kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему: "Месопотамский зиккурат - жилище бога" (10 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока МХК по программе Емохоновой Л.Г. Урок содержит приложение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Месопотамский зиккурат - жилище бога" (10 класс)»

МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговский район Курская область





Урок 4

Месопотамский зиккурат – жилище бога. Глазурованный кирпич и ритмический узор – основные декоративные средства

(УМК Емохоновой Л.Г., 10 класс)







Учитель русского языка, литературы, МХК

Курбатова Г.Н.























2017 год

Тип урока: урок-исследование.

Цели урока:

  1. Познакомиться с разнообразной и самобытной культурой Древнего Востока.

  2. Установить общие сходные черты культур Месопотамии, Китая, Индии.

Дидактическая задача урока – создать условия для выражения собственного суждения о культуре Месопотамии, проверки уровня усвоения знаний и умений по данному вопросу.

Задачи по содержанию:

Образовательная:

- определить, в чем и как проявляется символический характер искусства древневосточных цивилизаций на примере культуры Месопотамии.

- выявить особенности языка этого вида искусства при раскрытии главной темы культуры Месопотамии.

Развивающая:

- умение выполнять учебное задание при работе с источником информации и оформлять результаты своей работы.

- способствовать формированию образно-ассоциативного мышления.

Воспитательная:

- развитие чувств, эмоций.

- формирование интереса к истории культуры.

- умение работать в группе.

Организация обучения на уроке – технология развития критического мышления.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая.

Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, учебник, тетрадь.

Образовательные результаты, которые будут достигнуты учащимися:

Определение символического характера древневосточной культуры на примере культуры Месопотамии.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Слово учителя.

  2. Повторение пройденного материала – самостоятельная работа учащихся по карточкам – дать определение основным понятиям эпохи Древнего мира.

Учитель раздает планы Древнего Вавилона и предлагает учащимся рассмотреть их и поразмышлять: что означают те или иные знаки на карте, какие объекты нанесены на плане, как, по их представлениям, выглядел Вавилон.

Педагог предлагает учащимся отправиться в «путешествие по Древнему Вавилону», для чего использует фрагмент описания Древнего Вавилона И.М.Дьяконова.

«Путник, приближавшийся в те времена к городу Вавилону с севера, вдоль берега Евфрата, видел издали длинные желтоватые стены с зубцами и башнями, а вдалеке, на покрытой дымкой синем небе, голубую вершину храмовой башни. Иногда на солнце сверкали золотые блестки от гигантских золоченых рогов, укрепленных на самом верху…»

Демонстрация вида Вавилона (диск с иллюстрациями к учебнику 10 класса). Учащимся предлагается, опираясь на текст и иллюстративный ряд рассказать о том, как выглядел знаменитый город:

  • Какое впечатление оказывал он на путника?

  • Что необычного в его облике?

  • Как выглядят здания?

  • Каким образом обозначены границы города?

Городские ворота

Фрагмент описания Вавилона: «Вот, наконец. Евфрат отходит вправо, и дорога вступает в пространство между двумя высокими стенами… Между плоскими белыми выступами башен в стене вделаны большие голубые фризы из изразцов, окаймленные желтым и белым орнаментом; на голубом фоне выпуклым рельефом изображены шествующие белые и золотистые львы. Но глаз не останавливается на них6 в конце подъема дороги, там, где белые стены немного расступаются, образуя род площади, возвышается синяя громада ворот – двух массивных башен с аркой посередине, облицованных изразцами. Во всю высоту их поверхности по синему фону шествуют белые и золотистые ряды диких быков и драконов…» (Отметь на плане, где расположены ворота).

Просмотр иллюстраций. Вопросы.

  1. Для чего служили эти ворота?

  2. Из чего сделаны?

  3. Как они украшены?

  4. Какую функцию выполняли города Древнего Междуречья?

  5. Как связаны они с религиозным культом?

Архитектурные и художественные особенности дворцовых построек Древнего Востока

Найти на плане Вавилона дворец и отметить его.

«Наконец путешественники в городе. Пред ним, прямая как стрела, линия плит, розовых по бокам, белых в середине4 ими вымощена середина длинной улицы. Слева, среди пальм, высокие белые стены храма, за ним в отдалении, неровные ряды жилых домов. Справа – опять высокие беленые стены, украшенные только вертикальными углублениями и выступами башен. Это главный дворец царя. Дворец ничем, кроме огромных размеров, не отличается от всех восточных домов: тот же двор, куда открываются двери многих комнат, те же беленые стены без окон. Но только здесь не один двор, а целых четыре – огромных, как рыночные площади – сообщающихся между собой через арки. А вокруг дворов не одно жилье, а десятки сросшихся между собой домов, со своими внутренними двориками; здесь живут придворные, дворцовые ремесленники и прислуга дворца, размещаются караулы и отряды телохранителей».

Просмотр иллюстраций с диска: Конная охота Ашшурбанипала, Грифон, Летающий лев и др.Обсуждение в классе.

  1. Кто изображен на барельефах?

  2. Как выглядят люди и животные, изображенные на барельефах?

  3. Что в них необычного?

  4. Чем занимаются люди?

  5. Каковы размеры этих изображений?

  6. Где они могли размещаться во дворце?

На основе представленных иллюстраций учащиеся составляют рассказ о том, как мог бы проходить прием в подобном дворце.

Архитектурные особенности зиккурата

Продолжение «виртуального путешествия» по Вавилону: «Выходим.. на главную улицу. Нас привлекает видимая издалека башня – зиккурат. Она ясно вырисовывается тяжелым массивом на фоне неба. В ней несколько этажей, громоздящихся друг га друга, как кубики: один меньше другого и все разного цвета. Это – Этеменаки, «Дом основания небес и земли», башня Эсагилы, знаменитейшего из всех храмов Вавилонии, где, по словам жрецов, на самом верху, на 90-метровой высоте, обитает великий бог Вавилона – Бэл-Мардук. Говорят, что в выложенном голубыми изразцами храме на самом верхнем этаже есть золотое ложе, золотое кресло и стол Бэла. Учащиеся находят местоположение зиккурата на плане.

Сообщение учащегося о Месопотамском зиккурате

На экране современное изображение зиккурата. Нужно «реконструировать» - предположить, как оно могло выглядеть изначально. Затем на экран выводится изображение реконструкции «зиккурата». Учитель предлагает классу обсудить: Для чего использовалось это сооружение? Из каких материалов выполнено? Какое впечатление могло оно производить на посетителя?

Слово учителя. Свойства глины.

Учитель предлагает поразмышлять над тем, что объединяет все важнейшие постройки древнего Вавилона? Обращает внимание учащихся на то, что все они выполнены из глины. Учитель предлагает вспомнить свойства этого материала: и подумать над тем, что из него можно изготовить? Насколько прочны изделия из глины? Насколько они красивы? Как можно изменить природные свойства глины?

  1. Изучение нового материала. Слово учителя.

  1. Эпос «О все видавшем» (приложение 1).

  2. «Месопотамские песнопения об избавлении от голода» (приложение 2).

  3. Исследовательская работа. Работа в группах (4 группы).

1 группа


2 группа

3 группа

4 группа

Примеры проявления в памятниках искусства Месопотамии неосознанного стремления человека уподобиться богам (идея вертикали зиккуратов, «крылатость» как стремление подняться в небо.

Примеры горизонтальной модели мира (Дорога процессий) и соединение вертикальной и горизонтальных моделей мира в архитектуре зиккуратов.

Символика цвета и ритмичность узора в декоре сооружений.

Пластическая выразительность и эмоциональность рельефных изображений.







  1. Закрепление изученного материала. Слово учителя. Задание № 1 (с.3) в рабочей тетради.

  2. Рефлексия.

  3. Домашнее задание. Выучить урок 4. Вопросы 1-3, с.37.

Приложение 1

Эпос о Гильгамеше

В шумеро-аккадском эпосе «О все видавшем» рассказывается о Гильгамеше – царе 3 династии Ура:

Он прекрасный, сильный, он мудрый,

Божество он двумя третями, человек лишь одною,

Его тело светло, как звезда большая…

Он, кому доверен Урук блаженный,

Он, их пастырь, он, их хранитель,

О прекрасный, сильный, он, мудрый.

(Перевод Н.Гумилева)


При этом Гильгамеш отличается непомерным сластолюбием и жестокостью. Вняв жалобам жителей города на безжалостного владыку, боги, чтобы отвлечь его на борьбу, создали из глины двойника Гильгамеша – Энкиду, воплощающего необузданные силы природы:

В волосах его тело, он носит, как женщины, косу,

Пряди кудрей ниспадают, подобны спелым колосьям,

Ни земли, ни людей он не знает, одет, как Гира,

Вместе с газелями щиплет травы,

Со скотом идет к водопою,

С водяною тварью веселится сердцем.

Дикий человек Энкиду, живя в степи вместе с животными, не давал на них охотиться. Тогда охотники, лишенные куска хлеба, привели к нему блудницу.

Вскоре Энкиду обнаружил, что звери его боятся, а он не может бегать за ними по-прежнему. Блудница рассказала о прекрасном Уруке, его правителе, который «царит над людьми, как дикий буйвол», и отвела Энкиду в город. Герои встречаются и начинают совершать подвиги. На первый подвиг – битву со свирепым чудовищем Хумбабой, который «ни людей не щадит … ни младенцев во чреве женщин», - надоумил Гильгамеша обитатель «жилища Нергала»… откуда не выйдет входящий». Об этом Гильгамеш поведал Энкиду:

Этой ночью меня посетили виденья,

Небеса возопили, и земля отвечала,

И стоял неведомый муж предо мною.

Горели глаза, и лицо было темным,

С головою орла голова его схожа,

И на пальцах виднелись орлиные когти.

Высоко, высоко, меж туч он вознесся

И меня он вознес высоко, высоко,

От полета моя голова закружилась,

Вместо рук у меня были крылья птицы…


Победив Хумбабу, Гильгамаш


… оружье омыл, он начистил оружье,

По спине распустил благовонные кудри,

Сбросил грязное, чистое набросил на плечи,

Наложил на главу тиару, затянулся в тунику.


В таком виде он приглянулся богине любви Иштар, которая обращается к герою со словами:

Ты будешь мне мужем, я буду тебе женою,

Заложу для тебя колесницу из ляпис-лазури

С золотыми колесами, со спицами из рубинов,

И в нее запряжешь ты коней огромных;

В нашу обитель води, в благовонье кедра…

Все падут пред тобою, цари, князья и владыки,

Принесут тебе дань люди гор и равнины.


Но Гильгамеш отвергает любовь богини, упрекая ее в жестокости:

Птичку пеструю, пастушка, ты полюбила.

Ты избила ее, ты ей крылья сломала,

И живет она в чаще и кричит: крылья, крылья!


Пастуха ты любила, хранителя стада,

Он всегда возносил пред тобою куренья,

Каждый день убивал для тебя по козленку,

Ты избила его, превратила в гиену,

И его же подпаски его гоняют,

Его же собаки рвут ему шкуру!

И отцовский садовник был тебе мил, Ишуллану,

Приносивший тебе драгоценности сада,

Каждый день украшавший алтарь твой цветами…

Ты избила его, превратила в крысу,

Ты велела ему пребывать в его доме,

Не взойдет он на крышу, не спустится в поле,

И, меня полюбив, ты изменишь тоже мой образ!


Разгневанный Иштар мстит, и герои вынуждены сражаться то со львами в горных ущельях и небесным быком, то с исполинской прицей и волшебной змеей, поселившейся в корнях чудесного дерева богини. Герои делают из его ветвей для отпугивания злых духов барабан и барабанные палочки (пуку и микку), которые проваливаются в подземный мир. Энкиду отправляется за ними и навсегда остается в стране мертвых, так как нарушает магические запреты. Эти запреты велят не облачаться в чистую одежду, иначе выяснится, что он чужестранец; не умащаться елеем, иначе умершие соберутся на запах; не надевать на ноги сандалий, чтобы не производить шума в преисподней; не целовать любимой (при жизни) жены, не бить ненавидимой (при жизни) жены.

Гильгамеш, потрясенный смертью друга, осознав собственную бренность, стеная, мечется по пустыне. Он набредает на гору, в которую солнечный бог Шамаш погружается вечером, чтобы утром вновь взойти на небе. Путем бога солнца Гильгамеш попадает в страну богов:

Ночною дорогой солнца час двойной он проходит,

Мрак там глубок, и нет там света,

Позади себя ничего он не видит.

Восемь часов идет, и дует севрный ветер,

Десять часов он идет, выходит навстречу солнцу,

На двенадцатый час разлилось сиянье.

Деревья богов он увидел, к ним путь направил,

Яблоня гнется под плодами,

Повисают гроздья, которые видеть отрадно,

На лазоревом камне выросло райское древо,

И на нем плоды совершенны для взгляда.

Между них изумруды, рубины, яхонт,

И кошачий глаз, и лунный камень.

Гильгамеш вошел в блаженную рощу,

На райское древо поднял взоры.


Оттуда Гильгамеш собирается переправиться через воды смерти на остров, где обитает отшельник Ут-напиштим – единственный человек, переживший всемирный потоп и обретший бессмертие. Морская нимфа увещевает Гильгамеша не делать этого:

Для чего, Гильгамеш, ты столько бродишь?

Бессмертья, которго хочешь, ты не отыщешь!

Когда род людской создавали боги,

Смерть они приказали роду людскому

И в своих руках жизнь сохранили.

Ты, Гильгамеш, наполняй свой желудок,

Забавляйся ты и днем, и ночью,

Каждый день устраивай праздник,

Каждый день будь доволен и весел,

Пусть твои одеяния будут пышны,

Голова умащена, омыто тело,

Любуйся ребенком, твою хватающем руку,

Пусть к твоей груди припадет супруга!


Но Гильгамеш уговаривает лодочника перевезти его через воды смерти к Ут-напиштиму и узнает от него о траве вечной молодости. Он достает ее со дна океана:


… растенье это весьма знаменито,

Из-за него человек получает дыхание жизни.

Я возьму его в крепкий Урук, поделю средь сограждан,

Имя его – «старик становится юным».

Я его съем в Уруке и юношей стану.


Однако Гильгамешу не суждено сделаться молодым: пока герой омывается водой из колодца, змея похищает растение. Гильгамеш возвращается в Урук и утешается тем, что возведенные им прочные крепостные стены станут достойной памятью о его славных делах, а в этом и состоит единственно доступное человеку бессмертие.


Приложение 2


Месопотамские песнопения об избавлении от голода


В многочисленных мифах звучит тема голода, наступавшего в результате подъема грунтовых вод:

Был сильный голод, ничто не росло,

В речках нельзя было вымыть руки.


Поля больше не орошались,

Не прорывались больше каналы,

Во всей стране ничего не росло,

Одни сорняки лишь произрастали.

(Перевод И.Дьяконова)


В одном из мифов рассказывается, как боги Шумера, которые «носили мотыгу и корзину», т.е. отвечали за земледелие, пришли в отчаяние и оплакивали свой край. В храмах Двуречья исполнялась их песня:

Вола моего из хлева гонят пастись –его погонщик ушел,

Барана моего из хлева гонят пастись – его пастырь ушел,

В каналах моего города воистину набрался песок,

Воистину они обращены в жилище лисиц,

Не текут в них проточные воды – заботившийся о них ушел.

На полях моего города нет ячменя – надзирательушел…

Моим серебром, кто не знал серебра, тот наполнил руки,

Моими каменьями, кто не знал каменьев, тот украсил шею…


И только вмешательство бога Энки, который создал подобие платформы зиккурата, спасло дело. Он взгромоздил груду камней над грунтовыми водами, преградив им путь на поверхность, и тем самым возродил землю:

Поля обильные дают зерно,

Виноградники и сад приносят плоды,

Собрана жатва в житницы и копны,

Владыка траур изгнал из страны,

Возвеселил он души богов.





12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок на тему: "Месопотамский зиккурат - жилище бога" (10 класс)

Автор: Курбатова Галина Николаевна

Дата: 12.03.2017

Номер свидетельства: 399394


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства