, которые стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. “Голосовой аппарат – саморегулирующая система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой, а на все остальные компоненты можно воздействовать только косвенно, через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции”, - утверждает В. Емельянов[7:9].Упражнения делятся на несколько групп, в зависимости от поставленных задач:

- артикуляционная гимнастика;

- интонационно-фонетические упражнения;

- голосовые сигналы доречевой коммуникации.

В работе над дыханием целесообразно применять простейшие попевки, которые поются на одном звуке, затем добавляю второй голос, третий: “То-то-ли, то-то-ли, то-то-люшеньки-лю-ли”, “Евсей, Евсей муку просей, испеки из муки калачи горячи”, “Как на горке - на пригорке жили тридцать три Егорки, раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д.”

Детям нравятся чистоговорки, которые учат правильно формировать и развивать связную речь, отрабатывать артикуляцию.

Ся-ся-ся, жили-были два гуся,

Ся - ся - ся, ся-ся-ся, спи спокойно, сказка вся.

За – за - за, за – за -за – здесь привязана коза.

Зы – зы - зы, зы – зы - зы – отвязали мы козу.

За – за - за, за – за - за – залезает в саз коза.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу Чо-чо-чо, чо-чо-чо

Я сейчас пойду к врачу. Разболелося плечо.

Все игровые и шуточные песни мы с ребятами обыгрываем. Глубокое проникновение в характер песен совершает личность певца, повышает его нравственность. Например, к песне “В огороде бел козел” выбираем ребенка, готовим ему простейший костюм, заранее не готовим движения, а ребенку дается полная свобода импровизаций движения. На следующем занятии “играет” другой ребенок. Сразу же создается доброжелательная атмосфера, при которой рождается необходимая интонация.

А движение облегчает восприятие и запоминание песни. Развитие двигательных навыков должно происходить одновременно с развитием речи. Движение помогает ребенку полнее воспринимать музыкальный образ, у детей возникает определенное эмоциональное переживание, но выразить это в движении могут далеко не все – тело ребенка не всегда его слушается. Поэтому, используя элементы импровизации, ребенок гармонично развивает свое тело, получает основы музыкально-двигательной культуры, учится сознательному отношению к своим движениям. Р. Вагнер в книге «Произведение искусства будущего” писал: “Исходной точкой…подъема всеобщего единого искусства будущего будет то, что служит основанием для всякого истинного искусства: пластическое движение тела, представление музыкальным ритмом”[12:57].

Замечательной особенностью народной игры является ее педагогическая функциональность: нельзя сказать, что одна игра развивает физически, другая эмоционально, третья развивает память, четвертая – внимание, а пятая формирует навыки общения и т. д. – любая игра положительно воздействует на двигательную, интеллектуальную, эмоциональную и социальную функции ребенка и способствует всестороннему и гармоничному его развитию. Подвижные игры всегда сопровождаются психоэмоциональным напряжением, которое лежит в основе любой способности, а также в основе интуитивного мышления, следовательно, любая игра обеспечивает творческое и интеллектуальное созревание ребенка.

Тем не менее, ни одна игра не повторяет другую и имеет свои особенности воздействия на ребенка. Именно благодаря универсальности и эффективности воздействия, использование народных подвижных игр в воспитании детей с отклоняющимся поведением дает хороший результат. Народную игру могут применять не только учителя музыки, но и педагоги любого кружка, ведь игра сплачивает детский коллектив, окрашивает общение положительными эмоциями и тем самым укрепляет интерес к занятиям в этом кружке. И здесь уместно привести слова из исследования ЮНЕСКО “ Дети и игра: теоретический подход и методы обучения”, которое проводили специалисты ряда стран, - “Здоровье ребенка – это ваше умение играть”, где здоровье понимается по определению Всемирной организации здравоохранения, как состояние полного физического, умственного и социального благополучия[6:12].

Дети физически слабые, робкие, отсталые в развитии, с заторможенной психикой постепенно раскрываются. Приобретенные на фольклорных занятиях знания дети реализуют на научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях, проектах.

То, что русское народное творчество влияет на здоровье и личностный рост ребенка, подтверждается словами выдающегося педагога В. А. Сухомлинского: “Наиболее интенсивное развитие личности школьника происходит не на уроке, как думают большинство учителей, а в сфере свободного общения, досуга, труда, любимых занятий, игры, пения”.

Обучение и воспитание детей с ОВЗ предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами с тем, чтобы обеспечить не только действенность знаний, но успешную социализацию.


Цель: создание единого социокультурного пространства в Школе и семье средствами детского музыкального фольклора.

Задачи:

1.Создать условия для самореализации ребенка с ОВЗ в группе сверстников средствами музыкального фольклора;

2.Развивать опыт активного взаимодействия с взрослыми и сверстниками в процессе фольклорных праздников, игр и т.д.;

3. Внедрить технологии социокультурной адаптации детей с ОВЗ средствами народной культуры;

4. Сформировать у них представление о традиционной народной культуре;

В ходе решения поставленных задач целенаправленно создаются условия, обеспечивающие интеграцию ребенка с ОВЗ в детское сообщество, накопление опыта регуляции взаимодействия между детьми разных возраста и пола, удовлетворение потребности в признании, завоевании личностного статуса, отличного от формального статуса ребенка в семье, и возможность транслировать окружающим свой собственный внутренний мир.

Из всего этого следует, что каждое пребывание ребенка с ОВЗ в детском коллективе, дает ему возможность овладеть необходимыми нормами морально-нравственного поведения.

Авторы проекта убеждены в том, что наибольшей результативности в социокультурной деятельности можно достичь, опираясь на целостный характер музыкально-художественной деятельности (см. таблицу 1).


Таблица 1. Содержание музыкально-художественной деятельности (по А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской)

Музыкально-художественная деятельность

Примерное содержание деятельности

Сочинение

Исполнение

Восприятие

Преобразовательная

Творчество - создание произведения искусства;

Творчество - интерпретация произведения искусства;

Творчество - понимание и эмоциональное переживание замысла композитора;

Преобразование впечатлений и переживаний жизни в художественный образ;

поиски способов раскодирования художественной информации;

Проживание впечатлений и переживаний;

поиски способов кодирования художественной информации;

Внутреннее преобразование, самовыражение

поиски способов раскодирования художественной информации;

Внутреннее преобразование, самовыражение

Внутреннее преобразование, самовыражение

Познавательная

Познание жизни, обогащение чувственного опыта;

Познание жизни, обогащение чувственного опыта;

Познание жизни, обогащение чувственного опыта;

овладение композиторским мастерством;

Овладение исполнительским мастерством;

Музыкальная эрудиция;

Овладение мастерством слушателя;

Самопознание

Самопознание

Самопознание

Ценностно-ориентационная

Создание духовной ценности - произведения искусства;

Личностное отношение к исполняемым произведениям

Формирование системы жизненных ценностей;

ценностное осмысление жизненного опыта

Приобщение к ценностям культуры;

Оценка музыкального произведения

Общение

Общение с другими людьми посредством сочинения музыки

Общение с другими людьми посредством исполнения музыки

Общение с другими людьми посредством восприятия музыки


А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунская выделяют основные условия, способствующие полноценному музыкальному восприятию: общая музыкальная эрудиция ребенка и педагога; определенный уровень развития чувственно-эмоциональной сферы; способность к сопереживанию, выражению суждений об искусстве. Все это в совокупности с настроением и отношением воспринимающего к процессу изучения музыкального фольклора и образует, в конечном счете, музыкальный вкус человека.

Помочь детям с ОВЗ развить художественно-творческие способности, стать для них проводником в мир настоящего искусства, в мир самых высоких «образцов» и само это искусство сделать главным наставником и учителем ребенка в период кризиса духовности могут социокультурные проекты в условия социальной среды дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования и культуры.

Школа – это место, где для процесса развития творческих способностей детей созданы все условия.

Во-первых есть в наличии подлинные музыкальные инструменты: фортепиано, баян, шумовой оркестр и пр.

Во-вторых, здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства детей. Информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта (См. рис. 1).

В рамках реализации проекта «Игра радость творчество» может реализовать модель создания единого социокультурного пространства воспитания и общения в Школе и семье средствами детского музыкального фольклора.


Сроки реализации проекта:

Проект реализуется в течение 2020 - 2021 учебного года.

Этапы реализации проекта

1 этап - подготовительный

1.Обсуждение целей и задач проекта.

2.Распределение материала на блоки, составление плана работы.

3.Изучение компетентности родителей по теме проекта

2 этап – творческий

1.Планирование работы преподавателей с детьми.

2.Создание условий для реализации проекта: подбор материала

для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и

литературных источников по соответствующим тематикам.

3.Пропаганда знаний о влиянии народной музыки на развитие ребёнка с ОВЗ.

4.Создание базы данных о детских музыкальных театрах, концертных залах города Екатеринбурга.

5.Оказание информационной и методической помощи преподавателям и родителям.

6.Составление семейных мини-проектов «Народная музыка дома».

7.Организация тематических выставок, создание фотогазет, мини-

презентаций.


3 этап:

Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.

Презентация проекта «Музыкальный фольклор в Школе».







ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 

п/п

Тема

Сроки проведения


1

Музыкальная гостиная «Музыкальный фольклор в детском саду»

 Сентябрь – октябрь 2020

 

2

МуМузыкальная гостиная « Сказка в русской опере» Н.А.Римский-Корсаков

Н.


 Ноябрь – декабрь 2020 года

3

Вечер русской народной песни

 Январь – февраль 2021 года

4

Музыкальная гостиная «Русские народные инструменты»»

Март – апрель 2021 года

5

Музыкальная гостиная «Игровой фольклор»»

Май – июнь 2021 года


Анализ реализации проекта.

На первом этапе проекта будет сформулирована проблема: Для чего? Зачем? А хотите узнать?; спланирована дальнейшая деятельность (взаимодействие детей и преподавателей - подготовка фольклорного досуга, помощь семьи в поиске необходимой информации и пополнении развивающей среды предметами старины). Погружение в игровую ситуацию («путешествие в прошлое»- знакомство с русской музыкальной культурой: деревенской избой, предметами быта, русским народным костюмом; рассматривание иллюстраций, слушание музыки по теме, беседа).

Второй этап - практический – это непосредственная работа над проектом «Музыкальный фольклор в детском саду» - разучивание песен, хороводов, русских народных игр. Интерес детей с ОВЗ к организованной деятельности будет поддерживаться за счёт сюрпризных моментов («перевоплощение») и наглядности (использование русской народной музыки в записи, атрибута «карусель» к игре и оформление части музыкального зала в старинном стиле). Второй этап проекта направлен на развитие познавательной активности, развитие творческих способностей, художественно-эстетического вкуса детей, на формирование коммуникативных навыков, духовно – нравственного воспитания.


Третий, заключительный этап проекта презентация в форме творческого отчета «Музыкальный фольклор в Школе искусств»

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:

-формирование начал народной культуры детей с ОВЗ;

- формирование общей духовной культуры обучающихся;

-создание информационно-коммуникационной среды, обеспечивающей родителям возможность повысить свою компетентность в вопросах художественно-эстетического развития и социокультурной адаптации личности ребенка с ОВЗ.

В заключение важно подчеркнуть: дошкольный возраст сензитивен для социального познания в связи с бурным развитием восприятия, памяти, мышления, воображения, речи ребёнка, стабилизацией его эмоционально-волевой сферы. Эти психологические достижения позволяют им не только эффективно вписываться в мир людей, но и активно его осваивать, делать выбор в социуме по отношению к пространству и событиям, значимому взрослому, социальной роли. Целесообразно организованная социальная среда детского учреждения  полноценно обеспечивает развитие индивидуальности, подготавливает к новому социальному качеству.












Состав участников проекта:


Закомлистова Юлия Александровна – координатор проекта, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Бубнова Александра Андреевна – преподаватель первой квалификационной категории.

Терехова Елена Вадимовна - преподаватель первой квалификационной категории.

Черных Анатолий Алексеевич - преподаватель первой квалификационной категории.

Рабинович Михаил Самуилович – преподаватель.

Розовей Маргарита Юрьевна – преподаватель.


Преподаватели – 5 чел.

















Приложение 1

Интернет–консультации для родителей:


Младший возраст.

1. Развитие музыкально-двигательного творчества у детей в хороводах и народных играх.

2. Формирование эмоциональной отзывчивости у дошкольников при слушании народной музыки.

3. Развитие восприятия в процессе слушания музыки у младших дошкольников.

4. Использование возможностей музыкального фольклора в организации жизни детей в группах раннего возраста.

Старший возраст.

1. Развитие выразительности движений, их ритмичности в сочетании с пением.

2. Обогащение образного мышления старших дошкольников при слушании музыки. "Народно - поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке".

3. Создание условий для отражения впечатлений полученных при слушании народных истоков в профессиональной музыке.

4. Пение народных песен, работа над дикцией и чистым интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него.

5. Методическое руководство детско-родительскими проектами «Знакомство с детским музыкальным фольклором».







Приложение № 2

Примерный перечень мероприятий по педагогическому просвещению родителей на базе БМУК ДО «ЕДШИ № 8»

Очное взаимодействие

Интернет- взаимодействие

Тематические консультации:

1.Календарные праздники детям.

2.Темы народных песен в произведениях М.И.Глинки и П.И. Чайковского.

3.Явления природы в народной музыке.

4.Музыкальные инструменты русских народных оркестров.

Интернет-консультации.

1.Современные дети и народная музыка.

2.Народная музыка и развитие интеллектуальных способностей ребенка.

3.Как слушать музыку вместе с ребенком.

4.Музыкальный театр и дети.

5.Слушание музыки – только для эстетов? Или это доступно всем?

6.Какая народная музыка доступна для восприятия детей в разном возрасте.

7.Музыкальные театры Екатеринбурга – для детей.

8.Домашняя аудиотека. Баланс народной музыки и современности.

9.С какого возраста ребенок может слушать и петь народную песню?

Семейный клуб «Сударушка»:

1.Как петь р.н. песню.

2.Образы животных в р.н.музыке.

4.Народные игры.

5.Сказка-в музыке.

«Жар-птица. Петрушка. "Русские сказки в балете"» И.Стравинского.




Комплекс критериев, обеспечивающих выявление качественных характеристик усвоения материала

Оценка уровня обученности осуществляется посредством проведения диагностики. При этом используются следующие формы проведения диагностики:

- творческие зачёты;

- тестирование;

- анкетирование;

- отчетные концерты.

На основании выделенных критериев Груздова И. В. выделяет возрастные показатели уровня сформированности эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста.




Характеристики показателей сформированности эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников

Уровни

Младший и средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

ВЫСОКИЙ

Ребенок увлечен, внимателен, не отвлекается во время звучания музыкального произведения; дослушивает музыкальные произведения (фрагменты) до конца; эмоционально активен во время звучания музыки, проявляет эмоции, адекватные музыкальному настроению, двигательные реакции и вокальные проявления соответствуют характеру и ритму звучащей музыки; действия с музыкальными игрушками и инструментами возникают как эмоциональный отклик на музыку без побуждения взрослого, игра ребенка ритмична, выразительна, соответствует характеру произведения; выражает готовность слушать музыку, проявляя инициативу, сам просит повторить или послушать другие музыкальные произведения.

Дошкольник внимательно слушает музыку, способен активно воспринимать более длительные по звучанию музыкальные произведения, проявляет заинтересованное отношение к содержанию музыкального образа и целостному его восприятию. Во время слушания демонстрирует выразительность и разнообразие эмоционально окрашенных Ритмопластических, образных и танцевальных движений, мелкой моторики, вокализаций, мимических уподоблений, интонирования фрагментов мелодии и др. Действия с музыкальными инструментами и игрушками соответствуют содержанию музыкального образа, отличаются оригинальностью, вариативностью, носят художественно завершенный характер. Ребенок проявляет инициативу в слушании музыки, эмоционально заинтересован в общении со взрослым по поводу музыкальных впечатлений, у него есть любимые музыкальные произведения.

СРЕДНИЙ

Ребѐнок легко отвлекается на посторонние раздражители, но его возможно вновь заинтересовать, привлечь внимание с помощью вербальных и невербальных

средств; продолжительность восприятия незначительная, слушает некоторое время музыку, однако, не дослушав произведение до конца, отвлекается, после чего может вновь включиться в процесс восприятия музыки; действия с инструментами и игрушками возникают по просьбе взрослого или появляются эпизодично, выбор инструмента адекватен характеру произведения по тембру, однако игра не выразительна и не всегда ритмична; в желании слушать музыку не проявляет инициативы, но на предложение взрослого откликается; характер повторных прослушиваний качественно не изменяется.

Сосредоточенность внимания во время звучания музыкального произведения возникает при эмоциональной поддержке взрослого, продолжительность восприятия связана с наличием ярких стимулов, ребенок не до конца дослушивает произведения самостоятельно.

Отсутствуют инициативные творческие действия; эмоционально-двигательные проявления, такие как пантомимика, вокализации, танцевальные, образные движения и т. п., носят схематичный, однообразный характер, выразительность и художественная

оформленность появляются при поддержке и по подражанию взрослому. Действия с музыкальными инструментами и игрушками вызывают интерес, но не отличаются оригинальностью

исполнения инструментовки. Ребенок не проявляет самостоятельности в желании слушать музыку, при этом не отказывается от общения со взрослым, делится впечатлениями о прослушанном, называет понравившиеся произведения.

НИЗКИЙ

Внимание неустойчивое, ребенок сразу отвлекается, его сложно заинтересовать звучащей музыкой; продолжительность восприятия незначительная, внимательно слушает начало музыкального произведения, а затем теряет всякий интерес, переключаясь на другую деятельность; при слушании музыки ребенок пассивен, равнодушен к звучащим музыкальным интонациям, занят своим делом, эмоционально-двигательная активность отсутствует; действия с

музыкальными инструментами и игрушками носят манипулятивный характер, выбор инструмента случаен, по тембру не адекватен характеру музыкального произведения; инициативы в восприятии музыкальных произведений не проявляет и отрицательно реагирует на предложение взрослого послушать музыкальное произведение повторно.

Сосредоточенность внимания и продолжительность восприятия носят неустойчивый характер. Ребенок неохотно откликается на эмоциональные стимулы взрослого по активизации восприятия музыкальных произведений. Не проявляет интереса к содержанию музыкального образа. Эмоционально-двигательная активность отсутствует или появляется по подражанию действиям взрослого. Во время двигательной активности в процессе восприятия музыки ребенок эмоционально индифферентен, ровно, спокойно относится к музыкально-творческим действиям взрослого. В игре на инструментах не проявляет желания действовать самостоятельно, движения скованны, отсутствует активный интерес к творческой интерпретации музыкального образа. Отказывается слушать музыку, не называет любимых произведений.

Примерная диагностика художественного восприятия музыкальных произведений детьми.

Младший дошкольный возраст

Цель: ознакомить с народным календарём, дать элементарные навыки образования по фольклору.

Задачи:

- воспитательная: воспитывать дружелюбное отношение к сверстникам, доброжелательность, вежливость и культуру поведения; привитие уважительного отношения к народным традициям своего народа.

- образовательная: выявить индивидуальные особенности ребенка; показать результат ближней и дальней перспективы; освоить репертуар, предусмотренный программой.

- развивающая: развить интерес к народным традициям; развить и закрепить

мотивацию к заинтересовавшей деятельности.


Итоговое занятие-праздник для родителей «Потеха – делу не помеха».

Прогнозируемые результаты

Знания

Умения

- основные праздники народного календаря;

- несколько образцов загадок, пословиц, скороговорок, частушек, сказок, закличек, считалок, плясовых песен


- организовать жеребьёвку и игру без помощи взрослых;

- выполнять ритмические, дикционные, дыхательные упражнения;

- слушать при пении другого поющего;

- выполнять плясовой шаг «с притопом»;

- исполнять освоенные игровые, песенные и плясовые формы.








Средний дошкольный возраст

Цель: сформировать у учащихся представление о традиционной народной культуре (система календарного земледельческого круга и праздников народного календаря), основы исполнительских навыков.

Задачи:

- воспитательная: воспитывать патриотизм и уважительное отношение к

традициям русского народа;

- образовательная: освоить знания по народной культуре в целом (интенсивное

освоение народных традиций);

- развивающая: развивать музыкальные способности детей, исполнительскую

деятельность.


Диагностика ЗУН (тестирование, анкетирование, диагностика).

Итоговое занятие-праздник для родителей «Разгар весны - предлетье».

Прогнозируемые результаты обучения


Знания

Умения

- знать содержание и назначение праздников народного календаря;

- большое количество загадок, пословиц, скороговорок, частушек, сказок, закличек, считалок, плясовых песен.

- рассказывать о народных праздниках и календарных приметах;

- правильно петь «на опоре»;

- петь в унисон и с элементами двухголосия без сопровождения;

- исполнять более сложные игровые, песенные и плясовые формы.


Старший дошкольный возраст

Цель: познакомить детей с жанровой палитрой системы фольклора.

Задачи:

- воспитательная: воспитывать основные нравственные черты, присущие

русскому народу.

- обучающая: изучить свадебные, семейно-бытовые обряды и праздники;

освоение непринуждённого исполнения фольклорного материала.

- развивающая: осуществлять музыкальное, образное, творческое

развитие обучающихся; развивать коммуникативные навыки.

Диагностика ЗУН (тестирование, анкетирование, диагностика).

Итоговое занятие-праздник для родителей «Всякий человек у дела познаётся».


Прогнозируемые результаты

Знания

Умения

- знать календарные и семейно-бытовые обряды, обычаи и праздники; их символику;

- различные жанры фольклора и их место в традиционной культуре.


- исполнить фрагмент постановки кукольной свадьбы;

- соблюдать диалектные особенности;

- непринуждённо исполнять изученный фольклорный материал;

- использовать элементы народной культуры в повседневной жизни.


Методическое обеспечение проекта

Младший дошкольный возраст

п/п

Раздел проекта/

Кол-во часов

Форма организации

Форма проведения

Методы и приёмы

Форма подведения итогов по теме

1.

Вводное занятие (2)

Лекции, игровые занятия

Коллективная

Словесный, наглядный, практический

Входящая диагностика

2.

«Осень, осень, гости недель восемь» (24)

Занятия тематические, лекции, игровые занятия, открытое занятие для родителей

Коллективная, индивидуальная, групповая

Словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Открытое занятие для родителей

3.

«Зазимье пришло, засидки принесло» (22)

Занятия тематические, лекции, игровые занятия

Коллективная, индивидуальная, групповая

Словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Устный опрос

4.

Подготовка к зимним Святкам (18)

Занятия тематические, лекции, игровые занятия, праздник

Коллективная, индивидуальная, групповая

Словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Зачёт

5.

«Зимняя сказка» (14)

Занятия тематические, лекции, игровые занятия, репетиции,

театральное представление

Коллективная, индивидуальная, групповая

Словесный, объяснительно-иллюстративный, игровой, репродуктивный

Устный опрос

6.

«А мы Масленку дожидали» (14)

Занятия тематические, лекции, игровые занятия, занятие-праздник с родителями

Коллективная, индивидуальная, групповая

Словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Занятие- праздник

7.

Великий Пост. Подготовка к Пасхе (22)

Занятия тематические, лекции, игровые занятия

Коллективная, индивидуальная, групповая

Словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Тематическая диагностика (Пасхальный кроссворд)

8.

«Весна красна, тёплое летечко» (14)

Занятия тематические, лекции, игровые занятия, отчётный концерт

Коллективная, индивидуальная, групповая

Словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Тематический опрос

9.

Экскурсии, творческие встречи (8)

Экскурсии, творческие встречи

Коллективная

Словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Сочинение

10.

Диагностика ЗУН (4)

Контрольное занятие

Коллективная,

Индивидуальная

Практический, методы контроля

устный опрос,

тестирование, анкетирование

11.

Итоговое занятие (2)

Занятие-праздник для родителей

Коллективная

Практический, репродуктивный

Концерт для родителей


Средний дошкольный возраст


п/п

Раздел проека/

Кол-во часов

Форма организации

Форма проведения

Методы и приёмы

Форма подведения итогов по теме

1.

Вводное занятие (4)

Лекции, игровые занятия

коллективная

Словесный, наглядный, практический

Входящая диагностика

2.

«Осень – перемен восемь» (22)

Занятия тематические, лекции, игровые занятия

Коллективная, индивидуальная, групповая

Словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Открытое занятие для родителей

3.

«Зимушка-зима» (22)

Занятия тематические, лекции, игровые занятия, занятие-вечерина с родителями

Коллективная, индивидуальная, групповая

Словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Устный опрос

4.

«Скоро сказка сказывается…» (28)

Занятия тематические, репетиции, театральное представление

Коллективная, индивидуальная, групповая

Словесный, объяснительно-иллюстративный, игровой, репродуктивный, частично-поисковый

Устный опрос

5.

«Дорогая наша Масленица» (14)

Занятия тематические, лекции, игровые занятия, репетиции, занятие-праздник с родителями

Коллективная, индивидуальная, групповая

Словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Занятие- праздник

6.

Великий пост. Пасха Христова. (28)

Занятия тематические, лекции, игровые занятия

Коллективная, индивидуальная групповая

Словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый

Тематическая диагностика

7.

«Весна-красна, что нам принесла?» (12)

Занятия тематические, лекции, игровые занятия, отчётный концерт

Коллективная, индивидуальная, групповая

Словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Тематический опрос

8.

Экскурсии, творческие встречи (8)

Экскурсии, творческие встречи

Коллективная

Словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Сочинение

9.

Диагностика ЗУН (4)

Контрольное занятие

Коллективная,

индивидуальная

Практический, методы контроля

устный опрос,

тестирование. анкетирование

10.

Итоговое занятие (2)

Занятие-праздник для родителей

Коллективная

Практический, репродуктивный

Концерт для родителей


Старший дошкольный возраст


п/п

Раздел проекта/

Кол-во часов

Форма организации

Форма проведения

Методы и приёмы

Форма подведения итогов по теме

1.

Вводное занятие (4)

Лекции, игровые занятия

Коллективная

Словесный, наглядный, практический

Входящая диагностика

2.

«Ты загуливай, дружинушка». Традиционная русская свадьба (40)

Занятия тематические, лекции, игровые занятия, репетиции

Коллективная, индивидуальная, групповая

Словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный

Открытое занятие для родителей

3.

«Живы родители – почитай, умерли – поминай». Семейно-бытовые обряды и праздники (22)

Занятия тематические, лекции, игровые занятия, занятие-вечерина с родителями

Коллективная, индивидуальная, групповая

Словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Устный опрос

4.

«Спой, баба, сказочку» (12)

Занятия тематические, репетиции, театральное представление, праздничное мероприятие

Коллективная, индивидуальная, групповая

Словесный, объяснительно-иллюстративный, игровой, репродуктивный, частично-поисковый

Устный опрос

5.

«Как на масленой неделе» (12)

Занятия тематические, лекции, игровые занятия, репетиции, праздничная вечерина

Коллективная, индивидуальная, групповая

Словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Занятие- праздник

6.

Великий пост. Пасха Христова(26)

Занятия тематические, лекции, игровые занятия

Коллективная, индивидуальная групповая

Словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый

Тематическая диагностика

7.

«В хороводе были мы». Летние гулянья и праздники(14)

Занятия тематические, отчётный концерт

Коллективная, индивидуальная, групповая

Словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Тематический опрос

8.

Экскурсии, творческие встречи (8)

Экскурсии, творческие встречи

коллективная

Словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Сочинение

9.

Диагностика ЗУН (4)

Контрольное занятие

Коллективная,

Индивидуальная

Практический, методы контроля

устный опрос,

тестирование. анкетирование

10.

Итоговое занятие (2)

Занятие-праздник для родителей

Коллективная

Практический, репродуктивный

Концерт для родителей

Приложение 3

Примерный перечень произведений, рекомендованных детям.

«Каравай». Русская игра с пением.

«Хоровод». Хоровод (рус. нар. мел)

«Плетень». Русская игра с пением.

«Двойные горелки». Русский хоровод.

«Татарский плетень». Татарская хор. игра.

«Лягушка». Русская игра с пением.

«Метелица». Русский хоровод.

«Белая кость». Башкирская хор. игра.

«Ходила младешенька по борочку».Рус. нар. песня.

«Мельница». Русская игра с пением.

«Юрта». Татарская хор. игра.

«А мы просо. И мы просо. ».Русская игра с пением.

«Ай, да береза». Хоровод (р. н. м.) .

«Со вьюном я хожу». Хоровод (р. н. м.) .

«Кукушка». Рус. игра с пением.

«Мы славные артисты». Игра с пением.

«Игра в коршуна» Нар. игра с пением.

«Колобок» Русс. хор. игра.

«Хоровод цветов» Хоровод (р. н. м.) .

Материал:

1. Наглядно-слуховой (фонотека музыкального репертуара) :

A). «Хоровод круглый год» (сказки о народных праздниках, обрядах и временах

года) ;

Б). «Я с комариком плясала», Светит месяц» (русские народные танцы,

хороводы) ;

B). «Игранчики» (детский музыкально-фольклорный материал) .

2. Наглядно-зрительный (предметы быта, национальные костюмы, детали

костюмов, иллюстрации к играм, хороводам) .

3. Словесный (литература). «Народные игры с пением» А. Н. Зимина;

«Образные упражнения и игры» А. Н. Зимина.

«Рождественские вечера» М. С. Степанов (народное творчество Россиян,

старинные обряды, гуляния, вечера) .


























Библиографический список:

1. «Золотые ворота» Русские подвижные игры для детей и молодежи. – Новосибирск: Книжица, 2002.

2.Восприятие музыки: Методическое обеспечение программы “Музыкальная психотерапия”. – Иркутск ГОУ СПО “ИГПУ № 1”, 2006.

3.Рушель Блаво. Музыка здоровья. – СПб.: Издательство “ДИЛЯ”, 2002.

4.Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

5.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб, 2000.

6.Дети игра. Курьер ЮНЕСКО, 1980, № 2.

7.Зайцев Г. К. Школьная валеология. – СПб. : Акцидент, 1998.

8.Малеванов Е. Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья : дис. канд. пед. наук. М., 2007.

9.Ратнер Ф. Л., Юсупова А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М.: ВЛАДОС, 2006.

10.А. Боникман. Даосские целительные звуки. Минск: Сантана, 1999.

11.Р. Вагнер. «Произведение искусства будущего». М.: Либроком, 2010 г.


12.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка [Текст] / Н.А. Ветлугина. М: Просвещение, 1967. с. 16

16.Гилярова Н.Н. Детский фольклор Рязанской области. // Рязанский

этнографический вестник. – Рязань, 1994

17.Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год

обучения). – М., 1996

18.Добрынин В.М., Бобрихин А.А. Этнокультурное образование. / Школа

народной культуры. – Екатеринбург, 1999

19.Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития. – М., 2003

20.Зарецкая Н.В. Календарные музыкальные праздники для детей среднего

дошкольного возраста. – М., 2006

21.Кулёв А.В. Основы народной культуры. – Вологда, 2000

22.Куприянова Л.В. Русский фольклор. – М., 2002



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Никифорова Маргарита Николаевна

Дата: 04.09.2020

Номер свидетельства: 556933


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства