Беседа у рояля как форма совершенствования педагогического мастерства будущего учителя музыки.
Беседа у рояля как форма совершенствования педагогического мастерства будущего учителя музыки.
Задача педагога-музыканта подготовить студента к будущей пракктической деятельности, сформировать пропагандиста музыкального искусства. Опыт показывает, что в фортепианном классе этому способствует овладение с помощью педагога методикой составления доклада, беседы у рояля, лекции к концерту и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Беседа у рояля как форма совершенствования педагогического мастерства будущего учителя музыки.»
Беседа у рояля как форма совершенствования педагогического мастерства будущего учителя музыки
Задача педагога-музыканта – подготовить учащегося к будущей практической деятельности, сформировать пропагандиста музыкального искусства.
Опыт показывает, что в фортепианном классе этому способствует овладение с помощью педагога методикой составления доклада, беседы у рояля, лекции к концерту и т.д. Общение со школьниками в концертной обстановке, выступление на различных площадках, иногда в непредсказуемых условиях – всё это помогает студенту накопить художественно- практический опыт и выйти за рамки узкой фортепианной специализации. Опираясь на межпредметные связи (особенно с историей музыки, педагогикой, методикой музыкального воспитания), используя историко-социологический аспект, сведения из смежных видов искусств, литературы, учащиеся значительно расширяют кругозор, подготавливают себя к широкой просветительской деятельности. Данная беседа, как и многие другие, была апробирована в нескольких общеобразовательных школах.
«Вальс о вальсе»
Музыка – искусство, обладающее мощной силой непосредственного воздействия, и на протяжении истории человечества она играла и играет большую общественно-культурно-воспитательную роль. Идейно-эмоциональное содержание музыки выражается в музыкальных образах, посредством музыкальных звуков, которые фиксируются нотной записью в музыкальных сочинениях разных жанров. В широком смысле термин «жанр» применяется к различным отраслям музыки: оперный жанр, симфонический жанр и т.д. В менее широком смысле – к разновидностям основных отраслей жанра, например, жанра оперы: комическая опера, лирическая опера и т.п. Жанры симфонической музыки: симфония, увертюра, сюита и прочие. Жанры камерной музыки: романс, соната, квартет и другие.
Жанр иногда определяет характер творчества и манеру исполнения: салонный жанр, легкий жанр. Зачастую под ним понимают и бытовое, то есть выделение жанров, связанных с бытом: вальса, колыбельной, марша.
Тема сегодняшней беседы – жанр вальса (от французского «valse» через немецкое «walzen» - кружиться).
Возникнув в широкой демократической среде, родившись танцевальным жанром, во второй половине XVIII века вальс постепенно завладел всеми областями музыкального искусства, стал всеобщим любимцем и за более чем два века своего существования не утратил к себе пристального внимания. От простого австрийского лендлера, исполняемого 2-3 музыкантами в широкополых шляпах и деревянных башмаках, он начал проникать в аристократические салоны, одинаково превосходно чувствуя себя как в звучании хрупкого клавесина, так и симфонического оркестра. Вершина развития и распространения его в Европе связана с «венским» вальсом и именем «короля вальсов». Это – Иоганн Штраус-сын. Его вальсы звучали повсюду, их танцевали на улицах, площадях, в бальных залах. Австрия, а затем и вся Европа словно сошли с ума.
Однако в середине XIX века, почти одновременно с популярностью вальсов Штрауса, расцветает творчество польского композитора Ф.Шопена. У него всего 14 вальсов, но они воплощают все богатство его музыкального гения, передающего в них множество различных нюансов настроения. Сейчас вы услышите вальс си минор.
Звучит вальс си минор соч. 69 № 2
В нем легко уловить развитие элегических настроений раннего Шопена. Музыкальный образ вальса – один из наиболее ярких в плане чувствительного романтизма. Произведение не предназначалось для издания. Автор хотел скрыть от публики эту миниатюрную поэму, посвященную другу – Вильгельму Кольбергу.
То воздуха не самого ли вздох?..
Где все и вся почти из ничего…
Следующий вальс русского происхождения. Он написан П.И.Чайковским – тонким знатоком человеческой души, запечатлевшим в своих сочинениях целый мир переживаний: от нежной грусти к светлым образам, воплощающим поэзию грез.
«Ната-вальс» посвящен подруге сестры Чайковского, Наталье Андреевне Плесской. Один из родственников Чайковского, Алексей Васильевич Давыдов, написал оду, посвященную Плесской, Чайковский положил оду на музыку, которая, к сожалению, не сохранилась. Но тема вошла в «Ната-вальс». Ноты вальса композитор преподнес со стихами:
Моя милая Ната,
Вальс тебе посвящаю,
Хотя вальс не кантата,
Все ж в нем счастья желаю.
Звучит «Ната-вальс».
Вальс Арама Хачатуряна к драме М.Лермонтова «Маскарад» - это транскрипция (то есть переложение) оркестрового произведения, великолепно передающая дух лермонтовской драмы, ее взволнованную атмосферу. В фортепианном сочинении композитору мастерски удалось передать насыщенность и разнообразие оркестрового колорита.
Звучит вальс к драме М.Лермонтова «Маскарад».
И снова – Чайковский. Лирика композитора отличается непосредственностью, эмоциональной открытостью, способствует сопереживанию.
«Сентиментальный вальс» - одна из шести пьес, написанных по заказу, и само название говорит о характере сочинения.
Исполняется «Сентиментальный вальс».
Вальсовый ритм стал одной из излюбленных форм песни и романса Привлекательный тип вокального вальса был создан в России: «Однозвучно гремит колокольчик», «Мой костер в тумане светит» и многие-многие другие. В этих незатейливых мелодиях отчетливо видна типичная черта русского вальса – его мягкий, певучий характер, поэтичное настроение. Вальсовостью пронизаны и те миниатюры, которые мы вам предлагаем.
Сл.и муз. Листова «Я помню вальса звук прелестный».
Сл. Зименко, муз. Булахова «Нет, не люблю я вас».
Сл. N/N/, муз. Булахова «И нет в мире очей».
Сл. И муз Тостой «Тихо все».
«Времена года» Чайковского очень популярны. Они написаны по заказу петербургского издателя Бернарда, и коспозитор тоже не обошел вниманием жанр вальса – это последняя пьеса цикла – декабрь «Святки».
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали.
Пьеса имеет светлый, восторженный характер. Музыка наполнена ожиданием чуда.
Звучит «Декабрь» из «Времен года».
«Светлый ум, страстная любовь к отечеству и огромное дарование» - так современники характеризовали А.С.Грибоедова, известного дипломата, проявившего себя также в поэзии, драматургии и музыке. К сожалению, потомкам известны только его два вальса. Вальс, который будет сейчас исполнен, отличается задушевностью, теплотой мелодии, мягкой грустью.
А.Грибоедов «Вальс ля бемоль мажор.
И вновь – транскрипция оркестрового произведения. Дорогу этому жанру проложил Ф.Лист, и благодаря ему, транскрипция становится очень распространенной, хотя первые попытки ее создания были известны еще в 16-17 вв. Однако Ф.Лист явился реформатором в этой области. И у него первого встречается термин – транскрипция.
Оперные образы Гуно очень контрастны. Они умело обрабатываются Листом с использованием всех возможностей фортепиано.
Гуно-Лист «Вальс» из оперы «Фауст».
Итак, вальс – один из самых вечных и естественных жанров музыки. С вальсом можно радоваться солнцу, грустить в осенний день, печалиться о несостоявшейся любви, искриться весельем. Вальс – это необыкновенное в обыкновенном.