kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему: "Магия. Декор гробниц" (10 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по программе Емохоновой Л.Г. Данный урок содержит приложение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Магия. Декор гробниц" (10 класс)»

МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговский район Курская область



Урок 6

Магия. Декор гробниц. Канон изображения фигуры на плоскости

(УМК Емохоновой Л.Г., 10 класс)







Учитель русского языка, литературы, МХК

Курбатова Г.Н.



























2017 год





Тип урока: урок-исследование.

Цели урока:

  1. Способствовать формированию новых знаний по предмету через работу над новым информационным материалом.

  2. Способствовать развитию критического мышления через приемы технологии.

Оборудование: учебник, тетрадь, ПК, проектор, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Слово учителя.

  2. Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам.

  3. Изучение нового материала.

  1. «Жизнь после жизни» (совместные размышления учащихся и учителя о том, как древние египтяне представляли загробную жизнь). Древнеегипетские магические тексты (приложение 1). Творческое задание: попытка «эмоционального оживления» представлений египтян о жизни и смерти в афоризмах, поэтических и прозаических отрывках, сочиненных учащимися.

  2. Рассматривание рельефа «Переправа через Нил» (илл.16, с.44) с акцентом на детали, позы, характер движения людей и животных. Творческое задание «Озвучивание рельефного изображения» (работа в группах). Выразительное чтение текста учебника (с.44). варианты творческих заданий к рельефу «Танцовщицы» (илл.23, с.49): ритмическое сопровождение танца; пластический этюд «Танцовщицы»; идентификация движений и передача их эмоционально-образной выразительности в слове, звуке.

  3. Условность и реализм в изображении людей и животных. Художественный принцип «существует все то, что видимо» и его конкретное воплощение в сюжетах древнеегипетских фресок и рельефов. Познавательно-творческое задание «Рисуем по древнеегипетским канонам» (возможно составление коллективного или группового коллажа из работ, выполненных учащимися).

  4. Росписи и рельефы саркофагов. Создание ситуации живого восприятия – «Обойдем вокруг саркофага царицы Кауи» (рассматривание илл.17 – 20, сопровождаемое выразительным чтением текста учебника на с.45 – 46 и музыкальным фоном). В качестве музыкального фона можно использовать Adagio Спартака и Фригии из балета «Спартак» А.Хачатуряна и фрагменты из оперы Дж.Верди «Аида» (пение великой жрицы, священный танец жриц, танец мавританских мальчиков-рабов).

  5. Познавательно-творческое задание: создание прозаических или поэтических текстов к рельефным изображениям из гробниц Нового царства (илл.6 – 8 на цв.вкл.) работа выполняется индивидуально или в группах (приложение 2), можно предоставить учащимся образцы древнеегипетских текстов («Плач Исиды», отрывки из «Книги мертвых» и др.).

  1. Закрепление изученного материала. Беседа по вопросам.

  2. Рефлексия. Итоги урока.

  3. Домашнее задание. Выучить урок 6. Вопросы 1-2.

Приложение 1


Древнеегипетские магические тексты


Ужас египтян перед пустыней обусловил появление магии, ставшей своеобразной ширмой между человеком, чувствовавшим на себе давление таинственных сил, и самими этими силами. «Создало оно (божество) для них (людей) магию в качестве оружия, чтобы отвести от них удар происшествия и сновидения их ночью и днем» - записано на древнем папирусном свитке. Магические тексты использовались в качестве оберега, лечебного средства, для контактов живых и умерших, защиты от опасностей и обеспечения благополучия в потустороннем мире.

Первостепенную роль магия играла в представлениях египтян о загробной жизни. В эпоху Древнего царства, во время правления фараонов 4 династии, в некрополе Гиза магические формулы высекались на стенах верхнего заупокойного храма, примыкавшего к пирамиде с восточной стороны. Сюда родственники приносили дары для усопшего, а жрецы должны были проводить здесь заупокойную службу и произносить заклинания, которые гарантировали, что еда попадет по назначению: «Поднимись, возьми себе свой хлеб, соедини свои кости, встань на ноги… поднимись к этому своему хлебу, не подверженному порче, и к своему пиву некиснущему».

При фараонах 5 династии появились «Тексты пирамид», начертанные на стенах внутри погребальной камеры. Они содержали, в частности, магические формулы, благодаря которым умерший фараон мог соединиться со своим отцом – богом Ра: «Он поднялся на небо и соединился с солнцем, и божественная плоть смешалась с породившим ее». Фараон мог долететь до Ра как божественная птица – дикий гусь, лунь или сокол: «Летит летящий. Он улетает от вас, люди, ибо он не принадлежит земле, он принадлежит небу».

Другие магические надписи, также подтверждавшие божественность умершего фараона, обязывали перевозчика ладьи («смотрящего позади себя») доставить его в восточную часть неба, к богам: «Для тебя открыты врата неба, ты ступаешь, как сам бог Хор, как лежащий шакал (Анубис), скрывший свой образ от врагов, ибо среди людей нет зачавшего тебя отца, ибо среди людей нет зачавшей тебя матери». В «Текстах пирамид» встречается даже своеобразный магический шантаж, целью которого было обеспечение умершему фараону подобающего места среди богов. «Ты должен сесть на трон Ра, чтобы давать богам приказы, так как ты – Ра», - говорилось в обращении к умершему царю. Иероглифы окрашивались в зеленый цвет, цвет воскресшего Осириса, что само по себе служило залогом вечной жизни в загробном мире.

В эпоху Среднего царства демократизация заупокойного культа обусловила появление нового комплекса магических текстов – 2Текстов саркофагов». Они высекались на внутренней стороне прямоугольных каменных саркофагов и отражали представления египтян о загробной жизни как о продолжении земной, но лишенной труда и забот. Умерший имел жилище, еду, питье, одежду и даже возможность покидать гробницу по своему усмотрению. Поскольку он отождествлялся с Осирисом, то обретал вечное бытие в египетском раю (сехет иару – Поле камыша), где воды было вдоволь, а злаки вырастали выше человеческого роста. Сказочные урожаи были лучшим вознаграждением за нелегкий земной труд, тем более что всесильная магия освобождала от необходимости трудиться для царя загробного мира Осириса. В гробницу помещали фигурки ушебти (егип. «ушебт» - ответ), которые под действием магии оживали и выполняли за умершего ненавистные египтянам повинности. Магические тексты были высечены прямо на статуэтках и гласили: «Если причислят умершего к работающим в загробном мире, чтобы обходить берега, насыпать поля для царя во время его, - «Вот я», - скажешь ты вместо него всякому посланному, пришедшему к Н этому. Возьмите себе кирки ваши, мотыги ваши, коромысла ваши, ведра в руки, подобно тому, как это делает человек для владыки своего. О ушебти этот, сделанный для Н этого, если причислят Н этого к исполнению его обязанностей, освободи там этого в качестве человека при его обязанностях. «Вот мы», - скажите вы».

Широкое распространение стел – красноречивое свидетельство упрощения заупокойного культа. На них изображалось все, что причиталось умершему в потустороннем мире. Выбитые на стелах магические формулы предназначались для живущих, которые обязаны были произнести их вслух и тем самым как бы передать все перечисленные дары умершему. Например, надпись на стеле фараона Аменемхета 1 звучала так: «О вы, живущие на земле, что будете проходить здесь, любящие здесь и ненавидящие смерть, если вы хотите, чтобы ваши высокие знания перешли в вашему потомству, скажите: «О боги! Дайте Аменемхету 1 тясячу тысяч кувшинов вина, хлебов и пива, мяса и птицы, ваз из алебастра и одежды, тысячу тысяч чистых вещей».

В эпоху Нового царства магические надписи со стенок саркофагов перешли на свитки папирусов. Эти тексты, составленные от лица умершего, получили название «Книга мертвых». Они помогали пройти суд Осириса, главный рубеж в страну бессмертия, и служили путеводителем в загробном мире. В книге говорится, что она будет для умершего пищей в стране Дуат, обеспечит душе вечную жизнь, возможность отлучаться из гробницы на землю, оградит ее от чьей-либо власти и одарит особым влиянием на богов.

Помимо текста «Книга мертвых» содержала виньетки – цветные рисунки, также выполнявшие функцию магической защиты.

Наиважнейшее значение для судьбы умершего имела негативная исповедь, в ходе которой он обращался к каждому из 42 сверхъестественных существ, ведавших каким-либо грехом.


Признание в несовершенных грехах (фрагменты)


  1. Приветствую тебя, о тот, чьи шаги огромны, и кто приходит из Иуну (Гелиополя), я не творил зла.

  2. Приветствую тебя, о Объятый пламенем, о тот. кто приходит из города Хер-аха (город вблизи Мемфиса), я никогда не грабил ближнего.

  3. Приветствую тебя, о пожиратель теней, который приходит из тех мест, где поднимается Нил, я не занимался воровством.

  4. Приветствую тебя, о тот, чьи зубы сверкают, и кто приходит из Таши (Фаюма), я не нападал со злым умыслом ни на одного человека.

  5. Приветствую тебя, о бог Правды и Истины, который приходит из города двойной Маат, я не оставлял в запустении вспаханную землю.

  6. Приветствую тебя, о тот, кто смотрит на то. Что принесено ему, и кто приходит из Храма Амсу, я ни разу не согрешил против чистоты.

  7. Приветствую тебя, Нефер-Атум, который приходит из Нетка-Птаха (Мемфиса), в деяниях своих я не пользовался обманом и не творил зла.

За исповедью следовал акт взвешивания сердца умершего. Но даже благоприятный исход суда не гарантировал, что душа попадет в благословенный египетский рай. Доступ туда окрывало знание тайных имен врат, засовов, петель, створок, пола, стен, потолка и обращенные к ним заклинания, также включенные в «Книгу мертвых».


Заклинания тайных имен


«Мы не пропустим тебя, - говорят засовы врат этих, - пока ты не назовешь (нам) имена наши»; имя ваше – «Язычок (Весов) зала правды и истины». «Я не пропущу тебя, - говорит (правая) перемычка врат этих, - пока ты не назовешь мне имя мое»; имя твое – «Весы опоры правды и истины». «Я не пропущу тебя, - говорит левая перемычка врат этих, - пока ты не назовешь мне имя мое»; (имя твое) – «Весы вина». «Я не пропущу тебя, - говорит порог врат этих, - пока ты не назовешь мне имя (мое)»; имя твое – «Бык бога Геба». «Я не отворюсь пред тобой, - говорит паз петли врат этих, - пока ты не назовешь мне имя мое»; имя твое –«глаз бога Себека, повелителя Бахау». «Я не отворюсь перед тобой, (и я не пропущу тебя, - говорит страж створки) врат этих, - пока ты не назовешь (мне) имя мое»; имя твое – «Локоть бога Шу, когда он выступает на защиту Осириса». «Мы не пропустим тебя, - говорят опоры врат этих, - пока ты не назовешь нам имена наши»; имя ваше – «Дети богинь-змей». «Ты знаешь нас, - говорят они, - и потому проходи».

«Я не позволю тебе ступить на меня, - говорит пол этого Зала двойной Маат, - ибо я пребываю в тишине, и я свят, а также потому, что я не знаю имна двух ног твоих, которыми ты собираешься ступать по мне; так назови же мне имена эти». «Странник бога Хаса» - вот имя моей правой ноги; «Посох богини Хатор» - имя моей левой ноги. «Ты знаешь меня, - (говорит пол), так проходи же по мне».

3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок на тему: "Магия. Декор гробниц" (10 класс)

Автор: Курбатова Галина Николаевна

Дата: 12.03.2017

Номер свидетельства: 399396


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства