«А.М. Иванов-Крамской – великий советский гитарист, композитор и аранжировщик»
«А.М. Иванов-Крамской – великий советский гитарист, композитор и аранжировщик»
Работа посвящена творчеству выдающегося исполнителя, педагога, композитора и аранжировщика Александру Михайловичу Иванову-Крамскому. В работе рассматриваются значимые периоды жизни и творчества композитора и исполнителя, развитие исполнительского гитарного искусства в России. Работа написана на основе ипроведения внеурочного мероприятия, посвящённого творчеству Иванова-Крамского.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
КЛАССИЧЕСКИХ И СОВРЕМЕННЫХ АРАНЖИРОВОК, ПЕРЕЛОЖЕНИЙ, ОБРАБОТОК, ИНСТРУМЕНТОВОК
«ЗВУКИ МУЗЫКИ»
Номинация: «Музыковедение»
Музыковедческая работа преподавателя теоретических дисциплин
Аксюковой Ольги Анатольевны
«А.М. Иванов-Крамской –
великий советский гитарист, композитор и аранжировщик»
Декабрь 2015 г.
Аннотация
Работа посвящена творчеству выдающегося советского гитариста, композитора, педагога и аранжировщика А.М. Иванову-Крамскому. В работе рассматриваются значимые периоды жизни исполнителя и композитора, развитие исполнительского гитарного искусства в России.
Содержание:
1.Вступление.
2.Основное содержание:
2.1.Жизнь и творчество.
2.2.Педагогическая деятельность.
3.Заключение.
4.Список литературы.
5.Приложение:
музыкальный анализ Вальса Иванова-Крамского.
«А.М. Иванов-Крамской
–
великий советский гитарист, композитор и аранжировщик»
Родился: 8 сентября 1912 г.
Умер: 11 апреля 1973 г.
«Вдохновение, изящество, талант...»,
«Гитарист-виртуоз», «Чарующие звуки гитары»,
«Чародей гитары», «Поэт, «инструмента поэтов...»,
«Волшебные звуки гитары», «Корифей гитары»...
Статьи из газет СССР
1.Вступление
Гитара – самый массовый музыкальный инструмент. Людей, играющих на гитаре, пусть хотя бы на уровне нескольких аккордов, гораздо больше, чем играющих на любом другом инструменте. Это самый разносторонний инструмент.
Моя работа посвящается творчеству Александра Михайловича Иванова-Крамскова, великому советскому гитаристу. В августе в нашей стране традиционно отмечают годовщину со дня его рождения. Сегодня имя Иванова-Крамского известно не только в нашей стране, но и за её пределами. О нём написано много статей, исследований, созданы телевизионные программы, сделаны записи его выступлений на радио и пластинках. Также интернет-ресурсы позволяют прослушивать его лучшие выступления.
Не все, наверное, знают, что настоящая фамилия этого замечательного человека просто «Иванов». Но Ивановых в нашей стране много. И его друг придумал для Александра Михайловича прекрасный псевдоним – «Иванов-Крамской».
2.Основное содержание:
2.1.Жизнь и творчество.
Вся жизнь и творчество Иванова-Крамского прошла в России. Он родился в Москве 1912 году и умер 1973 году. В семье Ивановых очень любили музыку, особенно народные песни. Прадед Ивановых, который был крепостным графа Дашкова, также любил музыку и прекрасно играл на гитаре.
В детстве Александр немного занимался на фортепиано и скрипке. Но в связи с тяжёлым материальным положением, рано начал свою трудовую деятельность. Сразу же после окончания школы он осваивает профессию токаря и слесаря. Но мечта и желание стать артистом не оставляла молодого человека. В 19 лет он поступает в музыкальный техникум в класс гитары к преподавателю Агафошину. Через два года его музыкальное образование заканчивается. После получения диплома солиста-гитариста и педагога начинается активная концертная и творческая деятельность, которая не прекращается многие годы.
В 50-е годы 20 века одним из наиболее любимых музыкальных инструментов стала гитара. Она потеснила своей популярностью такие инструменты как фортепиано, скрипка и виолончель. Но возникли многие противоречия. С одной стороны люди ринулись осваивать любимый инструмент, с другой – учебные заведения в стране стали закрываться. Естественно, что у гитарного искусства тех лет на стало серьёзной базовой школы. Оно начинало постепенно погрязать в любительщине и дилетантизме.
Кроме того, в эти же самые годы усилились споры, которые уже давно существовали между играющими на 6 и 7-струнных гитарах
Иванов-Крамской был тем музыкантом, который всю свою жизнь доказывал преимущество шестиструнной гитары, как концертного инструмента. По его мнению, за несколько столетий был накоплен богатый и разнообразный репертуар для этого инструмента.
Важная часть жизни Иванова-Крамского – его композиторское творчество, насчитывающее более 500 произведений. Он автор концертов для гитары и оркестра, им написано огромное количество пьес и обработок народных песен, гитарных ансамблей, различных переложений классических произведений для гитары. Его музыкальный язык достаточно традиционен, композитор никогда не стремился к новизне и необычности.
Его 2 концерта для гитары с оркестром пользуются большой популярностью среди гитаристов. Музыка Иванова-Крамского звучит в фильме «Несрочная весна». В качестве дирижера и исполнителя записал более 40 грампластинок.
В собрании Гостелерадио фонда хранится около 160 записей А.М. Иванова-Крамского. В его исполнении звучат произведения И. Гуммеля, К.М. Вебера, А. Диабелли, И. Альбениса, Э.Гранадоса, Э.Вилла-Лобоса, Ф. Сора, переложения сочинений А . Скарлатти, И. Баха, И. Брамса, Ф. Мендельсона, П. Чайковского, обработки народных песен и собственные сочинения.
В 1948 году вышла в свет знаменитая «Школа игры на шестиструнной гитаре». Это пособие выдержало более 10 изданий. И в данное время является одним из популярных учебников для начинающих. В этом пособии множество обработок народных песен для детей, детских ансамблей.
«Школа игры на шестиструнной гитаре» состоит из двух частей. Первая часть – «Музыкально-теоретические сведения и практическое освоение инструмента». В ней четыре раздела, включающие краткие сведения по истории гитары и теории музыки; а также упражнения, необходимые для овладения игрой на инструменте. Сложность музыкально-теоретических понятий и упражнений от раздела к разделу постепенно возрастает. Вторая часть – «Репертуарное приложение». Сюда входят популярные произведения советских, русских и зарубежных композиторов, обработки народной музыки, этюды в доступном для учащихся изложении.
2.2.Педагогическая деятельность.
Педагогическая деятельность А.М. Иванова-Крамского протекала в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, где по его инициативе в 1960 году был открыт класс шестиструнной гитары. С 1960 по 1973 год он возглавлял класс гитары, подготовив немало талантливых музыкантов, среди которых Феликс Акопов, Валерий Петренко, Андрей Гарин, Евгений Ларичев и его дочь Наталия Иванова-Крамская.
Иванов-Крамской всю свою жизнь много ездил по Советскому Союзу. Во время своих гастролей он активно общался с людьми, которые хотели бы играть на гитаре, передавал свой опыт молодым исполнителям.
У него было много учеников и последователей. С ними музыкант щедро делился своей безумной любовью к гитаре. Таким человеком в нашем городе является Геннадий Афанасьевич Батанин – Основатель класса классической гитары в г. Ульяновске. Один из старейших педагогов ОДШИ. Автор и составитель сборников пьес для классической гитары соло и гитары с флейтой.
Благодаря Иванову-Крамскому, выдающемуся исполнителю и педагогу, гитара вновь обрела статус профессионального концертного инструмента, и стала преподаваться в средних и высших музыкальных заведениях страны. В 1969 году благодаря нему был открыт класс гитары в нашей школе. Его ученики Т.Л. Швец и Владимир Нилов являются преподавателями гитары в нашем городе.
Без преувеличения можно сказать, что Иванов-Крамской сыграл выдающуюся роль в развитии советского гитарного искусства. «Чародей гитары», «Корифей гитары» – таковы восторженные эпитеты об этом музыканте. Это был первый и единственный гитарист, который своим исполнительством доказал, что гитара, как и другие инструменты, имеет право на жизнь. Без его активной педагогической и просветительской деятельности сегодня уже невозможно представить историю гитары в России. Не случайно он один из немногих гитаристов был удостоен звания Заслуженный деятель искусства.
3.Заключение.
Говорят, что струны гитары начинают особенно проникновенно звучать перед тем, как оборваться. Именно так оборвалась и жизнь Иванова-Крамского, оборвалась внезапно, во время концерта в Минске.
В память о музыканте проводится ежегодный Московский фестиваль гитарной музыки имени «Иванова-Крамского. Его имя носит одна из московских музыкальных школ.
Иванов-Крамской был создателем первого в Советском Союзе самодеятельного ансамбля гитаристов. По его примеру во многих городах страны были организованы подобные коллективы.
Отдельно следует остановиться на переложениях, обработках и аранжировках для гитары А.М. Иванова-Крамского. Прочно вошли в репертуар концертных исполнителей обработки в форме фантазий русских народных песен, переложения произведений зарубежных и русских классиков: И.С. Баха «Ария» и «Прелюдии», Николо Паганини «Соната ля минор для скрипки и фортепиано», П. И. Чайковского «Времена года», М.П. Мусоргского «Картинки с выставки», романсы А. Гурилёва и А. Варламова и многое другое.
4.Список литературы
1.Анонимная рецензия к грампластинке с записью А.М. Иванова-Крамского выпущенной фирмой «Мелодия» на Ленинградском заводе грампластинок. 2.Музыкальный энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990.
3.А.М.Иванов-Крамской. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., Музыка 1977.
4.Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ru68guit.km.ru/.
5.Приложение.
А.М. Крамской «Вальс»
Нам интересно самое начало произведения, где звучит двойная доминанта. Итак, вот ноты этой композиции:
Слушаем вальс и одновременно смотрим в ноты. Первые два такта вальса звучат интересно. Там у нас тоника – Ре мажор – главная тональность и ноты: фа диез, ре, ля. Это первый такт и потом идёт аккорд ре уменьшённый во втором такте (или ноты: ре, соль диез, си, фа бекар), а вот это уже интересно. Откуда он там возникает? Это у нас двойная доминанта на самом деле. Но не похоже, правда? Ведь двойная доминанта должна была отстраиваться от ноты ми в нашем случае и должна быть мажорным аккордом. Но это она, точнее замена её.
В Ре мажоре пятая доминантовая ступень у нас нота ля и мажорный аккорд, отстроенный от неё будет доминантой. Теперь чтобы найти двойную доминанту нам надо в Ля мажоре этом найти пятую ступень – это будет нота ми. Аккорд там будет Ми мажор если строить трезвучие, но так как доминанта должна звучать резко лучше взять аккорд с тритоном. Это будет ми семь (E7).
Теперь заменим E7 на уменьшенный аккорд как мы рассказывали в статье про то, как сыграть аккорд G7 интересно. Это будет уменьшенный септаккорд от фа. E7 и Fdim отличаются лишь одной нотой, поэтому они взаимозаменяемы. Получается, мы можем в качестве двойной доминанты брать и малый мажорный септаккорд и уменьшенный ему на замену. Также как вы помните у этих аккордов есть особенность – через малую терцию и вверх и вниз от исходного уменьшенного располагается другой уменьшенный аккорд с точно таким же звуковым составом.
Так вот и получилось что ре уменьшенный – это то же самое, что и фа уменьшенный, который является двойной доминантой в тональности ре мажор. Вот так интересно получается. Кстати, а можно еще проще с помощью альтерации объяснить. Мы знаем, что в мажоре мы можем повышать на полтона 2-ую ступень (см. статью об альтерации) и четвертую. Вот давайте сделаем так в нашей тональности:
Как видите на рисунке мы построили в изменённой с помощью альтерации гамме нужный нам аккорд E#dim, что то же самое, что и Fdim.
Идем дальше – третий такт у нас ноты: ре, соль бекар, до диез, ми. Это как мы знаем ми минор с секстой, правда, без ноты си. То есть ничего особенного - субдоминанта от второй вводной ступени с добавочной секстой в виде украшения.
Дальше в четвертом такте: ре, фа диез, ля, что ноты аккорда Ре мажор – тоники нашей. В такте пятом те же ноты и тот же аккорд. В шестом такте ноты: ми, соль диез, си, фа диез. Это похоже на аккорд Ми мажор с добавочной девятой ступенью (нота фа-диез), найденный уже выше нами – просто двойная доминанта или функционально – то же, что и уменьшенный из второго такта.
Дальше в седьмом такте: ми, соль диез, ре - то же самое аккорд E7. В восьмом такте аккорд A или обычная доминанта от пятой ступени (ноты ля, до диез, ми). С девятого такта по 12-ый - все те же самые аккорды, что и в начале произведения (D | Ddim | Em6 | Bm7).
Ноты 13-го такта (соль, си, ми) можно отнести к До диез полууменьшенному, только без тоники, вместо которой в нем взята нота соль, которая тоже в этот аккорд входит. Этот аккорд, отстроенный от седьмой вводной ступени расценивать можно как альтернативу доминанте от пятой ступени. А можно, кстати, расценить его как Соль мажор с добавочной тринадцатой ступенью, тогда это будет обычная субдоминанта с надстройкой.
Далее в 14-м такте у нас ноты: фа диез, ля, ре - это тоже относится к си минору - медианта от шестой ступени для Ре мажора.
И в предпоследнем такте: до бекар, соль, ля - это просто Ля минор семь. Откуда он там? Там же должен быть Ля семь. Но мы знаем о мелодическом мажоре, в котором седьмая и шестая ступени понижены. В ре мажоре седьмая ступень - это нота до диез. Вот мы в аккорде Ля семь её и понижаем, превратив на время натуральный мажор в мелодический, можно сказать. Так и можно объяснить Ля минор семь в предпоследнем такте
Как видите выполнить музыкальный анализ совсем несложно. Можно и самим пользоваться такими приемами для создания своей собственной музыки.
Преподаватель теоретических дисциплин
ГАОУ ДОД «Областная детская школа искусств» О.И. Аксюкова